Народная гора: Гора Народная — высшая точка Урала — Ураловед

Содержание

Гора Народная — Наш Урал

Гора Народная (ударение на первый слог) – самая высшая точка Уральских гор. Гора высотой почти две тысячи метров над уровнем моря находится в труднодоступном районе на Приполярном Урале.

История с происхождением названия этой ключевой уральской достопримечательности – не из простых. По поводу названия горы среди ученых долгое время кипели нешуточные споры. По одной версии открытая как раз в канун 10-летия революции вершина была названа в честь советского народа — НарОдной (с ударением на втором слоге). Согласно другой версии ее назвали по текущей у подножия горы реки Народа (ударение в названии вершины этом случае падает на первый слог).

Судя по всему, первооткрыватель горы – Алешков – все же связывал ее с народом и называл НарОдной, хоть и отталкивался при этом от названия речки. Профессор П.Л. Горчаковский в своей статье в 1963 году писал: «Как разъяснил нам в своё время ныне покойный профессор Б.Н. Городков, название горы Народной было произведено от русского слова «народ». А.Н. Алешков считал, что с этим словом гармонирует представление о высочайшей вершине горной страны; название возникло у него лишь по ассоциации с наименованием реки Народы…»

Однако сейчас официально принято ставить ударение на первый слог – НАродная. Такое вот противоречие. Между тем ученые выяснили, что старое, изначальное мансийское название горы — Поэнгурр.

История окрестностей горы Народной из-за труднодоступности этого района (сотни километров от населенных пунктов) весьма небогата. Первая научная экспедиция в этих краях побывала в 1843-45 годах. Ее возглавлял венгерский исследователь Антал Регули. Здесь Регули изучал быт и язык манси, их предания и верования. Именно Антал Регули впервые доказал родство венгерского, финского, мансийского и хантыйского языков! Затем в 1847-50 годах в этих горах работала комплексная географическая экспедиция под руководством геолога Э.К. Гофмана.

Сама же гора Народная была впервые исследована и описана лишь в 1927 году. В то лето Уральские горы изучала Северо-Уральская экспедиция Академии наук СССР и Уралплана под руководством профессора Б.Н. Городкова. Экспедиция состояла из нескольких отрядов.

Любопытно, что до этой экспедиции считалось, что самая высокая точка Уральских гор – гора Тельпосиз (также претендовала на первенство по высоте гора Сабля). Но отряд геолога-аспиранта А.Н. Алешкова во время экспедиции 1927 году доказал, что наиболее высокие горы Урала находятся в приполярной части. Именно Алешков присвоил горе название Народная и впервые в истории измерил ее высоту, которую он определил в 1870 метров.

Позже более точные измерения показали, что Алешков немного «занизил» высоту горы. В настоящее время известно, что ее высота 1895 метров над уровнем моря. Нигде Урал не достигает больших высот, как на этой горе Народная.

Популярным туристическим маршрутом гора Народная и ее окрестности стали лишь с конца 1950-начала 1960 годов. Вместе с этим начал меняться и облик главной вершины Уральских гор. Здесь стали появляться таблички, памятные знаки и даже появился… бюст Ленина. Также среди туристов прижился обычай оставлять на вершине горы записки. В 1998 году здесь установили поклонный крест с надписью «Спаси и сохрани». Годом позже православные пошли еще дальше – организовали на высшую точку Урала крестный ход.

Гору Народную окружают вершины, названные в честь ученых-геологов Карпинского и Дидковского. Среди по-настоящему грандиозных гор этой части Урала гора Народная выделяется разве что высотой и темной породой. На склонах горы много каров – естественных чашеобразных углублений, заполненных чистой прозрачной водой и льдом. Есть здесь ледники и снежники. Склоны горы покрыты большими каменными глыбами.

Рельеф в этой части Урала гористый, с отвесными склонами, глубокими ущельями. Чтобы не получить травмы нужно быть очень осторожным. Тем более до жилья очень далеко. Подниматься на высшую точку Уральских гор можно по гребню с запада, но скалистые кручи и кары усложняют подъем. Проще всего совершить восхождение с севера – по отрогам горы. Восточный склон горы Народной, напротив, обрывается отвесными стенами и ущельями.

Альпинистское снаряжения для восхождения на высшую точку Уральских гор не требуется. Тем не менее для совершения похода в эту дикую и гористую местность стоит иметь хорошую спортивную форму, а при недостаточном туристском опыте лучше воспользоваться услугами опытного проводника. Учитывайте, что климат на Приполярном Урале суровый. Даже летом тут царит холодная и переменчивая погода. Наиболее благоприятный период для походов – с июля по середину августа. На поход уйдет около недели. Никакого жилья здесь нет и ночевать можно только в палатках.

Территориально гора Народная относится к Ханты-Мансийскому автономному округу. Сравнительно недалеко от Народной находится менее высокая, но очень красивая гора Манарага.

Как добраться до горы Народная?

По железной дороге нужно доехать до станции Верхняя Инта в республике Коми. Участникам похода необходимо будет зарегистрироваться и получить разрешение на посещение территории в офисе национального парка «Югыд Ва». Он находится на станции Верхняя Инта на ул. Дзержинского, 27а. От станции до города Инта, в котором есть гостиница, ходит автобус № 101. Из Инты понадобится заброска в район горы. Машина довезет до базы по добыче кварца «Желанная». Эта промышленная база находится близ озера Большое Балбанты. Отсюда до подножия Народной примерно 15-17 километров, преодолевать которые нужно идя вверх вдоль реки Балбанъю.

Гора Народная на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал»

, поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

«СДМ-Банк»

Поход по Приполярному Уралу с восхождением на горы Народная и Манарага 2021 ⛺

Программа похода

1-й день:
Дистанция на авто: 120 км, пешая часть: 6 км
Прибытие по железной дороге в город Инта. Рано утром выезд на вахтовке «Урал» до начальной точки пешей части маршрута — базы «Желанная» (6-8 часов в пути). После обеда – начало активной части – переход до урочища «Оазис». Разбивка лагеря, ужин, отдых.

2-й день:
Дистанция: 15 км, перепад высот: +400 м.
Рано утром подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до озера «Бублик» по долине реки Балбанью. Разбивка лагеря, ужин, отдых после насыщенного дня.


3-й день: 
Дистанция: 12 км, перепад высот: 750 м.
Подъем, завтрак. Радиальный выход (без рюкзаков) на наивысшую точку Уральского хребта – гору «Народная» (1895 м.). К вечеру возвращение в лагерь, плотный ужин, отдых.

4-й день:
Дистанция: 11 км, перепад высот: -650 м.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход через перевал Кар-Кар до стоянки у реки Манарага. Разбивка лагеря, ужин, отдых.

5-й день:
Дистанция: 20 км, перепад высот: 1150 м.


Подъем, завтрак. Радиальный выход (без рюкзаков) и подъём на правый зубец горы «Манарага» (1660 м.). Возвращение в лагерь. Ужин, отдых.

6-й день: 
Дневка.
Этот день посвящен отдыху. Фотосъемка при хорошей погоде и купания в реке. 

7-й день:
Дистанция: 15 км, перепад высот: 400 м.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до истока реки Лимбекою через перевалы Зиг-Заг и Валдик. Разбивка лагеря у озера, ужин, отдых.

8-й день:
Дистанция: 16 км.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до конечной точки маршрута через лагерь кочевников-зырян и стадо северных оленей. Разбивка лагеря, ужин, отдых.

9-й день:
Дистанция на авто: 120 км.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Выезд на вахтовке «Урал» до конечной точки маршрута ж/д — станции «Инта». Конец похода.

Внимание! План похода может меняться из-за неблагоприятных погодных условий, общего физического состояния группы и других непредвиденных факторов, препятствующих прохождению маршрута.

Гора Народная

Народная — наивысшая вершина Урала. Высота над уровнем моря 1895 метров. Гора расположена на Приполярном Урале на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа, высшая точка смещена на полкилометра от границы в сторону Ханты-Мансийского автономного округа. Гора расположена на территории национального парка Югыд ва.

Название было дано геологом А. Н. Алешковым в 1927 году во время исследовательских работ Северо-Уральской комплексной Экспедиции Академии Наук СССР и Уралплана 1924—1928 гг, впервые подробно изучившей самую высокогорную область Северного Урала (Позднее данный район стал называться Приполярным Уралом). Несколько соседних вершин тогда также получили свои наименования в честь исследователей и общественных деятелей Урала: Карпинского, Дидковского. В литературе встречаются два варианта ударения: На́родная и Наро́дная. Первый обосновывается наличием у подножия горы реки На́роды, второй — имевшей место во времена СССР тенденции посвящать названия идеологическим символам нового государства, в данном случае — советскому народу (примеры: Пик Ленина, Пик Коммунизма).

Сам Алешков не оставил письменных свидетельств об использованном им ударении, но по свидетельству профессора П. Л. Горчаковского, лично знавшего инициатора экспедиции и первого её руководителя Б. Н. Городкова, Алешков все же имел в виду название Наро́дная, произведенное от русского слова «народ». Данный факт подтверждает и географ и краевед Н. П. Архипова, в прошлом обучавшаяся в аспирантуре у Б. Н. Городкова. С таким ударением, указанным на втором слоге, гора вошла в БСЭ 1954 года. Однако, уже в 1958 году, в новом учебнике географии для ВУЗ-ов Милькова и Гвоздецкого, как единственно правильный приводится вариант На́родная. Впоследствии, против такой интерпретации названия неоднократно высказывались учёные и писатели. Существуют также производные от имени реки названия на языке коми «На́рода» или «На́рода-Из», которые вошли в обиход примерно между 1930 и 1950 годами. Эти названия также приведены в БСЭ 1954 года (без указания ударения) и довольно часто встречаются в научной литературе того времени.

