Удмурты особенности: Удмурты — Википедия – Удмурты: Язык, традиции, верования

Удмурты: Язык, традиции, верования

Удмурты  — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале «НацАкцента». 

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры. 

В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.

В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику. 

История удмуртского народа 

Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание «удмурт», ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица «уд» пришла из марийского «одо» – «всходы на лугах, зелёные побеги».

Другие полагают, что этноним «удмурт» связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало «человек с Вятки», которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт. 

Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты. 

В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия — прядение, вязание, вышивка и ткачество. 

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — 

корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице. 

Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному. 

Внешность удмуртов и их характер 

Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится «Рыжий фестиваль». Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:

«Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой… зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая». 

Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.

Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости. 

Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих. 

Удмуртский язык 

Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков. 

Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком «умляут» (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров. 

Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.

По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.

Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы. 

На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.    

Удмуртский костюм 

До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (

дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. 

Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты. 

О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.

Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (

укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя). 

Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы. 

Сейчас у молодежи Удмуртии популярна одежда с национальными элементами, есть несколько успешных дизайнеров, которые специализируются именно на этнической моде.    

Удмуртская кухня

Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период — осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей. 

Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского «пель нянь» — хлебное ухо).

С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении «Бурановским бабушкам», вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.

Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (

сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон — кумышка или аракы

Религия и обычаи удмуртов 

Считается, что сейчас основная религия удмуртов — православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления — Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара. 

У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке «Лудорвай». 

По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.

Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда. 

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.

Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.

В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления. 

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами. 

Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) — масленица, Акашка — Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон — праздник окончания пахоты и сева, Гербер — Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности «дожили» фольклорные персонажи — сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.

Удмурты (вотяки)- происхождение народа, где и как живут, фото

Народ Удмуртии преимущественно проживает в Удмуртской республике. Это коренное население Предуралья, формировавшееся под влиянием русских поселенцев. Немалую роль в их жизни сыграли тюркские племена. Сейчас удмурты успешно развивают хозяйство и живут насыщенной жизнью.

Название

Существует несколько гипотез происхождения. Одной из наиболее распространенных является гипотеза возникновения от иранского «-мурт». Слово «мурт» буквально означает «человек», а вот «уд» пока что остается загадкой.

Численность

В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.

Язык

Удмуртский язык входит в уральскую семью, к которой принадлежат эстонцы, финны, венгры. Можно с точностью сказать, что удмурты принадлежат к финно-угорскому народу, а их ближайшие языковые родственники — коми. Существует несколько диалектов удмуртского, а также говоры срединного типа.

История

Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат.
Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен.
Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать. Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию.
Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность.
Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.

Характер

Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом.
Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.

Внешность

Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.

Одежда

Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:

  • холст
  • сукно
  • овчина.

Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты.
Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами.
Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.

Жилище

Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах.
Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.

Культура

Удмуртская музыка делится на песенное и инструментальное направление. В свою очередь песенное может быть обрядовым, не обрядовым и ритуальным. Удмуртский народ посвящал песни буквально каждому явлению, например, охоте, бортничеству, свадьбе, земледелию, смене времен года. Люди сочиняли песни, приуроченные к каторгам, рекрутству. Прослеживается влияние скифов, индоиранцев, византийцев, финнов и русских. Любовь к музыке постепенно привела к популяризации в сфере образования — дети со школьной скамьи изучали ноты, пели в хорах и участвовали в балах. В середине 19 века население стало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей.
Театр появился в Удмуртии благодаря древним религиозным культам, исповедовавшим синкретизм — чрезвычайно сложную для понимания религию, полную абстракционизма. Театральные сценки у древних удмуртов скорее выполняли роль обрядов. Постановки устраивали прямо в поле, домах или на полянах. Сценки были не просто ритуалами, а стремились показать сюжет и его развитие. Многие сценические постановки рассказывали о матриархате и патриархате, впоследствии уступая место чистому лицедейству. Необычное представление о театре нашло отклик в сердцах многих людей, поэтому театральные группы отправлялись гастролировать по всей стране. В начале 20 века в театрах Удмуртии начали ставить постановки по пьесам знаменитых русских писателей.
Удмуртская народная поэзия стала известна в России благодаря Верещагину, Первухину, Гаврилову и другим. Многие удмуртские поэты рассказывали о бытности, жизни, трудностях, могли носить социально-лирический, героический, эпический характер. Немало литературы посвящено мифологии.

