Турция выступила против становления Ирана ядерной державой

Турция выступила против становления Ирана ядерной державой

Президент Турции Абдуллах Гюль призвал международное сообщество к комплексному решению проблемы вокруг иранской атомной программы и заявил, что он против распространения ядерных вооружений среди соседей Турции.

«Турция не приемлет распространения ядерного оружия, которым сама Турция обладает, в соседних странах», — сказал Гюль во время октябрьского интервью американскому журналу Foreign Affairs.

Турция навлекла на себя критику США и Евросоюза за то, что в 2010 году совместно с Бразилией поддержала программу атомной энергетики Тегерана, а в прошлом году наложила вето на антииранские санкции ООН. Но конфликт в Сирии стал камнем преткновения в турецко-иранских отношениях, и политический диалог между двумя странами начал сворачиваться.

В упомянутом интервью Гюль особо подчеркнул тот факт, что проблема вокруг иранской ядерной программы должна решаться наряду с ликвидацией всех ядерных вооружений в регионе. При этом нужно принимать во внимание взгляды Ирана на собственную безопасность, а также гарантировать безопасность Израиля. Президент назвал данный подход максимально реалистичным. На вопрос, является ли разоружение Израиля ключом к остановке иранской ядерной программы, Гюль ответил, что это и есть его видение разрешения данной проблемы, от которого зависит мир на Ближнем Востоке и во всем мире.

Также президент Турции заявил, что выход Сирии из гражданской войны, которая затянулась почти на два года, невозможнен без усилий России и Ирана, и нужно относиться с должной долей уважения к позиции России в деле урегулирования сирийского конфликта.

Гюль заметил, что Россия осталась в стороне от формирования правительства переходного периода в Ливии из-за своего вето на вторжение в эту страну, но в ситуации с Сирией Россия обязана участвовать в данном процессе.

Также Гюль высказался против ливийского сценария разрешения сирийского кризиса, назвав прямое вторжение в страну, которую и без того терзает гражданская война, недопустимым.

Президент Гюль выразил удовлетворение тем, что некоторые страны «арабской весны» берут с Турции пример построения демократического и процветающего государства, которое не отказывается от своей исламской идентичности, но предупредил, что Турция не собирается быть ничьим «старшим братом».

Рассуждая о причинах успеха Турции на международной арене, Гюль сказал, что главным приоритетом Турции должно стать достижение высочайших стандартов демократии, свободы слова и уровня благосостояния турецкого народа. Президент заявил, что цель Турции — стать отнюдь не мировой державой, но сильным правовым государством, а это априори подразумевает отсутствие каких-либо экспансионистских намерений.