Турция испокон веков считалась патриархальной страной. Уклад жизни здесь таков, что мужчина стоит во главе семьи, за ним последнее слово во всех вопросах.
Великие завоевания, преобразования и реформы всегда совершались представителями сильного пола. Но стоит ли умалять роль женщин? В этой статье мы восстановим гендерную справедливость, обратившись к роли слабого пола в турецкой истории.
Что скрывалось за стенами гарема
Если вспоминать о временах Османской империи, то начинать надо с обитательниц султанского гарема. Он располагался в Стамбуле во дворце Топкапы и считался одним из самых выдающихся в мировой истории. В европейском мире считается, что в ту эпоху гарем представлял собой подобие борделя со множеством полуодетых наложниц, которые были полностью подчинены воле султана. На самом деле всё было не так. Девушки и женщины не только развлекались и прислуживали своему господину. Они активно учились – турецкому и иностранным языкам, пению, танцам, рукоделию, светскому этикету. В каком-то смысле это было похоже на институт благородных девиц.
Там обитали жена султана, его мать, дочери, наследники – шезхаде, множество помощниц и рабынь. Такое разделение на женскую и мужскую половину дома делалось для того, чтобы женщины не беспокоили мужчин и не мешали им вести важные государственные дела, а спокойно занимались хозяйством и воспитанием детей.
Барышням всех возрастов прислуживали евнухи, а главным управленцем в этом цветнике была валиде-султан – мать правящего султана. Многие девушки попадали сюда в возрасте 15-17 лет после специальной школы, в которую их отдавали отцы в 5-7 лет. Тем самым родители навсегда отказывались от своих дочерей, подписывая бумагу о том, что они не будут искать с ними встречи до конца жизни. Если за девять лет султан ни разу не выбирал наложницу, она получала право покинуть гарем. Он находил ей мужа и выпускал на волю.
Многожёнство: было или нет?
Мнение о том, что в те времена было повсеместно распространено многожёнство, не соответствует действительности. Несмотря на то что ислам разрешает полигамию, большинство мужчин с небольшим достатком ограничивались одной супругой. Даже число наложниц в гареме было строго ограничено. «Мужчина – душа дома. Как не бывает одной души у двух тел, так и не может быть у двух домов одного мужчины», - писал османский богослов Кыналызаде Али-эфенди о полигамии.
Во времена Османской империи женщины вне гарема имели финансовую свободу. Перед свадьбой девушке определялась сумма денег или часть недвижимости будущего супруга, так называемый махр, и заключался брачный договор. Махром девушка могла распоряжаться по собственному усмотрению. Зачастую его вторая половина доставалась жене только после развода или смерти мужа, обеспечивая ей тем самым независимое будущее.
Украинский след в турецкой истории
Роль женщин в турецкой истории, бесспорно, немаловажна. Чего стоит одна только Хюррем-султан, знакомая нам больше как Роксолана. Наложнице, впоследствии жене султана Сулеймана, удалось подчинить великого владыку своей воле и привнести в жизнь двора большие изменения. Как именно она этого достигла – хитростью, умом или, как утверждали современники, колдовством, - другой вопрос.
Хюррем попала в плен и была подарена султану Сулейману. Через несколько лет она родила ему сына, а впоследствии ещё пятерых детей – девочку и четырёх мальчиков. Из всех сыновей отца смог пережить лишь Селим. Хюррем, украинка по происхождению, была нелюбима большинством обитательниц султанского двора. Ведь только она одна смогла совершить доселе невиданное – превратиться из рабыни в жену, родить детей, при этом остаться во дворце и принимать активное участие в государственных делах. Всё это благодаря тому, что она была очень образованной, владела языками, вела переписку с иностранными правителями, лично принимала послов.
Волшебная сила женских чар
Хюррем сыграла важную роль и в культурном развитии страны. Она стала первой женщиной, получившей право строить религиозные и странноприимные заведения в столице и других городах империи. На её средства были возведены две большие турецкие бани в Стамбуле, хосписы и столовые для бездомных в Анкаре, Мекке, Эдирне. Хюррем создала свой благотворительный фонд, благодаря ему и появился район Аксарай с мечетью, медресе, школой и больницей. В настоящее время это центр торговли с Восточной Европой, заселённый выходцами из бывшего СССР. Здесь и в близлежащих Лалели и Беязит на каждом шагу вывески на русском языке, российские кафе, магазины.
Женский султанат
Не одной Роксолане удалось достичь высот в политической карьере. В те времена существовал специальный термин – «женский султанат». Как правило, матери царствующего, но слишком юного по возрасту наследника официально правили страной и носили титул валиде-султан. На смену Хюррем-султан пришла сначала Нурбану-султан, а затем Сафийе-султан. Эти девушки греческого и еврейского происхождения оказали влияние сначала на своих мужей Селима Второго и Мурада Третьего, а затем на сыновей, во время правления которых они и получили статус валиде-султан. Пика своей власти женский султанат достиг при Кёсем-султан, наложнице султана Ахмеда I. Девушка была гречанкой и правила империей достаточно долго.
Кёсем стала валиде при своём сыне Мураде, а после его смерти – при Ибрагиме. Есть мнение, что он был умственно отсталым, поэтому мать управляла страной вместо него. Именно ему Кёсем-султан подарила наложницу Турхан, которая впоследствии тоже стала валиде. Кёсем имела влияние при дворе и во время правления своего внука, пока не была задушена главным евнухом гарема.
Есть мнение, что убита она была по приказу Турхан-султан – последней валиде времён женского султаната. Турхан-султан была украинкой, в девичестве носила имя Надежда. Интересно, что женский султанат начался с Роксоланы, украинки по происхождению, и закончился при её соотечественнице. За время своего правления Турхан-султан возвела две крепости у входа в пролив Дарданеллы и достроила начатую Сафийе-султан Новую мечеть в Стамбуле, поражающую своей невиданной красотой. Комплекс включал в себя мечеть, школу, бани, рынок и кладбище.
Некоторые историки считают, что именно женский султанат привёл Османскую империю к краху. Девушки, прошедшие путь от рабынь до валиде-султан, не были готовы к управлению страной. Очень часто во время принятия решений они руководствовались советами приближённых, а при назначении на высокие посты основывались на личных предпочтениях. Всё это в совокупности и привело к хаотичности и неразберихе в политическом укладе страны.
Женщина не значит рабыня
Султанский гарем был ликвидирован в 1908 г. Ещё через два десятка лет жизнь турецких женщин круто изменилась из-за преобразований турецкого лидера и реформатора Мустафы Кемаля Ататюрка. В 1926 г. был опубликован закон, позволяющий женщинам иметь равные с мужчинами права во всех семейных разбирательствах, вопросах развода и наследования, а также объявивший многожёнство незаконным.
Восемь лет спустя турецкие женщины получили право голосовать на выборах, а также возможность избираться в парламент. В Турции это произошло намного раньше, чем, например, во Франции или Швейцарии. Интересно, что много лет спустя первой женщиной в мире, избранной в Верховный суд, стала турчанка Мелахат Руаджан.
Так что отождествлять слова «женщина» и «рабыня» и в рамках Османской империи, и применительно к современной Турции в корне неверно. Напротив, история доказывает, что представительницы слабого пола способны сыграть не меньшую роль в жизни страны, чем их великие мужья.