Всё указывало на опасность. От мотора шёл запах гари. Тормоза отказали. Машина на полной скорости двигалась в сторону пропасти. Ни у кого не осталось надежды на благополучный исход, все надеялись на чудо... Стоит ли расшифровывать эту метафору?
Люди в Сирии и Ираке годами жили на краю бездны. Вся страна находилась в руках одного человека. Законом признавалось всё, что исходило от этого единовластного правителя и верных исполнителей его воли.
У них были дворцы, в которых они проживали шикарную жизнь. Они издавали газеты с ничего не значащими заголовками. У них были враги как внутри страны, так и за её пределами. Те, кто раскрывал правду о том, что на самом деле происходит, считались изменниками. Быть журналистом, аналитиком или человеком искусства значило представлять опасность для правящей элиты. Безопасность людей была в руках национальной разведывательной организации, которая следила за частной жизнью каждого. Проводились выборы, но на них всегда побеждали одни и те же.
Управление страной в авторитарном стиле длилось долгие годы, а сами лидеры рассматривались как гаранты стабильности. И были массы, которые аплодировали им. Они полагали, что султанат будет существовать веками и с них никто не спросит за их дела. Но произошёл взрыв, который заставил их содрогнуться. Даже соседние страны воспользовались случаем и пришли на руины, чтобы урвать лакомый кусок. Тогда-то стало ясно, что стабильность, приобретённая путём попрания гражданских свобод и пренебрежения законами, обманчива. Но было поздно. Погибли сотни тысяч людей, миллионы покинули свои дома, города превратились в развалины, а государство перешло в руки бандитов.
Любопытные совпадения
Наша страна, где журналисты, судьи и полицейские, ведущие расследование против воров, отправляются в тюрьму, где решения Конституционного суда не выполняются, где коррупция покрывается, где расширяется роль разведки, где компании открыто заявляют о своих политических предпочтениях, а инакомыслящим предпринимателям выписываются штрафы, где охота на ведьм приобретает законную силу, а международная репутация рушится, - такая страна похожа на машину с отказавшей тормозной системой. В ходе двух предшествующих выборов большинство избирателей одобрили этот жуткий путь в бездну, но у многих здравомыслящих людей пошатнулась вера в демократию и народ.
Остановить разрушение
Однако 7 июня инициативные представители всех партий приняли решение остановить этот автомобиль, несущийся в пропасть, самым безопасным способом. Во избежание обмана они организовали у избирательных урн контроль во имя соблюдения принципов демократии.
Накануне выборов в Агры, Адане и Диярбакыре произошли три крупные провокации, нацеленные на то, чтобы не допустить преодоления Демократической партией народов (ДПН), ставшей ключевой на этих выборах, 10%-ного избирательного порога. Возможно, выборы пришлось бы отменить, если бы курды, близкие к этой партии, начали мстить. Не преодолей ДПН избирательный порог, Партия справедливости и развития смогла бы получить 330 мест в парламенте и официально осуществлять управление страной от лица одного человека.
Чем дальше, тем более странно
Всё могло бы закончиться не так благополучно, если бы информагентство «Джихан», испугавшись кибератак, угроз и клеветы, не стало публиковать предварительные результаты выборов и мы бы доверились данным «Анатолийского агентства», которое хоть и является госорганизацией, существующей за счёт налогоплательщиков, но работает, по сути, на правительство. Нынешнее время вообще полно странностей. Например, 2–3 дня тому назад «Джихан», на которое проправительственные СМИ повесили ярлык «террористическая организация», стало гарантом выборов и демократии.
Благодаря этому машина была спасена от падения в пропасть. Среди тех, кто вмешался в ситуацию, были и члены Партии справедливости и развития, которая, если сравнивать с результатами предыдущих всеобщих выборов, потеряла 3 млн избирателей и шанс единовластно управлять страной. Постоянно выступая на митингах и по телевизору, Реджеп Тайип Эрдоган превратил выборы в вотум доверия президенту. Отметим, что 10 месяцев тому назад за него голосовало 52% избирателей, на этот раз он потерял 12 пунктов и получил лишь 40% голосов.
И сегодня мы наблюдаем, как Партия справедливости и развития платит за то, что последние годы отдалялась от принципов демократии и права, всё больше увязая в коррупции. Теперь у ПСР два исхода: или она вернётся к прежним благим идеям, или же её постигнет судьба Партии Отечества, на место которой пришла новая консервативно-демократическая партия. Те, кто будет поддерживать власть Партии справедливости и развития, считая угнетение, ложь и грабёж нормой, рано или поздно сильно разочаруются.
Побеждает тот, кто соблюдает правила
Самая большая победа на выборах - это соблюдение принципов демократии. Однако на плечи оппозиции ложится важная задача - не допустить превращения этого триумфа в возвращение в 1990-е годы и опровергнуть слова тех, кто запугивает людей наступлением хаоса. Здесь есть одно условие: надо отставить в сторону пустые препирательства и проводить конструктивную линию, возрождая надежду, претворяя в жизнь витальные проекты и беря на себя ответственность. Слава Богу, мы спаслись от пропасти. Теперь мы должны устранить аномалии во всех сферах жизни - от судебной системы до экономики, от СМИ до внешней политики. Ах если бы была кнопка «аннулировать», нажав на которую можно было изменить прошлое и избежать допущенных там ошибок…