«Требуется подданная Османской империи, физически сильная, привитая, без хронических и заразных заболеваний, имеющая документы от местного органа управления и имама, подтверждающие её порядочность и целомудренность, максимальный возраст 30 лет, минимальный - 18, без детей». Таким было объявление о наборе в первый в истории Османской империи женский трудовой батальон.
Есть книга, раскрывающая историю этого необычного отряда, созданного по инициативе Энвера-паши, взявшего за образец немецкую модель. Называется она «Первый женский трудовой батальон». Идея описать жизнь безвестных женщин-солдат принадлежит Явузу Селиму Каракышла, который знаком публике как «великий историк маленьких людей». Он является членом преподавательского совета университета Богазичи и специалистом по истории женского труда в Османской империи. А ещё он известен своими феминистскими взглядами.
Потерянный батальон
Рассказывая о малоизвестном батальоне Османской империи, Каракышла называет его участников «потерянными». В самом начале книги автор охарактеризовал ситуацию словами: «У Османской армии не было ни потребности, ни надобности в этих женщинах-работницах». Зачем же тогда был создан батальон? Ведь женщины-военные не воевали на фронте, не участвовали в стычках с врагом.
История спецотряда связана с Первой мировой войной не напрямую, а косвенно. В то время многие мужчины сражались на фронте. Из-за этого их спутницы были лишены возможности трудиться, хотя очень этого хотели. В свете сложившейся ситуации 14 августа 1916 г. под руководством военного министра Энвера-паши и под покровительством его супруги Эмине Наджие Султан было создано трудовое общество мусульманок. С самого начала оно привлекло общественное внимание. За первые два с половиной месяца в организацию обратились 14 тыс. человек. Число заявок росло, и, если бы со временем открылись новые отделения, их тоже было бы недостаточно.
Спасительный мостик
На первых порах общество было своеобразным мостиком между женщинами, которые хотели трудоустроиться, и предприятиями, нуждающимися в рабочей силе. Благодаря этому те из них, чьи кормильцы были на войне, получили прекрасную возможность зарабатывать на хлеб. У некоторых ситуация была значительно сложнее. Вот что пишет Каракышл в своей книге: «Позвольте им найти работу, которая обеспечит достаточный заработок, ведь у многих нет дома, одежды и даже еды». Общество помогало какой-то части этих женщин, но это не тот вопрос, который может быть разрешён с помощью временных мер. Именно по этой причине организация выступила с предложением о внедрении на экспериментальной основе в трудовые батальоны османской армии женского подразделения.
Предложение сразу нашло отклик в лице Энвера-паши, и 3 августа 1917 г. появился женский трудовой батальон. Это было смелым решением, ведь на протяжении всей истории османской армии туда могли попасть исключительно мужчины-мусульмане. В рядах женского батальона никогда не было более 90 человек. Потому что в отличие от трудового общества желающих попасть туда было немного. К тому же он так и не смог перейти к боевой деятельности. Вначале женщины были заняты на сельскохозяйственных работах, но стало ясно, что большинство из них не приспособлено к подобному труду. По той же самой причине прекратилось строительство и ремонт дорог с их участием.
Прикинулась мужчиной
У женщин, живущих в резиденции Эдип-бея на холме Султан в районе Ускюдар, была одинаковая униформа, включающая белый головной платок. Чтобы отличать служащих от рабочих, на воротники униформы прикреплялись нашивки в виде позолоченных или красных звёзд. Дамы в звании капрала, сержанта и старшины тоже носили эти отличительные знаки.
Батальон просуществовал недолго: его упразднили через месяц после того, как 2 ноября 1918 г. Энвер-паша покинул Стамбул. Кстати, первая представительница слабого пола, служившая в османской армии, была не из числа тех, кто работал в этом отряде. Именно ей и посвятил Каракышла свою книгу - той, которая вступила в ряды военнослужащих задолго до создания батальона, в 1897 г., во времена правления султана Абдулхамида Второго. Она два года служила под видом мужчины Айдынлы Косе Мехмеда в одном из отрядов в Салониках, настоящее же её имя было Айше Ханым.