Можете ли вы представить себе что-либо более непостоянное, чем поверхность воды? Любое прикосновение к водной глади заставляет её меняться.
А что если взять воду в качестве холста? И начать создавать картины одной жидкостью по поверхности другой? Кажется, это абсолютно невозможно. Ведь есть даже выражение «вилами по воде писано», означающее бесполезность попыток и сомнительный результат. Тем более удивительным и эфемерным кажется искусство эбру — создание картин красками на воде.
Конечно, у эбру есть свои секреты. Но о самой технике чуть ниже.
Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых эбру просто невозможно.
История возникновения эбру
История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения.
Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли ещё где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений.
Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось и получило развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.
Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование». На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI в. из Стамбула, а уже в XVII–XIX вв. приобрело большую популярность.
В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 г., хранятся старинные образцы эбру.
Этимология слова «эбру»
Даже относительно возникновения названия нет полной ясности. Существует несколько версий.
Возможно, слово «эбру» произошло от арабского ab-ru, что значит «вода для лица». Может быть, от чагатайского слова ebre, означающего «волнообразный», или же от персидского ebri, что переводится с фарси как «облако».
Кажется странным, что одно и то же явление называется столь разными словами. Но эбру и в самом деле часто сравнивают и с облаками, и с волнами, а сам процесс изготовления напрямую связан с водой.
Секреты создания эбру
Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.
Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру ещё используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.
Всё начинается с подготовки «холста». В прямоугольную емкость наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.
А потом начинается само таинство: художник берёт различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.
Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения лёгкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всём на свете и можешь смотреть бесконечно. И всё равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остаётся ощущение волшебства.
Когда картина на воде окончена, сверху очень аккуратно кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.
Эбру в наши дни
Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.
Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы. Проходят выставки картин, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле эбру, существуют школы эбру, а иногда проходят представления где-нибудь в парке или на улице.