Удмурты особенности – Удмурты (вотяки)- происхождение народа, где и как живут, фото

Удмурты (вотяки)- происхождение народа, где и как живут, фото

Народ Удмуртии преимущественно проживает в Удмуртской республике. Это коренное население Предуралья, формировавшееся под влиянием русских поселенцев. Немалую роль в их жизни сыграли тюркские племена. Сейчас удмурты успешно развивают хозяйство и живут насыщенной жизнью.

Название

Существует несколько гипотез происхождения. Одной из наиболее распространенных является гипотеза возникновения от иранского «-мурт». Слово «мурт» буквально означает «человек», а вот «уд» пока что остается загадкой.

Численность

В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.

Язык

Удмуртский язык входит в уральскую семью, к которой принадлежат эстонцы, финны, венгры. Можно с точностью сказать, что удмурты принадлежат к финно-угорскому народу, а их ближайшие языковые родственники — коми. Существует несколько диалектов удмуртского, а также говоры срединного типа.

История

Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат.
Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен.
Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать. Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию.
Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность.
Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.

Характер

Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом.
Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.

Внешность

Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.

Одежда

Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:

  • холст
  • сукно
  • овчина.

Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты.
Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами.
Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.

Жилище

Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах.
Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.

Культура

Удмуртская музыка делится на песенное и инструментальное направление. В свою очередь песенное может быть обрядовым, не обрядовым и ритуальным. Удмуртский народ посвящал песни буквально каждому явлению, например, охоте, бортничеству, свадьбе, земледелию, смене времен года. Люди сочиняли песни, приуроченные к каторгам, рекрутству. Прослеживается влияние скифов, индоиранцев, византийцев, финнов и русских. Любовь к музыке постепенно привела к популяризации в сфере образования — дети со школьной скамьи изучали ноты, пели в хорах и участвовали в балах. В середине 19 века население стало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей.
Театр появился в Удмуртии благодаря древним религиозным культам, исповедовавшим синкретизм — чрезвычайно сложную для понимания религию, полную абстракционизма. Театральные сценки у древних удмуртов скорее выполняли роль обрядов. Постановки устраивали прямо в поле, домах или на полянах. Сценки были не просто ритуалами, а стремились показать сюжет и его развитие. Многие сценические постановки рассказывали о матриархате и патриархате, впоследствии уступая место чистому лицедейству. Необычное представление о театре нашло отклик в сердцах многих людей, поэтому театральные группы отправлялись гастролировать по всей стране. В начале 20 века в театрах Удмуртии начали ставить постановки по пьесам знаменитых русских писателей.
Удмуртская народная поэзия стала известна в России благодаря Верещагину, Первухину, Гаврилову и другим. Многие удмуртские поэты рассказывали о бытности, жизни, трудностях, могли носить социально-лирический, героический, эпический характер. Немало литературы посвящено мифологии.

Фольклор

У удмуртского народа всегда был развит фольклор, служащий источником мудрости и самопознания. По жанрам фольклор не делился, включал в себя материальную, религиозную и этическую культуру. Немало фольклорных произведений посвящалось обрядам и магии, хореографии, музыке. Через фольклор люди обращались к природе, проклинали, давали клятвы, поздравляли. Фольклор рассказывал о сборе урожая, переправе, лечении, даже наборе воды.
Среди удмуртов распространился некий шаманизм, основой которого были лечебные слова. Вера в заговоры буквально пронизывала жизнь людей. Были заговоры против лихорадки, ран, сглаза. Самыми важными считались хозяйственные заговоры, позволяющие дать благо и процветание дому. Фольклор содержит много мелодий, которые посвящали проводам льда, хороводам, приходу первого весеннего праздника, приходу гостей.
В итоге фольклор, каким бы он ни был, рассказывал обо всех аспектах жизни. Недаром сами удмурты говорят, что сочинялся он по принципу «расскажу и спою о том, что вижу». Немало фольклорных произведений стало былинами, пересказами, сказками и новеллами. Интересно, что былину и пересказ принимали за чистую монету. Фольклор имел и поучительное значение. Он рассказывал о табу, приводил поговорки, пословицы, посвящал в приметы.

Традиции

Праздники

Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.

Свадьба

Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Нередким явлением стал выход замуж девушки, которая была старше своего мужа на 3–4 года . Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Родственники сами за стол садились редко, обслуживая гостей. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.

После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:

  1. После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. Приданое молодожены забирают в первую осень.