Сама гора никак не выделяется на фоне окружающих её гор Приполярного Урала. Рельеф данного района характеризуется наличием каров и цирков, в глубине которых залегают озёра. Имеются ледники и снежники.

Гора Народная на карте

Статьи

Поблизости

Экспедиция на Манарагу

День 1 Перелет к подножию Манараги

В 8:00 состоится общий сбор группы на вертолетной площадке в Нягани. Возможны задержки из-за утреннего тумана в горах. В 9:00 вы получите метеосводку. При хорошей погоде вас ждет посадка на вертолет и перелет на территорию национального парка «Югыд ва» (2 часа в пути).

 

Во время перелета с высоты птичьего полета вам откроются великолепные пейзажи Уральского хребта, сибирских рек и болот, пронизывающих тайгу, словно цветные ленты.

 

Вертолет приземлится в долине реки Косью, на площадке горного приюта, расположенного у подножия горы Манарага. Здесь вы поселитесь на ближайшие несколько дней. Разместитесь в гостевом доме и пообедаете. После при желании сможете совершить небольшой радиальный выход в верховья ручья Моренный и устроить фотосессию на фоне горы Манарага.

 

Вечером вас ждет изысканный приветственный ужин от шеф-повара, обсуждение предстоящей программы и отдых.

 

Протяженность маршрута — 430 км на вертолете, 10-14 км пешком.

День 2 Восхождение на Манарагу с западной стороны

Если погода будет благоприятной, в этот день вы совершите радиальный выход на гору Манарага с восхождением на перевал Студенческий. По пути вы устроите остановку на обед.

 

Манарага — вторая по величине вершина Приполярного Урала (1663 м). По форме гора представляет собой сильно рассеченный гребень с 7 крупными пиками – зубьями. С близкого расстояния вершина похожа на каменную крепость с башнями, а издалека напоминает медвежью лапу или корону. Издавна она считалась священной для манси, и доступ к ней был разрешен только шаманам и хранителям рода.

 

К вечеру вы вернетесь в приют, поужинаете и отдохнете. 

 

Протяженность маршрута — до 20 км пешком.

День 3 Горные озера и водопады на ручье Моренный

Сегодня вы можете остаться на дневку в приюте или совершить радиальный выход в верховья ручья Моренного к живописным водопадам. По пути величественная Манагара будет открываться вам с новых ракурсов.

 

При желании вы сможете подняться на противоположный горный хребет и полюбоваться красивыми видами на ущелье реки Косью и вершину горы Колокольня. Самые выносливые участники похода смогут посетить группу озер, расположенных в горных цирках на высоте более 800 м над уровнем моря.


По возвращении в приют вас ждет сытный обед и жаркая походная баня с купанием в реке. Вечером вы поужинаете и отдохнете.

 

Протяженность маршрута — 12-18 км пешком.

Дни 4-5 Поход к подножию горы Народная

После раннего завтрака вы соберете вещи, упакуете в рюкзаки пакрафты (мобильные байдарки), палатки, спальники и отправитесь в двухдневный поход к горе Народная. В первый день пути вас ждет треккинг до ручья Олений, а во второй день — сплав на пакрафтах по реке Манарага обратно до приюта.

 

Добравшись до ручья Олений, вы разобьете палаточный лагерь и пообедаете. После при желании сможете прогуляться вверх по ручью к живописному каскадному водопаду. В верховьях ручья Олений расположено три красивых высокогорных озера и ледник Манарага. Здесь можно встретить куропаток, северных оленей, зайцев и других обитателей Приполярного Урала.

 

На следующий день после завтрака и сбора лагеря вы начнете сплав на надувных байдарках по притоку реки Косью — Манараге. На маршруте вам встретятся участки с шиверами 3 категории сложности, а также внушительный порог Олений, растянувшийся на полкилометра. На сложных участках реки вы будете проводить пакрафты в обход по бечевнику.

 

Около 19:00 вы закончите сплав, добравшись до горного приюта «Манарага». После сытного ужина можно будет отдохнуть и попариться в бане.

 

Протяженность маршрута — 15-25 км пешком, 8-15 км на байдарках.

День 6 Резервный день

Погода на Приполярном Урале сурова и непредсказуема, поэтому этот день используется как резервный для восхождения на Манарагу и похода в верховья реки Косью.

 

В случае неблагоприятной погоды для горного треккинга в этот день вы сможете просто отдохнуть в лагере или выбрать один из активных маршрутов в окрестностях:

 

Вариант 1 — треккинг в верховья Исследовательского кряжа, к ледниковым озерам у подножия горы Конгломератная (8-18 км пешком). Эта часть Приполярного Урала с высокими безымянными горными пиками практически не исследована, и природа здесь сохранила свой первозданный вид. В озерах водится много рыбы: крупный окунь, щука, пелядь, форель. Рыбалка на территории заповедника территории «Югыд ва» строго запрещена, но при желании вы сможете заняться снорклингом и исследовать водный мир горных озер (необходимо иметь неопреновый костюм и оборудование для снорклинга).

 

Вариант 2 — сплав по каньону «Труба» на реке Косью на надувных матрасах. Для сплава вам выдадут неопреновые костюмы (оплачиваются дополнительно). Сплав начинается от устья ручья Моренного либо от порога «Трек» и продолжается 5-8 км по живописному каньону. Здесь вам встретятся различные пороги, глубокие ямы. Также вы увидите скальные ворота Косью — узкое место, где река пробила себе путь сквозь скалы.

 

Вечером вы отдохнете в лагере, поужинаете и сходите в баню.

День 7 Восхождение на Манарагу с восточной стороны

В этот день, если погода будет хорошей, вы совершите радиальный выход с подъёмом на гору Манарага с восточной стороны хребта.

 

От приюта вы сначала пройдете 5 км вверх по реке до «Кедра» на ручье Манарага. Далее вам предстоит подъем на высоту около 1200 м. После вхождения в восточный цирк и подъема траверсом на северо-восточное плечо вершины начинается крутой подъем на первую северную вершину. Последний участок пути вы пройдете по левому краю вершины до обзорной площадки. Восхождение на сами зубцы Манараги не предусмотрено, так как требует серьезной подготовки и альпинистского снаряжения. 

 

После восхождения на Манарагу вы сделаете остановку на обед, а затем начнете спуск обратно до приюта. Вечером вас ждет праздничный ужин с блюдами северной таежной кухни.

 

Протяженность маршрута — 18-20 км пешком.

День 8 Возвращение домой

Утром вы позавтракаете, соберете вещи и будете ждать вертолета, на котором вернетесь обратно в Нягань. В город вы прибудете во второй половине дня или к вечеру (в зависимости от погодных условий и времени прибытия вертолета). Затем вас отвезут в аэропорт Ханты-Мансийска, откуда вы отправитесь домой (трансфер оплачивается дополнительно).

НАродная или НарОдная? | По Тропам Южного Урала

О Hародной — почитай книгу H.П.Архиповой «Как были открыты Уральские горы», лучше в ред 1990г. Тут еще много проблем. Я этой проблемой очень заинтересовался. Выяснил еще не окончательно, пока предварительно так:

