История
Формирование будущего Строгановского дворца началось, предположительно, в 1720-е гг., когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. Впоследствии все здания были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, создавшем в 1753 — 1754 гг. дворец. Династия продолжала владеть им вплоть до 1918 г.
В Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, 1760-е гг. собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 г. в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.
В 1918 г. Строгановский дворец был национализирован и превращен в » Народный дом-музей (бывший Строганова)«, формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу.
К концу 1930-х гг. Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. 4 апреля 1988 г. Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период 1989–2014 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили восстановить фасады и интерьеры здания.
В 1992 г. по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа С. А. Строганова (1852-1923), в США был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Его задачей является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России. Главной движущей силой фонда является ее бессменный директор и казначей Пьер Мерль.
Архитектура и интерьеры
Дворец был построен «глаголем» (т. е. в плане здание имеет форму буквы «Г»). Вход в него первоначально осуществлялся из парадного двора. В конце XVIII — начале XIX вв. Андрей Воронихин устроил ныне существующий вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенном корпусе — восточном, предназначенном для размещения художественных собраний графа А. С. Строганова (1736-1811). В 1842 г. Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».
На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.
Ф. Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов — портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.
Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е гг.
С начала 1790-х гг. перестройкой дворца занимался «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступил в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин внес классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создал на месте Зеркальной галереи 1750-х гг. Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию огромных, цельных зеркал, которые помещены в простенки между полуколоннами ионического ордера.
Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет — другой замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в 1791-1792 гг. Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в. зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь.
В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.
В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея — одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части — центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии — небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.
Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.
Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место. Здесь же находилась великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и видимые на картине А.С. Никитина 1832 г. трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф.Томиром.
Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.
Для Павла Александровича были отведены западный и южный корпуса, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении XIX в. Единственный подлинный пример творчества Воронихина начала XIX в. — Малая гостиная (интерьер имеет лишь незначительные позднейшие добавления. Большая гостиная почти не имеет элементов Воронихина. Она восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана — в конце 1850-х гг. Предположительно, это сделал архитектор М. А. Макаров для второго в истории рода графа А. С. Строганова (1818-1864), правнука знаменитого мецената, и его супруги графини Татьяны Дмитриевны, урожденной княгини Васильчиковой.
В те же годы и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе появились Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова, а также связанная с ними Арабесковая гостиная. Последний из упомянутых интерьеров, необычный для середины XIX в., до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых Лоджий Рафаэля.
Владельцы
Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству.
Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов (1736-1811), наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени. Будучи президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, он на протяжении десяти лет руководил комиссией по строительству Казанского собора. В своем доме Александр Сергеевич разместил богатейшие коллекции западноевропейской живописи и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах. Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.
Самые выдающиеся художники и писатели своего времени находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И. Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И. Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».
Граф Павел Александрович Строганов (1772-1817) сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, Швецией и Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра, погибшего в возрасте 19 лет. После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии. В связи с этим, учитывая заслуги рода Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении Строгановых, в которое входил и дворец на Невском проспекте. Согласно этому указу, графский титул и фамилия передавались мужу Натальи, старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая осталась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.
Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775-1845) была умной и образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями. Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук (1823-1844), утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 г. в зале собраний Общества был установлен ее скульптурный бюст, который в настоящее время экспонируется во дворце (Малый кабинет графа С. Г. Строганова).
Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича — Наталье. Граф Сергей (Сергий) Григорьевич, второй владелец нераздельного имения, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это — знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья — Павел (1823-1911) и Григорий (1829-1910).
Последним владельцем нераздельного имения, и дворца, был граф С. А. Строганов (1852-1923), который преимущественно интересовался охотой, лошадьми и яхтами. По семейным обстоятельствам он редко посещал свой дворец, предпочитая ему имение Волышово в Псковской губернии.
Строгановский дворец в С.-Петербурге: история, фото, адрес
Строгановский дворец – архитектурный шедевр 18-го века, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. Домом в стиле барокко владела влиятельнейшая купеческая семья Строгановых.
