Дома с историей

44
Дома с историей

В стамбульском районе Бейоглу много старинных жилых домов. Это идеальное место встречи для тех, кто любит развлечения и ценит культурное наследие нашего города.

Здесь есть театры, школы, кинотеатры, рестораны, отели, книжные магазины, торговые центры и множество других городских достопримечательностей. Однако дома с их интереснейшей архитектурой и оригинальной планировкой часто остаются незамеченными. В некоторых из них до сих пор кто-то живёт, но большинство брошено бывшими хозяевами на произвол судьбы. Многие строения передавались от поколения к поколению или делились при купле-продаже, поэтому сейчас они не в лучшем состоянии.

Большинство зданий выполнено в античном стиле, и выглядит это роскошно. Многие украшены балконами. Благодаря им в помещении была хорошая вентиляция. Кроме того, они придавали фасаду визуальную лёгкость и подвижность. А окна делали высокими из-за близкого расстояния между домами.

Три пассажа

Один из фаворитов султана Абдулхамита II, Рагып-паша, вёс свой вклад в архитектуру Бейоглу, украсив его тремя пассажами. Каждому из них он присвоил названия частей, из которых состояла Османская империя: Анатолия, Румелия и Африка. Первый, «Румелия», был закончен в 1890 г. Фасад пассажа «Анатолия», построенного в 1900 г., выполнен в неоклассическом стиле. А постоялый двор «Африка» - первый в стране дом в стиле студио.

trı pasaja

Кинематографический дом

Год строительства дома «Доган», одного из самых известных в районе, - 1892-й. Его первыми владельцами были бельгийцы. Имя архитектора этого здания в стиле барокко точно не известно. В шестиэтажном здании, которое имеет форму буквы «П» и внутренний двор, расположено 49 квартир.

dogan

Одна из примечательных особенностей особняка - перила в французском стиле и окна с двумя подъёмно-спусковыми створками. Дом, сменивший много хозяев, был приобретён Казымом Ташкентом в 1942 г., он-то и назвал его «Доганом» в честь своего умершего сына. В 80-е гг., когда квартиры были распроданы по отдельности, дом облюбовали кинематографисты. Здесь было снято немало известных кинолент.

Где жил автор турецкого гимна

В 1870 г. генерал-губернатор Египта Аббас Халил-паша возвёл одно из первых в районе железобетонных зданий. Этот дом, чьим архитектором стал Ховсеп Азнавурян, нужен был Халим-паше для того, чтобы проводить в нём холодные стамбульские зимы. Основную часть материалов для строительства привезли из Франции. Наружная сторона здания, выходящая на проспект Истикляль и украшенная роскошными балконами, лоджиями, скульптурами на фасадах и широкими окнами, всегда привлекала внимание прохожих.

Здание находится рядом с католической церковью святого Антуана и сначала использовалось как особняк, но потом квартиры были поделены между наследниками. В этом доме жили многие известные люди, среди них - автор слов турецкого гимна Мехмет Акиф Эрсой. Он провёл здесь свои последние дни.

Богемный особняк

Постоялый двор «Нарманлы» предстаёт перед нашим взором во всей своей красе при повороте из Туннеля на проспект Истикляль. Он был построен для того, чтобы разместить там Русское посольство. Работы проходили под руководством архитектора Джузеппе Фосатти, проводившего в своё время реставрацию собора Святой Софии. «Нарманлы» отличается от других сооружений на проспекте Истикляль своеобразным фасадом. Вместо того чтобы возвышаться вверх, здание растёт в ширину.

В доме располагалось посольство и тюрьма до тех пор, пока не построили нынешнее здание Российского консульства. В 1933 г. особняк продали двум братьям-торговцам Авни и Сыткы Нарманлы, которые начали сдавать его писателям и художникам по более низкой цене, чем богатым купцам. Среди артистических постояльцев были Ахмет Хамди Танпынар, Бедри Рахми Эйупоглу и Алийе Бергер. В прошлом месяце здание было продано, и пока неизвестно, что с ним будет дальше.

Дом с цветочками

Если при прогулке по проспекту Истикляль вы заметили здание, стены которого украшены цветочными мотивами, значит, это постоялый двор Боттера. Особенность этого места в том, что оно стало первым Домом моды в стране. Здание было построено одним из самых знаменитых архитекторов того времени Раймондо де Аронсо под предводительством Жана Боттера, портного султана Абдулхамида II.

Внешний фасад оформлен в стиле модерн, декорируя его, архитектор использовал тюльпаны и розы. Нижние этажи спроектированы для Дома моды, а верхние - как жилые. После свержения султана с престола Боттер с семьей переехал в Париж.

Театр или варьете?

allepo

Пассаж «Алеппо», состоящий из театра, кинотеатра и различных магазинов, был построен в 1885 г. семьёй Хаджар из одноимённого города. В 1920 г. Сурейяа Илмен-паша купил это здание. Цирк, находившийся неподалёку, сгорел, и этот пожар нанёс зданию большой ущерб. После этого греческий архитектор Кампанаки превратил его в театр-варьете. Позднее оно было снесено, не считая переднего фасада, который сделан в стиле неоренессанс. Несмотря на ветхость, пассаж по сей день привлекает внимание прохожих своей оригинальностью.