Фольклор

У удмуртского народа всегда был развит фольклор, служащий источником мудрости и самопознания. По жанрам фольклор не делился, включал в себя материальную, религиозную и этическую культуру. Немало фольклорных произведений посвящалось обрядам и магии, хореографии, музыке. Через фольклор люди обращались к природе, проклинали, давали клятвы, поздравляли. Фольклор рассказывал о сборе урожая, переправе, лечении, даже наборе воды.
Среди удмуртов распространился некий шаманизм, основой которого были лечебные слова. Вера в заговоры буквально пронизывала жизнь людей. Были заговоры против лихорадки, ран, сглаза. Самыми важными считались хозяйственные заговоры, позволяющие дать благо и процветание дому. Фольклор содержит много мелодий, которые посвящали проводам льда, хороводам, приходу первого весеннего праздника, приходу гостей.
В итоге фольклор, каким бы он ни был, рассказывал обо всех аспектах жизни. Недаром сами удмурты говорят, что сочинялся он по принципу «расскажу и спою о том, что вижу». Немало фольклорных произведений стало былинами, пересказами, сказками и новеллами. Интересно, что былину и пересказ принимали за чистую монету. Фольклор имел и поучительное значение. Он рассказывал о табу, приводил поговорки, пословицы, посвящал в приметы.

Традиции

Праздники

Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.

Свадьба

Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Нередким явлением стал выход замуж девушки, которая была старше своего мужа на 3–4 года . Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Родственники сами за стол садились редко, обслуживая гостей. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.

После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:

  1. После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. Приданое молодожены забирают в первую осень.

Жизнь

Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом.
Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне.
Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами.
Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.

Еда

Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают.
Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу.
Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей.
Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю.
На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца.
Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.


Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.

Характер удмуртов | Азинлык

Удмурты являются коренным народом Среднего Урала. Этнос у Удмуртов пришел от местных финно-пермских племен, которые в древние времена подвергались влиянию скифов, угров, тюрок и славян.

Несколько слов о названии этой нации. Одно из самых древних названий удмуртов -Ары, в переводе «человек» или «мужчина». Отсюда и древнее название Вятской земли — Арская земля, где жители называли себя вотяками, по названию реки Вятка или вотской чудью. К сожалению сегодня, название вотяк, для большинства удмуртов оскорбительное выражение.

Что же сказать о характере удмуртов. Стоит еще покопаться в истории и следует заметить, что удмуртская культура зарождалась из двух ветвей удмуртской жизни и быта. Первая ветвь, это северные удмурты, которые рано вошли состав Вятской земли, и с 1489 года вошли в состав Великого княжества Московского. Вторая ветвь, южные удмурты, попала под влияние Волжской Булгарии или Золотой Орды. И этот регион был присоединен к России к 1558 году. Происходила ассимиляция среди Удмуртского народа. Северные удмурты становились ближе к русским, а южные — к татарам.
Но общие черты характера всех удмуртов все равно остались. Конечно не вопреки, а благодаря удмуртскому язычеству: борьбы добра и зла, верховного божества Инмара, злого духа Шайтана, главной стихии воды.

Следует отметить еще один важный этап, становления удмуртского характера — это насильственное обращение в христианство. Язычество стало изничтожаться, языческие боги сжигаться. Однако, в былинах и сказаниях, в языческом шаманстве, колдовстве, заговорах — до сих пор осталось единое целое язычества. Люди, сейчас живущие в Удмуртии, порой стороной обходят шаманок, веря, что они могут накликать беду. Другие, наоборот, решив, что их кто-то сглазил, заговорил, идут к бабушкам, обладающих языческой силой, чтобы они помогли им.

