Пелин Экинджи Кайа — необычный кинопродюсер

Пелин Экинджи Кайа — необычный кинопродюсер

Возможно, вы не слышали о Пелин Экинджи Кайа, женщине-кинопродюсере из Турции, которая участвовала в съемках порядка 19 фильмов, но в турецкой киноиндустрии эта исключительная женщина — пример для подражания.

Экинджи Кайа работала в качестве продюсера и/или исполнительного продюсера с одними из самых известных и выдающихся режиссеров и талантливых актеров Турции. В этот список входят режиссеры Зеки Аласья («Русская невеста»), Омер Фарук Сорак («Экзамен», «Османские ковбои»), Омер Варгы («Карадай»), Явуз Тургул («Сезон охоты»), Левент Семерджи («Дыхание»), Йылмаз Эрдоган («Сон бабочки»), а также такие признанные таланты, как Джем Йылмаз (“A.R.O.G”) и Шахан Гёкбакар ("Celal ve Ceren").

В целом Экинджи Кайа выступала в качестве продюсера (разного рода) в нескольких наиболее прибыльных и значимых турецких фильмах последнего десятилетия.

Жизнь Экинджи Кайа в кино началась в 2002 году, когда она работала директором по маркетингу в телекоммуникационной компании, которая решила инвестировать в сектор кинематографа. Позже, в 2004 году, она перешла работать в гигант турецкой киноиндустрии Fida Film в качестве главы производства и отдела внешних поглощений. В 2011 году она стала работать в компании Böcek Yapım с Омером Фаруком Сораком, возглавлявшим отдел художественных фильмов, в качестве исполнительного продюсера на внутренних проектах и в качестве линейного продюсера на внешних проектах.

Сейчас Экинджи Кайа занимается представлением и дистрибуцией двух фильмов. Это картина Эрдогана «Сон бабочки» и дебют Альпхана Эшели, полнометражный фильм «Возвращение домой: Сарыкамыш 1915», который вышел на большом экране в прошлую пятницу.

На прошлой неделе Экинджи Кайа дала интервью изданию «МК-Турция», рассказав о своей карьере, турецком кинематографе и о том, каково быть женщиной в этой индустрии. После встречи, сопровождаемой искренней улыбкой, заразительно оптимистичным настроем и одним из самых крепких рукопожатий, было нетрудно понять, почему Экинджи Кайа является одним из самых успешных продюсеров в Турции.

Как Вы относитесь к своей работе и кино?

Я не получала образования в этой сфере, поэтому на самом деле я узнала много вещей непосредственно в процессе. И я была очень внимательным зрителем. Чем больше я узнавала о различных аспектах кинопроизводства, тем больше я была взволнована и воодушевлена. В процессе у меня была возможность поработать в различных областях, таких как маркетинг, поиск спонсоров, дистрибьюция, приобретение иностранных активов и т. д. Я научилась читать сценарии, выбирать фильмы, вырабатывать стратегию распространения, вести переговоры. Мне очень повезло с возможностью приобретать различные навыки на протяжении нескольких лет. Так что для меня действительно не имеет значения, в каком отделе я работаю, с тех пор как я стала частью этого сектора.

Каково работать женщине в этой сфере? Есть ли у Вас трудности или помехи?

Наоборот, будучи женщиной, я имею преимущество. Пятьдесят процентов производства фильмов — это хорошие организаторские способности, 30 процентов — хорошие технические навыки и 20 процентов — это способность сопереживать. Каждый фильм как ребенок, и я могу провести аналогию, потому что я женщина и мать. Сначала вы сеете семена для создания, затем вы наблюдаете, как оно создается, потом оно начинает жить собственной жизнью, а после выходит в мир, к аудитории, чтобы утвердить свое право на существование. Организация аналогична материнскому опыту, потому что иногда быть продюсером — это быть матерью сцены. Вы бежите марафон и вы должны сделать так, чтобы все остальные поверили в эту же мечту, и проявить столько энтузиазма, чтобы эти мечты реализовались; вы должны понять психологию человека в этом процессе, вы должны сопереживать. Я никогда не видела недостатков моего пола. На самом деле я думаю, что нахожусь в выгодном положении. Кроме того, в этом бизнесе есть много талантливых женщин-продюсеров, и их новое поколение движется вперед. Я думаю, что женщины, работающие в этом секторе, особенные и они выполняют огромную работу.

«Создание фильма — это рождение концепции, мечты»

Как продюсер, Вы также участвуете в творческом процессе?

