Какой должна быть новая конституция Турции 1

| Шахин Алпай
Какой должна быть новая конституция Турции 1

Комиссия по конституционному примирению до конца апреля изучит различные точки зрения касательно проекта новой конституции и составит текст Основного закона, который сначала будет представлен генеральной комиссии, а затем вынесен на референдум.

Глава Великого национального собрания Турции Джемиль Чичек призвал к маю определить, как относятся граждане к будущей конституции, и предостерег, что в случае, если в течение двух лет новый Основной закон не вступит в силу, этого можно будет прождать еще тридцать лет.

Несомненно одно: если проект окажется успешным, то новая конституция будет первой в истории республики, когда в составлении Основного закона примут участие народные представители. Велика вероятность того, что это будет, по выражению журналиста турецкой газеты «Тараф» Орхана Мироглу, «конституция перехода». Однако переход от режима, опирающегося на кемалистские принципы, предполагающие однородное общество, в котором ограничена свобода, к режиму, основанному на принципах либерализма и демократического плюрализма, дело далеко не простое.

Предложение о реформе образования в Комиссии по образованию парламента Турции послужило причиной дракам, которые показали, насколько трудно, к сожалению, прийти к соглашению и разработать конституцию в условиях общества, в котором не привыкли идти на компромиссы.

Как бы то ни было, несмотря на все сложности, в Турции назрела необходимость в новом Основном законе. И этот закон невозможно создать без споров и разногласий. Заседание, организованное с 9 по 11 марта Фондом журналистов и писателей на основе идейной платформы Абант, определило, как могут прийти к одному знаменателю по вопросу о новой конституции представители турецкой интеллигенции.

Какой я себе вижу конституцию и необходимый нам режим, я писал в течение многих лет в своих статьях и теперь снова хочу поделиться этими соображениями с моими читателями. На мой взгляд, не важно, как именно придут к соглашению по поводу конституции в парламенте. Главный вопрос в том, какими будут ее основные принципы. Будут ли они служить установлению демократии в Турции, будут ли способствовать единству страны и народа, будут ли защищать мир и покой турецких граждан.

Будут ли эти принципы такими, что, по выражению премьер-министра Эрдогана, «жители и Стамбула, и Диярбакыра смогут сказать: это моя конституция». Будут ли они защищать свободу и независимость представителей всех религиозных групп, не исключая и атеистов.

Вот какими я вижу эти принципы:

Турция является республикой, люди, стоящие у власти, опираются на принципы свободы и демократического плюрализма. Право управлять страной принадлежит выбираемым представителям народа. Наряду с основными личными правами и свободами человека защищаются и права религиозных групп и этнических меньшинств. Правовое законодательство, исполнительная и судебная власти Турции не должны идти вразрез с установленными международными правами, и, в первую очередь, с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека.

Государственное управление формируется на основе центральной и местной власти. Местная власть переходит на основании принципа управления к административному району, илю (каждый из которых соответствует нескольким ильче) и муниципалитету. Эти районы, или и муниципалитеты управляются выборными собраниями-меджлисами, которые, в свою очередь, - советами глав и другими представителями власти.

Полномочия в вопросах определения прав и обязанностей граждан, международных отношений, обороны, безопасности, экономической политики, принадлежащие центральной власти согласно нынешней конституции, разделяются между властями района, иля и муниципалитета.

Представлять налоговою декларацию – право и обязанность всех граждан Турции. Налоги, связанные с центральным финансированием, определяются и собираются представителями центральной власти; налоги на местное финансирование устанавливает местная власть. Чтобы устранить разницу в уровне благосостояния, следует создать Межрайонный фонд компенсации. Все районные власти будут вносить свой вклад в этот фонд согласно уровню взимаемых налогов. Между районами эти средства будут распределятся обратно пропорционально их доходам.

Эту тему я продолжу в своей следующей статье.