Строительство дворца продолжалось с 1752 по 1754-й годы: по тем временам небывалая скорость возведения здания. Архитектурный план дома создал Б. Растрелли.
В честь открытия дворца Строгановы устроили шикарный бал, который посетила императрица Елизавета I. Царице настолько понравилось здание из 50-ти роскошных комнат, что она распорядилась следующие свои именины справлять в доме Строгановых.
К сожалению, Строгановский дворец не сохранился в своем изначальном виде. В конце 18-го века в здании вспыхнул мощный пожар, огнем было уничтожено почти все внутреннее убранство. Нетронутыми оказались лишь Большой зал и Парадный вестибюль: эти интерьеры Растрелли дошли до нашего времени. В остальных помещениях обстановка неоднократно менялась.
После пожара во дворце был проведен масштабный ремонт, и он быстро вернул себе звание одного из главных светских мест столицы. На балы к Строгановым приезжали самые красивые дамы Петербурга, богатые кавалеры, знаменитости.
Купцы жили с царским размахом, содержали огромный штат слуг, насчитывающий 600 человек. На весь Петербург славилась щедрость Строгановых: во дворце устраивались бесплатные обеды для горожан. Кстати, знаменитый бефстроганов был придуман поварами этой купеческой семьи.
После 1917-го года Строгановский дворец перешел в собственность государства: владельцы здания эмигрировали. Большевики организовали в доме музей быта русского купечества, затем он был передан петербургской Сельхозакадемии. Многочисленные коллекции картин, статуй, драгоценностей были отправлены в фонды Эрмитажа, а обширную библиотеку Строгановых перевезли в Томск, в местный университет.
Сейчас Строгановский дворец передан в управление Русскому музею. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.
Видео:
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге (Русский музей)
Строгановский дворец, также может быть известен как дворец Строгановых — историческое здание и один из дворцов, расположенных в центре Санкт-Петербурга.
Сегодня Строгановский дворец входит в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. В его стенах выставлена часть коллекций музея и проводят временные (сменяющиеся) выставки.
Строгановский дворец является одним из впечатляющих зданий в центре Петербурга, а также памятником архитектуры стиля барокко.
Формирование дворца началось в 1720-е годs, когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие роду Строгановых. Позже барон С.Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом.
Как дворец, имение Строгановых было возведено в 1753-1754 годах, когда архитектор итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли объединил дома Строгановых в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко.
В стиле барокко были выполнены и главные интерьеры дворца.
Дворец имел форму буквы «Г» и двор. Изначально ход во дворец осуществлялся из парадного двора, но в конце 18 — начале 19 веков Андрей Воронихин устроил вход с Невского проспекта, который существует и сегодня. Также архитектор реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе и во вновь пристроенном восточном корпусе. Восточный корпус предназначался, в основном, для размещения художественных собраний графа А.С. Строганова. В 1842 году уже Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».
За время истории интерьеры дворца менялись.
После революции, в 1918 году, Строгановский дворец был национализирован и превращен в «Народный дом-музей (бывший Строганова)».
С 1929 по 1988 годы здание меняло хозяев, в том числе принадлежало Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук имени Ленина, а художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны и часть из них — продана за границу.
С 1988 года здание было передано Русскому музею. В последующем музеем были проведены реставрационные работы по восстановлению фасадов и интерьеров дворца.
Сегодня Строгановский дворец в плане образует каре, в центре которого расположено патио.
Главные фасады дворца (северный и западный) выходят на Невский проспект и набережную реки Мойки. Оба фасада имеют аналогичные архитектурные композиции.
В центре каждый из фасадов украшает необычный портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной.
Русский музей в Строгановском дворце
Государственный Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, коллекции которого размещаются в нескольких исторических зданиях, совместно представляющих собой уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Подробнее о Русском музее…
В стенах Строгановского дворца можно видеть некоторые восстановленные помещения и залы дворца.
