Одной из фигур, наиболее часто становящихся темой разговора у турок, является Абдуллах Оджалан, но до сих пор в СМИ не появлялось всестороннего анализа этой личности.
Книги о нём, как правило, имеют пропагандистский характер, то есть он выставляется в них либо святым, либо злодеем. Должна быть написана беспристрастная книга об Оджалане. Сегодня я хотел бы разъяснить позицию, которую Оджалан занимает в рамках Рабочей партии Курдистана (РПК), чего он хочет и на что он способен.
1) С момента создания Союза общин Курдистана (СОК) Оджалан перестал быть лидером РПК, теперь он стал её представителем, «пресс-секретарём».
2) РПК управляется исполнительным комитетом СОК, причём наибольшим влиянием пользуется его европейское крыло.
3) Влияние Оджалана на руководство РПК в Кандиле и на Силы народной обороны (СНО), военное крыло РПК, минимально. Однако он пользуется довольно значительным влиянием среди курдских боевиков, находящихся в заключении. В особенности помогли Оджалану укрепить свой авторитет среди этих боевиков конфиденциальные послания, которые ему удалось передать им. Не зная о существовании этой связи, невозможно объяснить недавние голодовки в тюрьмах. В этом контексте важен следующий вопрос - каким образом Оджалан установил контакт с заключенными членами РПК, через письма, отправленные им с острова Имралы, где он отбывает свое заключение, или каким-то другим способом?
4) Оджалан старается сохранять свои позиции, используя своё влияние на прокурдскую часть общества, учитывая изменения в балансе сил внутри РПК и приспосабливаясь к ним.
5) После того как РПК начала навязывать Оджалану условия, а также в связи с прошлогодним нападением в Сильване и тем фактом, что в РПК начала доминировать фракция «соколов», Оджалан почувствовал необходимость прояснить свою позицию.
6) Какое-то время Оджалан верил в то, что эпоха так называемого «глубинного государства» ушла в прошлое, после того как аппарат государственного управления перешёл в руки Партии справедливости и развития (ПСР). По этой причине он начал писать письма премьер-министру и президенту. Однако после трагедии, произошедшей в декабре 2011 года в районе Улудере провинции Шырнак, когда 34 мирных жителя были ошибочно приняты за террористов и убиты в результате авиаудара, Оджалан понял, что «глубинное государство» по-прежнему живёт и здравствует. Он понял, что поспешил менять свою позицию и в меняющемся балансе сил внутри РПК решил поддерживать уже фракцию «соколов».
7) Изучение встреч Оджалана со своими адвокатами в 2004 году показало, что такой процесс действительно происходил и Оджалан заявлял тогда, что заставит Дурана Калкана и Джемиля Байыка ответить за то, что они диктовали ему условия. Однако, когда Байык и Калкан приняли этот вызов и вышли из противостояния победителями, он примкнул к ним и предпринял попытку создания исполнительного комитета для того, чтобы спасти собственную шкуру. В дальнейшем Оджалан стал как бы публичным представителем РПК. Но нападение, осуществленное РПК в Сильване, подорвало эту его позицию. Любой анализ, не учитывающий этих фактов, будет заведомо ошибочным.
8) Оджалан неустанно повторяет, обращаясь к государству, что он не в состоянии что-либо изменить, будучи поставленным в такие условия. «Я не могу что-либо делать, если у меня нет возможности контактировать с организацией», — подчеркивает Оджалан. Государство склонно рассматривать подобные пожелания как тактические уловки, используемые с целью освободиться из заключения на острове Имралы. Оно интерпретирует их как желание Оджалана перейти под домашний арест. Долгое время и я придерживался такого мнения. Но на самом деле, добиваясь от государства помощи в укреплении своих позиций, он действует стратегически. Он как бы пытается сказать: «Я не лидер РПК, но если я получу что-то от государства, если я смогу доказать, что государство принимает меня всерьёз, то я смогу использовать свой авторитет в обществе и «уступку», полученную мной от государства, чтобы показать силам РПК, что Оджалан возвращается и готов снова взять на себя роль лидера РПК». Вот почему он добивается от государства предоставления средств, с помощью которых он снова мог бы стать лидером.
9) Поскольку Оджалан является лишь представителем РПК, он, вопреки широко распространенному мнению, не может оказывать никакого значительного влияния на процесс переговоров. Он может лишь выступать в качестве агента, через которого можно корректировать процесс. Только члены исполкома СОК могут определять подход РПК к переговорам.
10) Следовательно, ошибочно посылать к Оджалану делегации высокого уровня, как будто он имеет политический вес. Встречи с Оджаланом и лидерами РПК должны проводить младшие офицеры разведки. Только тогда, когда РПК согласится покинуть пределы Турции, можно будет повысить ранг переговорщиков.