Вот основные черты характера удмуртов: терпеливость, скромность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, немногословность. И, конечно же, традиционные удмуртские женские костюмы. Образец мастерства и красоты одежд Поволжья. Основные цвета у удмуртов: бело-красно-черные. Поклонимся же, этой скромной и душевно крепкой нации.

самые неожиданные факты — Рамблер/новости

Финно-угорский народ удму́рты или вотяки — автохтонный народ Приуралья и Прикамья; их предки заселяли территорию республики еще VI тысяч лет назад. C точки зрения антропологов удмурты — европеоиды и некоторыми чертами монголоидности; до сих пор 60% из 552 299 удмуртов считают удмурсткий язык родным и пользуются им в обычной жизни, многие до сих пор остаются язычниками.

Замкнутые и ранимые

Историк Bладимир Bладыкин из Удмуртского университета считает, что местные отличаются особым характером — они сдержанны, даже медлительны, но внутри все буквально «горит», часто негативные эмоции удмурты обращают на себя самих, что иногда приводит к суицидам. Профессор считает удмуртов ранимыми, «стеклянными»: под ударами судьбы они не гнутся, а ломаются. Удмуртам важно мнение окружающих, если про них говорят плохо, это может привести к трагедии. Bозможно, с этой особенностью связан низкий уровень образования в республике — по данным переписи 2010 года только 11,1% удмуртов закончили вузы (по Pоссии этот показатель равен 23,4%).

Не называют друг друга по имени

До революции удмурты не называли друг друга по имени, чтобы не сглазить, а знакомясь, договаривались, как друг друга будут называть. Cейчас удмурты используют русские имена, переиначивая их на свой манер: Aвдотью кличут Oдотей, Aграфену — Гуринкой, Aлександру — Cандыр, Aнастасию называют Hасьток, Eвдокию — Oдок, а Kсению и вовсе — Oчинь. Используют и национальные имена, которые означают птиц и животных, например, Балян — это рысь, Дадык — голубь, Пислег — синица, Kайсы — клест, Гондыр — медведь и Kойык — лось.

Самые рыжие на свете

Удмурты — самый рыжий народ в Pоссии, в Ижевске ежегодно проходит фестиваль рыжих людей. По рыжине удмурты могут переплюнуть даже ирландцев: местные этнографы вычислили индекс рыжести, который в Удмуртии составляет 70%! Bпрочем, это не значит, что 70% населения рыжие, но говорит о многом — у русских этот индекс равен 40%. Профессор Удмуртского университета Юрий Перевощиков считает, что удмурты — потомки будинов, о которых Геродот писал, что это «большое и многочисленное племя со светло-голубыми глазами и рыжими волосами», а проживали будины в междуречье Bолги и Kамы, и столицей их был город Гелон.

Были мусульманами

До XVI века удмурты жили разрозненно: северные земли сначала стали вятскими, а затем — стали вотчиной нижегородских и суздальских князей, а на юге удмурты находились под властью волжских булгар, затем — золоордынцев, а позже — Kазанского ханства и испытали на себе влияние ислама. По подсчетам краеведа Hиколая Бобровинкова в XIX веке магометанство приняли около 15 000 удмуртов Kазанской губернии, многие говорили только на н татарском языке, под влиянием татар у удмуртов появился праздник «акашка» — начало весенней страды и женская одежда в виде камзола. Удмурты носили амулеты с изречениями из Kорана, по мусульманским обычаям хоронили мертвецов, а чтобы избежать недоразумений, часто записывались татарами.

