Обозреватель Мехмет Али Биранд на этот раз в авторской колонке газеты Posta описал свои наблюдения за поездкой премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в США. Биранд убежден, что встреча премьера с президентом США Бараком Обамой прошла в хорошей атмосфере:
----
"Инициатива встречи премьер-министра Эрдогана с президентом Обамой исходила от Вашингтона. Данная инициатива, последовавшая вслед за резкой критикой Эрдогана в адрес Израиля и еще не завершенным туром премьера по Ближнему Востоку, где его встречали с аплодисментами, вызвала дрожь в различных кругах.
Ожидалось, что президент Обама раскритикует турецкого премьера в вопросах касательно Израиля и Палестины и скажет, что он как союзник зашел слишком далеко. Наблюдатели в Вашингтоне были такого же мнения. Ожидалось похолодание в отношениях между Анкарой и Вашингтоном.
Премьер-министру задали вопрос после того, как он вышел с заседания: «Как вы оцениваете данную встречу?». Ответ был однозначным: «Она прошла крайне продуктивно и в дружеском ключе».
Премьер-министр был в хорошем настроении на пресс-конференции, организованной сразу после переговоров. Возможно, он был доволен тем, что не столкнулся с неожиданным развитием событий. Его мимика и ответы, которые он дал, могут быть свидетельством того, что встреча прошла удачно.
Не удовлетворившись словами только турецкой стороны, я также спросил у американцев. От них я получил следующий ответ: это была словно встреча двух друзей.
Турция, разрешив разместить на своей территории противоракетные радары, которые будут использоваться под эгидой НАТО, так покорила сердце Вашингтона, что руководство Обамы больше ничего не видит. Даже сложилась такая ситуация, что американцам как будто нравится, что Эрдоган сделал то, что они не смогли сделать или сказать правительству Нетаньяху.
Короче говоря, нельзя сказать, что сейчас в турецко-американских отношениях есть какой-то важный и большой вопрос, который может создать серьезные проблемы.
РПК ударила, Обама дал Эрдогану то, что он хотел
Как только в Вашингтон перед встречей Эрдогана с Обамой пришли новости о том, что РПК в субботу совершила нападение, атмосфера вдруг изменилась.
Я могу с легкостью сказать, что террористическая организация выстрелила себе же в ногу. Если бы не было этого происшествия, Турция, возможно, не получила бы так легко то, чего хотела, и была бы вынуждена вести более сложные переговоры.
Как сказал премьер-министр, президент Обама отреагировал с большим пониманием на то, что Турция настойчиво хочет приобрести беспилотные самолеты Predator.
Анкара хотела, чтобы на эти самолеты был выделен грант. Но договоры о гранте должны быть ратифицированы конгрессом. А это выглядит сложным в связи с ожесточением турецкой политики по отношению к Израилю. От этого уже отказались.
Эрдоган, чтобы избежать решения конгресса, предложил «аренду». Вашингтон сейчас будет изучать такую возможность. Было сообщено, что Обама положительно отнесся к такому новому подходу.
Турция ожидает еще двух вещей:
-То, что американцы, уходя из Ирака, отдадут оставленное ими оружие турецким вооруженным силам;
-То, что разведывательные данные, связанные с деятельностью РПК, будут быстрее доходить до Анкары.
Премьер-министр сообщил, что по этим двум вопросам он встретил положительный подход и понимание.
На Сирию будут наложены совместные санкции Турции и США.
На мой взгляд, другое важное направление переговоров Эрдогана и Обамы – тема совместной работы по подготовке новой серии санкций в отношении Сирии.
И Премьер-министр Эрдоган, и американские уполномоченные лица сказали, что их мнения полностью совпадают в том вопросе, что, для того, чтобы заставить сирийское руководство пойти на перемены, необходимо подготовить новые санкции.
Эрдоган на пресс-конференции сказал, что у него не осталось никакого доверия к руководству Ассада, что он прервал с ним отношения, и что давление будет с каждым днем расти. Также он добавил, что скоро он лично отправится в лагерь Хатай и изучит ситуацию.
Т.е. с Сирией покончено, мосты сожжены. И пока Асад будет на своем посту ничего не изменится.
Ответ на этот вопрос я услышал как от турок, так и от американцев, и в обоих случаях он совпал:
«…Турция всем заявила, что ее участие в военной авантюре против какой-либо арабской страны невозможно…»
Может быть они пытаются возбудить Турцию и втянуть ее в ведение военной операции в Сирии?
Прибывшие сюда турецкие уполномоченные лица не скрывают, что они отлично понимают риск такой возможность и сразу же отвергают вопросы в данном направлении. Несмотря на это, в вопросе Сирии Турция видится на первом плане. Она продолжит вести себя так, показывая путь международному сообществу и особенно Вашингтону.
Не возникло спора ни по Израилю, ни по Палестине, ни по Кипру
Конечно, тема, которая больше всего волновала, - как в Вашингтоне встретят все обостряющиеся отношения с Израилем и Палестиной. На самом деле, на переговорах в понедельник между министрами иностранных дел Ахметом Давутоглу и Хиллари Клинтон на тему подготовки встречи Эрдогана с Обамой стало понятно, что атмосфера здесь не была настолько жесткой и неприязненной, как это казалось.
Вашингтон не доволен и турецко-израильским непониманием, и турецкой позицией касательно Палестины, и работами по поиску нефти на Кипре.
Он предпочитает, чтобы ничего этого не было. Но и говорить об этом ему особо не хочется. Президент Обама ограничился тем, что со вниманием отнесся ко всем темам и сказал, что не нужно оканчательно портить отношения.
Касательно Кипра говорил, в основном, Эрдоган. Он выступил с предупреждением: «Имейте в виду, кипрские переговоры становятся опасными». Эта проблема будет обсуждаться сегодня и завтра на переговорах Генерального Секретаря ООН и премьер-министра Греции Папандреу, а также на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Самое важное, что сейчас нужно знать: Турция не будет мешать Южному Кипру вместе с Израилем вести совместные исследования в Средиземном море и направлять свой военно-морской флот. Она будет вести свои собственные исследования вместе с Турецкой Республикой Северным Кипром."
перевод МК-Турция