Сегодня мы с сожалением наблюдаем, как государство всеми способами пытается повлиять на общество и средства массовой информации. Оно умышленно создаёт внутренних врагов, принимает законы, противоречащие Конституции, указывает журналистам, о чём они должны или не должны писать, защищает воров, бесцеремонно бросает в тюрьму тех, кто борется с коррупцией, пожимает руки террористам...
Видимо, Эрдоган полагает, что он обладает властью во всех вопросах: от рождаемости в стране до решения о том, кто из журналистов должен следующим отправиться в тюрьму. Не говоря о создании олигархической структуры, которая толкает ПСР к самоуничтожению.
Мне нечего сказать тем, кто до сих пор не понял, что демократия пошатнулась, а законы не соблюдаются. Такие люди считают всё происходящее в стране проявлением борьбы между ПСР и движением «Хизмет» (идеолог движения Фетхуллах Гюлен. - Ред.). Найдите минутку и подумайте о том, что случилось с теми, кто не имеет ни малейшего отношения к движению «Хизмет», но имел смелость высказать своё мнение относительно последних событий. Этого достаточно, чтобы понять: всё намного серьёзнее и глубже, чем просто конфликт между «Хизмет» и ПСР.
Президент взял неверный курс
Недавно уважаемый бизнесмен и председатель Ассоциации турецких промышленников и предпринимателей (TUSIAD) Мухаррем Йылмаз деликатно предупредил Эрдогана, который явно идёт в неправильном направлении: «Движение иностранного капитала в страну, где не соблюдается верховенство закона, судебная система не функционирует в соответствии с нормами ЕС, независимость институтов, уравновешивающих экономику, поставлена под сомнение, а правила тендерных торгов изменяются снова и снова, - невозможно».
Теперь вспомним ответ Эрдогана на слова Йылмаза: «Президент TUSIAD не может прийти и сказать, что мировой капитал не поступит в нашу страну. В противном случае его слова равносильны государственной измене».
Итак, что мы видим? Получается, когда бизнесмен говорит: «Если мы перестанем быть правовым государством, серьёзно пострадает экономика страны», - достаточно назвать его предателем, и проблема исчезнет. Но и это ещё не всё. Проправительственные СМИ набросились на Йылмаза с удвоенной силой. И он был вынужден уйти в отставку с поста председателя TUSIAD, чтобы не потерять свой бизнес.
Через некоторое время бразды правления TUSIAD, которая стала для Эрдогана как красная тряпка для быка, взял в свои руки Халук Динчер из Sabancı Holding. В интервью, опубликованном 29 декабря в Hurriyet, он повторил слова своего предшественника. «Вы взяли неверный курс», - заявил он руководителям страны. Вот некоторые отрывки из его интервью:
«В событиях, произошедших 17 декабря, для делового сообщества не было ничего удивительного. Когда речь идёт о прозрачности, Турция делает 11 шагов назад. В ходе опроса 800 бизнесменов 37% заявили, что в их секторах отмечается огромное количество случаев, сопряжённых с коррупцией». «Мы работаем не с президентом, а с премьер-министром... Деловой мир под руководством и контролем государства давно стал анахронизмом; это то, что невозможно объяснить Западу... Но Европейский союз не собирается отказываться от Турции из-за слов Эрдогана».
Коррупция - не воровство?
Отвечая на вопрос «Неужели движение «Хизмет» преступная организация?», Динчер заявил: «Преступление - это индивидуальный проступок. Так что, даже если несколько человек из «Хизмета» совершили преступления, мы всё ещё не можем признать виновным всё движение или объявить его преступной организацией».
По поводу того, может ли Фетхуллах Гюлен быть лидером террористической организации, Динчер ответил: «Это меня не касается. Исходя из презумпции невиновности, любой человек считается невиновным, пока не доказано обратное. Это же можно сказать и о Фетхуллахе Гюлене».
«Мы не можем понять, как случилось, что глава STV был арестован из-за сериала, вышедшего в эфир в 2009 г., или как задержание главного редактора газеты Zaman может быть связано с «параллельной структурой». Я допускаю, что между двумя группами существует конфликт, но я не вижу никакой параллельной структуры», - добавил председатель TUSIAD .
И правда, теперь кажется, что Халук Динчер, как и Мухаррем Йылмаз в любой момент может быть объявлен предателем. Но в атмосфере, в которой даже уважаемые профессора заявляют, что коррупция - не воровство, не стоит бояться быть обвинёнными в предательстве или в связях с параллельным государством.
Давайте вспомним недавние слова европейского политика Даниэля Кон-Бендита, или «Красного Дэнни», в прошлом одного из самых убеждённых сторонников турецкого президента: «Если Эрдоган не назвал вас предателем, это означает, что вы не демократ».