Три депутата по собственному желанию вышли из состава правящей партии.
Это случилось после того, как Центральный исполнительный комитет Партии справедливости и развития (ПСР) провёл заседание, на котором было принято решение передать в дисциплинарный комитет партии вопрос об исключении трёх депутатов: Эрдала Калкана, бывшего министра культуры и туризма Эртугрула Гюная и Халука Оздалга. Поводом для этого стали «их устные и письменные комментарии, идущие вразрез с политикой ПСР и имеющие своей целью оскорбление партии».
Однако Калкан, Гюнай и Оздалга не стали дожидаться решения дисциплинарного комитета и вышли из партии сами. Калкан сообщил о своём уходе в пятницу утром через Твиттер. Он подверг резкой критике ПСР и главу партии Реджепа Тайипа Эрдогана, написав: «Политические партии не личная собственность политиков, в частности Эрдогана. Политические партии являются общественными институтами, принадлежащими миллионам людей, участвовавших в их создании».
Высказывания Калкана были восприняты в качестве открытой критики отношения ПСР к антикоррупционному расследованию, фигурантами которого стали некоторые члены партии. В рамках расследования были арестованы более 20 человек, в том числе сыновья двух теперь уже бывших министров, чиновники и бизнесмены. Вместо того чтобы обеспечить проведение расследования надлежащим образом, ПСР предприняла ряд шагов, которые, по мнению экспертов-юристов, направлены на то, чтобы воспрепятствовать расследованию.
Депутат также заявил, что турецкий народ не получится одурачить, намекая на активно распространяемое ПСР утверждение о том, что антикоррупционное расследование якобы является плодом международного заговора, направленного на ослабление Турции. Калкан подчеркнул, что будущее ПСР представляется довольно смутным: «На этом всё не закончится. Наш многоуважаемый народ всё видит. Давайте предоставим ему быть судьёй».
Эртугрул Гюнай созвал пресс-конференцию в парламенте, на которой заявил о том, что ПСР столкнулась с очень серьёзными обвинениями, имея в виду антикоррупционное расследование. По его словам, партийные чиновники демонстрируют «психологию защиты» вместо того, чтобы проявить уверенность в собственных силах.
Гюнай отметил, что он был решительно настроен остаться в партии, чтобы сформировать должную позицию по отношению к антикоррупционному расследованию, даже настаивал на этом. Однако его призывы не были услышаны. Гюнай обратил внимание на тот факт, что руководство партии, на протяжении восьми дней защищало министров, предположительно замешанных в коррупции, перед тем как отправить их в отставку. Вместе с тем партийное руководство немедленно направило в дисциплинарный комитет запрос об исключении из партии трёх депутатов, в том числе самого Гюная, за критику, высказанную ими в адрес правительства.
В то же время обращение руководства партии к дисциплинарному комитету облегчило трём депутатам уход из партии, отметил Гюнай. Он считает, что в стране есть с одной стороны значительная несправедливо обиженная часть общества, и с другой высокомерная и репрессивная партия. ПСР «идёт куда-то не туда, ведомая своим высокомерием», - заявил он.
«Я больше не мог терпеть этого. У всех есть какие-то принципы. Мои принципы таковы: Я не могу потворствовать жестокости, я никогда не буду приветствовать угнетателя. И ещё, я могу прожить без хлеба, но не без свободы», - подчеркнул Гюнай. Он охарактеризовал недавнее распоряжение правительства о том, что офицеры полиции должны информировать начальство обо всех расследованиях как противозаконное и посоветовал работникам полиции не подчиняться подобным приказам. «Я хочу предупредить тех государственных служащих, кто чувствует, что должен повиноваться этим противозаконным приказам. Согласно закону вы не обязаны подчиняться противозаконным приказам. Тот, кто подчинится им, не избежит наказания в будущем». На прошлой неделе правительство издало постановление, согласно которому офицеры полиции обязаны уведомлять руководство обо всех расследованиях. Юристы уже охарактеризовали это изменение как нарушение закона и конституции. Нововведение позволило бы правительству отслеживать любое расследование, инициированное прокуратурой. Однако в пятницу Государственный совет Турции объявил постановление правительства недействительным. Гюнай также заметил, что не планирует отказываться от депутатского мандата.
Вслед за Гюнаем, Халук Оздалга также собрал пресс-конференцию, чтобы объявить о своём выходе из партии. Он заявил журналистам, что с 17 декабря, когда началось антикоррупционное расследование, правительство приняло ряд мер, которые можно рассматривать как прямое вмешательство в деятельность судебных органов. «Полиция попала под нож, так сказать», - заявил Оздалга, говоря об отстранении от обязанностей около 500 работников полиции, связанных с расследованием. «А постановление правительства о деятельности полиции противоречит конституции, другим законам и совести народа», - добавил он.
Оздалга подчеркнул, что не принял и не одобрил бы попыток свернуть расследование. «Утверждения о том, что за антикоррупционным расследованием стоят внутренние или внешние силы или банковское лобби [о чём говорит премьер-министр] выглядят не очень убедительно. Можно объяснить всё что угодно, но не коррупцию и подлог», - считает Оздалга. То, что премьер-министр выдвигает обвинения в адрес других групп, является серьёзным ударом по престижу Турции, считает Оздалга.
