Новый посол США в Анкаре Фрэнсис Джозеф Рикардионе, выступая в Сенате США в связи со своим назначением, обещал способствовать нормализации турецко-израильских отношений и признанию вселенского статуса Константинопольского патриарха Варфоломея.
Рикардионе, касаясь вопроса, связанного с экуменическим статусом патриарха, сказал, что «Турция гордится тем, что на протяжении всей своей истории демонстрировала терпимость по отношению к религиозным меньшинствам, однако сегодня она не может следовать этой исторической истине. Для того чтобы Турция могла играть важную роль на Ближнем Востоке, ей необходимо уделять больше внимание таким принципам, как права человека, демократия, верховенство закона». Некоторые высказывания посла относительно Кипра, наверное, по праву рассердили турецкую прессу, но что касается его комментария по поводу экуменизма, здесь я полностью согласен.
Мне кажется, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган тоже с ним согласен. Иначе во время недавней поездки в Грецию на вопрос греческого журналиста об экуменизме премьер-министр не сказал бы: «То, что не волновало моих прадедов, не волнует и меня». Однако в Турции есть те, кого вопрос экуменизма волнует.
В высказывания нового посла следовало бы внести ряд исправлений. Во-первых, это касается фразы «чтобы Турция могла играть важную роль на Ближнем Востоке». Интересно, посол наблюдает за происходящим в Турции всё из того же окна анкарского кабинета, где работал тридцать лет назад? В настоящее время Турция представляет собой самую значительную, сильную, демократическую страну на Ближнем Востоке, страну с самым блестящим будущим. Если же речь идёт о значительной роли страны в мировой политике, другое дело…
Вторая небольшая ошибка, допущенная в заявлении об экуменизме, связана со ссылкой на историческую терпимость турок. Экуменизм — это религиозное понятие. Необходимость политического признания вселенского статуса патриарха возникла в связи с тем, что это понятие не является политическим. Признавать этот статус или не признавать — это проблема христианского мира, христианских священнослужителей. Если мусульманин скажет: «Я признаю вселенский статус патриарха» или «Я не признаю того факта, что Папа безгрешен», эти слова не будут иметь смысла. То, что этим занимается юридическое лицо, кажется абсолютно бессмысленным. Но так как это юридическое лицо, Турецкая Республика, уже столько раз выступала против придания экуменического статуса, то теперь необходимо вновь отрицать отрицаемое. Называют христиане патриарха вселенским или не называют, это их дело. В вопросах веры людей другой конфессии «терпимость» не при чём, потому что терпимость подразумевает снисходительное отношение к ситуации, которая в принципе неприемлема. Сможем ли мы или нет терпимо относиться к вселенскому статусу патриарха… Это не является проблемой, потому что этот вопрос нас не касается.