Спор HарОдников с Hародниками тянется уже более 50 лет и уходит корнями  в историю Североуральской комплексной экспедиции АH СССР и Уралплана 1924-1928гг инициатором и основным руководителем которой был Городков Б H (1890-1953) ботаник и географ Ленингр. Госуниверситета, геолог в составе экспедиции Алешков А H (1896-1949) был тогда аспирантом того-же университета. В 1927 году экспедиция разделилась на 2 отряда один из которых, под руководством Городкова исследовал обско-енисейскую тундру. Второй возглавил Алешков, в его задачи входило исследование до сих пор неизвестной территории в междуречье рек Ляпино и Хулги. (При том что практически весь Урал от Мугоджар до Пайхоя с верш Пайер, Манарага, Сабля, Тельпосиз Ямен-Тау и др был уже известен еще с прошлошо века). Здесь неожиданно были обнаружены два хребта с высочайшими на Урале вершинами. Посредством мензульной съемки, за сезон до середины сентября 1927г была картирована территория ~3300 кв км, среди вершин многие из которых превышали 1600м. Геодезистом Янченко в июне была определена наивысшая 1870м, которая была именована г. Hародной. Еще две высокие вершины были названы гКарпинского 1793м, г. Дидковского. До этого высочайшей вершиной на Урале считалась гСабля, хорошо известная еще в прошлом веке. Хребет получил название Кряж Исследователей Северного Урала 19 века. Сейчас его зовут просто Исследовательским. Экспедиция продолжилась в 1928г и завершилась спустя 5 лет после ее начала. В 1929г Алешков исследовал массив г. Сабли и обнаружил и нанес на карту первые ледники Урала. В начале 30х годов по предложению Городкова и Алешкова весь этот район стал называться Приполярным Уралом. Вообще, открылась совершенно иная картина на «некого» Алешкова и географию этого района Урала тесно переплетенную с историей. В отчете экспедиции не было проставлено ударение в названии гор, так что мнение самого Алешкова нигде письменно не зафиксировано. Однако известно хорошо мнение Городкова БH и многих участников той экспедиции, что ни Алешков ни они сами не называли гору HАродная, но всегда HарОдной. Это подтверждат H.П.Архипова, автор книги «Как были открыты Уральские горы», учившаяся в аспирантуре под руководством Городкова Б.H., и профессор П.Л. Горчаковский также учившийся под его руководством. В 1963г, он опубликовал известную статью «О названии крупнейшей вершины Урала горы Hародной» в Известиях Всесоюзного Географического общества, вып1 1963г. В каком районе между 27-63гг начало искажаться название гHарОдной еще предстоит выяснить, возможно где то с конца 40х годов после смерти Алешкова, иначе бы он опубликовал разъяснения. В 1968г, а может еще ранее Главным Управлением Геодезии и Картографии (ГУГК) был выпущен официальное издание: «Словарь географических названий СССР» который ОФИЦИАЛЬHО закрепил название вершины — HАродная, отсюда оно попало в учебники, тома БСЭ и друг. Литературу. Похоже ГУГК допустило ошибку, которую не потрудилось исправить и до наших дней. Ошибки в названиях на топокартах вообще не редкость (нам, программистам хорошо известно, что наличие ошибок в любой достаточно сложной системе явление неизбежное) Во всяком случае ГУГК, а сейчас Федеральная Служба Геодезии и Картографии РФ продолжает хранить молчание по этому поводу, несмотря на ряд изданий в т ч профессора, д.ф.н Уральского госуниверситета заведующего каф русского и обшего языкознания Матвеева А К изучившего эту проблему и с т.зр. топонимики Урала и издавшего ряд хороших книг «Географические названия Урала» «От Пай Хоя до Мугоджар» «Вершины каменного пояса» Справедливости ради отмечу что я сам нашел ошибки в книгах и у уважаемых АК Матвеева и Архиповой (каково было открыть «Географические названия Урала» Матвеева и увидеть — КудымкАР J) Так что называйте как хотите (как совесть подсказывает.J) А вообще прочитайте книги — это интересно!

P.S: Много неясного пока осталось с гДидковского и вообще местоположении высоких вершин в окрестностях гHародной. Hадо добираться до первоисточников — отчетов Алешкова и Городкова.

Алешков A.H. «Ляпинский край» Материалы экспедиционных исследований АH СССР, вып 7, Л, 1929г (Cвердловчане, может у вас есть?)

Алешков А.H. «Открытие ледников на Северном Урале» «Природа», 1930, N1(btw, есть в Горьковской библ. Г Перми)

Заинтересовался я этим делом (почему HАродная а не HарОдная) и вот что выяснил: По горе Hародной нашел интересные факты: практически до начала 50 годов она называлась HарОдной без всяких там вариантов причем ударение ни в одной из книжек того времени не проставлено, видимо считалось слишком очевидным. Затем где-то на рубеже десятилетия появились вариации Hарода, Hарода-Из, Hарод. Гибрид HАродная формировался до 1958г В 1958г он попал в официальный учебник воронежского профессора Милькова для преподавателей университетов, в нем ударение HАродная подчеркивается практически при каждом упоминании (3-4 раза) Далее началось его широкое распространение которое постепенно вытеснило первоначальное и в конце концов попало в официальые издания ГУГК вот хронология:

1939г БСЭ 1 изд:     «HАРОДHАЯ, гора высшая вершина Урала»   [ударение не выделено, название большими буквами]

1954г БСЭ 2 изд:      «HарОдная (Hарода-Из, Hарода)…»   [на словах в скобках ударение не проставлено]

1958г учебник Милькова   где агрессивно утверждается — «HАродная»

1962г Краткая географическая энциклопедия:      «HАРОДHАЯ ГОРА, HАрода, HАрода-Из — вершина Приполярного Урала …»   [чуствуется уже неуверенность — ударение на HАРОДHАЯ не проставлено]

1968г — статья проф Горчаковского «О названии крупнейшей      вершины Урала горы Hародной», лично знавшего Городкова      и др участников экспедиции указывающая на эту ошибку

1968г — Словарь географических названий СССР, 1968г, ГУГК:      «HАродная — …»

1974г БСЭ 3 изд:      «HАродная, высочайшая гора Урала…»

1998г в новых школьных учебниках по географии гора называется просто       «Hародная»    [ударение не проставлено]

Hасчет Дидковского — мои подозрения полностью подтвердились: Зам предс Уралплана в те годы — один из спонсоров, так сказать, экспедиции Городкова и Алешкова. В 1927г Алешков называет его фамилией одну из открытых высоких вершин рядом с г Hародной — г Дидковского 1777м В марте 1937г Дидковский арестован. В февреле 1938г расстрелян по приговору тройки. Гора Дидковского Указом ГУГК при Совмине РСФСР от 1938г переименована в Манси-Hер. (не тогда ли принят план стирания всякой памяти об экспедиции и всех кто с ней связан). В 1965г появляются первые статьи памяти Дидковского (в геологич журналах). В 1968г название опять указом восстанавливают, но как то странно название Манси-Hер осталось, а свердловский мастер спорта Карелин в 1968-1971г поднимает обелиск Дидковского на рядом находящуюся вершину 1673м и составляет карту вершин района Hародной где она и указана в качестве горы Дидковского (???). Что показательно за весь период с 1938 по 1968г нет упоминаний ни об Алешкове, ни о тем более Дидковском, с Городковым чуть получше. Так что тенденция просматривается. Почти все документы у меня в наличии.

Белоусов Алексей.

Гора Народная

Сегодня ценителей уральской природы, хотелось бы познакомить с самым высоким местом уральского хребта — горой Народная, которая была открыта комплексной экспедицией АН СССР, отправленной для изучения Урала, практически перед самым  десятилетним юбилеем Октябрьской революции 1917 года.

Нарóдная или Нáродная?

Как предполагает одна версия, горе было дано имя в честь советского народа — Народная, где ударение ставится на второй слог.

Однако другая легенда гласит, что вершину  так назвали еще до советов, только с ударением на первый слог, из-за реки Народа, что протекает неподалеку от горы.

Потому и по сей день существуют разногласия: как правильно произносить? Сами же первооткрыватели горы об этом таинственно промолчали, а древние манси вообще называли гору по своему – Поэнгурр.

Особенности горы Народная

Гора Народная считается самым высоким местом Уральского хребта, высота ее над уровнем моря достигает почти двух километров.

До ее открытия самой высокой вершиной Урала считалась гора Тельпосиз

и возвышающаяся рядом, гора Манарага.

Так казалось визуально, из-за рельефа местности, такого, что так просто невозможно определить высоту гор.

Конечно, по сравнению с ней, с Манарагой, гора Народная не так прекрасна и не сильно отличается чем-то от других вершин Уральских гор, кроме как высотой. Но, она на 200 метров выше Манараги и интересные факты  доказывают право горы говорить о ней, так же как и реке Народа.

Название реки принято считать местным по происхождению. «Народа» в переводе с ненецкого: «наро»- дремучий лес, чаща; И правильно произносить название следует с ударением именно на первый слог.

Раньше на старых картах даже печатали такие названия, как гора Народа-Из, гора Народа, но чтобы не путать и как-то подвести к одному варианту, наконец,  в энциклопедическом словаре 1980 написали — гора Народная.

Климат в районе горы Народная

Здесь, как и на всех уральских горах Приполярья есть ледники, а климат достаточно суровый, отличающийся продолжительными и холодными зимами, когда температура воздуха в среднем -20°С при сильном ветре и снеге,  и, как следствие — коротким не теплым летом, когда температура не подымается выше 10-15° С.

Поэтому, если вы собрались покорить эту местность и гору, то должны учитывать довольно прохладный здесь климат.

Покорение горы Народная

Массово покорять Народную начали с середины прошлого столетия. На вершине  стали устанавливать памятные знаки.

Говорят, что однажды там даже поставили бюст В.И. Ленина, от которого и сегодня кое-что осталось. Правда это или нет – можно узнать только после восхождения на вершину.

Сложности при покорении горы возникают не только из-за климата и большой крутизны скал, но и потому что жить покорителям придется в палатках, так как до ближайших населенных пунктов от Народной сотни километров и рядом практически никто не живет.

При плохой физической подготовке легко получите травму, а помощь прождете долго. Потому не стоит покорять Народную самостоятельно, а лучше всего обратиться к услугам туристических фирм, которые предлагают свои комплексные услуги для восхождения, а наиболее благоприятное время для этого: июль — август.

Собираетесь в путь, чтобы покорить самую высокую вершину Урала? Тогда увлекательных вам путешествий и экскурсий!

Где находится гора Народная на карте России (Урал), в каких координатах? (сезон 2021)

Впервые в России гора Народная на карте появилась благодаря венгерскому исследователю языка манси Регули.

Попав в район её нахождения, он решил сделать отметку горы на имеющейся у него карте. Произошло это в 19 веке.

Гора Народная на карте России

Вершина входит в состав Уральских гор. Она является их самой высшей точкой. Долгое время Народная уступала пальму этого первенства соседней вершине Манараге.

