Молчаливая Турция 2: Курды

| Экрем Думанлы
Молчаливая Турция 2: Курды

Есть свои плюсы в том, чтобы давать оценку событиям, произошедшим недавно, но не упомянутым в прессе. На юго-востоке страны произошла встреча, на которой подробно обсуждался курдский вопрос.

В первый из двух запланированных дней участники старались как можно более полно делиться своими взглядами и предлагали возможные варианты действий. Конечно, часть из них не забыла выразить свою признательность и мэру, организовавшему встречу. Все шло спокойно, пока на утро второго дня в зал, где проходило собрание, не вошел один из членов Курдской демократической конфедерации (КДК) и не произнес леденящие кровь слова.

Его осуждающая речь началась с вопроса «Да кто вы такие?», содержала заявления, поставившие в тяжелое положение курдскую интеллигенцию, а закончилось фразой «Каждым вашим вздохом вы обязаны Имрали», намекающей на лидера Курдской рабочей партии (КРП) Абдуллаха Оджалана. Все замерли. Было ясно, что причиной ярости этого дерзкого человека стало нечто-то другое. Его раздражали благодарившие мэра участники. Он сказал им не делать этого больше. Воцарилась абсолютная тишина. Мгновенно были сметены достигнутые в первый день плюрализм и всеобщее участие. Присутствовавшие при этой желчном выплеске мэры и представители интеллигенции, к сожалению, ничего не могли поделать. Ошеломленные, они сидели и молчали.

Общая ситуация по сути точно такая же. Многие курды боятся организацию. В основе этого страха лежит фигура лидера КРП. Известно, как плохо кончают те, кто распускает слухи о нем и организации. Именно поэтому легчайшего намека или маленького предупреждения со стороны организации более чем достаточно. При таких условиях курдская интеллигенция не может позволить и доли самокритики, не говоря уже о том, чтобы со всех сторон обсудить сложившуюся ситуацию. Не так-то просто одному из них предложить выход из нее, отдалившись от организации или даже открыто выступая против ее террористических методов.

В этом и заключается вся безнадежность ситуации, в которую попала Партия демократического общества (ПДО). Апо (Абдуллах Оджалан) крепко держит в руках руководство организацией, которая, похоже, при нынешнем положении, умирает. Чтобы позволить себе перечить лидеру, чьи слова воспринимаются не подлежащими обсуждению командами, придется дорого заплатить. В подобных условиях найти выход из сложившейся ситуации невозможно.

Страх перед государством

Было время, когда представители курдской интеллигенции (и даже молодежные массы) подсознательно одинаково остро и панически боялись государства. Этот страх, к сожалению, породила неверная, нечестная и незаконная деятельность. Сегодня правительство делает важные шаги на пути к демократии. Проводятся реформы, невозможные еще 5-10 лет назад. Последовательно сняли запреты на курдский язык и курдские песни, открылись курдские языковые школы, на курдском начали свое вещание некоторые телеканалы. Теперь большинство тех, кто раньше приводил эти примеры, говоря о «притеснениях курдов», предпочитают молчать. Создается впечатление, что запустили механизм разглагольствования и уклончивых ответов. Те, кто внимательно следит за проводимой в отношении курдов политики, считают, что предпринятые меры идут на пользу Партии справедливости и развития (ПСР), но при этом упрямо не замечают положительные изменения, произошедшие за последние годы. Из-за отсутствия признания положительных изменений и продолжения недовольств многие люди начали интересоваться дальнейшими планами. Безусловно, еще не все шаги сделаны во имя демократизации; однако необходимо понимать, что игнорирование достигнутого прогресса приведет к непониманию. Например, когда бы не обсуждался курдский вопрос, всегда вспоминали бойню в тюрьме Диярбакыра, произошедшую после переворота 12 сентября 1980 года. И люди были правы, вспоминая ее. Не было никаких оправданий государственным служащим так издеваться над людьми. Несчастные случаи, нераскрытые убийства и кровавая бойня в тюрьме Диярбакыра — все это неприемлемые ошибки.

Сегодня правительство делает важные шаги, чтобы исправить некоторые допущенные ошибки. Органы правосудия берутся за нераскрытые преступления, свидетелей призывают в суды, записываются показания, заводятся новые дела, те, чьи имена постоянно проходят по различным следствиям, отвечают перед законом. Например, полковника Джемаля Темизёза задержали, когда тот командовал батальоном жандармерии провинции Кайсери, и арестовали после того, как он появился в суде города Диярбакыр. Он по-прежнему находится там в тюрьме и продолжает давать показания, как и другие подозреваемые.

Недостаток демократической поддержки

Понятно, что представители курдской интеллигенции, до недавних пор занимавшиеся превращением Диярбакыра в своеобразную стену плача для пострадавших от действий «глубинного государства», в данном случае не продемонстрировали достаточной демократической поддержки. Некоторые люди хотят, чтобы это дело поскорее закрыли. С каждым днем интерес к нему все меньше и меньше. Разве сокрытие дел судами привлекло соответствующее внимание ПДО и КДК? Нет. Те, кто думают о курдском вопросе и говорят о нем с трибун, должны, по идее, встать в оппозицию организации (по крайней мере такую же крепкую, как и их оппозиция государству). Может такое случиться? Вряд ли это произойдет очень легко.

Курдский вопрос обсуждают все, включая политиков, журналистов и социологов. Самая многочисленная группа людей, курдов по национальности, в то же время и самая молчаливая группа в этих обсуждениях. Она предпочитает следить за развитием событий издали, изредка подает едва заметные знаки и молчит, пока не будет четко понимать, чем все закончится. Есть разные причины этого молчания, начиная с испытанных к данному времени болезненных событий, заканчивая сомнениями о возможном результате этого процесса. Эти причины объясняют решение молчать. Но сколько еще оно будет продолжаться? Сколько еще можно откладывать вопрос «если не сейчас, то когда»?

На самом деле, решающим фактором в курдском вопросе будет курдский народ; другими словами, люди с чистой совестью, которые преодолели страх перед организацией и государством, со своими убеждениями и всем сердцем верящие в мир и дружеские отношения. Среди курдов есть большая группа подобных людей. Они знают, как относиться ко всему со здравым смыслом. Они знают, кто выигрывает от драки двух братьев. Если честно, все и так знают, что правление тех, чья власть над людьми основывается на поддержании страха от продолжения данной проблемы, закончится, как только будут достигнуты социальная стабильность и сплоченность. Некоторые круги не желают решения этой проблемы, но все их действия неэффективны, так как молчаливое большинство понимает, что процесс, который мы претерпеваем, это тест на искренность. Этот процесс намекает на отрезок времени, когда демократический голос большинства эхом отзовется по всей стране. Когда заговорит этот глас сердец, вы не услышите больше голоса толпящихся на площадях болтунов.