Сирийский лидер Башар Асад наверняка даже не предполагал, что запасы химического оружия спасут его от неминуемой катастрофы и буквально помогут выбраться из затянувшейся петли.
Можно предположить, что Сирия долгое время копила его для противодействия возможному ядерному удару со стороны Израиля.
За «красной чертой»
Когда 21 августа было использовано химическое оружие, США, страны Запада и в первую очередь Турция заявили, что Асад переступил через «красную линию», и подняли вопрос о военном вмешательстве. Нежелание президента Обамы ввязываться в новую войну сразу после вывода войск из Ирака и Афганистана стало катализатором поиска дипломатических мер по урегулированию конфликта. Этим грамотно воспользовался Президент России Владимир Путин.
Первой приятной неожиданностью для Путина стала неспособность британского премьера Дэвида Камерона убедить парламент в необходимости удара по Сирии. Вероятность того, что Барак Обама не сможет заручиться достаточной поддержкой американского Конгресса, обнадежила его ещё больше. Ещё одним серьёзным поводом стало разногласие западных стран по сирийскому вопросу на саммите «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге. Среди стран, которые были однозначно намерены отомстить Асаду за его злодеяния против собственного народа, остались лишь США, Канада, Саудовская Аравия, Франция и Турция. На пресс-конференции по результатам саммита Путин заявил, что его особенно обрадовала неожиданная позиция Индии и Индонезии. Кроме того, Генеральный секретарь ООН и лидеры европейских стран открыто высказались против военного вмешательства.
Предложение передать химическое оружие в обмен на ненападение, озвученное в Лондоне госсекретарём США Джоном Керри, не возникло само по себе. Барак Обама обговорил с Путиным ситуацию с химическим оружием в Сирии за закрытыми дверями и подтвердил, что, если оно будет под контролем, вопрос о вторжении будет(решён?). В то время как Обама сбавлял военную риторику, Путин, наоборот, задавал хороший темп своим дипломатическим инициативам: сразу после окончания саммита назначил встречу с министром иностранных дел Сирии Валидом Муаллемом в Москве. Глава российского МИДа Сергей Лавров сделал это предложение своему сирийскому коллеге, и Муаллем в тот же день объявил о принятии условия о контроле оборота и уничтожения химического оружия. Зелёный свет Дамаска на вхождение Сирии в Организацию по запрещению химического оружия сделал саму идею Барака Обамы о военном вторжении бессмысленной.
Предостережения Путина
В результате трехдневных переговоров, проводившихся в Женеве, министр иностранных дел России Лавров и министр иностранных дел США Керри пришли к консенсусу по вопросу о том, как будет проводиться утилизация химического оружия в Сирии. За неделю Асад предоставит список имеющегося в его распоряжении химического оружия, а до середины 2014 года Сирия будет обязана избавиться от всего химического оружия. Этот шаг можно считать самой большой дипломатической победой России со времен распада Советского Союза. Москва сумела найти политическое решение конфликта, и её позиции в регионе усилились вне зависимости от того, будет ли Асад находиться у власти дальше. На заседании Шанхайской организации сотрудничества, которое проходило 13 сентября в Бишкеке, Путин в очередной раз решительно выступил против военной операции в Сирии. Российский президент, который больше всех выиграл от химического оружия Асада, ещё раз доказал, что Россия является сильным игроком на мировой арене.
Семь негативных последствий, которые можно избежать
Нужно принять во внимание, что на подписанное в Женеве соглашение повлияло также и интервью, которое Путин дал американским СМИ. Оно способствовало формированию общественного мнения по этому вопросу. Российский лидер заявил о том, что если будет решен сирийский вопрос, можно будет достичь продвижения и в других вопросах. Он также напомнил Обаме о следующих фактах:
- Насилие распространится по региону.
- Поднимется новая волна терроризма, которая затронет всех.
- Пострадает имидж США как центра демократии.
- Существование международных организаций потеряет всякий смысл.
- Вторжение будет нелегитимным.
- Израиль рискует быть атакован химическим оружием.
- Будет утерян контроль над сирийским химическим оружием.