Выбор конституции

| Мустафа Унал
Выбор конституции

На каждые выборы смотрят с точки зрения будущего правительства. Голосование определяет, какое правительство будет в стране, однопартийное или коалиция… В кресло премьер-министра, как правило, садится лидер партии, набравшей большинство голосов.

Именно поэтому главное – стать первыми в этой гонке.

Остался один день  до выборов. Список ясен: Партия Справедливости и Развития (ПСР), Народно-республиканская партия (НРП), Партия националистического движения (ПНД)… Совершенно очевидна сила одной из партий. И не только судя по анкетам, но и по пульсу улиц. НРП не выглядит как партия, готовая к тому, чтобы управлять. Обещания Кемаля Кылычдароглу не похожи на речи завтрашнего лидера правительства. Уже практически все согласились с тем, что на выборах победит ПСР. Уже можно предсказать, каким будет список, который будет опубликован вечером 12 июня. Другой исход будет настоящим сюрпризом. Что пока остается неизвестным – это процент голосов… Каждая партия пытается преодолеть собственный результат 2007 года. Иначе говоря, соперником каждой партии является сама партия.  С этой точки зрения выборы 12 июня не похожи на прежние классические выборы.

Цель ПСР – получить 50 процентов голосов. Получить голос каждого второго человека в стране непросто, но попутный ветер наполняет паруса этой партии. По всем прогнозам она получит около пятидесяти процентов голосов. Такой успех очень редко выпадает на долю какой-либо партии. Важен не только процент голосов, но и количество депутатов в парламенте. Нижний порог для изменения конституции – 330 человек… ПСР поставила перед собой целью получить 367 мест в парламенте, для того, чтобы изменить конституцию без созыва референдума. Но, даже если они этой цели и не достигнут, то, по меньшей мере, они не хотят опускаться ниже отметки в 330 мест. Иначе изменение конституции останется только мечтой для правящей партии. Вопрос с изменением конституции останется в подвешенном состоянии. Несмотря на то, что каждая партия пообещала новую конституцию, события предвыборной гонки демонстрируют, что достичь компромисса им будет нелегко.

Целью НРП, между тем, является сбор количества голосов, необходимого, чтобы удержать Кемаля Кылычдароглу в кресле председателя… Это 30 процентов. Любая меньшая цифра будет считаться поражением. Сегодня в НРП есть группы, которые все свои расчеты делают только исходя из результатов выборов 12 июня. При возможной неудаче НРП вернется на тропу войны, главной целью которой будет Кемаль Кылычдароглу…

Если для членов НРП результаты выборов важны в первую очередь с точки зрения внутрипартийной борьбы за власть, то для ПНД это судьбоносные выборы. Девлет Бахчели переживает очень сложный период. Он потерял почти весь свой штаб. Люди, составлявшие его ближайшее окружение, вынуждены были снять свои кандидатуры для выборов в парламент и уйти в отставку. Даже если партия быстро с этим справится, то все равно серьезным вопросом остается вопрос о том, сможет ли  ПНД получить минимальное необходимое количество голосов. ПНД находится в погоне за 10-процентным минимумом. У нее есть потенциал, но пока трудно установить, какой ущерб нанесли партии последние события.

На выборах 12 июня на первый план наравне с партиями и именами выходят ценности и понятия. Можно даже сказать, что ценности важнее партий. За время перед выборами я объехал много районов. Я в непосредственной близости наблюдал работу сильных претендентов. Вчера я был в Измире, встречался с Мехметом Текелиоглу, Эртогрулом Гюнаем, Ильханом Ишбиленом и Биналы Йылдырымом. То, что место идеологии заняли проекты, позволило ПСР в Измире занять очень выгодную позицию. Четкие линии разделения на лагеря стерлись. Различия между двумя партиями стали неявными. Измирский избиратель уже не говорит о своих предпочтениях как «ракы, рок, рыба». Если даже НРП немного выйдет вперед по количеству голосов, то равное количество депутатов не будет сюрпризом.

Что бы мне хотелось сказать о тех местах, где я ездил, так это то, что я постоянно слышал требования «новой конституции»…  Первое, что говорит рядовой гражданин с улицы при встрече с политиком: «Мы хотим новую конституцию». И когда ты встречаешься с уличными торговцами,  звучит то же требование. Я видел, как во многих городах готовили брошюры, где подчеркивались необходимость конституции и демократии.

Можно сказать, что 12 июня – день «выборов конституции»

Турция в начале нового пути… 12 июня – это важный перекресток. Есть две альтернативы. Либо вместе с новой конституцией, которая обеспечит проведение реформ, откроются новые горизонты, либо мы вернемся к тем дням приемничество, когда происходила борьба за власть. За последние 9 лет страна преодолела значительное расстояние, но барьер все еще не перейден. Для выбора направления, в котором будет двигаться Турция, и для укоренения реформ очень важен политический климат, который установится после выборов. Некоторые наши коллеги рассказали, за кого будут голосовать. Я отдаю свой голос за конституцию и демократию… Я не привязан к партии или человеку. Меня волнует направление, в котором пойдет Турция… И совершенно ясно, что это будет за направление.