Мавлана Джалаладдин Мухаммад Руми, более известный как Руми или Мевляна, знаком каждому жителю Турции. Этот выдающийся персидский поэт XIII в. и основатель суфийского ордена Мевлеви считал, что танцы, песни и другие ритуальные практики помогают приблизиться к Богу.
Дервиши, исполняющие знаменитый танец, всегда были аскетами, не имевшими никакого имущества. Зачастую они вели бродяжнический образ жизни, существуя на подаяния. Или жили в специальных обителях под предводительством шейха. Если дервиш был хотя бы немного обеспечен, он был готов отдать всё своему ближнему, не оставляя себе и своей семьё практически ничего.
Набирая обороты
Что же представляет собой знаменитый танец дервишей? На сцене стоит шейх-наставник и его послушники в чёрных мантиях и белых продолговатых колпаках из войлока. Раздаётся мелодия флейты и тамбурина, сначала медленная, затем её ритм становится всё интенсивнее - одновременно ускоряются и движения танцоров. Они сбрасывают чёрные одеяния и предстают перед зрителями в белоснежных накидках. Смена одежд символизирует смерть и возрождение.
Потом танцоры складывают руки на груди, выстраиваются в колонну и, кланяясь друг другу, начинают своё гипнотизирующее кружение по команде шейха. При вращении дервиши вытягивают правую руку вверх, а левую вниз, что означает связь с небом, которую они передают земле и людям. Сначала движения медленные, но постепенно становятся всё быстрее, однако никогда не выходят из-под контроля танцующего.
Кружась, дервиши не задевают друг друга, вращаясь вокруг своей оси, будто паря в воздухе. Их белоснежные одеяния развеваются, словно раскрывшийся цветок; они не произносят ни звука, не двигают головой или руками. Через какое-то время танцоры останавливаются, встают на колени, чтобы через какое-то время возобновить кружение. За время танца делаются четыре паузы.
Озарение на базарной площади
Сами дервиши утверждают, что это не просто танец, а магический ритуал, и исполняющие его впадают в транс. Его энергетика настолько сильна, что передаётся всем зрителям. Согласно легенде Джалаладдин Руми открыл для себя технику кружения во время прогулки по базару чеканщиков. Он шёл, слушал стук молоточков и вдруг понял, что всё во вселенной вращается. Впав в экстаз, Мевляна начал кружиться прямо посреди рыночной площади. По преданию, он делал это более суток, а остановившись, поспешил поделиться обретённым знанием с учениками. Им пришлась по вкусу предложенная мастером идея, после чего и был создан суфийский орден Мевлеви. Мевляна требовал полной самоотдачи от подопечных. По его мнению, достичь связи с Всевышним можно, только строго следуя всем правилам. По стопам великого Руми В древнем городе Конья, расположенном в центральной части турецкой Анатолии, Мевляна познакомился с персидским философом и поэтом Шамсом Тебризи, который стал его другом и соратником. Именно отсюда началось распространение суфийского учения двумя мыслителями. В последние годы жизни философ занимался литературным творчеством - писал стихи и поэмы.
Умер Руми в Конье 17 декабря 1273 г. После его смерти город ещё долго оставался центром суфизма, в этом регионе появилось множество орденов, напоминающих Мевлеви. А во времена Османской империи Конья представляла собой крупнейший центр дервишей.
С приходом к власти Ататюрка деятельность суфийских орденов была запрещена. Новый президент Турции считал, что дервиши мешают развитию страны. Многие обители превратились в музеи. Но в конце 1950-х гг. всё вернулось на круги своя. Сейчас каждый декабрь в Конье проходит фестиваль дервишей, на который съезжаются многочисленные туристы, желающие увидеть волшебный ритуал своими глазами.
Паломничество к усыпальнице
Захоронен Мевляна тоже в Конье. Сейчас на этом месте расположен музей имени великого философа и его усыпальница. Экспозиция включает в себя книги, музыкальные инструменты и одежду того периода. На территории музея есть даже действующая мечеть. Окружает место захоронения Руми прекрасный розовый сад, подаренный в своё время его отцу самим султаном.
На пути к мавзолею находится ряд узких келий, в каждой из которых можно увидеть несколько интересных экспонатов, связанных с жизнью дервишей. В определённый период существования ордена стать его членом можно было, лишь проработав несколько лет в столовой для бедняков. Сейчас здесь расположены восковые фигуры монахов: кто-то из них занят приготовлением пищи, кто-то сидит за столом. Тут же можно увидеть древнюю кухонную утварь, которой пользовались члены ордена Мевлеви.
Но главная цель паломничества многочисленных туристов - усыпальница Руми, увенчанная удивительной красоты куполом, покрытым бирюзовой плиткой. В ней кроме самого мыслителя похоронены его отец, супруга, дети и некоторые выдающиеся шейхи ордена. Саркофаги изготовлены из мрамора и покрыты бархатными покрывалами с богатой золотой вышивкой.
В библиотеке при музее хранится примерно пять тысяч томов старинных суфийских трудов, в том числе и самого Руми. Есть на территории и помещение семахане, где происходит церемония ритуального вращения.
Место захоронения Мевляны привлекает десятки тысяч туристов со всего мира, которые хотят отдать дань уважения философу. Многие из них оплакивают учителя, подолгу стоя в усыпальнице и читая молитвы. В 2014 г. сюда приехало рекордное количество паломников - более 2 млн человек. Усыпальница Руми занимает второе место после дворца Топкапы в Стамбуле среди самых посещаемых музеев Турции. В декабре во время фестиваля Мевляны, проходящего в Конье, сюда съезжаются сотни человек разных национальностей и вероисповедания.