Жизнь

Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом.
Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне.
Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами.
Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.

Еда

Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают.
Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу.
Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей.
Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю.
На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца.
Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.


Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.

travelask.ru

Удмурты: Язык, традиции, верования

Удмурты  — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале «НацАкцента». 

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры. 

В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.

В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику. 

История удмуртского народа 

Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание «удмурт», ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица «уд» пришла из марийского «одо» – «всходы на лугах, зелёные побеги».

Другие полагают, что этноним «удмурт» связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало «человек с Вятки», которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт. 

Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты. 

В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия — прядение, вязание, вышивка и ткачество. 

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — 

корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице. 

Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному. 

Внешность удмуртов и их характер 

Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится «Рыжий фестиваль». Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:

«Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой… зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая». 

Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.

Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости. 

Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих. 

Удмуртский язык 

Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков. 

Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком «умляут» (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров. 

Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.

По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.

Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы. 

На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.    

Удмуртский костюм 

До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (

дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. 

Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты. 

О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.

Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (

укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя). 

Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы. 

Сейчас у молодежи Удмуртии популярна одежда с национальными элементами, есть несколько успешных дизайнеров, которые специализируются именно на этнической моде.    

Удмуртская кухня

Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период — осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей. 

Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского «пель нянь» — хлебное ухо).

С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении «Бурановским бабушкам», вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.

Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (

сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон — кумышка или аракы

Религия и обычаи удмуртов 

Считается, что сейчас основная религия удмуртов — православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления — Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара. 

У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке «Лудорвай». 

По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.

Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда. 

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.

Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.

В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления. 

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами. 

Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) — масленица, Акашка — Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон — праздник окончания пахоты и сева, Гербер — Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности «дожили» фольклорные персонажи — сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.

nazaccent.ru

Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи


Удмурты — народ, чья внешность и особенности культуры не перестают удивлять. Они одновременно претендуют на звание создателей национального блюда России — пельменей, и в то же время в значительной мере демонстрируют восточные корни.

История удмуртского народа

Этническая группа сформировалась еще в 1 веке, а 15 ее земли стали частью Российского государства. До этого, от начала истории существования владения находились под началом Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Так кто такие удмурты или вотяки, как их называли древние соседи?

Первые упоминания о пермянах, которые положили начало существования коми и удмуртов, датируются 6 веком до нашей эры. Затем, под влиянием России на севере и татар на юге от месторасположения, утвердился новый народ со своей культурой и ценностями.

Принадлежит группа к финно-угорцам — это означает, что праотцами их были те же люди, кто населяет Восточную Прибалтику, Центральную Европу и Западную Сибирь. Центром развития исторически стал территория Прикамья, и где живут удмурты поныне. На сегодняшний момент большая часть населения сосредоточена в Удмуртской Республике и соседних областях Федерации, однако встретить коренного вотяка можно и в Казахстане, и в Украине, и в Беларуси.

1920 год знаменательный для народа, ведь им датируется первая официальная автономия в виде Вотской области. В Советском Союзе регион был известен, как Удмуртская АССР. Во время войны с фашистской Германией, жители героически работали на предприятиях, которые в короткие сроки были переквалифицированы на нужды фронта. Местами продукции создавалось столько, сколько не было сделано за предыдущие девяносто лет, а промышленность увеличила тем в пять раз.

Внешность удмуртов и их характер

Монголоидность безусловно оставила отпечаток на чертах лица народа, корни которой все же уходят к европеоидной расе. Выражается это в округлости лица посредством широких скул, частично восточном разрезе глаз, иногда при этом верхнее веко закрыто, как у азиатов. Цвет кожи от белого до желтоватого.

Но чем отличительна и даже удивительна внешность удмуртов, так это наличием высокой процентности среди них рыжеволосых людей. В себе они объединяют, казалось бы, несочетаемые вещи, которые могут проявиться только в браке людей разных национальностей. Но у вотяков получилось объединить раскосые глаза, веснушки и огненные локоны в рамках одной этнической группы.

Многовековые обычаи значительно сказываются на характере современного удмурта. Живя в общих домах и подворьях, помогая друг другу в труде и строительстве на протяжении веков, в них выработалась взаимовыручка, спокойствие, предельная сдержанность. Не удивительно, что самым большим проступком здесь считается развязывание конфликта на любой почве — бытовой, экономической, политической.

