Средний Восток бурлит. Где-то поднимают восстания во имяислама, где-то во имя свободы, где-то народ восстает из-за нищеты. Диктаторовсвергают, по улицам течет кровь. Вы, конечно, понимаете, насколько повезлоТурции! Как бы там ни было, мы спаслись из этого окружения. Сегодня я объяснювам, в чем причина такого везения.
Прочтите, пожалуйста, эту статью для тренировки ума.
Не думайте, что я написал это для того, чтобы возвеличитьПартию Справедливости и Развития (ПСР). Не обвиняйте ни в подхалимаже, ни вприверженности этой партии. Если вы будете так смотреть на эту статью, то лучшевовсе не читайте. Я хотел бы в этой статье ограничиться наблюдением.
Я даже могу ошибаться… Если вы думаете, что я ошибаюсь,приходите и мы поспорим как цивилизованные люди.
Перейдем к нашей теме…
Посмотрите на район, в котором мы живем и на другой берегСредиземного моря (на Северную Африку).
Сирия, Иран, страны Персидского залива, Ирак, Иордания,Иран, Марокко, Тунис, Алжир, Саудовская Аравия.
Все эти страны долгие года управлялись диктаторами,которые пришли в них к власти. Их взял в клещи треугольник из Англии, Франции иСША. У этого треугольника было только одно опасение. И это было опасение,смогут ли они сдерживать исламистские потоки. Это и было самой важной задачейсильных людей, стоящих у власти. И пусть в Тунисе это был Бургиба, в Ираке –Саддам, в Иране – Шах Пехлеви, в Иордании – король Хусейн, в Марокко – корольХасан, в Сирии – Хафез Асад, в Египте – Мубарак, обязанностью каждого из нихбыло с помощью жесткого военного режима во имя светскости взять под контрольрадикальные исламистские движения. Свободу свели к нулю, а эти страныобразовали из народов, которых толкали как рабов.
Тех, кто сходят с намеченного пути, сразу наказывают.
Например, когда в Алжире в 1990х годах исламистскаяпартия Фронт национального освобождения (ФНО) , носящая мусульманский флаг,перечеркнув результаты всеобщих выборов, пришла к власти, военные вступили вборьбу и начали многолетнюю внутреннюю войну. Сотни тысяч погибли. Земля Алжирапокраснела от крови. Запад даже непринял это во внимание. Сейчас есть те, кто разыскивает ФНО днем с огнем.
Были также и страны, в которых стратегия дала обратныйэффект
К примеру, Иран взорвался и Запад получил результат,которого боялся больше всего. Вашингтон решил вывести в люди и направить напуть истинный новичков, натравил Ирак на Иран. Результат получился прямопротивоположный. Сторонники Хюмейна усилили свои позиции, и сегодня они на путик тому, чтобы стать ядерной державой.
Например, Каддафи, присвоивший Ливию, ставила в трудноеположение Запад.
Сейчас, когда меняется мир, меняются и все эти стратегии.Народы просыпаются.
Египет, Тунис, Иордания и Йемен бурлят. Кости доминоопрокидывают одна другую. Несмотря на присутствие в Афганистане огромногоколичества сил НАТО, Талибан уверенными шагами движется к тому, чтобы разделитьвласть. Вот увидите, так же как это случилось в Ираке, США и там не преуспеют иотступят.
Саудовская Аравия и Пакистан в пушечном жерле.
Только для того, чтобы защитить свои интересы в вопроседобычи нефти, США сделали вид, что не замечает подготовку радикальныхисламистов в Саудовской Аравии. Между тем выяснилось, что пилоты самолетов,совершивших взрывы 11 сентября в Нью-Йорке, были подготовлены в СаудовскойАравии.
Точно так же, исключительно из стратегических целей (сточки зрения своих интересов вАфганистане) они сейчас не поднимают шума по поводу Пакистана.
Но однажды придет день, когда Пакистан и СаудовскаяАравия нарушится порядок и равновесие нарушится. Силы Запада пожалеют о том,что они сделали, но будет слишком поздно.
