Что делают те, кто больше не надеется на выборы?

| Ихсан Дагы
Что делают те, кто больше не надеется на выборы?

Тревожно, когда в стране есть приличное число людей, которые перестали надеяться на выборы. Казалось, что противники ПСР Партии справедливости и развития/ избавились от подобного чувства. 

Ни переворот, ни суд, ни экономический кризис не смогли покончить с ПСР, однако с приходом на пост председателя НРП (Народно-республиканской партии) Кылычдароглу возникли намерения решить это дело политическим путём. Но сегодня есть признаки того, что всё опять вернулось к «старой модели» борьбы.

Речь вот о чём. ПСР уже восемь лет находится у власти. В Турции происходят большие перемены. Бюрократическая опека со стороны военных и гегемония гражданских элементов этой опеки подходят к концу. С каждыми выборами народ высказывает всё большую поддержку ПСР, которая играет важную роль в процессе перемен. Те, кому удаётся, несмотря на чаяния народа, взять и удержать «глубинную» власть видят, что процессы демократизации, глобализации и становления гражданского общества эту их власть ликвидируют.

Они настаивают на своём, но этого недостаточно, чтобы остановить процесс. Конституционный суд попытался закрыть ПСР. Не вышло. Чтобы препятствовать выборам Абдуллаха Гюля в Меджлис, пытались пойти в обход конституции, но сил не хватило. Отменили как противозаконные изменения в конституции, которые разрабатывало большинство Меджлиса, но ещё более масштабные изменения были поддержаны народом на референдуме. Попытались подготовить психологическую базу переворота под названием «республиканские митинги», но не смогли отыскать солдат, которые бы этот переворот совершили. Организация «Эргенекон» распалась, «Кувалда» опустился на голову самих инициаторов дела, «Клетка» захлопнулась за её организаторами. Короче говоря, провернуть «это дело» неполитическими и внеправовыми путями не удалось.

Вернулись к политике. Выступлений Байкала, руководителя НРП (Народно-республиканской партии) было мало. Лидер партии сменился. Партию возглавила команда Кылычдароглу-Текин, которым удалось на местных выборах в 2009 году создать нужную атмосферу и заполучить 34% голосов партии в Стамбуле.

Пресса выполнила свою функцию. Обиженные обращали свой взгляд на НРП, «новая НРП» пыталась завоевать сердца верующих и курдов.

В этот момент случился референдум по изменению конституции. Этим решили воспользоваться, референдум будто стал пробными всеобщими выборами. К тому же конституция была «правильной» почвой для создания блока против ПСР. К этим рядам присоединились бы Партия национального действия и Партия мира и демократии, создалась бы коалиция. Так и случилось.

Но несмотря на все манипуляции в области общественного мнения, расчёт не оправдался. За перемены высказались 58% граждан, и план по свержению с власти путём выборов ПСР начал трещать по швам. Выступления Кылычдароглу имели обратную силу, ПНД охватил страх остаться не удел.  В штабах НРП рассчитывали на 35%. В целом и опрос общественного мнения не оправдывал их надежд.

В результате с этого момента лагерь противников ПСР потерял надежду на июньские выборы. Вся теперешняя подготовка рассчитана на период после выборов. Новая стратегия, планы ввергнуть Турцию в хаос и потом…

В связи с этим пойдёт уже другая игра, играя на поле законной политики достичь цели не получилось. Первая сигнальная ракета пущена с акциями студентов. Вчера на сцену вышла Конфедерация профсоюзов (DİSK). Собрать пятьдесят тысяч человек на Силиври, каждую улицу, каждый квартал втянуть в сопротивление — это не просто идеи. Поставить под вопрос законность действий Меджлиса, призвать народ выйти на улицы, как это случилось в Тунисе и Египте, в этом смысле всё это значимо. Те, кто говорят о «праве на сопротивление», повторяя слова участников Движения 27 мая, открыто заявляют о своих намерениях. С одной стороны они пытаются вынудить ПСР принять жёсткие меры против оппозиции, как это случилось перед 27 мая, чтобы создать образ деспотического правительства.

ПСР же спокойно подходит к выборам. Её победа практически гарантирована. Поэтому нет напряжённости, ожесточённости, волнения. Всё что нужно делать — это не поддаваться на подстрекательства, проявлять толерантность по отношению к митингующим, продолжать брать верх над бандами заговорщиков…

Дело не в июньских выборах, важно держать ситуацию под контролем после выборов. Готовы ли вы к последнему шагу тех, кто, проиграв на выборах ещё раз, окончательно разувериться в демократии?