«На протяжении веков европейцы создавали себе сказочное представление об османской цивилизации, и в центр этой сказки поместили гарем, где он стал символом, используемым для принижения Османской империи.
Горько то, что наша интеллигенция также привержена этим взглядам», – говорит доктор наук Мехмет Капаклы. По его мнению, в действительности гарем был культурным центром.
Открывшаяся в выставочном зале султанских конюшен дворца Топкапы выставка «Дом падишаха: Харем-и Хумаюн (султанский гарем)» призвана рассказать о совершенно неизвестных сторонах жизни гарема. С этой же целью в рамках выставки, включающей около 300 экспонатов, принадлежавших лично султанам, их ж`нам и детям, был организован ряд конференций. Преподаватель факультета турецкой литературы, декан исторического факультета и директор исследовательского центра османистики университета «Билькент» Мехмет Капаклы, организовал конференцию во дворце Топкапы под названием «Гарем как культурный центр дворца». Капаклы говорит: «К сожалению, под давлением западных стереотипов сложилось полусказочное и полное фантазий представление о гареме как о некоем месте, где находятся сотни красивых девушек. Неизвестное вызывает интерес, более того – из-за этой неосведомлённости каждый имеет своё личное представление.
По словам академика, на самом деле Харем-и Хумаюн – более широкое понятие, включающее в себя гаремную часть, где находились женщины, и эндерун, в котором жили мужчины. «В эндеруне готовили к государственной службе мужчин, а в гареме – женщин», – отмечает он.
Мы побеседовали с Капаклы и постарались уточнить, действительно ли гарем был культурным центром дворца.
– С этой точкой зрения мы ещё не встречались. Гарем и в самом деле был культурным центром?
– Гарем действительно был своего рода культурным центром. Разумеется, трудно говорить об истории в терминах сегодняшнего дня. Тот образ, который приходит в голову современному человеку при словах «культурный центр», может не совпадать целиком с понятием культурного центра применительно к прошлому. Гарем был образовательным институтом. Там, где было образование, были также культура и искусство. Гарем был домом падишаха и подобно другим частям дворца наполнялся произведениями искусства. Изразцы, ковры, каллиграфия — всё это делало гарем центром искусства. Гарем не был всего лишь местом, где жили наложницы. Дочери и сёстры падишаха до замужества также находились в гареме: здесь они получали образование. Преподавались такие базовые предметы, как грамота, изучение Корана, религиозные знания, искусство каллиграфии, история, география. Судя по документам, написанным женщинами, обучавшимися в гареме, здесь давали очень хорошее образование. Как показывают записи султанской библиотеки о выданных книгах, индивидуальное и публичное чтение, то есть когда один читает, а другие слушают, было очень распространено. Наложницы получали музыкальное образование в соответствии со своими способностями. В гареме обязательно были сазандари и ханенде, то есть музыканты, играющие на сазе, и певцы. Кроме того, в гареме обучали хорошим манерам, столовому и разговорному этикету. В этом смысле гарем был местом пребывания образованных и культурных женщин. По окончании этого обучения большая часть наложниц выдавалась замуж за чиновников, военачальников высшего звена, дворцовых служащих и покидала дворец. Это называлось çerağ etmek.
– Выданные замуж и покинувшие дворец женщины делились полученными знаниями и манерами за пределами дворца? Иначе говоря, могла ли культура дворца распространяться в обществе?
– Да, и это очень важно в социальном плане. Женщины, вышедшие из дворца, были в первую очередь примером для общества. Своими манерами, поведением, культурой, образованием и мировоззрением, вынесенными ими из сердца османской власти – дворца, они оказывали заметное влияние на своё окружение. В каком-то смысле они стали мостом между дворцом и внешним миром. Хотя большинство «выпускниц» дворца жили в Стамбуле, становясь жёнами сановников, назначаемых в провинцию, они несли туда культуру дворца. Все здания, которые эти дворцовые дамы возвели на благо общества, поддержка, которую они оказывали искусству, ремёслам и образованию, – всё это на самом деле проявления культуры, которую они впитали во дворце. Выражение «дворцовая женщина», часто употреблявшееся в больших османских городах, относилось именно к этим образованным дамам.
– Создавались ли в гареме произведения искусства?
– Конечно. В первую очередь нужно сказать о предметах рукоделия. Также стоит отметить никак не записанные, возможно, создававшиеся тысячами музыкальные произведения и разнообразные творения словесной культуры. Среди них есть и записанные. Например, письма, которые Роксолана писала Сулейману Великолепному, сегодня находятся в архиве дворца Топкапы. Причём эти письма обладают красотой слога настоящего литературного произведения.