Назым Хикмет глазами «правых»

Назым Хикмет глазами «правых»

Со смерти Назыма Хикмета прошло 50 лет, но, несмотря на это, он по-прежнему остается в Турции символом коммунистической идеологии.

Его литературная личность и политическая позиция сделали его героем для многих. Как же оценивают представители правого крыла поэта, которого при каждом удобном случае противопоставляют Неджипу Фазылу?

Имя Назыма Хикмета дорого не только представителям левого крыла, оно крайне важно для всей турецкой поэзии. Строки Назыма, лиричные и искренние, написанные по-турецки и переведенные на другие языки, не были единственной причиной того, что он прославился. Он стал идолом левых групп, посвятив себя делу социализма, с которым его связывали неразрывные узы. Еще при жизни, как и после смерти, его часто критиковали за то, что он принес литературу в жертву идеологии. Критиковали и то, что его стихи чаще, чем нужно, оказывались под запретом… В связи с этим, интересно было бы поговорить о том, какую роль, по мнению правых, играет Назым Хикмет в жизни Турции.

Нельзя запрещать поэта из-за его убеждений

Профессор, доктор наук Алааттин Караджа: «Нет никаких сомнений в том, что Назым изменил способ изложения и само звучание языка. Он подарил нам новую поэзию, которая выходила за рамки господствовавшей поэтики. Власть того времени вела политику урбанизации и придерживалась такой же философии. Учитывая этот факт, не думаю, что Назым был сторонником оппозиционной политики, которая бы шла вразрез с философией руководства страны. Его стихи не что иное, как борьба за власть среди кемалистов. В принципе, Назым также двигался в русле прозападной, светской, позитивистской поэтики и политики. Однако верно и то, что турецкие академии долгое время избегали изучения поэтических и политических предпочтений Назыма. Я хочу сказать, что либо из-за возвеличивания, либо из-за запретов, вместо произведений Назыма, которые прошли мимо адресата, из уст в уста передавалась его легендарная история жизни. В конце концов, я не считаю правильным запрещать деятелей искусства из-за их политических и поэтических предпочтений».

Идеологическое равновесие

Автор многих произведений на исламскую тематику Али Унал уверен, что в Турции левые не принимают писателей с правыми ценностями. «Никто из религиозных представителей интеллигенции не получил того внимания, которого заслуживал. – говорит Унал. – А Назыма Хикмета сегодня очень высоко ценят любители искусства, проповедующие Ислам. Представители левого крыла превозносили до небес Исмета Озеля, но после того, как он обратился к вере, стерли его имя из памяти. Пока поэт Неджип Фазыл жил жизнью богемы, левые его ценили. Я ни разу не видел, чтобы упоминались имена таких известных турецких писателей и поэтов, как Яхья Кемаль или Пеями Сафа. Стихи Назыма были не очень сильными, но его приняли, поскольку он писал под влиянием левых. И сегодня еще литература опирается на идеологический баланс».

Поэт столетия

По словам поэта Джахита Койтака, Назым Хикмет – один из самых крупных турецких поэтов последнего столетия. «И осознают это люди или нет, но он оказал ощутимое влияние на дальнейшее развитие турецкой литературы. Разумеется, есть и другие великие поэты, но Назым – один из них», — уверен современный поэт.

Койтак отмечает, что несмотря на то, что в некоторых правых кругах Назымом восхищаются и любят, однако не все открыто проявляют эту любовь. «Потому что среди правых есть и те, кто его не любит. Потому приходится скрывать. Они могут делать вид, что не осознают, какие ценности они у него заимствовали, могут считать, что их нет. А я люблю Назыма Хикмета и ценю его. Мое стихотворение «Крылатый гроб» я написал для того, чтобы показать его заслуги и то, как его нужно воспринимать», — добавил Койтак.

Идеология может навредить лирике

«Назым служил идеологии, которая в то время представляла угрозу для Турции», – считает писатель Мехмед Ниязи. По его словам, Назым написал тысячи стихотворений, писал пьесы для театра, однако его стихи и пьесы были гораздо сильнее, пока не наполнились идеологическим пафосом. «Такие стихотворения, как «Письмо жене», «Сегодня воскресенье», «Плакучая ива» — одни из его самых тонких и красивых произведений. Его сравнивают с представителем нашего крыла Неджипом Фазылом. Однако они совершенно разные. Этих двух поэтов нужно рассматривать по-разному. Назым сделал поэзию средством пропаганды своих идеологических убеждений. Он построил свою поэтику таким образом, чтобы пропагандировать коммунизм. Это повлияло и на его стихотворения. Назым был поэтом, который говорил, что он «хочет проповедовать «Капитал». Неджип Фазыл тоже создавал гораздо более сильные произведения до того, как были написаны его идеологические стихотворения. Когда он начал писать идеологические стихи, он ушел от духа своих прошлых творений», – отмечает Ниязи.

Символ Турции

Поэт и писатель Бешир Айвазоглу считает Назыма Хикмета очень крупным поэтом и смелым представителем интеллигенции. «Я не против его реабилитации и перезахоронения в Турции, – говорит он. – Однако я хочу сказать, что я всегда буду против той идеологии, которую он пропагандировал. Я уверен, что его искренние убеждения были в полной мере использованы Советским Союзом».

Как только он приехал в Россию, его бывшие товарищи по партии, поехавшие следом, были вынуждены следить за ним. Другие его турецкие друзья были убиты или отправлены в Сибирь. Очень жаль, что Назым не смог передать в стихах того, что он почувствовал, узнав об этом. Назым попал в гигантскую тюрьму, где все контролировали друг друга, где даже дети доносили на родителей, а родители на детей. Несмотря ни на что, он не потерял своей добросердечности. В сущности, он ничего не мог сделать; он считал СССР «идеальной» страной, которой он годами пел гимны и во имя которой сидел в тюрьме, а теперь выбраться из этого болота было невозможно. В сталинские времена иметь какие-либо связи с Турцией было запрещено. Запрещено было также исследовать общие источники по турецкому языку и истории. Однако Назым Хикмет был действительно смелым человеком. В те годы Назым был для Турции символом коммунизма, но для Азербайджана он в такой же степени был символом Турции. Когда он поехал в Баку на большую конференцию, посвященную Физули, которая впервые проводилась в 1957 году, на вокзале его с любовью и радушием встретила большая толпа народа.