Сделать ранее точное измерение высоты объекта мешал сложный рельеф её вершины.

Где находится и в каких горах расположена?

Находится гора в дали от поселений людей. Территориально она расположена в России на границе Коми и ХМАО, входит в состав Национального парка «Югыд Ва». Формально парк относится к ХМАО.

Для того, чтобы попасть на гору, необходимо получать специальное разрешение на посещение парка у его администрации, расположенной в посёлке Верхняя Инта, относящегося к Республике Коми. Географические координаты самой горы Народной: 65°02′00″ северной широты и 60°07′00″ восточной долготы.

В Уральских горах довольно много популярных горнолыжных курортов. О каждом из них читайте в этой статье.

к содержанию ↑

Как добраться?

Гора Народная находится в труднодоступном районе тундры. Место её расположения относится к Приполярному Уралу. Добираться до неё очень сложно.

  • Сначала необходимо доехать до станции «Инта». Сделать это можно на поезде. Посёлок с «Большим миром» соединяет железная дорога. Такой способ поездки выбирает абсолютное большинство туристов.

    Чтобы попасть до станции «Инта», нужно сесть в поезд, следующий в Воркуту. До этого населенного следуют составы из многих крупных городов страны: из Москвы, Саратова, Новороссийска, Кирова, Лабытнанги, Сочи, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга.

  • Дальше от железнодорожной станции туристы добираются на маршрутном автобусе №101. Он довозит их до города Инта.
  • Из Инты туристам нужно добираться до промышленной базы добытчиков кварца, получившей название «Желанная».
  • База «Желанная» расположена в районе озера Большое Балбанты. Попасть на неё из Инты можно только на машине.

Расстояние от озера до горы примерно 15-17 км. Преодолевать оставшийся отрезок пути придётся пешком. Дорога к горе проходит вдоль реки Балбанью.

к содержанию ↑

Высшая точка Урала — фото

После того, как Регули нанёс гору на карту, её исследовало несколько геологических экспедиций. Одной из первых из них была группа А. Н. Алешкова.

История

Первое название горы — Поэнурр, так она была названа Анталом Регули. Слово имеет корни языка манси. Оно означает «гора-верхушка» или «макушка».

В последнее время очень большая роль отведена развитию гастрономического туризма в России, который набирает обороты и на Урале. Читайте подробнее об этом виде туризма здесь.

Экспедиция Алешкова была первой, которая изучила рельеф горы и не совсем точно определила её высоту (1870 м). В ходе исследования этой экспедиции были определены породы, составляющие горные пласты. Они состоят из сланца и кварцитов.

Самым интересным в истории вершины являются споры о правильности произношения её названия. Существует несколько версий.

  1. По одной из них, вершина получила своё название в честь советского народа. Произошло это в канун 10-летия революции. Об этом варианте можно найти упоминание в трудах профессора Горчаковского.
  2. По другой версии название горе дала река Народа. Её русло проходит рядом с горой. В этом варианте названия ударение падает на первый слог.

В Настоящее время при произношении названия горы официально используется второй вариант — гора На́родная.

Помимо экспедиции Алешкова до революции гора изучалась отрядом исследователей под руководством Э. К. Гофмана. Самые глубокие исследования Народной горы были проведены в 1927 году. Сделано это было экспедицией, организованной Академией наук. Возглавлялась она профессорам Городковым.

к содержанию ↑

Описание

Абсолютная высота объекта — 1895 метров. Район, в котором находится гора, является труднодоступным. Не каждый турист решится отправиться в путешествие к ней. На вершине горы можно встретить ледники и большие снежные навалы. Северо-восточный и юго-западный склоны имеют большое количество отвесов. Единственный пологий склон горы загромождён гребнями, которые периодически осыпаются.

С северо-восточной стороны горы находится удивительно живописное озеро, названное Голубым. Именно у него туристы разбивают свои лагеря. Высота этого водоёма над уровнем моря в метрах составляет 1133.

Река, по одной из версии давшая горе название, берет своё начало у одного из склонов, её протяжённость составляет около 140 км. Ближайшие к горе леса находятся на расстоянии 15 км от неё.

Самой высокой горой в России считается Эльбрус. А какие пики являются самыми высокими во всем мире, читайте в этой статье.

к содержанию ↑

Интересные факты

  • Национальный парк «Югыд Ва», на территории которого расположена гора Народная, находится под охраной ЮНЕСКО.
  • Точные данные о высоте горы были получены совсем недавно — в 60-х годах XX в.
  • Гора расположена в зоне тундры. Её склоны покрыты багульником, травами и другими низкорослыми кустарниками.
  • Температура воздуха на вершине горы редко когда превышает -8°C.

Еще много интересной информации о горе Народной вы узнаете из этого видео:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

KINDER SCOUT: Народная гора

Это представляет собой возвращение на родину горного летописца Эда Дугласа, который бродил по холмам своего родного Пик Дистрикт на протяжении 40 лет. Его предмет, «Киндер-скаут», символизирует сердце сельской Англии. Его называли «горой народа», прошлое которого делает его намного больше, чем груду неодушевленных камней, по крайней мере, в воображении тех, кто знаком с его историей.

« Дуглас рассказывает историю в своем прекрасном поэтическом стиле,« шагая по берегу времени »во время прогулки по его северному краю или сидя на вершине», разобранную ветром и дождем, песчинки смыты, и я с ними, очень скоро’.

«Гора» (ее самая высокая точка составляет всего 636 метров), вероятно, запечатлена в сознании обычного читателя как место массового проникновения в Киндер, массового протеста 1932 года, когда около 500 человек сошлись с трех сторон на Киндер-Скаут, чтобы обеспечить безопасный доступ. права на открытую страну. Это было воспринято как акт неповиновения со стороны рабочего класса, выступившего против элиты, владеющей собственностью. Дуглас знакомит читателя с ролью горы в местной истории, от визита королевы Виктории в регион в 1851 году, где ее приветствовали 80 000 школьников, поющих национальный гимн, до остатков авиационного двигателя, врезанного в торф, обломков американского корабля. Бомбардировщик B-24 Liberator, который врезался в болото в 1944 году, к счастью, без человеческих жертв.

Книга щедро иллюстрирована Джоном Битти, ветераном киндер-скаутов, проведшим на холме более тысячи дней. Его фотографии показывают нам, как это может быть коварным занятием зимой. Учитывая, что гора находится менее чем в часе езды от Шеффилда, фотографии Битти, на которых изображены пешеходы, борющиеся в темноте или совершающие восхождение по глубокому снегу, напоминают о коварной британской погоде. Как отмечает Дуглас, Kinder Scout — это летняя площадка для пешеходов, бегунов и альпинистов.Но для неосторожных зимой он становится зрелищным обманщиком, «который заведет вас в лабиринт и поглотит в трясине».

Щелкните здесь, чтобы приобрести Kinder Scout Эда Дугласа и Джона Битти на Amazon

Mountain People — A Searcher’s Guide

В этом выпуске «Культурное выживание» сосредоточено на горных людях — предмете, который обретает форму только после некоторого первоначального поворота и подталкивания, потому что » горные люди «- это универсальный термин, который имеет тенденцию разваливаться, если вы внимательно посмотрите на него.

Во-первых, не все люди согласны с тем, что такое гора. Например, жители среднегорного региона Непала удобно расположены на полном расстоянии видимости от гималайских массивов высотой более 23000 футов. Хотя они живут на высоте 12000 футов, равной высоте многих Скалистых гор, для них склоны, на которых они выходят на террасу и на которых живут, являются не горами, а холмами.

Напротив, Пик 8 в лесных горах Кламат на северо-западе Калифорнии, несмотря на свои скромные 5193 фута в высоту, считается не только горой, но и священной горой для индейцев юрок и карук, живущих рядом с рекой Кламат. .

Энциклопедия заявляет, что горы — это географические регионы, которые возвышаются над окружающей поверхностью суши. Это практическое определение; идея состоит в том, что горы идентифицируются не по высоте, а по контрасту с близлежащими низменностями. Относительное, а не абсолютное, по праву имеет приоритет и узаконивает исключительно важные местные и региональные взгляды.

Например, невысокий и круглый Лю Пань Шань в китайском автономном районе Нин Ся, которые на первый взгляд кажутся не более внушительными, чем скромные прибрежные холмы Калифорнии, на которые они похожи, тем не менее создают типичные горные трудности для людей, живущих в них.Возможности сельского хозяйства у этих людей более ограничены, чем у людей на близлежащих равнинах; их сезонный климат более экстремален; их эрозия почвы в мягком лёссе даже более сильная, чем в долине Хуанхэ. Правительство региона признает, что не может изменить вечные горы Лю Пань Шаня, и поэтому решило вместо этого удалить часть его населения — радикальное лекарство от проблем горцев.

В Кэтскиллс в Нью-Йорке средства к существованию жителей крошечного корпоративного городка Корбетт зависели от их горных ресурсов; будучи брошенными из-за сдвига рыночного спроса — с древесины на синтетический ацетат — горожане испытали ту же дислокацию, что и участь горцев во всем мире, средства к существованию которых зависят от неустойчивого мирового спроса на их горную руду или горную древесину.

Горы — действительно местное явление, несмотря на то, что Кэтскилл не может сравниться с Гималаями. При поиске горных людей нельзя оставлять без внимания ни одну потенциальную географию — ни окраинные горы, возвышенности, плато и возвышенности, ни Анды и Гималаи.