Конечно такое отношение посторонний человек может принять за безразличие, флегматичность, однако в кругу знакомых и друзей народ ведет себя открыто и весело. К тому же, стеснительность и ненавязчивость создает ореол загадочности в личности представителя древнего народа.

Вернуться к оглавлению 

Удмуртский язык

Почти 59% жителя Республики считают своим родным языком удм, но государственным также является русский язык. Его алфавит лег в основу создания удмуртского, а слова сформировались под влиянием также и татарского. Официально он был оформлен только в 30 годах 20 века.

На улицах городов края можно встретить вывески сразу на двух языках. На 2010 год 78,8% населения Удмуртии говорило на языке предков. Однако он не является обязательным к изучению в школе. В 2014 году такой законопроект выдвигался, но был отклонен парламентом. Для тех, кто хотел бы подтянуть свои знания или полиглотов другой национальности, существуют ежегодные курсы. Известно, что на их прохождения даже собираются очереди желающих.

Удмуртская кухня

Предки старались использовать на обеденном столе все дары природы: собирали грибы и ягоды, мололи муку из пшеницы, разбирались в травах. В ежедневном меню всегда были супы, хлеб, каши. Исторически, народ не любил огородничество, поэтому из корнеплодов не так часто и готовили. Зато вспахивали земли, где сеяли зерно, следовательно, с этим проблем никогда не было.

Молочные продукты и яйца входили в обрядовые ритуалы, поэтому ели их нечасто. Мясные продукты употребляли с приходом холодов — для поддержания сил в организме требовались более питательные вещества. Приготовление блюд проводилось всевозможными методами: варка, жарка, тушка.

Долгие годы историки ведут споры о происхождении блюда, которое во всем мире называют достоянием россиян, — пельменей. Кто-то говорит, что их родина Урал, сами удмурты приписывают их себе, так как само название было заимствовано именно из языка удм — «пельнянь», где «пель» означает ухо, а «нянь» — хлеб. В любом случае, именно это блюдо названо национальным, и уже как 3 года в Республике проходит гастрономический фестиваль в его честь.

Религия

В давние времена удмурты верили в существование мира в виде трех измерений — Верхнего, Среднего и Нижнего, то есть владений создателя добра — Неба, земной жизни и места пребывания всего злого с покровителем Шайтаном. Природа отождествляется с живым существом, каждому элементу которого полагался руководитель — дух. Их боялись, чтили, вопрошали к ним. Существовали духи:

  • воды;
  • хлева;
  • леса;
  • ветра;
  • дома;
  • бора;
  • луга и поля.

У каждой семьи в подворье было отведено место особой постройке — куале. Там находился алтарь для совершения жертвоприношений (еды, птиц и животных) в огне, а также туда приходили жители родового поместья для молитвы. Считалось, что в нем живет дух рода, который оберегает и ведет семью.

Для культовых ритуалов существовали жрецы. Они выступали предводителями общих приношений на праздники, выполняли обрядовые действия и благословляли их участников. Нередко частью процессии становились и старейшины рода.

Вернуться к оглавлению 

У каждого поселка располагалась неприкосновенная священная роща. Туда запрещалось входить для сбора ягод и грибов, пасти на ее территории скот, и вообще посещать в любой день, кроме праздничного. Посреди рощи росло дерево, под которым закапывали приношения богам нижнего мира, на ветви развешивали дары земным, а на верхушку — небесным.

На сегодняшний день религия удмуртов кардинально изменилась, так как вместе со всем Российским государством в свое время область приняла православие. Это сказалось на праздничном календаре, именах (которые должны соответствовать церковным канонам при крещении) и культуре вцелом. Однако в отдаленных деревнях все еще выполняются старинные ритуалы и почитаются боги предков.

Обычаи удмуртов

Культура народа сочетала в себе традиции северной Руси, а также татар, которые располагались по соседству и в значительной мере воздействовали на обычаи этногруппы. Однако основные компоненты остались аутентичными и уникальными в своем роде.

Быт

Поселения народности долгое время состояли из бускелей — вокруг большого дома выстраивали жилища новые семьи этого же рода. Таким образом сохранялась общность и взаимовыручка, ведь вся работа также делилась между членами семьи. Сама же «ячейка» состояла из небольшого количества людей, в жилище родителей молодые долго не задерживались. Впрочем, все равно все постройки были частью одной усадьбы.

Местечки, где проживают удмурты, называли гурт, а типичную избу — корка. Она мало отличалась от тех, что строили на Руси, только сени оставались холодными.

