Бывший главнокомандующий Сухопутными войсками генерал Айтач Ялман заявил о том, что именно он, а не генерал Хильми Озкок, бывший в то время главой Генерального штаба, предотвратил переворот, подготовленный в 2003 году группой высших военных чинов с целью свержения правительства Партии справедливости и развития(ПСР). Заявления Айтача Ялмана стали ещё одним подтверждением существования плана «Кувалда».
Свои претензии Ялман выразил в телефонном разговоре с главным редактором и колумнистом ежедневного издания «Акшам» Исмаилом Кючюккая, который и опубликовал в среду подробности разговора в редакторской колонке газеты. По словам Кючюккая, Ялман позвонил ему во вторник, вскоре после программы на канале NTV, в которой Кючюккая прокомментировал итоги процесса по делу «Кувалда», завершившегося на днях.
Ялман выразил Кючюккая своё разочарование в связи с тем, что журналист не отобразил должным образом его роль в предотвращении переворота.
«Говоря о Хильми Озкоке вы сказали, что он предотвратил переворот. Когда же вас спросили о роли Айтача Ялмана, вы промолчали», — цитирует Кючюккая слова генерала.
На вопрос журналиста о том, что же ему следовало сказать, Ялман ответил: «Вы могли сказать, что согласно обвинительному акту по делу «Кувалда», человеком, предотвратившим переворот, является Айтач Ялман. Вам достаточно было сказать всего лишь одну эту фразу».
Когда Кючюккая спросил Ялмана о том, действительно ли переворот предотвратил именно он, генерал дал ответ, умаляющий роль Озкока в предотвращении переворота: «Я не знаю. Турецкая армия состоит не из одного человека. И не глава Генерального штаба занимается всеми делами. Дешёвый героизм никому не идёт на пользу. Турецкая армия — это прежде всего командование Сухопутных войск. Сколькими танками или другими видами оружия располагал Хильми-паша для противодействия перевороту?»
В то же время существует мнение, что если бы в 2003 году Озкок, занимавший пост главы Генштаба, поддержал план военного переворота, он был бы осуществлён.
Считается, что план переворота «Кувалда» был создан в 2003 году с целью свержения насильственным путём правительства Эрдогана. Согласно этому плану военные должны были при помощи терактов, в том числе взрывов в стамбульских мечетях Фатих и Беязыт, систематически вести общество к состоянию хаоса. То есть план заключался в том, чтобы, подорвав позиции правительства, подготовить почву для государственного переворота. Военные отрицают существование подобного плана. Напомним, что начиная с 1960 года турецкие военные свергли 3 правительства и вынудили уйти в отставку консервативное правительство в 1997 году.
Критики процесса «Кувалда» говорят о том, что уголовное дело основывается на фальшивых документах, весь план переворота сфабрикован, а протокол встречи военного руководства, проходившей в 2003 году, был использован для дискредитации армии. Однако недавние заявления Ялмана показывают беспочвенность подобной критики.
Корреспондент ежедневной газеты «Тараф» Йылдырай Огур, в 2010 году впервые опубликовавший материалы, относящиеся к плану «Кувалда», считает, что своими заявлениями, опубликованными в газете «Акшам», Ялман подтверждает существование плана переворота.
В то же время Огур не верит в то, что Ялман играл какую-либо роль в предотвращении переворота.
«Обратившись к дневникам бывшего главнокомандующего военно-морскими силами адмирала Оздена Орнека и журналиста Мустафы Балбая, можно увидеть, что Ялман тоже участвовал в подготовке заговора. Кроме того, существуют свидетельства его гневных выпадов в сторону членов правительства во время заседаний Высшего военного совета (YAŞ)», — сказал Йылдырай Огур в интервью газете «Заман».
Судебный процесс по делу «Кувалда», начавшийся в 2010 году, завершился в пятницу на 108-м заседании суда, проходившем в 10-м Высшем уголовном суде Стамбула. Суд приговорил каждого из трёх отставных генералов, выступавших на суде в качестве главных подозреваемых, к 20 годам тюрьмы. Остальные подсудимые получили по 16-18 лет лишения свободы, 36 человек были оправданы. В общей сложности на скамье подсудимых по делу «Кувалда» оказались 365 человек.
Существование заговора «Кувалда» подтвердил не только Ялман. Бывший глава генштаба Хильми Озкок заявил, что предупреждал армейских офицеров о том, что встреча командования, проходившая в 2003 году (на которой, как полагают, был составлен предварительный план заговора), отклонилась слишком далеко от поставленных перед ней целей. Стоит отметить, что в прошлом месяце Хильми Озкок также дал свидетельские показания по делу организации «Эргенекон», тайной преступной сети, имеющей связи в государственном аппарате и подозреваемой в подготовке свержения правительства.
«Эта встреча вышла за рамки дозволенного, о чём я и предупредил моих офицеров», — засвидетельствовал в суде бывший военный.
Озкок также сообщил судьям о том, что он не присутствовал на этой встрече в связи с плотным графиком работы и добавил: «Эта встреча пошла по опасному сценарию, вышла за положенные рамки... Я поручил главнокомандующему Сухопутными войсками изучить документы встречи».
Тем временем Озкок, недавно заявлявший о том, что не может с уверенностью назвать процесс по делу «Кувалда» несправедливым, в среду в интервью корреспонденту газеты «Миллиет» Фикрету Била посетовал на то, что его слова были неверно поняты, из-за чего на него обрушился поток критики со стороны осуждённых и членов их семей.
Озкок сказал, что его слова были вырваны из контекста с целью придать им смысл, отличный от того, который он в них вкладывал.
Тем не менее семьи подсудимых не прекратили критиковать генерала за его недостаточно активную деятельность по защите своих бывших коллег. В среду на страницах газеты «Хюррийет» Нильгюн Доган, супруга отставного генерала Четина Догана, проходившего по делу «Кувалда» в качестве одного из основных подозреваемых и приговорённого к 20 годам тюрьмы, призвала Озкока и Ялмана прекратить обсуждать дело «Кувалда» и подвергла генералов критике за то, что те не дали свидетельских показаний по этому делу.
По её словам, эти два генерала, вместо того чтобы прийти в суд по собственному желанию, ожидали повесток, которые так и не были им отправлены. Госпожа Доган считает, что если бы они посетили заседания суда, то показали бы Турции и всему миру насколько «беспочвенными» были обвинения в подготовке переворота, предъявленные её мужу и остальным подсудимым.
Между тем в среду в Стамбуле были арестованы полковники Сенджер Башат и Юсуф Волкан, ордер на арест которых был выписан после того, как суд объявил определённые им сроки тюремного заключения.