Верят в шайтана и поклоняются воршуду

Удмурты-язычники верят, что мир стоит на рогах почитаемого быка, если животное спокойно — спокойно и в мире, но стоит ему разъярится, как начинаются бури и войны. Бык стоит на громадной рыбине, которая погружена в особый подземный океан. Aда и рая нет, зато есть Явь — этот мир, Hавь — подземный мир, и Правь — мир богов. Самым старым богом считается бог небес Инмар, а его антагонистом считается Шайтан. Особое место в язычестве занимает дух-воршуд — покровитель рода, который живет в каждом в доме в специальном «воршудном» коробе. Чтобы умилостивить его, в короб кладут монеты, украшения, кости, перья, бусины, ветки; воршуда изображают в виде гуся с серебряным клювом или быка с золотыми рогами. Дух этот имеет не меньше 70 имен: его зовут то Бигрой, то Kаксей, то Пургой, то Боней, то Bорчей. Земля удмуртов полна злых и добрых духов: в болотах живет Bурмурт — водяной, в хлеву — Гидмурт, в лесу — Hюлэсмурт, в доме — Kоркамурт, на лугу — Лудмурт и т. д.

Выбирают вӧсясь и утись

Главными жрецами у удмуртов являются вӧсясь и утись. Bӧсяся выбирают на 12 лет, он обязательно должен быть рыжеволосым, и его главная обязанность — молиться. B обязанности утися входит заклинание, а с помощью помощников он приносит богам в жертву животных. Eсть и колдуны — туно или тӧро; а все жреческое сословие делится на два клана — одни почитают Инмара днём, вторые почитают Луду (Шайтана) ночью.

Их обвиняли в ритуальном убийстве

B 1892 году 10 удмуртских крестьян из селения Cтарый Mулан были обвинены в ритуальном убийстве крестьянина Kонона Mатюнина, чье безголовое тело было найдено на окраине села Чулья 16-летней Mарфой Головизниной. Kрестьян обвинили, что они жертву «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы…и… для принятия этой крови внутрь». Cуд присяжных признал семь человек виновными, однако позже к делу присоединились правозащитники — член Государственного совета Aнатолий Kони и журналист Bладимир Kороленко, и крестьяне были оправданы. Этнограф Hиколай Блинов, который тщательно исследовал дело, в труде «Языческий культ вотяков», предположил, что убийство Mатюнина было действительно ритуальным и связанным с обрядом очищения воды, так как в это время свирепствовала холера. И действительно, отсеченную голову крестьянина Mатюнина отыскали уже после вынесения оправдания в роднике неподалеку. Блинов же рассказал, что это был не единичный случай: еще одну отрезанную голову нашли в этой же местности в начале XX века.

Видео дня. Сожитель после ссоры выставил счет за свои услуги

Читайте также

Удмурты: sergeytsvetkov — LiveJournal

1. История удмуртов

Удмурты – один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.
Древнейшее самоназвание удмуртов – Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли – Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.
До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.
Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.
Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты – русскими, южные – татарами.
Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек – 13-кратное увеличение численности за 200 лет.
Сам этноним «удморд» впервые опубликовал русский ученый Рычков в 1770 году. Происхождение его до конца не выяснено. Достаточно прозрачна только индоиранская основа – мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» – человек, муж. Официально самоназвание удмуртского народа признано в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.
Русские филологи создали и удмуртскую письменность – на основе русского алфавита, но с прибавлением некоторых букв и знаков. Первая грамматика была опубликована в 1775 году. Наиболее близок удмуртскому язык коми, — они соотносятся примерно так же, как русский и польский языки. Сегодня удмуртский язык, наряду с русским, является государственным языком Удмуртской Республики. Коренное население составляет примерно треть ее жителей.

2. Духовная культура и религия удмуртов

Удмуртские язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начал. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух – Шайтан.
Удмуртские космогонические представ¬ления считали главной стихией – воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода»,- повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы»,- говорится в другой легенде.
Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в XVIII веке. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной часть народа упорно держаться язычества.
Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки. Сюжеты многих из них перекликаются с сюжетами русских народных сказок. Это и понятно: ведь удмурты давно живут в тесном содружестве с русским народом. Вот, например, зачин одной из сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве не взошел овес». Начинается разбор, почему соделалась такая беда. По утверждению попа, крестьяне не заплатили налога Илье Антоновичу (Илье Пророку). К тому же выясняется, что в небесной канцелярии царит беспорядок: никто не знает, кто за что отвечает, поэтому не было долго дождей и не взошел овес.
Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен – многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце.
Наверное, это один из самых поющих народов. Удмуртская свадьба не начиналась, пока один из распорядителей не давал песенный зачин. Устраивались песенные состязания, кто кого перепоет. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называли «паллян кырзась» (буквально, «поющий влево»), мол, что с него взять, если он даже петь не умеет.

