Нам пришлось перенести усыпальницу Сулеймана Шаха и покинуть землю, на которой она находилась. Это победа? Нет. Поражение? Cнова нет. Современная Сирия выжжена пожаром войны. Разве должны турецкие солдаты воевать там! Лично я против того, чтобы мы были частью этого конфликта.
Прийти в эти края легко, но уйти оттуда почти невозможно. И последние события - прямое тому подтверждение. Сыграла ли Турция определённую роль в сложившейся в Сирии ситуации? Разумеется, ведь всё произошедшее - естественное следствие сирийской политической линии, несущей в себе черты нео-младотуркизма. Мы мечтали об отстранении от власти Асада, о совершении пятничного намаза в Дамаске - стратегия основывалась именно на этом.
Куда дует ветер демократии
Раньше считалось, что политический век Асада продлится не год и не месяц, а несколько недель. Будучи министром иностранных дел Турции, Ахмет Давутоглу много раз прогнозировал его падение. Речь шла буквально о 3-4 неделях. Давутоглу уже видел свет в конце дамасского туннеля. Видимо, это был не свет, а ехавший навстречу поезд. Если бы с помощью Турции пал режим Асада и в Дамаске подул ветер демократии, мы могли бы признать, что политика правительства дала положительный результат. Но нынешнее положение дел говорит об обратном. Сирия перевёрнута вверх дном. На территории страны идёт кровавая внутренняя война. Погибли сотни тысяч людей, миллионы покинули свои дома и родину.
От мечтаний к реалиям
Мы мечтали о Дамаске, а на деле пришлось распрощаться с усыпальницей Сулеймана Шаха. Наверное, другого выбора, кроме как перенести место захоронения, не было. И, если окинуть взглядом ситуацию в целом, станет понятно, что речь идёт о большой неудаче. И Турция в ответе за этот форс-мажор. Если конкретнее, то ответственность лежит на Давутоглу и Эрдогане - идеологах турецкой позиции по сирийскому вопросу.
Героизм хорош, но только во внутренней политике. Во внешней он всё усложняет. Если бы у Турции были силы направить в нужное русло процессы, идущие в Сирии, она бы продемонстрировала это за прошедшие три года. Но попробуем быть реалистами... Режим Асада до сих пор не ответил нам за сбитый самолёт.
Сами виноваты
Жаль, что действия Турции в отношении Сирии были обусловлены личной неприязнью (правительства?), а не трезвым анализом текущей ситуации. Результат налицо... Пожар приобрёл такие масштабы, что перекинулся на нас. Мы собственными руками спустили турецкий флаг над усыпальницей Сулеймана Шаха и сами разрушили её. Если бы мы придерживались декларируемой стратегии, то оказались бы в Дамаске в течение трёх часов. На деле нам пришлось девять часов переносить усыпальницу на турецкую границу. И это неизбежный результат политики нео-младотуркизма. А ведь есть ещё Рабочая партия Курдистана и «Демократический союз». Больно видеть, как неподалёку от нового местоположения усыпальницы развевается флаг террористической группировки.
Всему есть предел, в том числе и народному терпению. И было предсказуемо, что Партия справедливости и развития превратит это событие в «национальную проблему». В итоге политика ПСР, вместо того чтобы собрать вокруг себя народ, расколола общество. Господин Арынч был прав, когда сказал, что, по крайней мере, половина людей смотрит с ненавистью на ПСР. Тут есть над чем задуматься. Стоило ли добиваться вражды со стороны широких масс ради голосов на выборах?