Гарем: Райские кущи или институт благородных девиц?

103
Гарем: Райские кущи или институт благородных девиц?

Турция испокон веков считалась патриархальной страной. Уклад жизни здесь таков, что мужчина стоит во главе семьи, за ним последнее слово во всех вопросах.

Великие завоевания, преобразования и реформы всегда совершались представителями сильного пола. Но стоит ли умалять роль женщин? В этой статье мы восстановим гендерную справедливость, обратившись к роли слабого пола в турецкой истории.

Что скрывалось за стенами гарема

Если вспоминать о временах Османской империи, то начинать надо с обитательниц султанского гарема. Он располагался в Стамбуле во дворце Топкапы и считался одним из самых выдающихся в мировой истории. В европейском мире считается, что в ту эпоху гарем представлял собой подобие борделя со множеством полуодетых наложниц, которые были полностью подчинены воле султана. На самом деле всё было не так. Девушки и женщины не только развлекались и прислуживали своему господину. Они активно учились – турецкому и иностранным языкам, пению, танцам, рукоделию, светскому этикету. В каком-то смысле это было похоже на институт благородных девиц.

Там обитали жена султана, его мать, дочери, наследники – шезхаде, множество помощниц и рабынь. Такое разделение на женскую и мужскую половину дома делалось для того, чтобы женщины не беспокоили мужчин и не мешали им вести важные государственные дела, а спокойно занимались хозяйством и воспитанием детей.

Барышням всех возрастов прислуживали евнухи, а главным управленцем в этом цветнике была валиде-султан – мать правящего султана. Многие девушки попадали сюда в возрасте 15-17 лет после специальной школы, в которую их отдавали отцы в 5-7 лет. Тем самым родители навсегда отказывались от своих дочерей, подписывая бумагу о том, что они не будут искать с ними встречи до конца жизни. Если за девять лет султан ни разу не выбирал наложницу, она получала право покинуть гарем. Он находил ей мужа и выпускал на волю.

Многожёнство: было или нет?

Мнение о том, что в те времена было повсеместно распространено многожёнство, не соответствует действительности. Несмотря на то что ислам разрешает полигамию, большинство мужчин с небольшим достатком ограничивались одной супругой. Даже число наложниц в гареме было строго ограничено. «Мужчина – душа дома. Как не бывает одной души у двух тел, так и не может быть у двух домов одного мужчины», - писал османский богослов Кыналызаде Али-эфенди о полигамии.

garem2

Во времена Османской империи женщины вне гарема имели финансовую свободу. Перед свадьбой девушке определялась сумма денег или часть недвижимости будущего супруга, так называемый махр, и заключался брачный договор. Махром девушка могла распоряжаться по собственному усмотрению. Зачастую его вторая половина доставалась жене только после развода или смерти мужа, обеспечивая ей тем самым независимое будущее.

Украинский след в турецкой истории

Роль женщин в турецкой истории, бесспорно, немаловажна. Чего стоит одна только Хюррем-султан, знакомая нам больше как Роксолана. Наложнице, впоследствии жене султана Сулеймана, удалось подчинить великого владыку своей воле и привнести в жизнь двора большие изменения. Как именно она этого достигла – хитростью, умом или, как утверждали современники, колдовством, - другой вопрос.

garem3

Хюррем попала в плен и была подарена султану Сулейману. Через несколько лет она родила ему сына, а впоследствии ещё пятерых детей – девочку и четырёх мальчиков. Из всех сыновей отца смог пережить лишь Селим. Хюррем, украинка по происхождению, была нелюбима большинством обитательниц султанского двора. Ведь только она одна смогла совершить доселе невиданное – превратиться из рабыни в жену, родить детей, при этом остаться во дворце и принимать активное участие в государственных делах. Всё это благодаря тому, что она была очень образованной, владела языками, вела переписку с иностранными правителями, лично принимала послов.

Волшебная сила женских чар

Хюррем сыграла важную роль и в культурном развитии страны. Она стала первой женщиной, получившей право строить религиозные и странноприимные заведения в столице и других городах империи. На её средства были возведены две большие турецкие бани в Стамбуле, хосписы и столовые для бездомных в Анкаре, Мекке, Эдирне. Хюррем создала свой благотворительный фонд, благодаря ему и появился район Аксарай с мечетью, медресе, школой и больницей. В настоящее время это центр торговли с Восточной Европой, заселённый выходцами из бывшего СССР. Здесь и в близлежащих Лалели и Беязит на каждом шагу вывески на русском языке, российские кафе, магазины.

Женский султанат

Не одной Роксолане удалось достичь высот в политической карьере. В те времена существовал специальный термин – «женский султанат». Как правило, матери царствующего, но слишком юного по возрасту наследника официально правили страной и носили титул валиде-султан. На смену Хюррем-султан пришла сначала Нурбану-султан, а затем Сафийе-султан. Эти девушки греческого и еврейского происхождения оказали влияние сначала на своих мужей Селима Второго и Мурада Третьего, а затем на сыновей, во время правления которых они и получили статус валиде-султан. Пика своей власти женский султанат достиг при Кёсем-султан, наложнице султана Ахмеда I. Девушка была гречанкой и правила империей достаточно долго.

garem4

Кёсем стала валиде при своём сыне Мураде, а после его смерти – при Ибрагиме. Есть мнение, что он был умственно отсталым, поэтому мать управляла страной вместо него. Именно ему Кёсем-султан подарила наложницу Турхан, которая впоследствии тоже стала валиде. Кёсем имела влияние при дворе и во время правления своего внука, пока не была задушена главным евнухом гарема.

Есть мнение, что убита она была по приказу Турхан-султан – последней валиде времён женского султаната. Турхан-султан была украинкой, в девичестве носила имя Надежда. Интересно, что женский султанат начался с Роксоланы, украинки по происхождению, и закончился при её соотечественнице. За время своего правления Турхан-султан возвела две крепости у входа в пролив Дарданеллы и достроила начатую Сафийе-султан Новую мечеть в Стамбуле, поражающую своей невиданной красотой. Комплекс включал в себя мечеть, школу, бани, рынок и кладбище.

garem5

Некоторые историки считают, что именно женский султанат привёл Османскую империю к краху. Девушки, прошедшие путь от рабынь до валиде-султан, не были готовы к управлению страной. Очень часто во время принятия решений они руководствовались советами приближённых, а при назначении на высокие посты основывались на личных предпочтениях. Всё это в совокупности и привело к хаотичности и неразберихе в политическом укладе страны.

Женщина не значит рабыня

Султанский гарем был ликвидирован в 1908 г. Ещё через два десятка лет жизнь турецких женщин круто изменилась из-за преобразований турецкого лидера и реформатора Мустафы Кемаля Ататюрка. В 1926 г. был опубликован закон, позволяющий женщинам иметь равные с мужчинами права во всех семейных разбирательствах, вопросах развода и наследования, а также объявивший многожёнство незаконным.

garem6

Восемь лет спустя турецкие женщины получили право голосовать на выборах, а также возможность избираться в парламент. В Турции это произошло намного раньше, чем, например, во Франции или Швейцарии. Интересно, что много лет спустя первой женщиной в мире, избранной в Верховный суд, стала турчанка Мелахат Руаджан.

Так что отождествлять слова «женщина» и «рабыня» и в рамках Османской империи, и применительно к современной Турции в корне неверно. Напротив, история доказывает, что представительницы слабого пола способны сыграть не меньшую роль в жизни страны, чем их великие мужья.