3. Национальный характер и традиции удмуртов

В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости – кельтами-ирландцами.
Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».
Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».
Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» — сноха.
Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты до¬стигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре»,
В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.
В годы коллективизации и сталинских репрессий сельской культуре удмуртов был нанесен огромный урон. Наиболее инициативная, предприимчивая часть народа погибла. Дело довершила знаменитая удмуртская самогонка — «кумышка». Удмурты всегда упорно отстаивали свое право на самогоноварение, руководствуясь убеждением, что они получили «кумышку» в наследство от предков в качестве ритуального напитка. Прекратить ее изготовление – значит, предать веру, изменить своим богам. Поэтому удмуртское село сегодня, увы, выглядит такой же удручающе, как и русское.

Внешность удмуртов | Азинлык

Полюбоваться на удмуртских красавиц можно в специальной группе ВКонтакте

Удмурты, или, как их называли на Руси, вотяки — этническая народность Поволжья и Прикамья, относящаяся к финно-угорской языковой группе. Это один из древнейших коренных этносов Среднего Урала.

Удмурты среднего роста, строение тела явно не богатырское, но очень крепкое, из-за чего они славятся своей удивительной выносливостью. Лицо слегка уплющенное, часто скуластое, белокожее, реже смуглое. Преобладает сублапоно́идный антропологи́ческий тип.

Внешности удмуртов характерны европеоидные черты с элементами монголоидности.

Удмуртский народ относится к малой уральской расе, ее вятско-камскому типажу. Яркой антропологической особенностью удмуртов является рыжий цвет волос. По индексу «рыжести» они превосходят даже кельтов и ирландцев, известных всему миру своей «златовласостью».

В своей массе, удмурты миролюбивы, гостеприимны и доброжелательны. Путешественники XVIII-XIX веков отмечали, что удмуртам более свойственна веселость, чем печаль, хотя сами они очень робки и стеснительны, сдержаны в проявлении чувств. А, поэтому, терпеливы и бережливы (почти до скупости), настойчивы до упрямства, и даже склонны к самопожертвованию.

ВПН-2010. Часть IV. Удмурты — n_avdeev — LiveJournal

На очереди — последний крупный финно-угорский народ России.

Удмурты, по сравнению со своими соседями, не отметились чем-то шибко примечательным в историческом контексте. У них не было каких-либо государственных образований и они почти не участвовали в войнах — ни сами, ни в качестве пушечного мяса. Из всех народов тех мест удмурты однозначно являются самыми миролюбивыми, можно даже сказать пофигистами. Это сказалось в том числе и на ареале их расселения, который не претерпел значительных изменений в процессе миграций поволжских народов и активной российской колонизации. Всё довольно плотно.

(Перезалито 15.06.14)

○ — городские округа
□ — прочие крупные города или пгт

Перепись зафиксировала чуть более 550 тысяч человек удмуртской национальности. С момента переписи 1989 года, ставшей «точкой невозврата» для большинства коренных меньшинств Волги и Севера, цифра эта ожидаемо и стабильно уменьшается.

У удмуртов отсутствует какое-либо явное деление внутри этноса. Языковая ситуация образцово однородна: удмурт с севера без больших проблем поймёт жителя юга. Однако, на южных удмуртов немалое влияние оказали татары, от которых сохранилось немало тюркских заимствований в культурно-бытовой жизни и, отчасти, в антропологии. И наоборот, на севере более заметно русско-православное влияние. Но, ещё раз, по сравнению с соседями у удмуртов всё одинаково до безобразия.