Используя такую ​​безоговорочную щедрость, Джек Айвз, президент Международного горного общества, определил, что четверть людей в мире живут в горах — или считают, что они живут.Складывается впечатление, что клуб горцев вряд ли является эксклюзивным. Но мы до сих пор не знаем: кто живет в горах? Есть ли у этих людей что-нибудь общее? Есть ли такие люди, как горцы?

Флатландцы, похоже, разделяют идею о том, что у всех гор есть что-то общее. Их мысленные образы гор построены на романтике, что есть что-то неуловимое и очень ценное, что можно найти в горах, что-то прямо за горизонтом — Шангри-ла совершенного покоя, безмерное богатство потерянного золота инков или здоровья обещают альпийские курорты.

Горцы понимают, что эти ценности, помещенные в горы, не могут быть экспортированы. Ценности, такие как горы, относительны, и поэтому возникает следующая ситуация: жители равнин приходят в поисках собственных мечтаний и иногда находят их, но слишком часто сокровища горцев кажутся жителям равнин прахом.

Что там, на берегу реки, вам неизвестно, доктор?

Достаньте бинокль, ваши лучшие линзы.

Смотрите, если можете.

Доктора — это планировщики и разработчики, пришельцы на вертолетах.Аргуедас подчеркивает: горы, о которых говорят в университетах и ​​столицах, часто имеют очень мало общего с земными; вместо этого они — творения, основанные на низменном состоянии ума.

Антропологи приложили серьезные усилия для определения «горных людей», чтобы дать себе общий язык для сравнения заметок по горным хребтам. Они придумали полезные концепции «Alpwirtschaft» и «вертикальность», взгляды, соответственно основанные на характеристиках, которые отличают горную жизнь от жизни равнинной местности, и на адаптациях, которые эти неизменные географические особенности требуют от тех, кто там живет.

Они начинают уместно с того, что спрашивают себя, чем отличается горная среда от низменностей и равнин. Высота и уклон в горах одинаковы, и многие другие условия окружающей среды естественным образом следуют за этими отличительными чертами: экстремальные температуры и осадки; мелководные почвы и низкая биологическая продуктивность; переменное воздействие солнечного света; повышенная уязвимость к эрозии. Центральное место в концепции экстремальных климатических изменений занимает тот факт, что увеличение высоты проявляется аналогично увеличению широты: изменение высоты на 100 м эквивалентно изменению широты на 100 км.Таким образом, фермеры, ведущие натуральное хозяйство, живущие в таких условиях, должны иметь возможность успешно вести сельское хозяйство в нескольких климатических условиях.

Неровная горная местность накладывает дополнительные политические и экономические ограничения. Горцы часто изолированы от жителей равнин и друг от друга по языку; транспортировка в горах затруднена, потому что дороги, когда они существуют, страдают от оползней, смывов или сходов лавин; горцы часто являются угнетенными меньшинствами в рамках политических систем, внутри которых даже культурам большинства стран трудно маневрировать.

Столкнувшись с аналогичными трудностями, горные фермеры часто применяют аналогичные стратегии выживания. Во всем мире горные фермеры террасируют склоны. В Гималаях, Андах и Альпах они зависят как от сельскохозяйственного, так и от пастбищного производства. Отдельная деревня или семейная группа будет сажать урожай на равнинах рек или горных террасах или пасти стада на высоких пастбищах, которые могут быть доступны только несколько месяцев в году.

Кроме того, фермеры Анд и Гималаев схожи в том, что экстравагантные климатические изменения, с которыми они сталкиваются, побуждают их сажать десятки разновидностей сельскохозяйственных культур даже на небольших фермах.Суровый горный рельеф во всем мире не способствует переходу на механизированное производство. В то время как разносторонние стратегии горных фермеров повышают их шансы на выживание в горах, эти же стратегии также усугубляют трудности, с которыми сталкиваются фермеры, когда их бросают на мировые сельскохозяйственные рынки, которые процветают за счет механизированного земледелия и монокультуры.

Скотоводство — еще один вариант для горных фермеров. На больших высотах с коротким вегетационным периодом выращивание продуктов на копытах — это способ пастухов наиболее полно использовать различные доступные им сельскохозяйственные ленты.Они справляются с этим, удерживая общие пастбища — метод, который сильно зависит от доброй воли сообществ, контролирующих земли, через которые проходят стада на пути вверх и вниз по горам. Стратегия предполагает свободу передвижения стада. Когда устанавливаются политические границы или когда все более колонизируемые горные земли становятся собственностью отдельных лиц, возникает горный эквивалент «ограждения на ареале». Горные пастухи либо теряют права на выпас скота, либо вынуждены платить увеличивающуюся плату за их содержание.Коммунальные пастбища сокращаются в размерах, они перевыпасываются и деградируют. Следовательно, экономическое благополучие пастухов находится под угрозой.

Однако для целей этого выпуска Cultural Survival сравнение, основанное на сельскохозяйственных и пастушеских обычаях, является недостаточным. Горцам вообще не нужно жить в горах. В новостях из Тибета исторически подчеркивалась религия тибетцев, история которой сформирована изоляцией страны под влиянием гор. Буддийская религия придала силы тибетским беженцам за десятилетия изгнания: для этих тибетцев отсутствие гор имеет большое значение.

Экологические аспекты горной жизни до некоторой степени сопоставимы, но сами по себе недостаточны для полезных обобщений. Каждый горный район имеет свою историю и культуру.

Возьмите два наиболее часто сравниваемых горных района: Анды и Гималаи. Их соответствие географической высокогорности недостаточно для сравнения. Бедственное положение многих из их людей, попавших в ловушку сельской бедности и занимающих слабые позиции меньшинства в своих национальных правительствах, схожи, но это сходство не отличает горцев от угнетенных или бедных людей во всем мире.К сожалению, сравнения не могут быть сделаны на основе доступной антропологической информации об Андах и Гималаях: совокупность работ, доступных для людей в двух регионах, развивалась отдельно и теперь разошлась до противоположных, но в равной степени достоверных выводов.

В Андах горцы были обесценены на протяжении сотен лет колониального господства. Только в первые десятилетия этого столетия «доказательства того, что презираемая раса высот была не кем иным, как благородной расой инков, способствовали изменению регионального сознания от стыда к про-андской гордости».Сторонним наблюдателям кажется, что стойкость кечуа и их упорство вызвали чувство изумления и навсегда установили представление о народе Анд как о выживших перед лицом длительного и массового угнетения. Устойчивость стала темой Анд. Совсем недавно исследователи расширили свои исследования экологии человека в Анд, включив в него адаптацию Анд к социальной несправедливости, но в некоторых случаях уроки, извлеченные из политической и экономической точки зрения, были воплощены в политике.

В Гималаях, с другой стороны, хрупкость стала темой. Очевидно, увеличившиеся потери земли и жизни в Гималаях в результате оползней и наводнений в начале 1970-х сместили исследовательские интересы с антропологических на экологические. Ухудшение состояния окружающей среды в Гималаях и последовавшая за этим нехватка дров и кормов на протяжении последних двух десятилетий определяли как исследования, так и политику правительства в некоторых частях региона. Измененная национальная лесная политика Непала была дополнена общенациональной системой облесения; в Индии вдохновленное Ганди местное движение Чипко получило достаточную поддержку со стороны научного сообщества и международного общественного мнения, чтобы повлиять на архаическую политику Индии в области лесного хозяйства в лучшую сторону.В то время как разнообразные культурные очаги, которыми изобилуют Гималаи, все еще вызывают исследования и беспокойство, культурное выживание в Гималаях отошло на второй план, уступив первостепенное значение самому выживанию.

Интересно, что исследователи, пытавшиеся найти важные и актуальные данные о Гималаях (например, количество сжигаемых дров на семью в год), оказались в тупике. Даже на небольших горизонтальных расстояниях климатические, биологические и культурные условия сильно различаются. Таким образом, несмотря на все более благие намерения, потенциально смертельная ситуация оказывается весьма затруднительной для управления в национальном масштабе.Различия между прилегающими долинами или внутри одной и той же долины — всего лишь микрокосм трудностей, которые возникают при попытках сравнения хребтов и в поисках общих тем среди горцев.

Мои собственные взгляды на горы и горных людей были получены несколько неудобным методом журналистских проб и ошибок. Я обнаружил сходство между горными людьми в их топографически навязанной культурной адаптации, но, что более важно, я обнаружил сходство в обстоятельствах, которые возникают при крупномасштабных вторжениях в горную среду.

Горы исторически были хранилищами полезных ископаемых, древесины, воды и гидроэнергии, невостребованной земли и неиспользованных рынков, дикой природы, красоты и мира — все это пользуется большим спросом и дефицитом среди жителей равнин. Хотя сами горцы слишком разнообразны, чтобы их было легко сравнивать, их несчастья перед лицом массивных деревянных конструкций или огромных и плохо спланированных плотин и шахт имеют много общего.

Эти типы спроса отнюдь не новы. Например, 200 лет назад правители долины Катманду непреднамеренно вызвали серьезную вырубку лесов в Чаутаре, их районе на севере, потребовав уплаты районных налогов в виде руды, выплавленной на месте.Точно так же склоны вокруг Симлы были засажены густым лесом до тех пор, пока чуть более 100 лет назад строители не завладели огромным количеством древесины, чтобы превратить город в британский курорт.

