Турция запустила два крупнейших проекта общей стоимостью 69 млрд долл.
В начале мая в течение недели в Турции были подписаны решения о начале реализации двух исторических проектов общей стоимостью 69 млрд долл.
Проекты направлены на развитие энергетики и транспорта – ключевых отраслей, обеспечивающих рост турецкой экономики.
Турция запускает два крупнейших проекта, несмотря на долговой кризис, царящий в еврозоне, и на застой, который переживает мировая экономика. Это демонстрирует положительную тенденцию, которая сохраняется в развивающихся экономиках. На берегу Чёрного моря, в Синопе, японскими подрядчиками будет построена атомная электростанция наподобие АЭС «Аккую», которую строят россияне в Мерсине. Стоимость проекта составит 22 млрд долл. Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и его японский коллега Шинзо Абе подписали в Анкаре соглашение о строительстве второй атомной станции на территории Турции.
150 млн пассажиров в год – такой будет пропускная способность нового аэропорта
Атомная электростанция в городе Синоп будет состоять из 4 блоков, её предполагаемая мощность – 4480 мегаватт. Первый блок АЭС, который будет производить 40 млрд киловатт-часов электроэнергии в год, пустят в 2023 году. Введение в эксплуатацию последнего энергоблока запланировано на 2028 год. Часть работ по строительству станции выполнят турецкие компании – стоимость этих работ составит 7-8 млрд долл. В консорциум, который отвечает за строительство электростанции, вошли японские корпорации «Мицубиси Хэви Индастриз Лимитед», «Иточу Корпорейшн» и французская компания «ГДФ-Суэц». Планируется, что в проекте примет участие и турецкая фирма «Электрик Уретим А.Ш.». В строительстве будут задействованы 10 тыс. человек, запуск электростанции обеспечит 2 тыс. новых рабочих мест. В соглашении о строительстве предусмотрены статьи, которые предполагают максимальное участие в проекте турецких строительных фирм и обучение собственных инженеров-атомщиков.
Зачем Турции две новые АЭС?
Министр энергетики Турции Танер Йылдыз напомнил, что Турция испытывает острую потребность в развитии ядерной энергетики. За последние 10 лет потребление электроэнергии в Турции выросло в два раза, а в течение следующих десяти лет спрос на электроэнергию снова удвоится. По существующим прогнозам, после того как обе атомные электростанции, которые строят Россия и Япония, будут введены в эксплуатацию, импорт природного газа в Турцию резко снизится. Нынешнее правительство Турции приняло решение об осуществлении самых крупных вложений в транспортную сферу за всю историю существования Турецкой Республики: создание скоростных поездов, современных магистралей, строительство метро и скоростных автомагистралей. Только что закончился тендер на строительство аэропорта в Стамбуле, который будет ежегодно обслуживать 150 млн пассажиров. По итогам тендера на строительство аэропорта, который будет построен, введён в эксплуатацию и лишь после этого сдан турецкой стороне, была озвучена рекордная сумма. На аукционе самой крупной ставкой о размере арендной платы за 25 лет пользования стало предложение в 22 млрд 152 млн евро. К той цифре, которую предложила партнёрская инициативная группа «Лимак-Колин-Дженгиз-Мапа-Кальон», нужно добавить 10 млрд евро инвестиций, около 4 млрд налога на добавленную стоимость – в общем получается 36 млрд евро. В долларах эта цифра составит около 47 млрд. Министр транспорта Бинали Йылдырым заявил, что средства, полученные в результате тендера, будут переданы на строительство атомной электростанции в Синопе, а оставшаяся часть будет вложена в другие проекты, требующие инвестиций.
Почему так дорого?
Озвученная на тендере цифра во многом объясняется процессами приватизации, которые шли в Турции в течение последних девяти лет. С 2003 по 2012 год доход от приватизации составил 51,8 млрд долл. Кроме того, стоимость тендера сравнима с третью всех резервов турецкого Центробанка, общий объём которых составил 135,2 млрд долл. Эта сумма равна десятилетнему бюджету Министерства транспорта и связи Турции. На средства, выделенные из государственного бюджета за последние 10 лет, были построены шоссе, порты, терминалы и запущены новые маршруты скоростных поездов. Теперь эти общественные средства возвратят из доходов, которые принесёт эксплуатация нового аэропорта.
Согласно данным, полученным из Министерства транспорта Турции, каждая фирма-партнёр участвует в проекте в равной доле, которая составляет 20%. Аэропорт будет построен в четыре этапа. Министерство транспорта сообщает, что завершение первого этапа планируется в 2017 году. Когда все этапы строительства будут закончены, третий аэропорт Стамбула станет самым большим в мире: он будет занимать 1,5 млн кв. м крытой площади, его пропускная способность составит 150 млн пассажиров в год.