Из-за развития общинного строя в гуртах долгое время не появлялись улицы, и только с принятием закона в 19 веке, планировка все же была проведена. После этого родственники стали соседями и продолжили строить дома недалеко друг от друга.

Одежда

Относительно одежды, традиции сочетали в себе и русскую рубаху косоворотку и татарский камзол с разнообразной вышивкой. Цвета отличались в зависимости от географического распределения. На юге в быту использовали пестрые узоры, разнообразные оттенки, а на праздники облачались в белое. На севере же в светлом ходили ежедневно.

Классическим убранством у женщин считались:

  • нательную рубаху с прямыми рукавами;
  • красный нагрудник;
  • расшитый халат, в южных областях камзол;
  • опояску или фартук;
  • узорные чулки или вязаные носки;
  • зимой валенки, а летом лапти.

Головной убор создавался из гибкой бересты. Каркас покрывался холстом, обшивался бисером, разноцветной нитью или монетами. Также носили налобные повязки, полотенца в виде чалмы.

Мужчина же выглядел почти как славянин:

  • синие штаны в белую полоску;
  • косоворотка с поясом;
  • жилет;
  • обувь, как и у женщин, за исключением сапог;
  • на голову надевали валяные или меховые шапки (овчина).

Жители севера старались украсить свое облачение разноцветным бисером, вышивкой с сакральным узором, а на юге эту роль играли монеты с отверстиями. Орнамент создавался на белом фоне, а цвет нитей преимущественно был красным, черным, коричневым.

Вернуться к оглавлению 

Праздники

Кроме ритуальных обрядом, народ совершал также календарные торжества. Отмечали на них, как и все, отход холодной зимы, плодородие летнего периода, весной молили богов об урожае, а осенью благодарили. Стоит отметить, что Новый год наступал с началом периода возделывания земли.

На сегодняшний день сохранились некоторые праздники, которые проходят сейчас в виде этнических фестивалей:

  1. Вой или Войдыр — отмечается уход зимы, у славян это Масленица;
  2. Акашка — знаменует явление весны и новой жизни, с приходом христианства этот день совпадает с Пасхой;
  3. Гырон быдтон — радость от завершения периода подготовки земли и посевов;
  4. Гербер — празднуется самый длинный день в году, также назван Петров день, у славян — Ивана Купала.

Культура

На формирование традиций, обычаев и искусства удмуртов повлияло множество племен, проживающих на их территории:

  • иранцы;
  • угорцы;
  • татары;
  • славяне.

В фольклоре оставили след представления о мироздании и христианские, и исламские и языческие верования. К тому же, эти понятия были неразрывно связаны — поэзию, хореографию, музыку и философию не отделяли от жизненно важных вещей — ритуалов, заговоров, обрядов.

Особенное место занимали обрядовые песни. В каждом регионе они отличались по мелодии и конечно же текстам. Нередко напев переходил в причитания, так как его целью было выражение смысла, а не художественной нагрузки. В труде и повседневных делах народ также пел — здесь важно было создать системный ритм, помогающий выполнять работу степенно и эффективно.

Существовали и праздничные танцы — весь гурт собирался в большой хоровод и неспешно выполнял простейшие движения под музыку. Развили парные танцы, а также вдвоем и вчетвером, которые также были частью ритуала.

Заключение

Зная, что удмурты — это удивительный народ с многовековой историей и своей «изюминкой», нельзя не отправиться в Ижевск — столицу Республики. А еще лучше посетить этнические парки или отдаленные поселки, где сохранились обычаи предков в наименее измененном виде.

Вернуться к оглавлению 

7kul.ru

самые неожиданные факты — Рамблер/новости

Финно-угорский народ удму́рты или вотяки — автохтонный народ Приуралья и Прикамья; их предки заселяли территорию республики еще VI тысяч лет назад. C точки зрения антропологов удмурты — европеоиды и некоторыми чертами монголоидности; до сих пор 60% из 552 299 удмуртов считают удмурсткий язык родным и пользуются им в обычной жизни, многие до сих пор остаются язычниками.

