Один из знаменитых политических обозревателей Турции Мехмет Али Биранд в авторской колонке газеты Posta описал свои разочарования по поводу опубликованной голосовой записи экс-главы Генштаба Генерала Ышика Кошанера, в которой тот признает ошибки военных. По словам Биранда речь Кошанера поразила не только обычных людей и правозашитников, но и представителей военных кругов:
"Знаменитая речь бывшего главы Генерального Штаба Генерала Кошанера, распространенная в Интернете, поразила не только нас, но и представителей военных кругов различных государств.
И внутри страны, и за ее пределами укоренилось представление о турецких вооруженных силах, как о прямо-таки легендарной силе. О турецкой армии мы слышали полные патетики повествования, восхваляющие ее героизм, самопожертвование и постоянные успехи.
Речь Кошанера развенчала этот миф. Где она, наша прекрасная армия? Где она, наша героическая армия, от взгляда на которую во время парадов на наши глаза наворачивались слезы гордости? Что произошло с ней, нашей гарантией от всех бед, защитницей нашей демократии, залогом нашей уверенности в будущем?
Мы испытали огромное разочарование. Это стало разочарованием не только для нас, на международном уровне в военных кругах в связи со сложившейся ситуацией также происходит переоценка, о турецких вооруженных силах пишут новые доклады. Оказывается, все то, что сообщалось нам до сегодняшнего дня, было неправдой.
- Нам говорили, что турецкая армия – самая сильная армия НАТО и региона. Оказывается, мы сами создали образ сотен тысяч солдат, идущих на смерть во имя «любви к Родине и долга перед Отечеством».
Помимо готовности умереть за Родину мы наделили их обязанностью заниматься домашними делами.
- Нам говорили, что в турецкой армии царит порядок. Оказывается, со временем от этого порядка осталось только название. Зато распространилась неоправданная грубость, чванство и стремление считать себя надзаконной структурой.
Нам говорили, что турецкая армия обучена лучше американской. Оказывается, она не только не смогла получить должного обучения, но и не достигла эффективного осуществления своими командирами контроля.
Послушайте, что рассказывает Генерал Кошанер. Он рассказывает очень многое: и про недостатки в управлении подразделениями, и про беспорядки и произвол в штабах; достается в речи и тем, кто не сумел правильно оценить данные, полученные от беспилотных самолетов, и офицерам, которые не могут, как следует, руководить своими солдатами.
- Нам говорили, что самая большая удача турецких вооруженных сил заключается в опыте, приобретенном ею в борьбе с терроризмом.
Оказывается, если вывести за скобки опыт, в борьбе с терроризмом, помимо некоторых случаев личного мужества, не было подано ни одного яркого примера. И мы вновь, поражаясь, слушаем рассказ Генерала Кошанера о бросающих оружие и дезертирующих, об убивающих своих солдат командирах.
Где они, наши герои? Где наши юго-восточные командиры, которые в своем постоянном чванстве выступали по телевизору, и писали книги, в которых то и дело осуждали граждан того региона.
Значит, все это была лишь видимость. Абсолютно пустая, лишенная правды картинка. Именно в этот момент вы понимаете, как вас обманывали. Вооруженные Силы Турции ослабили себя вмешательством в политику…
В основе произвола, беспорядков, происходящих в турецких вооруженных силах, лежит тот факт, что командиры, вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, больше занимаются политикой страны, слишком много времени уделяют внутриполитическим вопросам.
В частности, Управление Генерального Штаба, начиная с переворота 27 мая 1960 года, постепенно начало играть все возрастающую роль во внутренней политике страны.
Взгляните на нашу новейшую историю под этим углом, и вы сразу заметите это.
Вмешательство 12 марта 1971 года, последовавшие за ним две неудачные попытки Талаата Айдемира совершить переворот и операция 12 сентября 1980 года стали результатом 25 лет вмешательства турецких вооруженных сил во внутреннюю политику. Затем последовало 28 февраля и ситуация стала еще более запутанной. Если же Вы примите во внимание также попытки военных «мягко» отрегулировать демократию, их действия за период 2004-2007 гг., когда к власти пришла ПСР, и особенно вмешательство в процесс выборов президента, то придете к выводу, что Вооруженные Силы Турции на протяжении вот уже 40 лет не уходят с политической арены.
Вот что происходит, если военная верхушка настолько погружается во внутреннюю политику, если командиры большую часть своего времени тратят на дела, не связанные с армией.
Я пытаюсь привлечь внимание к этой опасности вот уже 40 лет. Вот уже 40 лет я пишу о том, что армия должна оставаться вне политики. Из-за этого меня называют «врагом армии». За это я отвечал в судах, за это меня хотели подвергнуть наказанию.И, в конце концов, я оказался прав."
Перевод МК-Турция