Да, я участвую в творческом процессе. Степень, конечно, может меняться от одного проекта к другому. Я имела возможность работать с особенными режиссерами и актерами, у каждого из которых был свой стиль и метод, поскольку я работаю в основном от проекта к проекту. Моя работа заключается в бюджетировании проектов, организации и продвижении производства; однако я люблю быть частью творческого процесса, и, к счастью, режиссеры, с которыми я работала, все включали меня в этот процесс. Поскольку создание фильма является рождением концепции, мечты, режиссер и продюсер оба имеют свое видение, и это очень важно, чтобы они делились этим видением. Как продюсер, вы должны суметь увидеть способ реализации мечты режиссера и вносить вклад в эту мечту настолько, насколько сможете. Например, когда мы работали над «Сном бабочки» с Йылмазом Эрдоганом, мы начали наши встречи для обсуждения сценария за два года до начала производства. Йылмаз работал над проектом в течение семи лет. Чем больше мы, как ядро команды, способствовали исполнению его задумки, тем больше было наше волнение. Мне это нравилось... Вы получаете грандиозную мотивацию, когда принимаете участие в художественном процессе; тем самым вы завершаете математические и технические аспекты работы.

Вовзращение домой: Сарыкамыш 1915

Практически все фильмы, в создании которых Вы принимали участие, были кассовыми хитами. Но есть и арт-хаус. Кажется, что в Турции существует огромный разрыв между этими двумя видами кинематографа.

В 2012 году кинотеатры в Турции посетили 44 млн зрителей. Сорок семь процентов из них пришли, чтобы посмотреть турецкие фильмы, и это здорово. Но из 60 турецких фильмов, вышедших в кинотеатрах в этом году, 74% от продажи билетов пришлось на долю трех фильмов: «1453 Завоевание», «Берлинский тигр» и «Ты, мой дом».

Жизнь независимых режиссеров нелегка, особенно в распространении собственных фильмов, не только в сфере кинотеатров, но и в других сферах, таких как телевидение. Мне не хотелось бы называть это балансом спроса и предложения, но, к сожалению, реальность сурова. Турецкая аудитория имеет различные и отдаленные перспективы в отношении этих уникальных независимых фильмов, потому что зрители предпочитают их просмотру комедии, боевики и исторические фильмы.

Я считаю, что производство «другого» кино требует совершенно другого набора знаний. Я никогда раньше не работала в условиях независимости, потому что я работала с большими бюджетами, громкими именами, определенными концепциями и лентами, ориентированными на аудиторию. А производство альтернативных фильмов — совсем другой набор навыков и другая борьба, которая никогда не заканчивается. Эта борьба включает в себя мечту о создании чего-то очень отличного и уникального, и, к сожалению, труду, который был вложен в эту борьбу, не всегда воздается по заслугам из-за часто отрицательного восприятия этих фильмов аудиторией. Это такой трудный баланс, и я действительно восхищаюсь моими коллегами, работающими в этой области.

Но конкуренция является жесткой для всего сектора, будь то арт-хаус или мейнстрим, не так ли?

Определенно. Параметры в этом бизнесе сложные. Аудитория получает бесплатный контент из телевизоров: у них есть возможность смотреть хорошо сделанные турецким ТВ шоу бесплатно, чего нет, например, в США. Таким образом, сейчас очень трудно привлечь аудиторию в кинотеатры, потому что люди должны за это платить, в то время как они могут получить бесплатные развлечения дома. Как создатели фильмов, мы должны расставить ловушки, чтобы привлечь их в кинотеатры. Например, для этого недостаточно работать со звездами первой величины, но если мы хотим привлечь больше зрителей, эти звезды также должны иметь текущее шоу на ТВ. Эти параметры для нас являются большой проблемой.

«Кинотеатры для людей стали частью развлекательной прогулки»

В основном поэтому в Турции изменилась культура просмотра?

Мало того, это стало частью культуры потребления. В мое время были такие кинотеатры, как Şişli Kent Sineması или Gazi Sineması, и мы ходили в эти кинотеатры специально, чтобы посмотреть фильм. Это само по себе было событие. Сейчас почти все кинотеатры размещены в торговых центрах. Так что обычно семьи идут в магазин, затем поесть и потом идут в кино, так что сейчас это комплексное мероприятие. Люди не ходят в кинотеатры, чтобы посмотреть фильм; к сожалению, кино — это просто часть их развлекательной прогулки.

На этой неделе ваша компания выпустила фильм «Возвращение домой: Сарыкамыш 1915». Сложно поместить его в категорию популярного или независимого кино. Что привлекло Вас в этом проекте?

Да, это очень необычный проект. Алпхан Эшели является одним из режиссеров дистрибьюторской компании Böcek Yapım , таким образом, этот фильм является одним из наших собственных релизов, в партнерстве с другой фирмой. Мы действительно верили в видение Алпхана, который должен был сделать сильный фильм, который показал бы неопределенность и хаос Первой мировой войны без демонстрации каких бы то ни было выстрелов на поле боя. Фильм исследует борьбу за выживание группы людей в этих условиях и моральное воздействие, которое они оказывают на людей. Это очень сильный фильм в своей прямолинейности. Он на микроуровне демонстрирует макропоследствия войны. В его создании принимали участие звезды первой величины. Также я думаю, что на самом деле фильм очень хорошо будет работать с аудиторией, в нем ощущаются напряженность и элементы триллера. У нас большие ожидания в связи с этим фильмом.