Также во дворце выставляются коллекции музея, в том числе:
— экспозиция «Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801–1825)» в которой представлены изделия из фарфора, посуда, вазы и т.д.;
— «Минералогический кабинет», который был выполнен А. Воронихиным в 1791-1792 годах и по праву считается одним из шедевров русской архитектуры 18 века. Изначально кабинет предназначался для размещения богатейшего книжного собрания графа А.С. Строганова и экспонирования коллекции минералов.
Каннелированные колонны коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают своды, на которые опираются хоры второго яруса кабинета. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола помещения была исполнена в начале 19 века, предположительно П. Гонзаго.
Прочие интерьеры Строгановского дворца
Большой зал (или зал Растрелли), предназначавшийся для балов и концертов.
Главной достопримечательностью зала является большой плафон, занимающий всю поверхность потолка. Плафон был выполнен в 1750-е годы итальянским художником Джузеппе Валериани. В центре композиции плафона изображена богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева — добродетели.
Парадная столовая (или Угловой зал) созданная в 1750-х годах Андреем Воронихиным на месте Зеркальной галереи.
В интерьере помещения использованы большие цельные зеркала, которые визуально расширяют комнату.
В восточном корпусе дворца находится Картинная галерея, считающаяся одним из лучших творений Андрея Воронихина и представляющая собой уникальный русский интерьер рубежа 18-19 веков.
Многочисленные картины, преимущественно западноевропейских мастеров, обрамленные золоченым багетом, занимают большую часть плоскости стен галереи.
Вдоль стен расположены шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Мебель была отреставрирована Русским музеем.
Малая гостиная дворца является подлинным примером творчества Воронихина. Интерьер гостиной имеет лишь незначительные позднейшие добавления.
Большая гостиная дворца была восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана — конец 1850-х годов. Предположительно Большую гостиную отделал архитектор М.А. Макаров.
В те же годы, что и создание Большой гостиной и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе дворца появились Большой и Малый кабинеты, а также связанная с ними Арабесковая гостиная, которая была необычный для середины 19 века и до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых «Лоджий Рафаэля».
Большой кабинет
Арабесковая гостиная
Практическая информация
В здании Строгановского дворца также находятся: музей-магазин шоколада и ресторан.
Строгановский дворец расположен возле Зеленого моста, на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки, по адресу: Невский проспект, 17.
Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Адмиралтейская».
Автобусы: №№ 3, 22, 27, 49, К212. Троллейбусы: №№5 и 22.
Помимо постоянных, в стенах Строгановского дворца также проводят временные (сменяющиеся) выставки.
На информационной стойке Строгановского дворца можно узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проводимых в Русском музее.
Посетить музей в Строгановском дворце можно, приобретя отдельный билет или комплексный билет на посещение Строгановского дворца + прочих объектов Русского музея.
Всю необходимую информацию, в том числе о режиме работы музея, стоимости билетов, проводимых выставках и мероприятиях, рекомендуем уточнять перед посещением на официальном сайте музея.
Сайт Государственного Русского музея: rusmuseum.
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге: история и обзор достопримечательности
Строгановский дворец – творение Бартоломео Растрелли, великолепное здание розового цвета, выполненное в стиле барокко. Находится в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта с Мойкой.
О владельцах дворца
Дворец интересен тем, что принадлежал одному роду, семейству Строгановых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в доме – родовом гнезде. Выходцы из крестьян Вологодской области, купцы и промышленники Строгановы славились сказочным богатством. Они владели заводами, землями, тысячами крепостных, занимались пушным и рыбным промыслом, горнорудной добычей.
В 1558 году царь Иоанн Грозный выдал семье грамоту на освоение территории Предуралья. Строгановы снарядили поход Ермака в Сибирь отвоевывать для России новые земли. В Смутное время семья помогала царю Василию Шуйскому, за что получила дворянское звание.