Есть, правда, самобытная этнографическая группа под названием бесермяне. Несколько тысяч человек компактно проживают на севере республики и в состав удмуртов большинством специалистов не включаются. Сложно сказать, отатаренные ли это удмурты или удмуртизированные татары. А может, вообще южные удмурты, осевшие на северных территориях. Очень там всё спорно. Но, при любом исходе, их мало и на общую картину они не влияют.

Расселение

После мордвы, чувашей и марийцев, изрядно раскиданных судьбой и Москвой по Волжско-Уральскому региону, удмуртская карта выглядит буднично, даже несколько скучно: подавляющее большинство этноса проживает в границах республики, а подавляющее большинство диаспоры — неподалёку от этих самых границ.

Если переделать известное выражение, то про Удмуртию можно сказать: «Зелёный окрас радует глаз». И, действительно, в 19 из 25 районов удмурты либо формируют большинство, либо близки к этому. Но на деле это ничто иное, как самый настоящий обман зрения, ведь доля удмуртов в населении республики всего лишь 28%. На примере предыдущих записей можно было превосходно убедиться в том, что всё решают города. А у удмуртов с городской средой всё так же паршиво, как у марийцев и мордвы.

Несложно заметить, как отличается от общей картины юго-восточный «отросток». Насколько этот отросток жизненно важен для Удмуртии (3 крупнейших города, концентрирующих в себе весь экономический потенциал), настолько же он губителен для удмуртского самосознания и культурной идентификации. Ведь самих удмуртов там вызывающе мало: не только в городах, но и даже в сельских поселениях. 3% в Сарапуле это, конечно, за гранью.

Вне пределов республики почти все удмурты обосновались в 5 регионах. На востоке это Пермский край (18% во многонациональном Куединском районе), на западе — Кировская область (4 района и 1 город 5+%). В Вятских Полянах наблюдается довольно редкое явление, когда в городе удельный вес финно-угров превышает оный в деревнях.

Вообще, что касается сельской местности этих двух регионов, они, ИМХО, с огромнейшим отрывом лидируют среди прочих по численности русских, чьи предки на самом деле ассимилированные финно-угры. Судите сами: с разных боков регионы примыкают к удмуртам и коми-пермякам, с севера — к зырянам, на юге обосновались марийцы. Вот такие они, Ватка и Пермь Великая. Я не склонен поддерживать чушь о том, что в русских больше «финского», чем «славянского», но конкретно для этих 2 регионов сия теория имеет все основания.

Мари-Турекский район Марий Эл и 2 района на северо-западе Татарстана представляют собой место проживания довольно древней группы завятских удмуртов. Как подтверждение этому — большое число названий нас. пунктов с удмуртским воздействием: Арск (букв. «удмуртский»), Кукмор.

Из границ республики Татарстан выбивается Агрызский район, который полуанклавом расположился на другом берегу Камы и со всех сторон окружен Удмуртией. Видимо, из-за того, что район этот татарский, его включили в состав татарской автономии, но и удмурты там в некотором количестве тоже имеются.

А ещё есть очень занятная группа на крайнем юго-востоке, откуда уже рукой подать до степей Оренбуржья. Это — бавлинские удмурты, и интересны они тем, что проживают очень компактно (пара тысяч человек) и на значительном расстоянии от основной территории расселения народа. Имеют в активе более 10% в сельской местности, плюс ещё 1 деревню в соседнем башкортостанском районе. Вот тут можно ознакомится с предысторией, довольно интересно: http://urustamak.ru/posts/bavlinskie-udmurty/ .

Ну, и конечно, какие выкладки о диаспорах волго-уральских народов могут быть без Башкирии. Вот уж, воистину, Новый Свет российского масштаба 🙂 2 района 20+%, 1 с 10+% и некоторое присутствие в пограничных городах. 3 района на севере этого региона более удмуртские, чем близлежащие административные единицы непосредственно Удмуртии, вот так вот.

