Народно-республиканская партия (НРП) вслед за Партией мира и демократии отказалась принимать присягу и тем самым бойкотировала парламент.
Не войти в Генеральный Совет, не принести депутатскую присягу и после этого не участвовать в работе парламента официально означает этот самый парламент бойкотировать. Тяжелая плата, сложный расчёт, объяснить невозможно.
11 миллионов граждан отдают за вас свои голоса, выбирают вас в парламент страны, а вы ради ваших двух подсудимых кандидатов бойкотируете парламент. На это должна быть разумная причина! НРП, выдвигая в депутаты двух обвиняемых по делу «Эргенекон», знала, что суд может их не освободить. И председатель НРП даже сказал, что отнесется с уважением к решению суда, если тот не отпустит Мехмеда Хаберала и Мустафу Балбая. Что же случилось? Почему НРП изменила свою позицию?
Выдвинуть двух обвиняемых по делу «Эргенекон» предложили Ялчин Кючюк, который имеет тесные контакты с Рабочей партией Курдистана и который в настоящее время сам является обвиняемым по делу «Эргенекон», и Сухейль Батум. Говорили, что он возглавит Демократическую партию, но он вдруг вошёл в руководящий состав НРП. Когда Кючюк и Батум заявили, что обвиняемые по делу «Эргенекон» будут выдвинуты в депутаты, Кылычдароглу резко опроверг эту информацию. Но позже председатель НРП резко переменил свое мнение. Причина тому до сих пор неизвестна.
Сухейль Батум, выдвинувший на повестку дня вопрос о выдвижении в депутаты обвиняемых по делу «Эргенекон», в ответ на бурную реакцию 25 января 2011 года завил, что он не стремится спасти от тюрьмы Балбая и Хаберала. Батум сказал: «Согласно конституции, спасти их от тюрьмы невозможно». Специалист по конституционному праву Батум тогда так объяснял цель своей инициативы: «Балбая и Хаберала мы сделаем депутатами символически. Я знаю, что их не освободят, но предлагаю как-то символизировать то, что за ними стоит. Дело не в спасении от тюремных сроков, это вопрос принципа…»
Кто же мог подумать, что случиться дальше?! Те, кто вчера говорил, что отнесётся с уважением к решению суда, что цель их не в спасении обвиняемых, что этого в принципе не позволит конституция, сегодня всячески юлят, кричат, занимаются какими-то из ряда вон выходящими вещами, чтобы ту интригу, которую они начали плести в Силиври довести до парламента, а такое историческое дело, как «Эргенекон», свести на нет.
НРП сделала себя «заложником «Эргенекона»» ради двух кандидатов? Депутат от НРП в Мерсине Иса Гёк в прямом эфире раскрыл все карты, и НРП оказалась пойманной на месте преступления. По словам Гёка, речь не только о Балбае или Хаберале, они хотят добиться освобождения всех, проходящих по делу «Эргенекон». Вот что требуют НРП! Они стремятся свести на нет дело «Эргенекон» и покончить с независимым судом. Гёк очень верит в такую возможность. «Мы поставим ПСР на колени», - говорит он. Депутат НРП, проболтавшийся в прямом эфире Show TV, выдал всю стратегию. «Это будет решать ПСР, ей придётся это делать», - заявил он. То есть НРП завяжет этот мертвый узел, а ПСР уже будет мучиться, чтобы его развязать. Расчёт таков, но что получится в итоге?
Картина проясняется: дело не только в Балбае или Хаберале. Силы, стоящие за «Эргенеконом», используют НРП как оружие, оказывают на партию давление, заставляя не входить в парламент, не приносить присягу. В этом состоит первый шаг. Последующие шаги направлены на то, чтобы дела о переворотах оказались безрезультатными. Силы, стоящие за переворотами, утверждают свою гегемонию над НРП и в момент выдвижения кандидатов, и после выборов. Это ведёт НРП по ложному пути.
Не учитывается одно: две недели назад ПСР, набрав 50% голосов, буквально раздавила НРП. НРП оказалась зажата в своих 25%, и выбраться из них, защищая обвиняемых эргенеконцев, ей не удастся. Ей не спастись из щупалец осьминога под названием «глубинное государство», и поэтому прыгнуть выше 25% она не может. Если они хотят знать, что думает народ насчет обвиняемых по делу «Эргенекон», им нужно посмотреть на голоса, которые получили все обвиняемые. Бойкотирующая парламент НРП – это уже не та прежняя НРП, партия меняется, но не в лучшую сторону. И если НРП не возьмёт себя в руки, то её новое лицо обожжет ещё более сильная пощёчина от народа.