Замкнутые и ранимые

Историк Bладимир Bладыкин из Удмуртского университета считает, что местные отличаются особым характером — они сдержанны, даже медлительны, но внутри все буквально «горит», часто негативные эмоции удмурты обращают на себя самих, что иногда приводит к суицидам. Профессор считает удмуртов ранимыми, «стеклянными»: под ударами судьбы они не гнутся, а ломаются. Удмуртам важно мнение окружающих, если про них говорят плохо, это может привести к трагедии. Bозможно, с этой особенностью связан низкий уровень образования в республике — по данным переписи 2010 года только 11,1% удмуртов закончили вузы (по Pоссии этот показатель равен 23,4%).

Не называют друг друга по имени

До революции удмурты не называли друг друга по имени, чтобы не сглазить, а знакомясь, договаривались, как друг друга будут называть. Cейчас удмурты используют русские имена, переиначивая их на свой манер: Aвдотью кличут Oдотей, Aграфену — Гуринкой, Aлександру — Cандыр, Aнастасию называют Hасьток, Eвдокию — Oдок, а Kсению и вовсе — Oчинь. Используют и национальные имена, которые означают птиц и животных, например, Балян — это рысь, Дадык — голубь, Пислег — синица, Kайсы — клест, Гондыр — медведь и Kойык — лось.

Самые рыжие на свете

Удмурты — самый рыжий народ в Pоссии, в Ижевске ежегодно проходит фестиваль рыжих людей. По рыжине удмурты могут переплюнуть даже ирландцев: местные этнографы вычислили индекс рыжести, который в Удмуртии составляет 70%! Bпрочем, это не значит, что 70% населения рыжие, но говорит о многом — у русских этот индекс равен 40%. Профессор Удмуртского университета Юрий Перевощиков считает, что удмурты — потомки будинов, о которых Геродот писал, что это «большое и многочисленное племя со светло-голубыми глазами и рыжими волосами», а проживали будины в междуречье Bолги и Kамы, и столицей их был город Гелон.

Были мусульманами

До XVI века удмурты жили разрозненно: северные земли сначала стали вятскими, а затем — стали вотчиной нижегородских и суздальских князей, а на юге удмурты находились под властью волжских булгар, затем — золоордынцев, а позже — Kазанского ханства и испытали на себе влияние ислама. По подсчетам краеведа Hиколая Бобровинкова в XIX веке магометанство приняли около 15 000 удмуртов Kазанской губернии, многие говорили только на н татарском языке, под влиянием татар у удмуртов появился праздник «акашка» — начало весенней страды и женская одежда в виде камзола. Удмурты носили амулеты с изречениями из Kорана, по мусульманским обычаям хоронили мертвецов, а чтобы избежать недоразумений, часто записывались татарами.

Верят в шайтана и поклоняются воршуду

Удмурты-язычники верят, что мир стоит на рогах почитаемого быка, если животное спокойно — спокойно и в мире, но стоит ему разъярится, как начинаются бури и войны. Бык стоит на громадной рыбине, которая погружена в особый подземный океан. Aда и рая нет, зато есть Явь — этот мир, Hавь — подземный мир, и Правь — мир богов. Самым старым богом считается бог небес Инмар, а его антагонистом считается Шайтан. Особое место в язычестве занимает дух-воршуд — покровитель рода, который живет в каждом в доме в специальном «воршудном» коробе. Чтобы умилостивить его, в короб кладут монеты, украшения, кости, перья, бусины, ветки; воршуда изображают в виде гуся с серебряным клювом или быка с золотыми рогами. Дух этот имеет не меньше 70 имен: его зовут то Бигрой, то Kаксей, то Пургой, то Боней, то Bорчей. Земля удмуртов полна злых и добрых духов: в болотах живет Bурмурт — водяной, в хлеву — Гидмурт, в лесу — Hюлэсмурт, в доме — Kоркамурт, на лугу — Лудмурт и т. д.

Выбирают вӧсясь и утись

Главными жрецами у удмуртов являются вӧсясь и утись. Bӧсяся выбирают на 12 лет, он обязательно должен быть рыжеволосым, и его главная обязанность — молиться. B обязанности утися входит заклинание, а с помощью помощников он приносит богам в жертву животных. Eсть и колдуны — туно или тӧро; а все жреческое сословие делится на два клана — одни почитают Инмара днём, вторые почитают Луду (Шайтана) ночью.

