Тайип Эрдоган, по своим словам, вступает в «период мастерства» с 50ю процентами голосов. Он может стать архитектором демократии и мира, а может упустит такой большой шанс.
"Сложно жить без надежды. Я хочу быть оптимистом".
Я не хочу, чтобы перед летом, перед выходом на каникулы грустные мысли поставили печать на мои ожидания, обращенные в ближайшее будущее.
Я сейчас не вспомню, чьи это слова.
Кто-то сказал: есть только одно путешествие без возврата, имя ему – жизнь…
В таком путешествии у меня в голове постоянно крутятся хорошие мысли. И мне все кажется, что стакан наполовину полон…
Я говорю о политике.
Например, события в Греции, за которыми я следил краем глаза, на самом деле печальны.
Я читал в The Economist.
Несколько лет назад молодой министр финансов Греции сказал, что если бы они закрыли государственные железные дороги и перевозили пассажиров на такси, это принесло бы больше выгоды.
Конечно, поднялась страшная суматоха.
Но министр финансов оказался прав.
Общий доход от греческих железных дорог за 2009 год составил 174 миллиона английских стерлингов. Вместе с тем, выплаты, которые можно записать в статью «расход», составили 246 миллионов стерлингов и общий убыток достиг 937 миллионов… (статья в The Economist от 2 июля 2018, стр. 10).
Мы тоже переживали такие периоды.
Проблемы с Общественным Экономическим Предприятием (KİT), дефицит бюджета оставляли экономику Турции в тупике, препятствуя ее развитию.
Особенно в 1990-ые, в самом начале 2000-х годов бесчисленные пути привели Турцию на грань нищеты, мы смогли выбраться из кризиса, дорого за это заплатив.
Но сейчас вот уже много лет мы успешно движемся вперед. Экономика растет. Инфляция перестала быть проблемой. Дефицит бюджета, несмотря на период выборов, обнулился еще в первую половину года.
Закончились ли проблемы?
Разумеется, нет.
Остается под вопросом, будут ли оставаться на том же уровне напряженность из-за имеющегося дефицита и скорость роста. Пока мы обсуждаем работу, зарплату и несправедливость, но все это продолжается .
Но все же есть польза в том, чтобы сказать: в общем в экономике дела идут хорошо.
То есть, стакан наполовину полон…
Точно так же я хочу смотреть и на политику. На политической арене царит напряженность. Давление в политике высокое.
Между тем, политикам не нужно жаркого лета. Турции, только что прошедшей через выборы депутатов, нужно открыть двери компромисса и диалога.
На повестке дня – новая конституция.
Демократическая конституция…
На повестке дня курдский вопрос.
Второе – демократические преобразования, которые позволят разрешить эту проблему оружием и силой и открыть Рабочей партии Курдистана путь для спуска с гор…
Если вместе с новой конституцией, опирающейся на общественное и политическое соглашение, мы будем продвигаться вперед по пути мира и демократии, мы и упрочим политическую стабильность, и усилим линию роста и развития экономики.
Необходимым условием для этого является снятие «бойкотов присяги» и «бойкота меджлиса». Для этого прежде всего нужно, достигая необходимых компромиссов, перенести политику на почву парламента…
Эта ответственность будет возложена на Партию Справедливости и Развития, Народно-республиканскую партию, Партию Мира и Демократии.
На мой взгляд, наибольшая ответственность в вопросе смягчения политики и достижения компромисса лежит на Тайипе Эрдогане.
Потому что это именно он набрал 50 процентов голосов…
Вчера в своей колонке газеты Zaman Шахин Алпай написал вот что:
«Я спрашиваю сам себя: в чем секрет успеха премьер-министра Эрдогана? В связи с этим можно говорить о его личных особенностях, таких как то, что он является верующим мусульманином, сторонником реформ, обладает качествами лидера и остается политиком.
Но я думаю, что Эрдогана Эрдоганом делают сразу два фактора: личный и общественный. Во-первых, это умение извлекать уроки из ошибок и отказываться от своих заблуждений. Во-вторых, это осознание того, что невозможно обеспечить успех, не отвечая на ощущающиеся в турецком обществе надежды на свободу, рост благосостояния и уважения.
Я думаю, что в течение третьего срока, который премьер-министр Эрдоган назвал «периодом мастерства», он, возможно, не станет придерживаться двух главных принципов, приведших его к успеху. Я также считаю, что, несмотря на то, что постепенно эти его преимущества все больше напоминают определенные слабости, он отлично вжился в роль «единственного человека, который все знает». В случае, если вместо следования гармоничной политике он предпочтет идти дальше за счет «ловкости рук», он столкнется с неудачами и есть риск, что он потащит за собой и Турцию».
Я подчеркиваю эти строки Шахина Алпая.