В завершение своих слов Оздалга призвал правительство ПСР не вмешиваться в деятельность судебных органов. «В судебной системе нет никакого кризиса, зато имеет место вмешательство в эту систему», - сказал он. Оздалга также заметил, что Турция находится на «важном перекрёстке».
Депутаты приняли решение о выходе из партии всего через два дня после того как трое министров, замешанных в коррупционном скандале, подали в отставку. В среду министр экономики Зафер Чаглаян, министр иностранных дел МуаммерГюлер и министр по делам окружающей среды и городского планирования Эрдоган Байрактар подали в отставку, настаивая при этом на своей невиновности. Байрактар также отказался от депутатского мандата. Сыновья министров Чаглаяна и Гюлера в настоящее время остаются под арестом. Сын Байрактара также провёл некоторое время под стражей. Министр евроинтеграции Эгемен Багыш был удален премьер-министром из кабинета в ходе масштабных перестановок в правительстве. Высказывались утверждения о том, что Багыш брал взятки.
26 декабря Оздалга заявил, что сложная политическая ситуация, в которой оказалась Турция, требует срочного вмешательства президента Абдуллаха Гюля. «Хаос, в котором мы оказались, я называю это кризисом правительства и демократии, достиг таких размеров, что ущерб политическому режиму, экономике и престижу страны в мире всё увеличивается», - заявил Оздалга. Первым в череде отставок стал уход из ПСР Идриса Бала в конце ноября. Причиной ухода Бала стала его позиция относительно планов правительства по закрытию подготовительных курсов. В середине декабря его примеру последовал бывший футболист Хакан Шюкюр, также выступавший против закрытия курсов. На минувшей неделе из партии вышел бывший министр внутренних дел Идрис Наим Шахин. Он заявил, что имеет разногласия с правящей партией по ряду вопросов, в том числе и по коррупционному скандалу. После того как все эти люди вышли из партии, число мест ПСР в парламенте сократилось до 320.
На минувшей неделе Гюнай, критикуя высказывания премьер-министра по коррупционному скандалу, отметил, что ожидал от него более сдержанной реакции. Гюнай надеялся, что Эрдоган, возможно, сменит риторику после возвращения из Пакистана, где он находился с визитом. Как выяснилось, напрасно.
«Пару дней премьер-министр был заграницей. Я надеялся, что он скажет что-нибудь, что успокоит общество и снизит напряженность в стране, учитывая, что у него была возможность обдумать всё как следует. К сожалению, этого не произошло. Его речь по возвращении в Турцию как бы суммировала всё, что он высказал в Ризе неделю назад», - сказал Гюнай, отмечая, что его очень расстроили высказывания премьер-министра. Во вторник вечером Эрдоган, вернувшись в Турцию из Пакистана, обратился в аэропорте Анкары «Эсенбога» к своим сторонникам. В этом выступлении он назвал антикоррупционное расследование атакой на правительство. Кроме того, в пятницу 27 декабря вице-премьер Бюлент Арынч раскритиковал троих бывших депутатов ПСР за их уход из партии и высказывания в адрес правительства и премьер-министра. По словам Арынча, депутату не следует пытаться навредить своей партии или премьер-министру, уходя в отставку. Он также заявил, что выход этих депутатов из партии не ослабит ПСР, напротив она станет ещё сильнее и «чище».
Идрис Бал: депутаты продолжат покидать ПСР
Комментируя пятничные отставки, депутат Идрис Бал выразил мнение о том, что уход депутатов из ПСР продолжится. Однако, заметил он, депутаты, желающие выйти из правящей партии не должны более терять времени, иначе потом они будут выглядеть как «крысы, бегущие с тонущего корабля». «Они должны проявить свою демократическую сущность немедленно», - подчеркнул он.
По мнению Бала, вмешавшись в сферу деятельности судебных органов, правительство оказалось на грани потери легитимности. «Давление исполнительной ветви власти на судебную является явным нарушением конституции и принципа разделения властей. Это может привести к утрате исполнительной властью своей легитимности. Разделение властей является фундаментальным принципом демократии. Если этот принцип нарушается и одна из ветвей власти оказывает давление на другую, демократия не может функционировать», - заявил Бал.
Он также заметил, что последние события не сулят ПСР светлого будущего: «Те, кто не может пройти тест на демократичность и придерживаться всеобщих принципов законности, будут в конечном счёте удалены с политической сцены». Пожелавший остаться неизвестным депутат ПСР в интервью агентству «Джихан» согласился с тем, что в ближайшие дни выход депутатов из партии продолжится. По его словам, причинами этого являются как попытки правительства вмешаться в деятельность судебных инстанций, так и жёсткая риторика в отношении сторонников проведения расследования. «Если премьер-министр продолжит высказываться в том же духе, нашей стране будет нанесен значительный ущерб. Наши друзья, не разделяющие эту позицию, могут выйти из партии», - сказал он.
Депутат также заметил, что не так давно он высказывал мнение, отличающееся от партийной линии. Если его представят на суд дисциплинарного комитета, он сделает «то, что должно сделать», заявил депутат.