Их обвиняли в ритуальном убийстве

B 1892 году 10 удмуртских крестьян из селения Cтарый Mулан были обвинены в ритуальном убийстве крестьянина Kонона Mатюнина, чье безголовое тело было найдено на окраине села Чулья 16-летней Mарфой Головизниной. Kрестьян обвинили, что они жертву «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы…и… для принятия этой крови внутрь». Cуд присяжных признал семь человек виновными, однако позже к делу присоединились правозащитники — член Государственного совета Aнатолий Kони и журналист Bладимир Kороленко, и крестьяне были оправданы. Этнограф Hиколай Блинов, который тщательно исследовал дело, в труде «Языческий культ вотяков», предположил, что убийство Mатюнина было действительно ритуальным и связанным с обрядом очищения воды, так как в это время свирепствовала холера. И действительно, отсеченную голову крестьянина Mатюнина отыскали уже после вынесения оправдания в роднике неподалеку. Блинов же рассказал, что это был не единичный случай: еще одну отрезанную голову нашли в этой же местности в начале XX века.

Видео дня. Духовного лидера порносекты посадили на 12 лет

Читайте также

news.rambler.ru

Характер удмуртов | Азинлык

Удмурты являются коренным народом Среднего Урала. Этнос у Удмуртов пришел от местных финно-пермских племен, которые в древние времена подвергались влиянию скифов, угров, тюрок и славян.

Несколько слов о названии этой нации. Одно из самых древних названий удмуртов -Ары, в переводе «человек» или «мужчина». Отсюда и древнее название Вятской земли — Арская земля, где жители называли себя вотяками, по названию реки Вятка или вотской чудью. К сожалению сегодня, название вотяк, для большинства удмуртов оскорбительное выражение.

Что же сказать о характере удмуртов. Стоит еще покопаться в истории и следует заметить, что удмуртская культура зарождалась из двух ветвей удмуртской жизни и быта. Первая ветвь, это северные удмурты, которые рано вошли состав Вятской земли, и с 1489 года вошли в состав Великого княжества Московского. Вторая ветвь, южные удмурты, попала под влияние Волжской Булгарии или Золотой Орды. И этот регион был присоединен к России к 1558 году. Происходила ассимиляция среди Удмуртского народа. Северные удмурты становились ближе к русским, а южные — к татарам.
Но общие черты характера всех удмуртов все равно остались. Конечно не вопреки, а благодаря удмуртскому язычеству: борьбы добра и зла, верховного божества Инмара, злого духа Шайтана, главной стихии воды.

Следует отметить еще один важный этап, становления удмуртского характера — это насильственное обращение в христианство. Язычество стало изничтожаться, языческие боги сжигаться. Однако, в былинах и сказаниях, в языческом шаманстве, колдовстве, заговорах — до сих пор осталось единое целое язычества. Люди, сейчас живущие в Удмуртии, порой стороной обходят шаманок, веря, что они могут накликать беду. Другие, наоборот, решив, что их кто-то сглазил, заговорил, идут к бабушкам, обладающих языческой силой, чтобы они помогли им.

Вот основные черты характера удмуртов: терпеливость, скромность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, немногословность. И, конечно же, традиционные удмуртские женские костюмы. Образец мастерства и красоты одежд Поволжья. Основные цвета у удмуртов: бело-красно-черные. Поклонимся же, этой скромной и душевно крепкой нации.

kazak-of-sky.ru

Удмурты | Мы создаем общение

В обширном сообществе народов России весьма существенную роль играют финно-угорские (уральские) этносы, пространственно занимающие практически весь европейский Север, Волго-Камье и Зауралье, т. е. некогда бескрайние лесные «полунощные» земли, нередко «освоенные» только многочисленными мифами и преданиями. Уральскую (урало-юкагирскую?) языковую семью составляют около 20 этносов общей численностью около 25 млн. чел. (в СНГ это сопоставимо с кавказской языковой семьей). Один из них — удмурты. И тем не менее уральцы и особенно удмурты не очень-то известны в мире и даже в самой России.

Общая характеристика

(местоположение в финно-угорском мире, язык, антропологический тип, этногенез)