Но почему же ничего этого не случилось с нами?
НАС СПАСЛА ДЕМОКРАТИЯ
В сущности, западный шаблон подходил и для нас.
Турецкая Республика со дня своего основания уделялабольше всего времени и энергии установлению и защите светской системы.Основатели Республики, используяВооруженные Силы Турции, завещали из поколение в поколение «во что бы то нистало защищать светскую систему».
В то же время наши политики не вмешивались в это, так какэто было долгом армии.
Это дало результаты.
Вооруженные Силы Турции с 1940х годов стали еще болеепривержены светскости и кемализму и смогли сохранить их до 2006 года. Однакопонимание военными принципа светскости за это время так затвердело, что людейрелигиозных и фанатиков они путают и всех чешут под одну гребенку.
Я помню, что в 1950ые годы в нашем доме читали толькогазету Cumhuriyet, так как мы поддерживали Народно-республиканскую партию(НРП). Очень часто под заголовками типа «Схвачен еще один фанатик» в нейпечатались фотографии бородатых мужчин или женщин в платках.
После 1960 года, 12 марта (1971) и, наконец, переворота12 сентября (1980), на Турцию словно надели смирительную рубашку.
Разумеется, такое давление в конечном итоге вынудилорелигиозную часть населения взбунтоваться.
С одной стороны, в стране (не считая вопросов религии)более прочным становится положение о демократических свободах, растетэкономика, а с другой стороны, религиозная часть общества не получает с этоготого, что ей причитается.
Сначала в 1983 приход к власти и подход к религиознымвопросам Озала, потом взрыв, которым оказалась победа Эрбакана и ПартииБлагоденствия на выборах в муниципалитет в 1994 году и на всеобщих выборах в1996 году. Это было своего рода сигналом.
Теперь Турция уже не была прежней.
Религиозная часть общества хотела получить свой кусокпирога. Теперь нужно было по-новому трактовать светскость и дать местоверующим.
Поскольку взгляд на ислам в турецком обществе не похож навосприятие иранских шиитов, призывающих «отправляться на улицы затем, чтобы,чего бы это ни стоило, искать справедливость», соответствующая реакция былапродемонстрирована на выборах.
ПСР ВЫДВИНУЛИ РЕЛИГИОЗНУЮ ЧАСТЬ ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА НАПЕРВЫЙ ПЛАН
Кемалисты (республиканцы) и военные не могли увидеть илипонять эти изменения. Вместо того, чтобысделать свою позицию более гибкой, вместо того, чтобы искать компромисс дляэтих двух частей общества, они сделали прямо противоположное.
Постмодернистский переворот 28 февраля поставил крест наэтом сближении.
«Мы налаживаем баланс для демократии», - это знаменитоевысказывание Чевика Бира было очень неудачным. Потому что случилось прямопротивоположное тому, что подразумевал генерал армии. Регулировка, которую пытались провестиВооруженные Силы, дала неправильную отдачу. И благодаря этому родилась ПСР.Реджеп Тайип Эрдоган в результате этой борьбы начал действовать и стал лидером.
Турецкий народ предпочел того, кто испытал несправедливость.
Всех нас спас, хотя и неполноценный, но демократический режим.
Благодаря бюллетеням, которые были брошены визбирательные урны, Турция без войны и пролития крови начала сближение срелигиозной частью общества, начала учиться жить вместе и привыкать к тем, ктодумает по-другому. Может быть, это могло бы занять более долгий срок, нодемократия обеспечила этой стране мягкую посадку.
Может быть, вбудущем Турция будет жить не на таком уровне, о каком мечтали приверженцы кемализма и светскости, но она будет жить более правильно. Религиозный факторбудет на первом плане, будет больше набожных людей и женщин с покрытыми головами, но нельзя забывать, что эта страна принадлежит и им тоже.
Только бы никто не вмешивался ни в чью жизнь.
Пусть не будет принуждения.