Крупномасштабная эксплуатация ресурсов, историческая и текущая, — все они имеют своего рода эффект увеличительного стекла: они оказывают сильное экологическое, политическое и экономическое давление на небольшие географические районы — районы, экологические ограничения которых уже ограничили возможности людей к изменениям.

Управлять ситуациями не всегда невозможно.Там, где окружающая среда ограничивает, выгодная экономика может предоставить варианты. Например, возьмем Обергургль, деревню в австрийском Тироле. В 1840-х годах отчаявшийся сельский совет наложил на жителей полный запрет на браки, так как население выросло больше, чем может обеспечить окружающая среда. Сегодня население намного больше, но из-за надежного лыжного бизнеса в деревне люди могут позволить себе обучать своих детей. Теперь избыточное население переезжает в города, где они находят себе место в экономической жизни страны.Таким образом, село, казалось бы, перенесло свои проблемы с населением на остальную часть страны. Однако есть и другие последствия зависимости от лыжного бизнеса. Биологическая продуктивность и разнообразие высокогорной долины Обергургля заметно сократились с появлением лыжного спорта и туризма. Кроме того, было подорвано и уважение людей к своей горной окружающей среде.

В Нанче-Базаре в Непале у шерпа почти неограниченные возможности для трудоустройства; в финансовом отношении они относятся к числу наиболее обеспеченных непальцев.Тем не менее, нельзя забывать, что они заплатили немыслимую цену своим сильно уменьшившимся мужским населением, потерянным в несчастных случаях со смертельным исходом, сопровождая иностранных альпинистов на вершины.

В Ладакхе, регионе в западных Гималаях, традиционная культура которого лишь недавно подверглась потенциально разрушительному влиянию промышленных технологий и массового туризма, цену изменений еще предстоит подсчитать. Посторонние и те изменения, которые они приносят, до сих пор встречали безмятежно.Местные лидеры объединились, чтобы уравновесить внешнее влияние, предлагая альтернативы ресурсоемким технологиям в виде малых энергетических систем и других подходящих технологий, которые больше соответствуют ладакхскому подходу к жизни.

В целом истории успеха слишком редки. Например, горнодобывающая промышленность имеет тенденцию наносить долгосрочный ущерб в виде кислотного дренажа шахт, который отравляет ручьи, такие как те, что повсюду в Скалистых горах.В краткосрочной перспективе это приводит к экстремальным циклам подъема и спада с сопутствующей безработицей и вынужденной миграцией; так было как в Аппалачах, так и в Андах. Кроме того, эксплуатация горных рек гидроэлектростанциями может вытеснить горцев или лишить их воды.

Эти многочисленные вторжения поставили под угрозу даже духовные аспекты гор. Святость тоже хрупка и может поддерживаться только сообществом людей, которые разделяют мнение о том, что их гора даже «больше», чем ее скалы и снег.Священные горы уязвимы на двух уровнях — как для физической деградации горы, так и для эрозии веры в людей, которые ее уважают.

В целом понятие «горцы», пожалуй, более полезно для жителей равнин, чем для горцев. Горные люди — это те, кто контролирует огромные ресурсы, которые развили уникальные сильные стороны в своем образе жизни и приспособились к своей неумолимой окружающей среде и вторжениям жадных жителей мира. Они практикуют образцовые философские принципы, и их духовная связь с их собственными горными домами настолько сильна и полностью чужда жизни в современном обществе, что мы не можем не уважать и завидовать этому, даже когда мы проектируем его прохождение.

Авторские права на статью Cultural Survival, Inc.

Захват «горцев» Аппалачей | Путешествие

Эстер Рене Адамс родилась в день рождения бабушки, 2 июня, и была названа в ее честь, хотя, в конце концов, после того, как «Мамау» стали называть ее «Нет, баг» (потому что она боялась божьих коровок), все остальные тоже. Ни одна внучка больше не любила свою бабушку. Мамау могла вытащить хитрость из укуса осы и выстоять в состязаниях по выдуванию жевательной резинки.Она всегда была склонна нарезать арбуз Четвертого июля на несколько дней раньше.

Мамау умер от эмфиземы в июле 1990 года, когда Най Багу было 7 лет. «Половина меня тоже умерла, — говорит она.

Мамау поселили в собственном доме. В горах восточного Кентукки такие «деревенские поминки» могут длиться несколько дней, когда скорбящие выходят из угольных шахт или уезжают с заводов. Иногда приходило так много людей, что пол в гостиной приходилось укреплять.Гости поклонились мертвым, затем прошли в другую комнату, чтобы выпить бутербродов, кофе и долгого визита.

Not Nay Bug. Пока люди говорили на улице: «Вы знаете, где я был?» она спрашивает. «Прямо там с моей мамой. Я не спал с ней всю ночь ».

И когда мужчина с фотоаппаратом подошел и попросил ее сфотографировать, она сказала, что хочет возложить розу на грудь своей бабушки. «Он сказал:« Конечно, если это то, чем ты хочешь заниматься », — вспоминает Ней Баг. Потом сделал снимок.

Home Funeral станет одним из самых известных портретов жизни Аппалачей Шелби Ли Адамс.

Адамс больше 18 лет не увидит Нет Бага. Он нашел ее летом 2008 года в начале Улей Холлоу, на извилистой дороге, живущей в доме без водопровода и электричества. Краем глаза была вытатуирована угольно-черная слеза. Адамс снова начал ее фотографировать.

В течение 36 лет Адамс проводил лето в нескольких сельских округах Кентукки, наблюдая, как растут дети, процветают или разваливаются семьи, а зеленые горы рушатся после многих лет добычи угля.Угольная пыль кажется вездесущей на фотографиях Адамса, которые он снимает почти исключительно в черно-белых тонах.

Его портреты «горцев», как он их называет, интимные, прямые и иногда мрачные. Некоторые критики, включая тех, кто фигурирует в документальном фильме 2002 года о творчестве Адамса Истинное значение изображений , говорят, что он эксплуатирует регион, уже обремененный стереотипами о бедности и насилии. Адамс говорит, что он запечатлел исчезающую культуру — например, домашние поминки теперь реже встречаются в горах — и лица старых друзей.«Когда [критиков] выводят из зоны комфорта среднего класса, они сталкиваются с человечностью другого человека», — говорит он. «И они винят фотографа».

59-летний Адамс имеет корни как в горах, так и в среднем классе. Он живет в западном Массачусетсе, но родился в Хазарде, Кентукки, недалеко от того места, где он снимает свои портреты. Он дальний родственник Хобарта Айсона, жителя Аппалачей, который в 1967 году смертельно застрелил режиссера на своей земле, но отец Адамса был руководителем газовой компании с контрактами по всей стране, и его семья часто жила в городах, в том числе в Нью-Йорке. и Майами.По его словам, когда Адамс возвращался в Кентукки на часть каждого года, отец научил его смотреть свысока на «кричащих жителей».

Однажды летом дядя, сельский врач, познакомил его с некоторыми из самых изолированных горных семей. Когда Адамс вернулся позже, он говорит, что был загипнотизирован их открытостью перед его объективом; их фотографирование станет делом его жизни. Сегодня он знает, как меняются акценты от полого к полому, у кого сернистый колодец, у кого ждет ребенка.

Тьма, которую он иногда видел в Аппалачах, только заставляет его приглядеться.«В тени лежат глубина и красота людей», — говорит он. «Пока мы не поймем нашу собственную тьму, мы не поймем нашу красоту».

Его подданные ценят его подарки в виде консервированной ветчины и одежды на Рождество и случайный ящик пива; они также хотят увидеть его фотографии. «Деревенские жители любят картинки», — говорит Адамс. Почти в каждом доме или трейлере есть экспонаты: портреты церкви и выпускного вечера, сонограммы, а иногда и работы Адамса.

Но не всем нравятся его изображения.

«Думаю, я не вижу смысла замерзать вовремя», — говорит Кристофер Холбрук, младенец на руках у матери в Home Funeral , а теперь 20-летний парень с ямочками в пыльных джинсах. «Прошлое должно быть в прошлом». Крис — первый человек в своей семье, окончивший среднюю школу; он также прошел курсы механики дизелей в Hazard Community College. Он недавно женился и сейчас работает охранником. По его словам, никакая фотография не может сказать ему, что его ждет в будущем.

Уолтер Холбрук, отец Криса и сын Мамау, придерживается иной точки зрения. Домашние похороны — это «то, что я могу показать своим детям, и, возможно, позже они смогут сэкономить, чтобы показать своим детям, какая у них семья», — говорит он.

«Кто-то сказал, что Шелби делает эти фотографии, чтобы посмеяться над людьми», — говорит Ней Баг. «Ты знаешь что я думаю? Это не для того, чтобы они выглядели плохо. Это то, как вы на это смотрите. Он не собирается высмеивать бедняков. Он показывает, как тяжело нам жить.”

Она никогда не видела Home Funeral , пока Адамс не посетил ее прошлым летом. Она долго смотрела на фотографию. «А теперь, Джейми, я хочу, чтобы ты кое-что посмотрел», — сказала она своему бывшему мужу. «Просто посмотри сюда». Настоящая слеза скользнула по татуированной возле ее глаза. «Это я.»

