Я довольно большой период своей жизни занимался журналистикой за рубежом. Мне довелось участвовать в различных конференциях, международных заседаниях, где обсуждалась ситуация в Турции.
Так прошло 30 лет моей жизни с 1976 года по 2000 год, и на протяжении этих 30 лет у Турции за рубежом был закостеневший образ: "В Турции пытают людей… В Турции правят военные, там симпатизируют полуфашистской форме правления… Там ни во что не ставят права человека… В Турции какая-то уродливая демократия… Там плохо обращаются с курдами…" Ну здесь ещё можно вспомнить о проблемах с Кипром, Грецией, Арменией… Ни одно заседание без подобной критики не обходилось.
Теперь всё изменилось. Конечно, ещё не решены проблемы с Кипром и Арменией, но всё равно столько шуму, сколько было раньше, уже нет. Отношения Турции и Греции на повестке дня не стоят.
Курдский вопрос обсуждается не так яро, как прежде. И главная причина состоит в том, что на этих форумах Рабочая партия Курдистана всё чаще воспринимается как террористическая организация.
На повестке дня уже нет вопросов, связанных с демократией, нарушениями прав человека, пытками и верховенством военных.
Вместо этого на первый план выходят проблемы, касающиеся независимости судов, и последние события, связанные с назначениями властями в Академии наук Турции. Здесь никто не может понять ни причин, ни целей.
Как только речь заходит о Турции, все обсуждают, как там развивается турецкая экономика… Спорят, до чего доведут перебранки с Израилем… Дискутируют, каким образом Турция может повлиять на смену власти в Сирии…
Время от времени обсуждают не поменялся ли курс Анкары. Это не значит, что сомнений нет. За попытками Турции найти своё новое место внимательно наблюдают. Тема о вступлении в ЕС звучит уже реже.
Вот вашему вниманию несколько общих замечаний об имидже Турции за рубежом…
Теперь хочу отметить следующее: мигранты теперь бегут не из Турции, а в Турцию…
На конференции, названной «Прекрасная речь» (Tatlı dil), были представлены очень важные исследования. Один выступающий рассказал о важной вещи, которая происходит буквально у нас под носом.
Профессор Кемаль Киришчи привёл цифры, которые доказывают, что мигранты не едут из Турции, а наоборот стремятся в Турцию. Минуточку, а как же страхи Европы перед наплывом турецких рабочих? Нам говорят, что если Турция вступит в ЕС, то в Европу хлынет поток рабочих! И этот аргумент используют против нас. А опасения оказались из разряда баек.
Оказывается, изменения начались с 2007 года. Приведённые профессором цифры всё очень хорошо иллюстрируют: в 2007 году в Германию мигрировало 29 тысяч турок; в тот же год из Германии в Турцию приехало 32 тысячи турок и немцев. А в 2009 году это число ещё выросло, из Турции уехало 30 тысяч человек, а вернулось в Турцию 40 тысяч. Раньше всё было с точностью наоборот, теперь же с каждым годом всё больше человек приезжает в Турцию.
Значительную часть приезжающих составляют квалифицированные рабочие и рабочие пенсионного возраста. В Турции ищут работу немецкие бизнесмены и преподаватели вузов. Падает число и политических мигрантов, желающих уехать из Турции в Германию. В 1991 году политического убежища просили 24 тысячи человек, в 2009 – 1400 граждан. Эти цифры показывают, с одной стороны, что положение с правами человека в Турции заметно улучшилось, с другой стороны, это знак, того, что жить и зарабатывать деньги в Турции стало легче, чем в Германии.
Докладчики на конференции обратили внимание, что смена политики ЕС в отношении виз с точки зрения внутренней политики государств невозможна. В то же время эксперты отметили, что Турция в результате такой визовой политики отдалилась от ЕС, а отмена своих виз значительно сблизила её со своим регионом. Это выгодно и с экономической, и с социальной, и с политической точки зрения.
Вот несколько размышлений о Турции…
На конференции ещё много чего обсуждалось.
Хочу поделиться некоторыми моментами, которые привлекли моё внимание:
- как бы Турция ни была важна для ЕС, пока со своих постов не уйдут Саркози и Меркель, дело о членстве Турции в ЕС не сдвинется с места;
- турецкой экономике повезло больше других в условиях глобального кризиса;
- что касается Кипра, пусть не сразу, но позицию надо менять, развивать идею разделения острова;
- влияние Турции на Ближнем Востоке растёт, однако забот здесь всё прибавляется;
- без решения курдского вопроса Турции не удастся занять в регионе сильную позицию;
- необходима судебная реформа;
- нужно обратить внимание на проблемы с независимостью науки.
К сожалению, согласно одному из важных правил конференции я не могу рассказать, кто конкретно и что говорил, более подробной информации давать я не имею права. Но вот что можно с уверенностью сказать: мы не замечаем этого, а образ Турции за рубежом стал намного симпатичнее.
Перевод МК-Турция