Османское общество не мыслило себя без музыки. Все обитатели дворца Топкапы обучались ей в обязательном порядке. Каждая наложница должна была овладеть хотя бы одним инструментом, уметь петь и танцевать. Были даже девушки, умеющие играть на трубе, хотя традиционно это прерогатива сильного пола.
Из рабов - в дипломаты
Мужчины получали музыкальное образование в Эндеруне - дворцовом центре подготовки управленческих кадров. Одним из выпускников Эндеруна был поляк Войцех Бобовский, также известный как Альбертус Бобовиус. Он внёс огромный вклад в развитие и распространение турецкой музыки. Изначально Бобовский жил во Львове, входившем тогда в состав Речи Посполитой, и был обычным хормейстером и музыкантом в евангелической общине.
Возможно, так и умер бы, не прославившись, если бы не попал в плен к крымским татарам. Узнав про музыкальные способности молодого человека, его продали во дворец турецкого султана Мурада IV. Там Бобовский принял ислам, стал Али Уфки Беем, получил сначала образование при дворе, а потом и место главного переводчика Порты, казначея и музыканта.
Из раба Бобовский превратился в одного из самых влиятельных дипломатов Османской империи. И всю свою жизнь стремился построить культурный мост между Востоком и Западом. Бобовский, знавший 17 языков, переводил труды европейских философов на турецкий, а исламские тексты - на латынь. Он одним из первых перевёл Библию на турецкий. Этой версией пользовались вплоть до 2002 г.
Благодаря его трудам до наших дней дошло аутентичное музыкальное наследие Османской империи. Он составил целый сборник, включающий в себя различные мелодии и песни, традиционную народную и религиозную музыку. Кстати, в 2005 г. британская капелла King Singers совместно с немецким ансамблем «Сарбанд» выпустила диск Sacred Briges, в котором были три псалма из музыкальной коллекции Али Уфки.
Три кита османской музыки
Музыка в Османской империи была трёх видов - концертная, для аккомпанемента и военная. Первая исполнялась во дворце или на улице и предназначалась для того, чтобы услаждать слух. В то время концерты были одним из любимых развлечений и проводились с завидной регулярностью.
На картине в библиотеке Варшавского университета изображены 12 османских музыкантов, дающих концерт в Британском посольстве 22 февраля 1779 г. У них в руках три флейты нэй, скрипка, кеманча (струнный инструмент), сантур (турецкая цимбала), три бубна, мискал (тростниковая турецкая свирель) и два танбура (что-то вроде лютни). На полотнах и миниатюрах XVIII-XIX вв. можно увидеть женщин, играющих на некоторых из этих инструментов.
В качестве аккомпанемента музыка использовалась для сопровождения выступлений акробатов, жонглёров, фокусников, шутов, борцов и танцоров. В этом случае инструментальный ряд всегда был тесно связан с визуальным.
Во главе армии
Военная музыка заслуживает особого внимания. Рассказывая об Османской империи, невозможно не упомянуть о таком явлении, как оркестр «Мехтер». Это особый тип военного оркестра, который был у кажодго уважающего себя султана, визиря или даже просто чиновника. В нём было одинаковое количество исполнителей, играющих на духовых и ударных. Количество участников каждой такой группы доходило до 12 человек.
«Мехтер» должен был символизировать величие и мощь страны. Оркестр использовали для привлечения внимания при чтении указов, сопровождения особо важных лиц империи и во время битв. Звуки музыки воодушевляли войска и наводили ужас на противника. «Мехтер» отвечал за знамя, поэтому вокруг него велись самые жестокие бои. Если врагу удавалось разгромить оркестр, то схватка считалась проигранной.
Когда османские послы входили в какой-либо город, процессия всегда сопровождалась конным оркестром. По свидетельству современников, на европейцев он производил неизгладимое впечатление. Среди них были такие великие композиторы, как Моцарт, Гайдн и Бетховен. Неудивительно, что в их творениях есть османские нотки. И любой музыковед подтвердит, что европейцы начали создавать свои военные оркестры по примеру турецких.
Сейчас «Мехтер» можно послушать в стамбульском военном музее каждый день с 15 до 16 часов. Размах, конечно, не султанский, но получить общее представление и удовольствие можно.
Шум-гам
В стародавние времена на праздниках и торжествах музыкой сопровождалось всё подряд. Звуки, доносящиеся с разных сторон, сливались в однообразный и непонятный шум. Европейцы описывали это как жуткую какофонию сотен конфликтующих между собой инструментов..
Турок же не смущало, что в одном углу танцор исполнял свои па, в другом дервиши ордена Мевлеви кружились в медитативном танце, а для полной гармонии по соседству выступал фокусник - тоже под музыку. Весь этот шум, отталкивающий европейцев, у турок ассоциировался исключительно с атмосферой праздника.
Канувшие в Лету
Один из секретов османской музыки, вдохновлявшей Моцарта и Бетховена, заключается в удивительных звуках, издаваемых десятком инструментов, не дошедших до наших дней. В далёком прошлом империя могла похвастаться их богатым выбором.
В своей книге путешествий Эвлия Челеби описывает парад всех гильдий, шествующих мимо султана Мурада IV. В его списке музыкантов, производителей инструментов и исполнителей были сотни позиций. Зачастую инструмент существовал чуть ли не в единственном экземпляре, но у него обязательно было отдельное наименование.
Самыми известными среди струнных были копуз, ченг (оттоманская арфа), чагане, кеманча, скрипка и лютня; среди духовых - рог, флейта нэй, мискал и зурна; среди ударных - треугольник и барабан. К сожалению, большинство этих артефактов не дошло до современности, затерявшись в веках. Одна из причин - мода на всё западное, поразившая османское общество в XIX в. Поэтому столь популярные когда-то ченг и мискал остались только на картинках и чертежах в старинных книгах.