Удмурты (прежнее название — ары, аряне, арские люди, чудь вотяцкая, отяки, вотяки) — народ, издревле живущий в Прикамье, численностью около 750 тыс. человек. (Это по переписи 1989 г. Интересно, сколько их насчитает грядущая перепись?) Но этот сравнительно небольшой народ имеет большую историю. Как уже отмечалось, по языку удмурты принадлежат к финно-угорской группе (по численности за­нимая в ней 2-е место — после мордвы — в России и 5-е в мире), куда входят также венгры, финны, мордва, эстонцы, марийцы, коми, карелы, ханты, манси, саамы (лопари) и др. Самые дальние родственники удмуртов по языку — это вен­гры на Дунае, ханты и манси на Оби. Тем не менее, если удмурт спросит на своем языке в будапештском гастрономе «Вой вань-а?» («Масло есть?»), его поймут, потому что по-мадьярски это звучит примерно так же. Имя великого вен­герского поэта Шандора Петефи по удмуртски звучит Сан-дыр Петырпи, — похоже, правда? Конечно, это скорее исключительные, нежели типичные примеры. Ведь удмурт­ский и мадьярский языки, несмотря на их древнее родство, довольно далеко в буквальном и переносном смысле ото­шли друг от друга. Все же лингвисты находят в удмуртском языке около 1000—1200 слов, общих для всех финно-угров. Вот некоторые из них: глаз — удм. син, коми син, мар. сен-зя, морд, сельме, фин. сильма, венг. сем; дерево — удм. пу, коми пу, мар. пу, фин. пуу, венг. фа; стрела — удм. ньол, коми ньол, морд, нал, фин. нуоле, венг. ньил; кость — удм. лы, коми лы, мар. лу, фин. луу, манс. лу, и т. д. Наиболее близки удмуртскому языки коми (около 80% слов общего происхождения). Вместе они составляют пермскую ветвь фин­но-угорских языков; они близки примерно так же, как польский и русский языки. Языковые параллели могут го­ворить как об общности происхождения финно-угров, так и о прямом или опосредованном этнокультурном взаимо­действии. Например, удмурты имели с марийцами и осо­бенно с коми постоянные связи, что сказалось на их язы­ке и культуре.

Письменность на удмуртском языке была создана в XVI11 в. на основе кириллицы с добавлением букв: з, ж, ч, и, о (в 20-е годыXX в. началось и в последнее время возобновилось обсуждение вопроса о возможности перехода на латин­скую графику). Первая научная грамматика удмуртского язы­ка была опубликована в 1775 г. (ее создателем считается ка­занский архиепископ Вениамин — В. Г. Пуцек-Григорович). Книгопечатание на удмуртском языке началось в XIX в., тогда же появились первые календари, газеты. Выделяют север­ное, южное и периферийные диалекты. Литературный язык складывается на основе срединных говоров. Правительствен­ным постановлением в 1995 г. создана и успешно функцио­нирует термино-орфографическая комиссия, призванная оп­тимизировать сложные процессы развития и обновления удмуртского языка.

В антропологическом отношении удмурты относятся к малой уральской расе, которой присуще преобладание евро­пеоидных черт с некоторыми элементами монголоидности, к ее вятско-камскому сублапаноидному типу. Дискуссион­ным остается вопрос об «удмуртской» монголоидности: яв­ляется ли она результатом длительного взаимодействия евро­пеоидной и монголоидной рас или это продукт древней адаптации к местным условиям? Видимо, скорее всего — вто­рое. Отличительной особенностью антропологии удмуртов является их высокий индекс рыжести, по этому признаку они превосходят даже «мировых чемпионов по златоволосости» — кельтов-ирландцев. Между тем рыжий цвет в антропологии считается довольно загадочным. Ясно одно, что рыжий цвет — это целый комплекс специфических черт как внешнего (даже солнце пристрастно к рыжим: они не загорают, а часто обгора­ют; раны у рыжих медленнее заживают, отсюда удмуртское выражение «азись силь» — «воспаляющееся мясо/кожа»), так и внутреннего/душевного свойства — не отсюда ли феноменаль­ная удмуртская обидчивость, ранимость, уязвимость, «стеклян­ная хрупкость». Внешне удмурты не богатырского телосложе­ния, однако крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом, нередко скуластые, иногда встречается эпикантус. Несмотря на сложность и условность психологических характеристик, можно утверждать вслед за путешественниками и исследователями XVIII—XIX вв., что удмур­ты в большинстве своем миролюбивы, доброжелательны, го­степриимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства. Естественно, исторические перемены, контактирование со многими, самыми разными этносами не могли не сказаться на внешних и внутренних характеристиках со­временных удмуртов.