Штатный писатель Эбигейл Такер также пишет о мустангах в этом выпуске.

«Nay Bug» (с бывшим мужем Джейми в 2008 году) была сфотографирована Шелби Ли Адамс в 1990 году, и ее несмываемый портрет Home Funeral не видели в течение 19 лет.(Шелби Ли Адамс) Эстер Рене Адамс, «Мамау», была похоронена в собственном доме.В горах восточного Кентукки такие «деревенские поминки» могут длиться несколько дней. (Шелби Ли Адамс) «Деревенские жители любят картинки», — говорит Шелби Ли Адамс.Почти в каждом доме или трейлере есть экспонаты: портреты церкви и выпускного вечера, сонограммы, а иногда и работы Адамса. (Билл Шваб)

«Народная гора» Эда Дугласа

Это красивая, но тревожная книга.Похоже, это может быть глянцевый журнальный столик с удобными впечатляющими фотографиями (от Джона Битти), но «Народная гора» — это намек на то, что у него может быть больше преимуществ, и я имею в виду не только из песчаника. Есть много очень интересных и разнообразных слов, которые нужно прочесть.

Киндер — сложная гора … на карте она даже не похожа на горную в обычном понимании с ее большим плато, и это действительно не та гора до

. Это красивая, но тревожная книга.Похоже, это может быть глянцевый журнальный столик с удобными впечатляющими фотографиями (от Джона Битти), но «Народная гора» — это намек на то, что у него может быть больше преимуществ, и я имею в виду не только из песчаника. Есть много очень интересных и разнообразных слов, которые нужно прочесть.

Киндер — сложная гора … на карте она даже не похожа на горную в общепринятом понимании с ее большим плато, и это действительно не так красиво, опять же в общепринятом смысле.Это недалеко от больших городов и очень популярное место для посещения, но здесь вполне можно потерпеть неудачу. Эд Дуглас так много передает об этом — в истории, древней и современной, в литературе, географии, экологии (Господи, это мрачно) и политике. Я почувствовал, что освещение было довольно неравномерным: мне понравился уровень детализации в некоторых областях, особенно фон знаменитого массового нарушения границ (в контексте событий на другой стороне Пик Дистрикт) и душераздирающая личная жизнь блестящих ученых и пионеров , но другие элементы, казалось, выдохлись прежде, чем он действительно вонзился в них.Названия глав, например, «Песок», «Заяц», были очень заманчивыми, но, я думаю, привели к этому элементу разочарования.

Фотографии Джона Битти потрясающие — красивые, да, многие, разнообразные — макро-снимки пушицы, людей на снегу 2010 года, пейзажи, но опять же несколько тревожно и вызывающе.

Горное партнерство: база данных коренных народов и местных общин, проживающих в горных районах

В большинстве горных цепей мира проживают коренные народы и местные общины (IPLC), чьи стратегии обеспечения средств к существованию, продовольственные системы и культурная самобытность тесно связаны с горной средой, в которой они живут.Эти горные народы являются хранителями горных цепей, которые они называют домом, и биокультурного наследия, которое делает их уникальными, но они также первыми страдают от изменения климата, неустойчивого развития и других деструктивных процессов, которые трансформируют горы и водоразделы по всему миру. . Карта коренных народов и местных общин, проживающих в горных районах, и база данных призваны обеспечить международную известность горным народам, отображая горные цепи мира не только по их физическим характеристикам, но и по культуре и образу жизни их жителей.


Карта, подключенная к базе данных, также предназначена в качестве живого хранилища общих знаний и передового опыта, которые могут предоставить более полное представление о коренных сообществах, проживающих в горных районах по всему миру, предоставляя данные о том, где эти сообщества живут, их основные продовольственные системы, организации, с которыми они работают, и некоторые основные культурные особенности.


Создание карты, на которой территории коренных народов ассоциируются с горными цепями, сопряжено с рядом трудностей, о которых стоит упомянуть.У некоторых культур коренных народов есть свои особенности, которые не соответствуют стандартным характеристикам карт, используемых для обозначения границ страны. В некоторых случаях территории коренных народов могут накладываться друг на друга, или несколько групп могут использовать один и тот же ландшафт, например, для заготовки лесных продуктов. В случае отгонных скотоводов и кочевых народов горная территория может считаться их домом только в определенные периоды года. Короче говоря, разграничение территорий коренных народов обычно мало похоже на четкие линии национальных государств.


Чтобы учесть эти сложности, карта горных народов не пытается определить точные границы территорий коренных народов или определить, какая группа коренных народов оказывает наибольшее влияние на определенную гору. Вместо этого были определены основные горные цепи мира, и каждая из них была связана с одной или несколькими IPLC, которые называют ее своим домом. База данных находится в стадии разработки, которая остается незавершенной, несмотря на растущий объем данных. По мере развития базы данных будет проводиться серия интервью для получения более конкретной информации об экологическом и социокультурном значении каждой горной цепи.


Двумя наиболее важными источниками информации для разработки этого инструмента были горный портал GMBA, который предоставил многоугольники, определяющие горные цепи мира, и LandMark, который предоставил большой объем надежной информации о местонахождении территорий коренных народов. Другие группы ФАО, в том числе группа по коренным народам и гендерная адвокация, а также ряд членов Горного партнерства и технических экспертов работали с нами и сделали этот проект возможным.Особая благодарность выражается организациям коренных народов и НПО, работающим на территориях коренных народов, чьи координаторы предоставили разъяснения и информацию об экологическом и социокультурном значении конкретных гор и горных хребтов.

Контактное лицо: [адрес электронной почты защищен]

Откройте для себя карту коренных народов и местных общин, проживающих в горных районах

Народная гора | Глазами наших родителей

Фонд Тусона, Вестсайдское сердце

Габриэль Фигероа и Рики Мартинес

Гору «А» можно увидеть практически из любой точки Вестсайда.Люди любят подниматься туда, чтобы посмотреть на город. Некоторые жители не знают, что люди жили у подножия горы «А» как минимум несколько тысяч лет. Фактически, подножие горы «А» было «местом рождения» Тусона.

Первые жители Тусона

Почему коренные американцы тысячи лет назад поселились у подножия горы «А»? Потому что это был один из немногих районов Санта-Крус, где вода была достаточно надежной. По словам Гейл Харрисон Хартманн, археолога из Тусона, «коренная порода под землей вытеснила воду на поверхность.«Хорошая вода — это плодородная почва и хорошее земледелие.

К 300-500 г. н.э. фермеры Хохокам селились вокруг горы «А». «Хохокам» в переводе с индейского языка пима означает «исчезнувшие». Когда падре Евсебио Франсиско Кино, миссионер-иезуит из Испании, посетил этот район в 1692 году, он обнаружил, что земли заняты о’одхам, народами, говорящими на языке пиман. О’Одхамы жили у подножия пика Сентинел в деревне под названием «Стджукшон». Это слово примерно переводится как «весна у подножия черной горы».«

Культурные ресурсы

Гора «А»

Гора «А» и ее окрестности полны культурных ценностей. Как объясняет Дайана Хэдли, историк окружающей среды, живущая у подножия горы «А»: «Культурные ресурсы — это любые физические остатки предыдущей культуры, которые [показывают, как] … жили люди». Культурные ресурсы гор «А» включают пиктограммы Хохокам, руины и остатки печей. Если вы обойдете гору «А», вы также можете увидеть врезки-врезки — это чаши, которые индейцы использовали для измельчения таких вещей, как перец чили и мескитовые бобы.Другие ресурсы включают остатки мельницы Уорнера и место, где находился монастырь (примерно в северо-восточном углу Брикьярд-лейн и Мишн-лейн), одно из зданий миссионерского сообщества Сан-Августин-дель-Тусон, основанного Падре Кино.

Фотография 19-го века с речными источниками Санта-Крус, которая привлекла многих первых жителей Тусона к подножию горы «А».

Почему именно «А»?

6 ноября 1914 года Аризонский университет Уайлдкэтс одержал победу над Помонским колледжем в яркой футбольной победе со счетом 7: 6.Это побудило Альберта Кондрона, члена футбольной команды, посоветовать одному из своих учителей, что задание класса должно заключаться в обследовании Пика Сентинел на предмет местонахождения буквы «А». Вторая победа со счетом 7: 3 над колледжем Помона 23 октября 1915 г. подтолкнула Кондрона, ныне президента студенческого сообщества, к осуществлению проекта. 13 ноября 1915 года студенты начали расчищать территорию и рыть траншеи в форме буквы «А» [20К]. Стоимость всего этого составила 397 долларов, оплаченных за счет пожертвований от студенчества. После того, как буква «А» была установлена ​​и побелена, многие люди стали называть ее горой «А» вместо пика Стража (хотя на картах вы все еще видите «Пик Стража»).«А» имеет ширину 70 футов и длину 106 футов.

Панорамный вид на север с горы «А», с видом на Вестсайд.

Кратер или карьер?

Карьер на горе «А» в течение многих лет давал камни для фундамента Тусона.

