Атаки РПК — путь к авторитаризму?

| Ихсан Дагы 0
Атаки РПК — путь к авторитаризму?

Мы осуждаем терроризм, проклинаем его. Организация, которая убивает детей и женщин, совершает преступление против человечества. Ни одно законное требование не может быть выражено или удовлетворено посредством убийства.

Мы осуждаем терроризм, проклинаем его. Но этого недостаточно, чтобы покончить с ним. Мы знаем, что подавляющее большинство турок и курдов единым фронтом выступает против терроризма. Но этого мало, чтобы справиться с ним.

Нагнетание атмосферы в новостных сообщениях, преувеличение возмущения — всё это тоже не спасает нас от этой напасти.

Мы оказываемся внутри порочного круга. Террористические акты Рабочей партии Курдистана (РПК) делают государство более жёстким, политику — более авторитарной, создают напряжение в обществе. В результате все приходят к выводу, что такое враждебное, полное напряжения, склонное к авторитаризму положение вполне законно и разумно, и следуют своей дорогой.

Бороться с терроризмом нужно обязательно. Это обязанность властей, это необходимо для безопасности граждан.

Но не стоит забывать, что в этой стране есть такая традиция: ради безопасности поступаться разного рода свободами. И власти очень склонны такой традиции следовать. Властям предержащим всегда было легче, ссылаясь на угрозы и опасности, наложить на общество железную лапу, чем расправиться с источником угроз и опасностей.

Партии справедливости и развития (ПСР) долгое время удавалось избегать этого. Склонность ее противников к охранительной политике и этатизму, возможно, толкала ПСР к позиции более либеральной. Но в последнее время, кажется, и в ПСР начал проникать этатизм, что, наверное, является результатом сращения с государством. И как раз в этом положении проблемы во внешней политике, число которых растет, а также террористическая деятельность РПК могут оказаться скользкой дорожкой для властей, ведь в такой ситуации в заботах о безопасности есть риск скатиться к авторитарному управлению: загнать в жесткие рамки дисциплины общество, взять под строгий контроль политическую жизнь страны. Этот риск исходит не от самой партии, ее идеологии или членов. Этот «рефлекс государства» дает о себе знать, когда возрастает угроза извне и поднимается волна террора.

Тот, кто полагает, что террор РПК поможет загнать правительство ПСР в угол, ошибается. Убийства в Газиантепе и последовавшие затем атаки РПК не только приводят к мысли о справедливости подхода ПСР, направленного на усиление безопасности, но и убеждают в необходимости ужесточения мер.

Я не знаю, какова цель участившихся в последнее время атак РПК. Не думаю, что они хотят свергнуть нынешнее правительство, как утверждают некоторые. Но возможно, результат будет таков: ПСР превратится в националистическую "партию турок", руководствующуюся принципами этатизма. Такая метаморфоза разрушит турецкую политику, нарушит баланс, а ПСР перестанет быть турецкой партией, которая представляет и курдов. Таким образом Партия мира и демократии (ПМД) избавится от своего самого крупного политического соперника в регионе. К тому же это будет означать, что представлять курдов в политическом плане будет только ПМД. С другой стороны, и без того непростые отношения между демократическими слоями и ПСР, которая в борьбе с терроризмом будет невольно скатываться к национализму, этатизму и тюркизму, станут всё более напряженными. И ПСР превратится в типичную правую партию.

Думаю, РПК хочет справиться с переживаемым ею глубоким "кризисом легитимности", склоняя к авторитаризму правительство ПСР. Существование и действия РПК против авторитарной власти объяснить будет легче.

Естественно, ни при каких обстоятельствах ни у какой организации, убивающей мирных граждан, справедливых оснований для своих действий быть не может. РПК — это машина для войны, это горб на спине курдского народа. Ее нельзя защищать ни по каким пунктам.

Поэтому не РПК решит проблему. От РПК не стоит требовать ответственности в решении вопроса, уважения военного права, проявления инициативы. Мы будем осуждать ее поступки, проклинать совершенные ей убийства. А требовать проявления лидерских качеств и ответственности нужно у легитимных политических организаций: у правительства и политических партий.

Чем более нечетким будет акцент на демократию, плюрализм и свободу, тем призрачнее будет казаться общее будущее турок и курдов. Власть, которая важничает, кичится своей силой, пытается все вокруг привести в порядок, тем самым перекрывает возможности внутреннего благоустройства. Государство, которое ставит в приоритет не региональную власть, а свободу и благополучие граждан, может выстроить общее будущее для турок и курдов. Иначе атаки РПК вернут нас в старую авторитарную Турцию.