В 21 веке канал под Ла-Маншем воспринимается как нечто, разделяющее Англию и Францию. Однако на протяжении большей части Средневековья, когда норманны, а затем Плантагенеты правили Англией, этот канал, должно быть, больше походил на связующее звено между двумя странами с общей культурой.
Отмотав историю назад, в поздний бронзовый век, мы бы, вероятно, увидели то же самое и в Западной Анатолии. В то время когда лидийцы под плутократическим правлением Креза беспокоились о том, что персы приближаются к ним с востока, прибрежные города-государства, входящие в ионийскую лигу, были столь же обеспокоены тем, что происходит на другой стороне Эгейского моря, откуда сами ионийцы первоначально и пришли.
Ионийцы были греками, которые предположительно мигрировали к берегам Анатолии (Малой Азии) в XII веке до нашей эры, вытеснив проживавших там карийцев и основав несколько независимых городов-государств. В середине VII века до н.э. древнегреческие города, объединившись в Ионийский союз, начали Мелийскую войну, в ходе которой одержали окончательную победу над карийским народом и вытеснили его на юг.
Ионийская лига впервые упоминается Геродотом, «отцом истории», который сам был рожден в карийском городе Галикарнас (современный Бодрум). Согласно Геродоту, Ионийский союз первоначально состял из 12 городов-государств: Милет, Миунт, Приена, Эфес, Колофон, Лебедос, Теос, Эритрея, Клазомены и Фокея, а также острова Самос и Хиос. Позже к лиге присоединилась Смирна (современный Измир), где даже в римский период продолжалась чеканка собственной монеты.
Как и на материковой Греции, города-государства Ионии функционировали независимо друг от друга, объединившись в союз по большей части лишь для защиты от персидской угрозы. Однако союзники регулярно собирались вместе для проведения мини-Олимпийских игр и совместного празднества в Панионийском святилище, в храме бога моря Посейдона, культ которого они переняли от карийцев. Его местоположение оставалось загадкой вплоть до 2004 года, когда во время раскопок на Самсун Дагы, также известной как гора или мыс Микале, близ Приены, были обнаружены остатки храма шестого века до нашей эры, которые выглядят отвечающими всем требованиям.
Ионийские города в свое время были одними из самых могущественных и блистательных. Полагают, что ионийцем был великий поэт Гомер, родившийся в VIII веке до н. э. в Смирне. Другими известными ионийцами были философы Фалес (c.624 — c.546 до н.э.), Анаксимандр (c.610 — c.546 до н.э.) и Анаксимен (c.585 — c.528 до н.э.), родившиеся в Милете, Гераклит (c.535 — c.475 до н.э.) из Эфеса и Биант ( VI век до н.э.) из Приены.
Ионийцами в VI веке до н.э. были разработаны алфавит и прописные буквы, которые послужили основой для окончательной версии греческой письменности. Интересно, что турецкое слово «йунан», которое значит «греческий╗, по-видимому, произошло от слова «иония».
Современные посетители Эгейского побережья могут увидеть места, где были расположены древние ионийские города. Это Фокея (Фоча), находящаяся к северу от Измира, и Милет, расположенный южнее Кушадасы. При посещении их, однако, стоит помнить, что вы увидите руины, датированные в основном более поздним ионийским периодом. В большинстве из этих городов на протяжении многих веков непрерывно жили разные люди, и архитектурные памятники восстанавливались снова и снова, особенно в период расцвета Римской империи.
Эфес
До сих пор наиболее известным и самым посещаемым из древних ионийских городов является Эфес, который впоследствии стал столицей римской провинции Азия. Первоначально ионийский город был расположен на северном склоне Панайыр Дагы (горы Пион), выше ныне существующего и построенного позднее амфитеатра. За несколько веков уровень моря понизился, вода ушла и открылись новые территории.
Главный храм Эфеса, храм Артемиды, изначально был построен в ионический период, но опять же, скудные остатки, которые посетители могут увидеть сегодня, принадлежат гораздо более поздней перестройке.
Самое древнее, что сохранилось от Эфеса — это 9,5-километровая городская стена, которая была построена после того, как главнокомандующий Александра Лисимах захватил город в 300 до н.э. и вынудил его жителей переехать на новые территории города, где многие здания, вероятно, стоят над старым ионийским кладбищем.
