Турецкие сепаратисты. Часть 2

| Али Булач 0
Турецкие сепаратисты. Часть 2

В первой части я попытался объяснить, в каких исторических условиях сложилась «турецкая и тюркистская национальная идентичность», какие субъекты приняли ее сами, а затем навязали всем этническим группам и как этнические турки отнеслись к этой затее.

Волна националистических движений, нахлынувшая в XIX веке, захватила курдскую элиту, которая всегда оставалась верна идеалам «независимого Курдистана». Но раньше, как и сейчас, основная масса курдов придерживалась той точки зрения, что у них общая судьба с другими народами региона.

Бурный протест вызвало то, что турецкая бюрократическая верхушка, провозгласившая создание современного национального государства, используя разногласия, существовавшие между государством и курдами до 1925 года, совершила неоправданное посягательство на автономный статус курдов и их традиционный уклад жизни. Они не могли смириться с тем, что после окончания национально-освободительной войны новая элита государства начала проводить ассимиляцию против религиозных взглядов и этнических особенностей курдов, которые участвовали в борьбе против турок и других народов и нарушали Севрский мирный договор, вероятнее всего, под руководством Махмуда Барзанджи. Восстание шейха Саида — это реакция на невыполненные обещания и политику ассимиляции и непризнания обязательств в отношении курдов. Мятежи в других районах Анатолии имели такие же свойства.

Это говорит нам о том, что понятие «официальной турецкой и тюркистской идентичности» и изъятие религии из жизни общества имели широкий резонанс среди всех этнических групп. Но больше всего это не понравилось курдам. Курды являются автохтонным народом; они не переселялись в район Малой Азии, а тысячелетиями проживали на этих землях. Нет никаких оснований, которые бы заставили курдов принять новую идентичность (турецкую национальную идентичность) и отказаться от собственной, этнической. Если бы изначально официальная идентичность «Турции» приравнивалась к мусульманской, анатолийской или территориальной принадлежности, то, скорее всего, эти проблемы не достигли бы такого масштаба. Можно перечислить три основные причины, которые сыграли решающую роль во всех 29 восстаниях курдов.

  1. недооценка места курдов в истории
  2. отрицание этнической самобытности, желание навязать турецкую идентичность
  3. попытка вмешаться в традиционный и религиозный уклад курдов

Первым шагом на пути формирования «курдского национализма на основе этнической принадлежности» стало восстание Рабочей партии Курдистана (РПК).

Сегодня те, кто призывают отделиться от курдов, являются детьми и внуками младотурок и поклонников европейских модернизационных свершений в годы Танзимата. В те годы их предки заявляли: «Пускай Балканы и Ближний Восток отделяются, а мы останемся маленькой европеизированной, но процветающей страной. Сбросим груз с наших плеч». Произошло именно так, как они и говорили. Страна стала меньше. Но сегодня границы, отмеченные в декларации «Мисак-и Милли», не дают повода для спокойной жизни. Те, кто вчера разрушил империю с 600 летней историей за десять лет, сегодня точно также готовы положить начало разделению Турции. Если курды захотят отделиться, то они передадут в руки мировым державам:

  1. водные ресурсы (источник жизни) Ближнего Востока
  2. неразработанные нефтяные скважины, залежи природного газа, фосфатов и минералов
  3. стратегические территории мирового значения
  4. основные центры религий и цивилизаций

Если зажиточные турки полагают, что вступление в ЕС сделает их настоящими европейцами, то они глубоко ошибаются. Они будут старыми и благополучными, но замкнутыми в себе европейскими рабочими, которые лишены материальных и религиозных ценностей.

Курды упорно делают акцент на своей этнической принадлежности. Но сегодня настало время, когда мы все должны отнести на второй план наш этнический индивидуализм. Для этого, в первую очередь, турки должны перестать навязывать свою этническую принадлежность, а нетурецкая элита — твердить о том, что выражение «Счастлив тот, кто может назвать себя турком» не относится к этносу.

Всем нам следует взяться себя в руки, собраться с силами и не впадать в истерику. Спастись можно только вместе. Успех в этом вопросе связан с постижением духовных, политических и правовых основ исламской религии.