Во времена Петра I Строгановы щедрыми денежными пожертвованиями помогли царю завершить войну со шведами. Во время Северной войны Григорий Дмитриевич Строганов подарил царю два боевых фрегата. Неподдельная радость и искренняя благодарность государя так вдохновили дарителя, что он построил и вооружил пушками еще два военных корабля.
Легенда сохранила эпизод из жизни Строгановых. Угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов, преподнес царю на десерт бочонок с золотом, прося коленопреклоненно принять угощение.
Заслуги Строгановых перед престолом Петр I отметил указом в 1722 году, даровавшим сыновьям Григория Дмитриевича Строганова баронский титул. Поэтому младший сын сподвижника российского императора Сергей Григорьевич Строганов позволил себе строительство дома в центре Санкт-Петербурга, пригласив любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли.
Придворный архитектор не брал частных заказов, но для барона Сергея Григорьевича Строганова сделал исключение, причем с согласия императрицы.
Интересные факты о строительстве
Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.
Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.
Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.
Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.
Архитектура здания
Дворец построен «глаголем» – в плане трехэтажное здание имеет форму буквы Г. Дома Строгановых, расположенные на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, архитектор объединил общим фасадом в стиле барокко. Этим и объясняются небывалые темпы строительства: Растрелли создавал дворец на готовых фундаментах с использованием стен и сводов нижних этажей.
Фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, украшены изысканной архитектурой в итальянском стиле с аналогичной композицией. В центре – портик, на фронтоне которого герб Строгановых, (два соболя, держащие в передних лапах щит с медвежьей головой), увенчанный баронской короной.
Соболи и медвежья голова – символ Сибири, в покорении которой участвовали предки Строгановых, снарядив туда поход Ермака.
Каждая деталь в архитектурном облике дворца свидетельствуют о богатстве и знатности рода Строгановых. Торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете манит величием. Фасад впечатляет утонченностью и самобытностью. В простенках между окнами – медальоны с мужским профилем, придающие фасаду неповторимый вид – рельефное изображение графа Сергея Строганова. Со стороны Невского проспекта фасад украшают фигуры кариатид.
Дворцовые интерьеры
У входа – строгановские гранитные сфинксы, стражи дворца, в котором 50 просторных искусно украшенных лепниной залов и парадных комнат. Нижний этаж отведен для прислуги, на втором и третьем этажах – парадные и жилые апартаменты хозяев.
Дух захватывает от красоты и роскоши: золото, зеркала, лепнина, наборный паркет, каждая комната неповторима. Танцевальный зал, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр отделывались с помощью Растрелли.
В 1790 году пожар уничтожил внутреннее убранство дворца. Чудом уцелел танцевальный зал, отделанный Растрелли. Остальные комнаты восстановлены по рисункам и планам зодчего.
Дворец после пожара перестроил архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной Строгановых, выкупленный ими на волю и отправленный учиться за границу, где и получил образование. Пристроенные архитектором флигели превратили дворец в четырехугольное здание.
Обзор залов и помещений
Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.
Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.
Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.
Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.
Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.
Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.
Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.
Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.
Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.
Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.
Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.
Чем прославился Строгановский дворец
После окончания строительства барон Сергей Григорьевич Строганов поселился в новом дворце с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром, который стал владельцем имения (отец умер через 2 года) и знаменитым представителем строгановского рода.
В строгановском доме собиралась верхушка общества. Во резиденции устраивались шумные балы и маскарады. Здесь блистали красавицы Петербурга, проходили музыкальные и поэтические вечера, демонстрировались театральные постановки, балет и опера. Здесь спорили о науке и литературе образованные представители русской культуры: Крылов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
Александр Сергеевич – образованный человек и искусствовед, собирал коллекции картин и скульптур, владелец минералогических и нумизматических коллекций. В Большом зале собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки, директором которой стал граф Строганов.
Известный меценат, президент Академии художеств, помогал художникам, скульпторам, выкупил из крепостной неволи Андрея Воронихина и отправил учиться за границу. Граф поощрял театральное искусство, его дом называли «приютом муз».
В 1766 году в присутствии Екатерины II во дворце Строганова прошли выборы депутатов комиссии по составлению Нового Уложения. Десять лет жизни граф Александр Сергеевич Строганов посвятил строительству Казанского собора на Невском проспекте. По его представлению утвержден проект собора, строительство которого граф спонсировал.
Гостеприимство в доме Строгановых
Строгановы жили с царским размахом, содержали 600 слуг и славились щедростью, хлебосольством и гостеприимством. В доме регулярно устраивали «открытые» бесплатные обеды. Во внутреннем дворе, украшенном скульптурами, накрывали столы, которые «ломились» от всевозможных русских угощений. Обедали все желающие.
Легенда рассказывает о том, что на обед много лет каждый день приходил скромный петербуржец. Однажды он не пришел, решили, что человек умер, но никто не мог вспомнить имя: люди приходили сюда свободно, независимо от социального положения.
Восстановление дворца
Дворец передан в управление Русскому музею 4 апреля 1988 года. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.
В 1992 году Россию посетила баронесса Элен де Людингаузен, внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова, живущая в США. Наследница Строгановых, видя увядающие храмы и дворец, учредила Благотворительный строгановский фонд для финансовой поддержки реставрационных проектов Строгановского дворца и воссоздание храмов России.
К 2003 году восстановлен торжественный облик здания. Дворец манит своим величием туристов со всего мира. Реставрация продолжается.
Загрузка…Ещё интересные сооружения
Строгановский дворец
Фасад Строгановского дворца со стороны Невского проспекта.Строгановский дворец в Санкт-Петербурге – прекрасный и единственный образец русского барокко середины XVIII века, сохранившийся на Невском проспекте. Архитектурный шедевр, созданный великим зодчим Франческо Бартоломео Растрелли, в дворцовом строительстве того времени занимает достойное место наряду с такими его творениями как императорский Зимний и канцлерский Воронцовский дворцы.
Историческая справка
Ф. Б. Растрелли — придворный архитектор императрицы Елизаветы не брал частных заказов, но для барона С. Г. Строганова было сделано исключение, причем с согласия императрицы. Чем же заслужили Строгановы расположение монархов?
Род купцов и промышленников Строгановых был сказочно богат. Выходцы из крестьян, с глубокой древности проживавших на землях Великого Устюга (северо-восток Вологодской области), они владели соляным, рыбным и пушным промыслами, огромными земельными наделами, горнорудной добычей и заводами, в том числе металлургическими, на Урале.
Основа миллионного состояния была заложена в XV веке, а в 1558 году первый русский царь Иоанн Грозный удостоил семью грамотой на освоение территорий Предуралья. Целые города возводились на берегах рек Камы и Чусовой, а Строгановы стремились дальше – за Урал, вглубь Сибири. Используя свое право иметь вооруженную дружину, они снарядили поход Ермака, отвоевавшего для России новые земли.
В Смутное время Строгановы оказали огромную материальную и военную помощь царю Василию Шуйскому. За это получили звание «именитых людей», что приравнивало их к дворянству.
Последним представителем «именитых людей» был современник Петра I Григорий Дмитриевич Строганов. Единственный на тот момент наследник рода, объединивший в своих руках все фамильное состояние, он щедрыми денежными пожертвованиями помогал успешно завершить войну со шведами.
Семейные предания сохранили забавный эпизод, якобы случившийся на званом обеде. Угощая Петра I, десерт ему подали на бочонке, наполненном золотыми монетами, и попросили считать бочку частью угощения. Среди достоверных фактов:
- два фрегата, построенные Г. Д. Строгановым на Воронежских верфях во время Северной войны, были полностью оснащены и подарены царю;
- неподдельная радость и благодарность государя были столь велики, что Григорий Дмитриевич строит на Архангельской верфи и вооружает пушками еще два военных корабля.
Заслуги Строгановых перед престолом были отмечены в указе Петра I от 1722 года, даровавшего сыновьям Г. Д. Строганова баронский титул. Так что младший сын сподвижника первого российского императора барон Сергей Григорьевич Строганов вполне мог позволить себе построить собственный дворец в центре столицы и, будучи обер-камергером при дворе императрицы Елизаветы, сумел добиться разрешения государыни поручить это строительство ее любимому архитектору.