О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Рань­ше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Сканди­навии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придержива­ется этих взглядов. Большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существова­ла, очевидно, в эпоху развитого неолита, в IIIтысячеле­тии до н. э., а затем начала распадаться на отдельные вет­ви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов. Один из первых и главных вопросов, который неизбежно встает перед спе­циалистами по этнической истории, это вопрос, «откуда есть пошел народ». Современное состояние исторической науки позволяет утверждать, что основой для формирова­ния финноязычных удмуртов послужили автохтонные пле­мена междуречья Вятки и Камы, создатели ряда последо­вательно сменявшихся здесь археологических культур. Тем не менее необходимо учитывать влияние на развитие мест­ных племен и со стороны их этнических соседей: древних иранцев, угров и тюрок широкого этнокультурного и хро­нологического спектра. Об истоках собственно удмуртского этногенеза мы мо­жем, по-видимому, достаточно уверенно говорить с ананьинской археологической культуры (VIII—III вв. до н. э.). Очевидно, ананьинцы — общие предки удмуртов, коми и марийцев. На базе ананьинской культуры вырастает ряд ло­кальных культур первых веков н. э.: гляденовская (Верхняя Кама), осинская (Средняя Кама, устье р. Тулвы), пьяноборская (устье р. Белой). Полагают, что гляденовцы — предки коми, осинцы и пьяноборцы — древние удмурты. По всей вероятности, в тот период и начался распад пермской этно­лингвистической общности. В первой половине I тысячеле­тия до н. э. часть населения с Камы уходит на Вятку и ее приток Чепцу. Здесь, в Чепецком бассейне, возникает новая археологическая культура — поломская (III—IX вв.). Поломскую культуру сменяет чепецкая (IX—XVвв.), которая про­слеживается уже до того времени, когда появляются первые письменные источники по удмуртам.

У удмуртов сохранились легенды о том, что когда-то уд­муртское племя Ватка жило на р. Вятке. Об этом же говорит и «язык земли» — топонимика. На Вятке очень много уд­муртских топонимов. Они неоспоримо свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили удмурты. Особенно густо они насе­ляли местность около современного г. Кирова. В одном из преданий рассказывается, что на месте будущего города на­ходилось большое удмуртское поселение с Великой куалой — родовым святилищем. Где-то на рубеже I—II тыся­челетий н. э. удмурты, жившие на Вятке, составляли древнеудмуртскую общность. Тогда же мог появиться сам этноним «удмурт», который, по-видимому, генетически вос­ходит к булгарскому названию р. Вятки — Ваты («ват-мурт —от-мурт — ут-мурт — уд-мурт»: человек с Вятки). Существу­ют и другие толкования этимологии и семантики этнонима «удмурт». В русском звучании этот термин приобрел форму «вотяк»: к древнему корню «ват» был прибавлен типичный словообразовательный суффикс (ср.: пермяк, сибиряк). В условиях царской России с ее неравной политикой по отношению к «инородцам» термин «вотяк» воспринимал­ся удмуртами как уничижительный и даже оскорбитель­ный (ср.: мари — «черемисы», украинцы — «хохлы», ев­реи — «жиды» и т. д.), хотя даже государственное образование удмуртов при его создании (4 ноября 1920 г.) первоначально было официально определено как «Автономная область вот­ского (вотякского) народа» и лишь в 1932 было переиме­новано в Удму

uposter.fandom.com

Внешность удмуртов | Азинлык

Полюбоваться на удмуртских красавиц можно в специальной группе ВКонтакте

Удмурты, или, как их называли на Руси, вотяки — этническая народность Поволжья и Прикамья, относящаяся к финно-угорской языковой группе. Это один из древнейших коренных этносов Среднего Урала.

Удмурты среднего роста, строение тела явно не богатырское, но очень крепкое, из-за чего они славятся своей удивительной выносливостью. Лицо слегка уплющенное, часто скуластое, белокожее, реже смуглое. Преобладает сублапоно́идный антропологи́ческий тип.

Внешности удмуртов характерны европеоидные черты с элементами монголоидности.

Удмуртский народ относится к малой уральской расе, ее вятско-камскому типажу. Яркой антропологической особенностью удмуртов является рыжий цвет волос. По индексу «рыжести» они превосходят даже кельтов и ирландцев, известных всему миру своей «златовласостью».

В своей массе, удмурты миролюбивы, гостеприимны и доброжелательны. Путешественники XVIII-XIX веков отмечали, что удмуртам более свойственна веселость, чем печаль, хотя сами они очень робки и стеснительны, сдержаны в проявлении чувств. А, поэтому, терпеливы и бережливы (почти до скупости), настойчивы до упрямства, и даже склонны к самопожертвованию.

kazak-of-sky.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *