Мы завтракаем с Министром энергетики Турции Танером Йылдызом, тема нашего разговора, конечно, ядерная энергия.
Хотя события в Ливии оттеснили немного произошедшее в Японии, всё же споры относительно ядерной энергии, которые были начаты в связи с событиями в Японии, остаются одной из главных повесток дня.
Интересно, с учётом вызванной событиями в Японии реакции идёт ли речь о пересмотре проекта, связанного со строительством турецкой АЭС в Аккую?
Йылдыз, ни секунды не колеблясь, отвечает: «Нет», а затем чётко и уверенно продолжает: «Пока в мире не будут закрыты все 442 станции, Турция не отступит от своего намерения. Мы вступили на этот путь, обратной дороги нет». Несомненно, в связи с радиационными утечками после землетрясения в Японии дискуссии на эту тему обострились.
В принципе тема ядерной энергии давно уже вызывает споры в некоторых кругах. Одни выступают против ядерной энергии, защищая окружающую среду, кто-то руководствуется другими соображениями. Йылдыз, не вдаваясь в подробности, высказывает мнение, что среди тех, кто выступает против ядерной энергии, есть те, кто исходит из разных расчётов.
Несмотря на возражения, правительство не намерено делать шаг назад. Йылдыз уверен, что дискуссии идут по неверному направлению: «Правильнее будет вести разговоры о том, достаточно ли мер предпринимается для обеспечения безопасности». Йылдыз считает бессмысленными разговоры об отказе строительства станции.
Япония не первая страна, оказавшаяся в подобной ситуации, и не последняя. Несколько ядерных аварий мир уже пережил. Самой ужасной стала авария на чернобыльской АЭС. Это произошло недалеко от Турции, которая также в определённой степени пострадала от утечки радиации. «После аварии в Чернобыле никто АЭС не закрывал», - говорит Йылдыз.
Несмотря на чернобыльскую аварию, особой тревоги не возникло, строительство станций продолжилось. Было построено 142 новых объектов. Можно предположить, что и после событий в Японии вряд ли будет по-другому.
Не уже ли происходящее в Японии не будет иметь никаких последствий? «Конечно, будет», - отмечает Йылдыз и продолжает: «При постройке станции в Аккую будет вновь проанализирован вопрос относительно устойчивости к землетрясению. Вообще этому вопросу уделялось должное внимание. Меры безопасности будущей станции в Аккую вновь будут рассмотрены. Снова будет изучена карта местности, геологическая структура места. Хотя лицензия уже получена, все меры безопасности будут изучены самым тщательным образом еще раз».
Из сказанного министром можно сделать следующий вывод: в Аккую события в Японии внесли свой вклад в постройку станции.
Удаленность Турции от АЭС не гарантирует безопасность турецкого общества от ядерной угрозы. Вокруг нас полно ядерный станций. Армянская АЭС прямо по ту сторону границы, в 30 километрах от Ыгдыра. К тому же, это старая станция. Срок её действия на исходе…
На наш вопрос, предпринимаются ли какие-либо меры в отношении близких к нам атомных станций, Йылдыз ответил следующее: «У нас были некоторые инициативы относительно армянской станции. Но после аварии в Японии мы особо следим за ситуацией. В сотрудничестве с МАГАТЭ мы выносим данный вопрос на повестку дня. Мы выступаем за закрытие старых станций, у которых есть слабые места в системах безопасности».
Конечно, недостаточно вывести на высочайший уровень внутренние меры безопасности, необходимо принимать во внимание опасности, которые могут исходить из окружающей среды, нельзя препятствовать ветру, облакам. Хотелось бы, чтобы внимание к безопасности, которое оказывается к станции в Аккую, в той же мере было бы продемонстрировано и к станции в Армении и к другим станциям в регионе.
Облака, несущие радиационное загрязнение из Японии, достигли Европы. Первой пострадала Исландия. Существуют ли какие-либо риски для Турции? «Нет», - говорит Йылдыз. «Мы не ждём отрицательных последствий для Турции». По словам Йылдыза, в 99 пунктах постоянно ведётся измерение уровня радиации, до сегодняшнего дня каких-либо негативных последствий не установлено. Кроме того, на 46 пограничных пунктах усилен контроль за ситуацией.
Если мир не отказывается от ядерной энергии, бессмысленно и Турции останавливать строительство АЭС. Уровень безопасности требует тщательнейшего обсуждения.