Зачем напало «пиратское государство»?

| Ихсан Дагы
Зачем напало «пиратское государство»?

Израиль вновь переступил черту, разделяющую правовое государство и государство террористическое. Израильские силы, напавшие в международных водах Средиземного моря, словно пираты, на суда, везущие для сектора Газа гуманитарную помощь, растоптали не только моральные, но и правовые устои.

Атака Израиля, совершившего почти что убийство на корабле «Mavi Marmara», шедшем под турецким флагом, не является ни случайностью, ни аварией. Это было хорошо запланированное и обдуманное нападение. На кораблях находятся граждане многих стран. Но, несомненно, главной целью является Турция. На то есть причины.

В последние годы Турция становится всё более влиятельной силой в регионе. Турция черпает силу в своей дипломатии, направленной на установление мира и стабильности, развивает хорошие отношения со всеми своими соседями, вносит свой вклад в решение проблем соседних стран. Израилю же больше по душе Турция, ссорящаяся со всеми вокруг и просящая у него во время этих ссор помощи. То есть Израиль желает видеть Турцию, конфликтующую с Сирией, ссорящуюся с Грецией, испытывающую затруднения в курдской проблеме и приползающую за помощью к его порогу. Турцию, вытесненную с Ближнего Востока, имеющую слабые позиции в регионе, порвавшую отношения с ЕС…

Между тем складывается совершенно иная картина.

Палестинский вопрос неизбежно привлекает внимание Турции, которая выполняет миссию по установлению мира и стабильности в регионе. Анкара, которая, с одной стороны, стремится примирить палестинцев, разделённых израильской политикой, и свести ХАМАС и ФАТХ, а с другой — лоббирует в США и Европе мирные пути решения проблем, вызывает обеспокоенность у израильского руководства.

Преследуется цель продемонстрировать, что Турция, являющаяся сторонником мирного решения проблем, общественность и правительство которой примет жёсткие меры в связи с израильским нападением, не способна осуществлять миротворческую миссию в регионе.

Одной из целей Израиля является покончить с договором по обмену урана, который был достигнут между Турцией и Ираном. Израиль не сторонник решения иранской проблемы дипломатическими методами. Израиль ставит перед собой задачу фактически стравить Иран и США. Таким образом преследуется и бездеятельность Обамы, и заведение иранского вопроса в тупик, подобно ситуации вокруг Ирака. Вмешательство Обамы, решающего иранский кризис дипломатическим путём, также и в палестинский вопрос и давление американского президента на Израиль вызывают беспокойство. Израиль добивается того, чтобы после нападения на конвой отношения между Турцией и Израилем сильно обострились и посредническая роль Турции в иранском вопросе была поставлена США и Европой под вопрос. Таким образом Израиль также старается поставить под сомнение желание Турции превратить Ближний Восток в безъядерную зону.

Другая, возможно, самая главная цель этого нападения — положить конец растущей в регионе популярности Эрдогана. Эта акция направлена на то, чтобы, если так можно выразиться, «перечеркнуть» харизматичность Эрдогана, чей минутный выпад в Давосе привлёк всеобщее внимание. Цель Израиля — продемонстрировать безвыходность, беспомощность как Турции, так и других арабских стран перед Израилем. Любая реакция, следующая за действиями Израиля, продемонстрирует слабость Турции.

Невозможно предположить, что кто-то стерпит это нападение. Но очень важно, чтобы и реакция правительства, и реакция общественности оставались в законных границах. Израиль явно хочет этим нападением спровоцировать Турцию. Израиль ждёт, что Турция под давлением подстрекаемой общественности продемонстрирует неуравновешенность. Израиль рассчитывает на глазах турок и мировой общественности поставить в затруднительное положение правительство Партии справедливости и развития.

В результате своих действий Израиль потерял Турцию. Ни о каком союзничестве, ни о каком сотрудничестве речи уже быть не может. Но Израилю Турция ещё понадобится. Поэтому у него есть два варианта действия: втянуть Турцию в региональные и глобальные конфликты, убедить несколько генералов в необходимости установления режима, сходного с режимом 28 февраля.

Нелёгкое дело затеяли лица, которые с целью любой ценой скинуть правительство Эрдогана сотрудничают, с одной стороны, с израильским руководством, с другой — с израильским лобби и неоконсерваторами. Я понимаю, обе стороны жаждут отмстить правительству. Но мой совет будет таков: оставьте уже те операции, что вы стараетесь вместе провернуть, потому что, когда на завтра документы, касающиеся «уродливого союза», который вы строите последние года два, будут обнаружены, вы в Турции не будете стоить и ломаного гроша.