Последней и довольно крупной группой (~15 тысяч человек) являются удмурты Среднего Урала. Формировалась эта группа на протяжении нескольких столетий, начиная от «беженцев» уничтоженного Казанского ханства, и заканчивая командированными для поднятия этого важного промышленного района. Поэтому удмурты встречаются как среди горожан, так и на деревне, но ввиду очень урбанизированной местности культурная основа почти утрачена и там, и там. Кстати, когда-то наблюдалось довольно интересное явление ассимиляции удмуртов уральскими марийцами, которых, как известно, после взятия Казани понаехало на Урал куда больше. В целом, ареал полностью расположен на территории юга Свердловской области и одного района Курганской.

Интересные анклавы

В принципе, сюда было бы корректно отнести и бавлинских удмуртов, потому что они умещаются в границе одного района и проживают достаточно дистанционно. А так, помимо их, можно выделить ещё кое-что:

Чаинский район Томской области. 2,3% от населения района. Откуда? Уже хорошо знакомая столыпинская аграрная реформа. Проживают в деревнях Нижняя Тига и Третья Тига, по 30-40% в каждой, в сумме более 200 человек.

Прогноз

С Удмуртией складывается парадоксальная ситуация: Ижевск — это ни много ни мало город с крупнейшей абсолютной численностью финно-угорского населения во всей России (прим. 95 тысяч человек). Но, в то же время, в процентном соотношении это не дотягивает даже до 15% удельного веса. В результате столь значимая для этого малочисленного народа масса людей варится в городе, который даст фору по русифицированности даже Саранску и Йошкар-Оле. Я там не бывал, но говорят что в Ижевске на улицах легче встретить человека, говорящего по-татарски, чем по-удмуртски. Впрочем, в Воткинске и Сарапуле ситуация вообще аховая, но объяснимая: к примеру, Сарапул — это довольно старый купеческий, а позже и промышленный город, который с «удмуртским» роднит лишь соседнее расположение. Именно в таком экономическом центре остро нуждалась только что созданная автономия, вот и присоединили, заодно осуществив традиционную задумку властей с включением в национальные автономии абсолютно левых территорий (как это было с Юринским районом в Марий Эл и Алатырём в Чувашии).

В общем, вроде бы есть и 100000 соотечественников в административном центре, и мощная экономическая связка Ижевск-Воткинск-Сарапул, благодаря которой Удмуртия достаточно неплохо развита по сравнению с волго-вятскими республиками, но на деле это никак интеграции удмуртов в городскую среду не помогает. Слишком мощны аргументы «против». Неплохо, разве что, выглядит Глазов — бывший стотысячник и единственный город на более удмуртском севере республики, так что там, по идее, 30%-ное меньшинство должно чувствовать себя относительно хорошо.

Что касается антропологии, то удмурты представляют собой нечто среднее между преимущественно европеоидной мордвой и смешанного типа марийцами. Поэтому ассимиляционное воздействие на них несколько более щадящее, чем на эрзян и мокшан. Плюс, у многих, особенно на юге, фамилии исламизированны. Если перед вами стоит какой-нибудь Артём Абдулхажиев — это почти гарантированно удмурт. Тем не менее, в обозримом будущем они почти наверняка уступят марийцам 2 место по абсолютной численности среди финно-угров, ибо те и исторически имеют более сильное самосознание, и антопологически сильнее отличаются от славянских типажей.

P.S. Удмурты, кстати, достаточно неплохо известны как в России, так и за рубежом, особенно на фоне прочих волго-уральских народов. Во-первых, благодаря легендарным бабушкам с Евровидения, это был на редкость удачный ход в том числе и в целях возрождения не то чтобы культуры, но хотя бы интереса к этой культуре. Второй секрет успеха заключается в их просто замечательной и по-своему уникальной особенности — удмурты чертовски рыжеволосы. В последнее время в определенных кругах распространилась карта распределения рыжих в Европе (даже какой-то британский таблоид выкладывал):

Некоторые комментарии нещадно доставляют. Да и на самом деле, сочетание Британии, Ирландии и Удмуртии в одном флаконе для неподготовленного человека несколько чревато:)

Все карты могут быть использованы по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *