Три члена парламента от прокурдской Партии мира и демократии (ПМД) посетили Абдуллу Оджалана, лидера запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК) на острове Имралы.
Делегация ПМД три с половиной часа была на встрече с Оджаланом. Также на этой встрече в качестве наблюдателя присутствовал один сотрудник Национальной разведывательной организации (MIT), сидевший в одном из углов зала, где проходила встреча.
Оджалан на этой встрече упомянул три письма, но не передал ни одного из них посетившим его депутатам. Вместо этого он только упомянул о содержании этих писем, адресованных ПМД, руководству РПК в Северном Ираке и представителям РПК в Европе. Когда я писал эти строки, ПМД объявила, что письмо, адресованное ей, только что прибыло, но не уточнила его содержания.
Из различных заявлений депутатов, навещавших Оджалана, можно понять, что в контексте процесса мирного и прочного урегулирования он подчеркнул важность демократизации Турции, а не автономию курдских регионов в качестве предварительного условия для перемирия, как делал прежде.
Ожидается, что Оджалан будет призывать РПК объявить безоговорочное прекращение огня и оставить Турцию, направившись в Ирак и Сирию. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что если РПК начнет двигаться за пределы Турции, турецкие военные не будут атаковать членов РПК во время их отступления. В понедельник Эрдоган сделал еще одно заявление о том, что процесс перемирия возобновится после того, как РПК покинет Турцию. Таким образом оказывается, что путь решения курдского вопроса, состоящий в том, чтобы РПК сложила оружие, абсолютно ясен в сознании Оджалана и Эрдогана, которые обменялись мнениями посредством MİT.
РПК покинет Турцию. Правительство ввело новый судебный пакет и выпустит большинство заключенных, которые были арестованы в связи с делами против Союза курдских общин (KCK). В долгосрочной перспективе, скорее всего, будет всеобщая амнистия, которая позволит членам РПК вернуться в Турцию и по которой будет освобожден Оджалан.
Таким образом, все звучит идеально. Но будут ли все эти планы работать, как часы, или же возможно, что мы станем свидетелями некоторых случаев блокирования пути к окончательному решению вопроса? Я не говорю о нескольких возможных провокациях со стороны некоторых групп в турецком государстве или РПК, которые ни для кого не станут сюрпризом. Но может ли быть что-то более глобальное? Я действительно надеюсь, что нет. Но есть некоторые признаки того, что этот процесс не может идти так гладко, как ожидается. Различные источники указывают, что есть много курдов на юго-востоке, которые заявляют о своем недоверии правительству. Они сообщают, что эти курды спрашивают: «Если правительство действительно искренно в своем стремлении к примирению, почему оно продолжает военные операции против боевиков РПК в регионе?». Других, согласно сообщениям, беспокоит то, что Оджалан может сделать много уступок, не получив столько же обратно от государства. Эти беспокойства и другие мысли могут стать препятствием и могут направить некоторые сегменты РПК противостоять ведущей роли Оджалана в этом процессе.
Я думаю, что самый важный и решающий элемент на данном этапе — услышит ли РПК призыв Оджалана уйти из Турции. Если мы сможем пройти этот этап, Турция воспользуется прекрасной возможностью, чтобы найти долгосрочное решение курдского вопроса. После того как РПК отступит, правительство сможет сделать очень многое, начиная с введения новой конституции и объявления всеобщей амнистии. Мы должны пройти длинный путь. Я надеюсь, мы только начинаем подходить к его началу!