Арест бывшего главы Генштаба генерала армии Илькера Башбуга вновь взбудоражил сторонников силовых режимов. «Турецкие вооружённые силы изводят, судебным путём нас пытаются подчинить гражданскому контролю…», - завопили они.
С тех пор как начались все эти дела о переворотах, связанные с «Эргенеконом», возникло сильное «политико-медийное сопротивление», пытающееся воспрепятствовать происходящему процессу. Дела пытаются как-то раздробить, запутать, лишить зерна. Хотят подорвать доверие к прокурорам и судьям. По сути, этот хор, который демонстрирует неприятие Партии справедливости и развития, имеет своей целью премьер-министра и правительство. Чаще всего в своей пропаганде они прибегают к якобы имеющему место быть враждебному настрою к вооружённым силам. И Илькер Башбуг это знает. Напоминая, что он является двадцать шестым председателем Генштаба, Башбуг подчёркивает, сколь ужасно обвинение в руководстве террористической организацией.
Прежде нужно отметить следующее. Должность главы Генштаба нельзя рассматривать как оправдание. Потому что в Турции именно главы Генштабов шли впереди тех, кто свергал выбранные правительства. Вспомним «переворот 12 марта»: Мемдух Тагмач был четырнадцатым председателем Генштаба. А «переворот 12 сентября»? Кенан Эврен занимал пост семнадцатого главы Генштаба. Во время «переворота 28 февраля» Исамил Хаккы Карадаи также руководил Генштабом, будучи двадцать вторым на этой должности. А Хюсейн Кыврыкоглу, двадцать третий руководитель Генштаба, сказал: «28 февраля будет длится тысячу лет». Двадцать пятым главой Генштаба был Яшар Бюйюканыт, который заявил, что он сам написал «памятку 27 апреля», и который пытался помешать Абдуллаху Гюлю занять пост президента страны… Как видим в досье у многих руководителей Генштабов в прошлом записано участие не в демократических преобразованиях, а в переворотах и всякого рода вмешательствах во власть… Не будем забывать и том, что случилось с теми лидерами штабов, в личных делах которых отмечено стремление к демократическим принципам.
Шестой председатель Генштаба Турции Нури Ямут был первым руководителем Генштаба из Демократической партии. Назначенный на эту должность 6 июня 1950 года Ямут по собственному желанию покинул этот пост 10 апреля 1954 года. Это был командир, который участвовал в Балканской войне, в Первой мировой войне и в Освободительной войне. Будучи депутатом от Демократической партии в парламенте одиннадцатого созыва, он был арестован после «переворота 27 апреля». Арестовавшие его офицеры всячески оскорбляли Ямута и били. После в ходе судебных разбирательств он скончался, не перенеся пыток.
Рюштю Эрдельхун был десятым председателем Генштаба. 2 апреля 1921 года перебравшись в Анатолию, он присоединился к Национальной армии, за участие в Освободительной войне был награждён медалью. Он занял пост руководителя Генштаба 23 августа 1958 года, в результате переворота был смещён с должности. 27 мая Эрдельхуна арестовали, он был осуждён на «слушаниях Яссыада» и приговорён к смертной казни. Но затем этот приговор был заменён на пожизненное заключение.
Со времён партии «Единения и прогресса» (политическая партия в Османской империи распущенная в 1918 году. ) в вооружённых силах продолжают царить принципы хунты. От желающих исполнять свой долг, защищающих подлинность с точки зрения демократии избранных народом правительств офицеров и генералов избавлялись во время переворотов. Наша армия превратилась в поле хунтовских боёв групп, жаждущих власти. Изматывают вооружённые силы не те, кто ратует за то, чтобы «контролю» был положен конец, а те, что днём и ночью следят за правительствами и вмешиваются в политику…
Кылычдароглу и Бахчели ведут себя неправильно. Они должны были дать взбучку тем, кто попытается манипулировать общественностью: «Кому в Генштабе дозволено открывать сайты с чернящей правительство пропагандой? Кому позволительно оскорблять президента и премьер-министра страны?»
Стоит напомнить кое-что надеющимся на помощь из США и ЕС в судебном процессе по делам о переворотах. В докладе ЕС по Турции 2009 года сказано, что продолжающееся в настоящий момент дело «Эргенекон» является «хорошей возможностью для Турции укрепить доверие к безупречному функционированию демократических институтов и верховенству законов», и ещё точно подмечено: «В этом процессе председатель Генштаба генерал армии Башбуг, делая комментарии, оказывал давление на суд».