67 человек были задержаны в воскресенье, 22 сентября, во время беспорядков, вспыхнувших на дерби между турецкими командами «Бешикташ» и «Галатасарай» на стадионе Atatürk.
Это очередное доказательство того, что футбольные матчи становятся главной ареной столкновения социальных и политических противоречий, которые существуют сегодня в стране.
За несколько минут до окончания матча, уже во время добавленного времени, болельщики футбольного клуба «Бешикташ» своими хулиганскими выходками сорвали матч. Игра была прервана при счёте 2:1 в пользу «Галатасарая». Фанатов на 90-й минуте спровоцировал хавбек «Галатасарая» Фелипе Мело. Он начал дразнить их, после того как получил красную карточку за грубый фол. Хотя ещё до этой провокации болельщики двух команд уже затеяли драку. Когда Мело покидал поле, в него с трибун бросили бутылку, после чего болельщики «Бешикташа» выбежали на поле и вступили в открытый конфликт с полицией. С трибун в стражей порядка полетели кресла, в ответ те были вынуждены применить против бунтарей слезоточивый газ.
Матч был остановлен, игроков обеих команд увели с поля. По предварительным данным, «Бешикташ» ждёт техническое поражение. Из 67 задержанных 12 оказались несовершеннолетними. После допроса в департаменте полиции все подозреваемые были отпущены, получив годичный запрет на посещение матчей.
Вне зависимости от произошедшего воскресный матч между «Бешикташем» и «Галатасараем» войдёт в историю турецкого футбола, побив рекорд по количеству болельщиков. На игре присутствовало 76 127 зрителей. Предыдущий рекорд был установлен в 2003 г., когда на игру между «Галатасараем» и «Фенербахче» пришло 70 125 болельщиков.
Кто зачинщик?
Подобные инциденты – не редкость для спортивных мероприятий в Турции, но этот случай имел явный политический подтекст. Проправительственные фанаты утверждают, что во время матча дебоширить начали члены фанатской группировки «Бешикташа» – Çarşı, которые принимали активное участие в июньских антиправительственных выступлениях в Гези. По некоторым данным, они скандировали: «Везде Таксим. Везде сопротивление», – придав обычным футбольным беспорядкам политическую окраску.
Çarşı официально заявили на своём сайте, что не имеют никакого отношения к произошедшему, и утверждают, что всё было заранее спланировано, а Мело был не причиной, а лишь средством для провокации.
Согласно другому мнению беспорядки на поле устроили члены альтернативной фанатской группы «1453 Kartalları» («Орлы»). Однако пресс-секретарь «Орлов» заявил, что они не участвовали в беспорядках и ни один из членов их организации не был арестован во время этого матча.
Политика и футбол
За последние 10 лет турецкое общество сильно политизировалось. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) имеет сильную поддержку избирателей, получив половину голосов на выборах-2011. Однако те, кто выступает против правящей партии, очень недовольны её политикой. Многие из них решительно поддержали антиправительственные выступления в Гези, которые затем распространились в виде массовых акций протеста по всей Турции.
Учитывая сильную поддержку Çarşı со стороны всех участников протеста в Гези, независимо от их футбольных предпочтений, нет ничего удивительного в том, что стадионы стали новым местом для политических столкновений. Этим летом правительство спешно приняло постановление о запрете политических лозунгов во время игр Лиги.
Реакция правительства на случившееся в воскресенье последовала незамедлительно. Вице-премьер Бюлент Ариндж, выступая перед журналистами, сказал: «Чтобы подобные события не повторялись, должны быть приняты радикальные меры». Другой вице-премьер, Бекир Боздаг, комментируя игру, заявил, что не считает воскресные беспорядки заранее спланированной акцией. Однако он предостерёг радикальные группы и даже террористические организации от использования футбольных соревнований в своих политических целях. Губернатор Стамбула Хусейин Авни Мутлу также выразил своё сожаление о случившемся и напомнил, что футбол должен радовать, а не разочаровывать всех без исключения болельщиков.
А вот депутат Народно-республиканской партии (НРП) Сезгин Танрыкулу считает, что произошедшие события были заговором против группы Çarşı, которую, по его мнению, правительство хочет наказать за поддержку протестов в Гези. Он подал парламентский запрос на имя премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором выразил сомнение в законности политики правительства, направленной на запугивание фанатских группировок.
У профессора политологии Догу Эргиль своё мнение относительно этой игры. Он считает, что именно «задержка в развитии» турецкой демократии представляется причиной увеличения политически-мотивированного насилия во время спортивных мероприятий. Общество разочаровано сложившейся политической ситуацией, что вызывает агрессию. Это происходит потому, что у людей нет другой возможности выразить своё недовольство. Люди выходят на улицы, а когда их выступление там подавляют, собираются на стадионах. По словам профессора: «Решение правительства запретить политические лозунги на футбольных матчах как раз и вызвало взрыв недовольства во время матча. Правительство Турции не управляет, а отдаёт приказы».
Стадион как место протеста
Спортивные чиновники признали, что в воскресной игре были бреши в системе безопасности. К тому же стадион был переполнен, так как тысячи зрителей проникли туда незаконно, перебравшись через ограждения. Однако начальник полиции Стамбула Хусейн Чапкын опроверг эту информацию, заявив, что на стадионе безбилетников не было. Тем не менее на стадионе были сломаны десять входных дверей, множество заграждений и турникетов.
Несмотря на этот спор, политический резонанс от случившегося – неоспоримый факт. Депутат ПСР Самил Таййар, известный своей открытой поддержкой премьер-министра, с самого начала зачислил хулиганов в члены группы Çarşı и написал в своём Твиттере: «Они скандируют лозунги Гези. У них нет достоинства».
Противостояние между фанатскими группами с разными политическими взглядами, по сути, началось с самого начала игр Лиги, с середины августа. Проправительственные и оппозиционные группы, поддерживающие «Бешикташ», «Галатасарай» и «Фенербахче», устраивали драки на трибунах почти на каждой крупной игре. Антиправительственные группы скандировали лозунги Гези на 34-й минуте каждого матча, так как «34» это число на номерных знаках Стамбула. А проправительственная команда «Касымпаша» на каждой 34-й минуте игры своей команды скандировала лозунги в поддержку правительства и турецкого спецназа. Силовиков активно критиковали, как на национальном, так и на международном уровне, за жестокое обращение с протестующими в Гези.
КСТАТИ
Болельщики начали выражать свои политические пристрастия во время спортивных мероприятий ещё с 2010 г. Эрдоган был громко освистан фанатами «Фенербахче» во время присутствия на похоронах легендарного игрока Лефтера Кючюкандонядиса на стадионе «Шюкрю Сараджаоглу» в 2012 г. Ранее это произошло на церемонии открытия нового стадиона «Галатасарай» в 2011 г., а до этого во время финального матча чемпионата мира по баскетболу в 2010 г.