Главная заслуга власти

| Абдульхамит Билиджи 0
Главная заслуга власти

На встрече мировых лидеров в Нью-Йорке в рамках саммита ООН президент Абдуллах Гюль встретился с главами правительств и рассказал им о том, какого курса в ближайшее время будет придерживаться Турция в своей внутренней и международной политики.

Пожалуй, самый актуальный вопрос, заданный на этой встрече, был о политическом будущем самого Абдуллаха Гюля, у которого в следующем году истекает срок полномочий. Иностранцам, как и нам, интересно знать, будет ли он снова баллотироваться на пост президента и какие отношения собирается выстраивать с Партией справедливости и развития (ПСР). Не меньший интерес у общественности вызывают разговоры о связи Турции с экстремистскими группировками, действующими в Сирии против власти Башара Асада.

Не всё потеряно

Угроза демократическим процессам в Турции, ставшая явной после протестов в парке Гези, также волнует мировое сообщество. Модель развития страны в последние годы была показательной для всего ближневосточного региона. За прошедшие 8-9 лет Турция подписала ряд важнейших законов о демократических реформах, именно поэтому её ставали в пример соседним странам. Но если мы посмотрим на Турцию сегодня, то можем видеть ряд серьёзных проблем: со свободой слова в средствах массовой информации; исключение из повестки дня процесса вступления в ЕС; достигшие своего пика проблемы с террористическими группировками; рост авторитаризма во многих сферах и разговоры о теории заговора.

Подобное положение дел представляет турецких демократов не в лучшем свете как внутри страны, так и в мире. Ведь они поддержали ПСР, чьи исламские корни всегда вызывали подозрение. Последние действия этой партии хоть и усилили дружеские связи со многими странами, но вместе с тем приостановили реформы и ограничили свободу.

Всё вышеперечисленное удручает не только турецких демократов. В США тоже не рады нынешнему положению дел в Турции. Однако, приехав в Анкару на форум, где премьер-министр Эрдоган представил публике свой «Пакет демократизации», я понял, что не всё потеряно.

Снижение барьера на выборах, возможность носить хиджаб в государственных учреждениях, разрешение преподавать на курдском языке в частных школах, возвращение земли ассирийскому монастырю Мор Габриэль и остальные начинания в этом духе вселяют оптимизм. Увы, не было предпринято никаких действий в отношении религиозных школ. Тем не менее, как отметил премьер-министр, это не последний шаг в сторону расширения спектра свобод в этой области.

На самом деле не было никаких препятствий для проведения многих из заявленных реформ и два-три года назад. Но сейчас главное то, что премьер-министр всё-таки вернулся к реформаторству после долгого перерыва. Это сделало его особенно популярным среди граждан страны на референдуме 12 сентября, где большинство поддержало его начинания.

Имидж – не панацея

Несмотря на недочёты ПСР во внешней политике, партия показала, что развитие в демократическом ключе не противоречит исламским ценностям. В то время как от Пакистана до Кении и от Ирака до Сирии распространилась волна происламского террора, успех в сфере демократического реформирования в Турции стал положительным посланием для Запада и источником надежды и вдохновения для исламских стран. Мы все знаем, с какой завистью на нас смотрели Запад и Восток, ведь Турция до обострения ситуации в ближневосточном регионе успела достичь больших успехов в экономической и демократической сферах. Успех ПСР был очень показательным и для исламофобских кругов как за границей, так и внутри страны.

Чтобы набирать обороты и дальше, ПСР необходимо ускорить реализацию демократических реформ. На недавнем выступлении Эрдоган несколько раз затронул тему восстановления процесса вступления в ЕС, что может быть хорошей идеей для налаживания контактов со всем миром. Но улучшение имиджа Турции за границей – не панацея от всех бед. Проблемы, возникшие из-за многолетнего авторитаризма, можно решать исключительно с помощью демократии. Только после полноценных реформ в Турции прекратится рознь и воцарится мир.