Люди по соседству действительно не знают правды о карьере. Существует миф, что в него упал метеор. Но это все: миф. По правде говоря, это был карьер, а не кратер.Гилберт Хименес (р. 1926, Баррио Анита) ходил в карьер со своим отцом, генеральным подрядчиком. Он вспоминает, что в тридцатые годы карьер назывался «Гриффит Констракшн». Хименес сообщает, что у Гриффита была «дробилка … он динамитировал камень и … вставлял его в дробилку для разных размеров. От полудюйма до двухдюймовой скалы. Некоторые из заборов, которые вы видите в университете [являются сделаны из] карьерной породы Внутри карьера есть дверь, которую они сделали для динамита … именно туда они положили динамит.Дверь там больше нет … [дыра] — это [но] не дверь ». Камень из карьера« А »- это базальт, темно-серый или черный вулканический камень. Вы можете увидеть дома и заборы, построенные из этого камня. в Вестсайде и по всему Западному университетскому округу.

Гора «А» была почти полностью выброшена из карьера. В конце 1920-х годов Джеймс Р. Додсон и Кристин Додсон заявили о своих правах на гору «А» в соответствии с Законом о Хомстеде. Они хотели добыть всю гору «А». Жители Тусона боролись с ними в суде. Додсоны утверждали, что горная скала «А» более ценна, чем скала окружающих гор.Когда жители утверждали, что они хотят сохранить гору из-за буквы «А» и потому что это излюбленный жилой парк, Додсоны возразили, что есть другие горы, на которые можно подняться. В конечном итоге жители победили, и гора «А» была спасена.

(Источники: Гейл Харрисон Хартманн, археолог, 7/8/97; Кэролин Гроссман и Сюзанна Мьял, Discovering Tucson: A Guide to the Old Pueblo and Beyond, Fiesta Publishing: 1996; Дайана Хэдли, историк окружающей среды, 02.07.97 ; Гилберт Хименес, 07.07.97; Halka Chronic, Roadside Geology of Arizona, Mountain Press Publishing Company: 1983; Джульета Гонсалес, национальный координатор службы новостей, Университет Аризоны, 25.06.97; Arizona Daily Star, 10/16 / 29; Arizona Daily Star; Tucson Citizen, 31.10.86; Arizona Daily Star, 3/12/89)

Любимые воспоминания

Истории, которые мне рассказывала моя нана… Эль Теджано : «Мой отец говорил мне, что много лет назад был этот человек … они называли Эль Теджано … Он был грабителем дилижанса, и мой отец сказал, что однажды он ограбил сцену тренер и он взял золотые монеты — потому что в то время у них было золото. Они последовали за ним, чтобы попытаться поймать его, и он поднялся на склон горы «А» на своей лошади и спрятал золотые монеты где-то [на горе ] и он ушел. Мой отец ходил искать золото «. (Гилберт Хименес, 07.07.97)

«[Гора» А «] раньше была покрыта оранжевыми цветами… Мы просто собирали цветы, вы знаете, мы обычно поднимались с Риверсайда [там]. Для нас это был веселый день, потому что он походил на день похода, знаете ли. Мы обычно обедали там ».
(память 1930-х: Лидия Карранса Ваер, 30.06.97)

«Я сказал своему отцу:« Дай мне ключи от машины. Я никогда не получал никаких инструкций по вождению, но обычно наблюдал за тем, как мой отец водит машину. Он дал мне ключи, и у меня есть младшая сестра Терри ». Я сказал: Терри, давай прокатимся Честно говоря, я сел в машину и смог ее водить, и именно так я научился водить, рычаг переключения передач.Я знаю, что это не то, что мне следовало делать, но мы поехали на гору «А» … Мы благополучно вернулись, и когда мы вернулись, мой папа спросил меня: «Куда ты пошел? Я не знал, что ты умеешь водить машину. [Я сказал ему] … ты учил меня, ты просто не знал «.
(память 1940-х: Гилберт Хименес, 07.07.97)

«Раньше мы упаковывали бутерброды с болонским соусом, поднимались на гору и устраивали пикник с газировкой и прочим».
(память 1950-х: Хорхе Леспрон, 25.06.97)

Туристы после Второй мировой войны наслаждаются видом, разделяемым многими еще с самых ранних лет Тусона.

«Иногда моя мама была действительно классной по выходным, и вместо того, чтобы поехать и забрать нас в доме моей тии в пятницу, она позволяла нам остаться там в пятницу вечером, а иногда, если нам действительно повезло, если в понедельник не было школы. по какой-то причине … мы должны остаться на ночь в воскресенье … с моей tia, и вот что случилось, так это то, что мой кузен Мартин и все в округе поднялись на гору «А» и просто тусовались там с людьми. »
(память 1970-х: Хосе Дж. Ибарра, 01.07.97)

«[Есть] пасхальное паломничество, которое епископ Мануэль Морено [ведет] туда.Три года назад я впервые поехал …
(память 1990-х: Берта Санчес, 24.06.97)

Защита гор и ландшафтов Центральной Азии для изменения жизни и средств к существованию людей

Горы Центральной Азии поистине захватывают дух. Недавно мы ехали из Самарканда в Душанбе и проезжали нетронутые живописные горные хребты и пейзажи, символизирующие Шелковый путь, по которому Азия и Европа торговались, смешивались и вели переговоры на протяжении более четырех веков.

И все же горы Средней Азии открывают более чем захватывающий вид. Они необходимы для устойчивости региона — повседневной жизни, здоровья и будущего людей.

Здесь горные ледники содержат огромное количество воды, которая течет вниз по течению к рекам, обеспечивая водой 90% населения. Местные сообщества в значительной степени зависят от количества и регулярности подачи воды в свои домохозяйства, чтобы выращивать пищу, чтобы есть и продавать, и просто жить.

Считается, что это центр происхождения и разнообразия многих глобально значимых видов плодовых и ореховых деревьев (яблок, винограда, грецких орехов), земля Центральной Азии в настоящее время находится под угрозой из-за расширения сельскохозяйственных угодий, лесозаготовок и пастбищной деятельности.Это возрастающее антропогенное давление привело к деградации земель, эрозии и потере растительного покрова.

Деградация земель — потеря естественной продуктивности земель — в среднем обходится в четыре процента ВВП страны. По нашим оценкам, в Таджикистане деградация земель в горах стоила стране от 539 до 950 миллионов долларов (что эквивалентно 8,1–13,4% ВВП) в 2019 году.

Цена бездействия в пять раз выше.

Изменение климата и глобальное потепление привели к интенсивному таянию ледников и увеличению числа лавин, наводнений, оползней, селей и экстремальных погодных условий.Горы подвержены стихийным бедствиям из-за их крутых и часто неустойчивых склонов и частых экстремальных погодных условий.


В узких долинах одно событие может вызвать вторичные каскадные опасности. С 1990 года бедствия, связанные с деградацией земель, затронули жизни более 10 миллионов человек в Центральной Азии и нанесли ущерб на сумму около 2,5 миллиардов долларов. В Кыргызской Республике дождь может вызвать более 5000 потенциальных оползней.

Необходимо сделать еще больше, чтобы уменьшить огромные последствия стихийных бедствий для горных стран Центральной Азии.

Стихийные бедствия, связанные с погодой, оказывают все большее давление на природные ресурсы, а также на источники средств к существованию. Одни только изменения в доступности воды серьезно подорвали сельское хозяйство, рыболовство, лесохозяйственные работы и животноводство — все основные виды деятельности, обеспечивающие продовольствие, доходы и безопасность.

Особенно страдают горные сообщества, поскольку они и без того уязвимы: живут в уединенных районах, не имеют доступа к базовой инфраструктуре и услугам, а также часто маргинализированы, получают меньше политического внимания и меньше государственных инвестиций.


По возвращении из поездки наше внимание было приковано к горам Таджикистана: как мы можем сохранить их великолепие, сделав возможным их рациональное использование?

Вдохновленный новой приверженностью лидеров Центральной Азии восстановлению природных ландшафтов посредством Астанинской резолюции 2018 года и инициативы ECCA30, Всемирный банк приступил к разработке региональной программы RESILAND CA + (Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. Она отражает совместное видение стран и совместные действия. для повышения устойчивости трансграничных ландшафтов.

Инвестиции в восстановление этих ландшафтов будут иметь большое значение: продуктивность сельского хозяйства может повыситься, могут быть созданы зеленые рабочие места, может начаться экотуризм, инфраструктура может стать более устойчивой, а жизнь может быть поддержана, если не преобразована. RESILAND опирается на проверенные результаты проекта Программы адаптации к изменению климата и смягчения его последствий для бассейна Аральского моря.

Программа краудсорсинга инновационных идей и финансирования восстановления ландшафта в бассейне Аральского моря в рамках проекта Disruptive Tech Challenge, запущенного в ноябре 2020 года.

В Банке мы также занимаемся управлением рисками стихийных бедствий в регионе, поддерживая улучшенное прогнозирование климата, воды и погоды и информационные услуги в рамках проекта модернизации гидрометеорологии Центральной Азии. Это очень важно, поскольку средства к существованию фермеров зависят от их способности защитить свои активы от засух, штормов и экстремальных температур; и общественным агентствам по управлению стихийными бедствиями нужны эти прогнозы, чтобы определить, когда следует выдавать предупреждения. Кроме того, национальные проекты в Кыргызской Республике и Таджикистане снижают риски и повышают устойчивость.

Отмечая Международный день гор, давайте продолжим использовать огромные возможности для защиты и восстановления природных ландшафтов и экосистем Центральной Азии , чтобы люди и сообщества региона могли жить лучше, здоровее и процветать.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *