Турция продвинулась на семь отметок в недавно опубликованном Transparency International (TI) индексе восприятия коррупции.
Впрочем, данная относительно хорошая новость, возможно, скорее связана с тем, что в последнее время Турция отходит от прозрачности и подотчетности в сторону засекречивания функционирования государственных институтов,
Правительство нанесло серьезный удар по транспарентности на этой неделе, когда впервые в истории Турецкой Республики Счетной палате не удалось отправить в парламент аудиторские отчеты о расходах государственных учреждений в 2011 году. Палата, которая должна была изучить расходы и направить отчеты в парламент 13 сентября, заявила, что не может завершить отчеты в срок после радикальных изменений, внесенных в закон, которые существенно ограничивают полномочия палаты по аудиту.
Мехмет Алтан, экономист из Стамбульского университета, считает, что это совершенно неприемлемо при любой демократии, так как бюджет потеряет свою легитимность, если не будет проводится его проверка.
Работа Счетной палаты в 2011 году практически застопорились, когда парламент, по просьбе депутатов правящей партии в июле 2011 года, принял ряд поправок к закону о Счетной палате, которые были пересмотрены только семь месяцев назад.
Новые изменения также отменили поправки к закону, сделанные Счетной палатой, которые были приняты в декабре 2010 года и были объявлены революционным шагом вперед в плане повышения прозрачности.
Маркар Есаян, турецкий колумнист, утверждает, что последние изменения сделали аудит государственного аппарата практически невозможным для Счетной палаты.
Согласно этим поправкам Счетная палата обязана соглашаться с мнением государственных учреждений, аудит которых она проводит. Это весьма иронично, так как есть явный конфликт интересов между теми, кто проверяет, и теми, кого проверяют.
Но это еще не все, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) сделала для уменьшения транспаретности в правительстве. За период 10-летнего правления ПСР большинство поправок было внесено в Закон о государственных закупках. Этот закон подвергался изменениям 25 раз по разным поводам, и в него было внесено более 125 изменений. Оппозиционные партии заявляют, что правительство таким образом пытается передавать государственные тендеры своим сторонникам и политическим союзникам.
Еще один шаг в неверном направлении, по мнению многих экспертов, в Турции был принят летом, когда офис премьер-министра выпустил извещение, регулирующее продажу, передачу и сдачу в аренду государственной собственности, включая землю и общественные здания. В соответствии с новым регулированием, имущество, принадлежащее государству, не может быть продано, сдано в аренду или передано другой стороне без разрешения премьер-министра. Учитывая, что госказна владеет более чем 3,65 млн объектами, эти изменения наделили премьера чрезмерными полномочиями.