Милет
Из всех ионийский городов изначально самым ярким светилом был Милет. Колонисты из Милета расходились во все стороны, создавая поселения вдоль побережья Черного моря, которые в конечном итоге превратились в такие крупные города, как Амасра, Синоп и Трабзон. Но, как и в Эфесе, большинство из того, что могут увидеть там сегодняшние посетители, в том числе великолепный амфитеатр, относится к римскому периоду.
На территории Милета до прибытия туда ионийцев жили карийцы. Согласно красочной истории, описанной все тем же Геродотом, ионийцы прибыли на эти территории без женщин и, убив всех местных мужчин, женились на их дочерях и женах. Из-за этой-то резни карийские женщины поклялись сами и заповедали дочерям: никогда не вкушать пищи вместе со своими мужьями и не называть мужей по имени.
В 494 г. до н.э. персы победили милетцев и разрушили город. Хотя он был быстро восстановлен, но так и не оправился и не достиг своего былого величия. Сегодня трудно представить, что когда-то это место было прямо на побережье, которое в настоящее время находится на расстоянии около восьми километров.
Дидима
Дидима никогда не был городом, но был священным местом, где находился один из самых важных оракулов древности, наряду с Дельфами и Кларосом. Как именно проходили предсказания — неизвестно, но, согласно легенде, именно на этом месте Леда родила сына Зевса — Апполона. Так что храм, расположенный здесь, был посвящен именно Апполону. Но опять же — от первоначального храма ничего не осталось. Некоторые статуи, расположенные на «священной дороге», ведущей из Милета в Дидим, находятся сейчас в Британском Музее. Вероятно, храм был разрушен персами в то же время, что и Милет, хотя предположительно он пал жертвой Ксеркса 20 лет спустя. Сегодняшние посетители восхищаются руинами огромного храма, возведенного здесь повторно в 300-е годы до н.э. другим полководцем Александра — Селевком.
Приена
Несмотря на свои относительно небольшие размеры, Приена была чрезвычайно важным для ионийцев городом, который отвечал за организацию Панионии. В настоящее время большинство посетителей в восторге от этого места, расположенного высоко на склоне горы с видом на равнину реки Большой Мендерес и храм Афины, прекрасный амфитеатр и собрание домов, которые можно легко изучить изнутри. Впрочем, ничего из вышеперечисленного не является на самом деле ионийским. Изначально ионийский город-государство, как полагают, был расположен на другом месте, которое еще только предстоит точно определить. А новый город был повторно основан Александром Македонским в 334 году до н.э..
Теос
Город Теос расположен недалеко от небольшого курортного поселка Сыгаджик. До нашествия персов Теос был процветающим городом и религиозным центром. В нем находился храм бога вина Диониса, сохранившиеся руины которого относят ко II веку до н.э., то есть позднему ионийскому периоду.
Эритрея
Как и в Теосе, в Эритрее, расположенной на полуострове Карабурун вблизи Чешме, бывает сравнительно мало посетителей. Те, кто доберутся туда, будут вознаграждены видом на остатки старых городских стен и амфитеатра. И еще раз — это римские постройки. Как и ионийская Приена, ионическая Эритрея, возможно, находилась на другом, пока еще не выявленном, месте.
Смирна
До недавнего времени незначительные остатки древней Смирны в Тепекуле, пригороде Измира, были так расположены, что вряд ли кто-то удосужился бы посетить их. Но новый пригородный поезд до Байраклы сделал их более доступными, и место готовится к большему числу посетителей. Археологи считают, что изначально в этой местности жили эолийцы, а затем ее захватили ионийцы. Интересно, что наиболее заметное из сохранившегося с древних времен — это сам холм Тепекуле, который на самом деле является искусственным. Вероятно, он был насыпан в VII веке до н. э. по приказу лидийского царя Алиатта, чтобы захватить и разрушить город.
Фокея (Фоча)
Древняя ионийская Фокея практически полностью исчезла под небольшим курортным городом Эски Фоча, который вырос на том же месте и в настоящее время является приятным местом для отдыха в этой части страны. О незначительных сохранившихся здесь руинах практически ничего не известно. Остатки древнего города включают в себя открытое святилище Кибелы, которое выходит к одной из двух гаваней.