Заслужил ли Башбуг пожизненное заключение

Заслужил ли Башбуг пожизненное заключение

Недавно в Турции завершился судебный процесс по делу «Эргенекона», в котором члены тайной организации были признаны виновными в заговоре, направленном на свержение правительства Партии справедливости и развития (ПСР).

Есть мнение, что бывший глава турецкого Генерального штаба отставной генерал Илькер Башбуг был несправедливо приговорён к пожизненному заключению по делу «Эргенекона». На самом же деле многие важные детали событий, произошедших в начале двухтысячных годов, людям неизвестны. С таким заявлением выступил министр по делам таможни и торговли Хаяти Языджи.

Комментируя результаты процесса, он сказал, что с пониманием относится к людям, симпатизирующим бывшему главе Генерального штаба. Вместе с тем пообещал: «Я многое расскажу, когда будет завершена процедура апелляции», – пообещал министр.

Языджи также рассказал, что за десятилетие пребывания ПСР у власти, он и другие члены кабинета получили немало анонимных писем с предостережениями об угрозе военного переворота. По признанию министра, они отвергали большую часть этих писем как абсурдные. «Мы полагали, что на данном этапе никто не сможет организовать переворот», – сказал Языджи. Первое подобное письмо он получил в 2003 г. и проигнорировал его. Когда ещё одно попало к нему в руки в 2005 г., он поделился информацией с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Однако и тогда это не было воспринято всерьёз.

Хаяти Языджи, имеющий опыт в юриспруденции, вспоминает, что его мнение поменялось кардинально, после того как он ознакомился с выдержками из дневника отставного адмирала Оздена Орнека, в котором приводились подробности планов некоторых генералов по осуществлению военного переворота. Орнек получил почти 20 лет лишения свободы по другому делу о подготовке переворота — «Бальёз» («Кувалда»). «План переворота, описанный в дневнике, полностью совпадал с той информацией, которую мы получали в анонимных письмах», – отметил Языджи. Он жалеет, что не сохранил копии письма, которым поделился с Эрдоганом, – в нём совпадения были особенно явными. Однако, как утверждает министр, он точно помнит, что в письмах упоминалась большая часть генералов, арестованных или осуждённых по делам «Эргенекон» и «Бальёз».

Языджи предельно чётко обозначил своё отношение к экс-главе Генштаба, которого многие сегодня считают рядовым козлом отпущения: «Это суровый приговор — пожизненное заключение без возможности получить досрочное освобождение. Нелегко комментировать такой приговор. Но у меня есть информация, которую я могу придать огласке, но считаю неэтичным делать это сейчас».

Критики процесса обвиняли суд в том, что некоторые подозреваемые были осуждены безосновательно, отметил министр. «Они находятся в тюрьме не без причины. Постоянно предпринимаются попытки замалчивать факты их участия в тех событиях», — пояснил свою позицию Языджи. Он также выступил с резкой критикой лидера Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу, который объявил решения суда «нелегитимными»: «Это не взвешенное заявление, проявление несдержанности. Я даже не воспринимаю его всерьёз. Такие выступления носят чисто пропагандистский характер».