Я продолжаю затронутую мною в предыдущей статье тему касательно основных принципов конституции, которые должны установить в Турции свободу и парламентерскую демократию.
Правительство Турции представляет собой парламентскую систему. Исполнительным органом является Правительство, пользующееся вотумом доверия однопалатного парламента. Глава правительства – премьер-министр. Президент избирается парламентом на семилетний срок. Кроме представления Турции за границей у него нет других полномочий, не требующих согласования с парламентом. Решение всех финансовых вопросов зависит от правительства.
Вооруженные силы Турции в обязательном порядке подчиняются правительству, в задачу армии входят оборона страны и поддержание общественного порядка. Армия ни при каких обстоятельствах не должна вмешиваться в политическую жизнь Турции, она может только предоставлять информацию по требованию правительства, не выходя за рамки своих компетенций, и выдвигать предложения. Генеральный штаб подчиняется Министерству обороны. Военный суд рассматривает только дисциплинарные правонарушения. Члены конституционного суда относятся к высшим судебным органам и избираются парламентом из числа кандидатов - членов высших судебных инстанций.
Граждане страны формируют турецкую нацию и турецкое государство. Турецкий язык является официальным. Все граждане обязаны владеть турецким и говорить на нем. Местные власти могут наряду с официальным языком утвердить местные диалекты. В районах, в которых установлено несколько официальных языков, преподавание ведется на двух языках. Во всех районах в государственных школах в случае достаточного спроса обучают на родном языке, в частных школах образование дается на двух языках. Установление названий населенных пунктов входит в компетенцию местных властей.
Государство не занимается религиозными вопросами, религия не вмешивается в политическую жизнь страны. Ничто не должно ограничивать права человека и свободу вероисповедания. Снова нужно сформировать Министерство по делам религии в качестве независимой организации. Другие религиозные группы могут создавать собственные организации и фонды, включая решения относительно религиозного образования. Религиозные общества и фонды финансируются благодаря членским взносам и пожертвованиям граждан. Религиозное образование в государственных школах дается по желанию родителей учеников.
Организации по вопросам начального и среднего образования контролируются Министерством образования. Программу в государственных школах устанавливают местные власти. Частные школы программу составляют по своему усмотрению. Местные власти, не делая различий между государственными и частными школами, для всех учащихся в школах и университетах выделяют субсидии. Государственные и частные университеты, управляемые некоммерческими фондами, обладают академической, управленческой и финансовой независимостью. Межвузовский союз обеспечивает координацию образовательных политик (Организация по контролю за высшими учебными заведениями – YÖK - должна быть ликвидирована).
Мы рассмотрели на данный момент необходимые основные принципы, на которые должна опираться новая демократическая конституция. Избирательная система, обеспечивающая равное представительство кандидатов и стабильность власти, а также дающая возможность голосующим определять, за кого отдать свой голос, - это двухступенчатая внутрирегиональная система, при которой выбирается единственный кандидат.
Чтобы избежать выдвижения исключительно лидера партии, будущие кандидаты определяются на предварительных выборах, в которых участвуют члены партии. Политические партии запрещаются Конституционным судом в случае, если они будут замечены в пропаганде насильственных мер, расизма или использовании «языка вражды».
Основные законы, регулирующие деятельность средств массовой информации, имеют определяющее значение. Чтобы обеспечить свободу СМИ от официального и окологосударственного контроля, организация по вопросам общественного вещания (Общество турецкого радио и телевидения) обладает автономностью и независимостью. В отношении телерадиовещательных компаний действует закон, при котором нельзя быть владельцем одновременно и телерадиокомпании, и печатного издания. Компании, работающие в области СМИ, не имеют права участвовать в деятельности органов власти.
Я надеюсь, что проект новой конституции будет успешно завершен и у нас появится возможность продолжить нашу дискуссию на эту тему.