Растрелли, изрядно уставший от капризов Елизаветы Петровны, вынуждавшей его по многу раз перестраивать начатое, согласился построить дом Строганову – богачу и любимцу императрицы, получив, наконец, возможность сделать все по своему вкусу, так как хозяин дал обещание не вмешиваться в его работу.
Результат превзошел ожидания: легкий изящный дворец, возведенный в кратчайшие сроки (1753-1754 годы) на набережной Мойки, привел заказчика в восторг. Понравился дворец и императрице, присутствовавшей на балу по поводу новоселья. Вскоре здесь состоялся бал-маскарад по случаю рождения ее сына Павла, а затем празднование дня рождения самой Елизаветы Петровны.
Окончательное завершение строительства датируется 1756 годом. Сергей Строганов до этого дня не дожил, дворец переходит его сыну Александру, который в 1798 году получает графский титул и по праву является одним из наиболее знаменитых владельцев дома на Невском проспекте.
Теперь немногим известна заслуга Александра Сергеевича Строганова в возведении величественного Казанского собора на Невском проспекте. Именно по его представлению император Павел утвердил в 1800 году проект А. Н. Воронихина – малоизвестного в то время молодого талантливого архитектора, бывшего крепостного Строгановых, получившего от хозяев не только вольную, но и прекрасное образование, в том числе и в Европе. Продолжая родовую традицию возведения храмов, последние 10 лет жизни А. С. Строганов посвятил строительству собора, возглавив специальную комиссию, которая зачастую собиралась именно в Строгановском дворце.
Строгановы вошли в историю не только благодаря несметным богатствам и преданности русской короне, что не единожды доказывали на дипломатическом, государственном и военном поприще. Прежде всего, они знамениты как меценаты, коллекционеры, покровители мастеров искусств. Во дворце находились одни из лучших в России собрания живописи, нумизматики, редких книг и минералов.
Коллекцию живописи и скульптуры А. С. Строганов собирал около сорока лет. В картинной галерее Строгановского дворца были представлены Рембрандт, ван Дейк, Гвидо Рени и Юбер Робер. В бытность президентом Академии художеств он использовал ее как учебную аудиторию, где воспитанники знакомились с историей западноевропейского искусства и могли копировать произведения великих художников.
В последующих поколениях Строгановской династии наиболее выдающейся личностью был государственный деятель Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), известный как основатель рисовальной школы в Москве — знаменитой «Строгановки», существующей и поныне. Знаток живописи и страстный коллекционер С. Г. Строганов продолжал пополнять картинную галерею Строгановского дворца.
Прославился Строгановский дворец также блестящими балами, театральными и музыкальными вечерами, богатыми приемами, на которых бывали Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский. Здесь впервые Д. И. Фонвизин читал отрывки из «Бригадира», а И. А. Крылов – свои басни.
Среди скульптур и фонтанов внутреннего двора накрывали столы, и любой прилично одетый горожанин мог беспрепятственно здесь отобедать. По легенде именно для «открытых обедов» повар Строгановых изобрел вкусное кушанье, которое делилось на любое количество порций, ведь заранее не было известно число гостей, а набиралось их порой более ста человек! Это блюдо — Бефстроганов (говядина по-строгановски) – популярно во всем мире и в наши дни.
Династия Строгановых владела дворцом до 1918 года.
После Октябрьской революции Строгановский дворец национализировали и отдали Эрмитажу для формирования в нем Народного дома-музея, который просуществовал до 1929 года. Затем коллекции были расформированы, экспонаты переданы другим музеям или проданы за границу, библиотеку получил Томский университет, часть картинной галереи переехала в Эрмитаж. Вначале здание отошло к Сельскохозяйственной Академии, потом появились и другие арендаторы во главе с «Электромортрестом».
Музейная жизнь возродилась в 1988 году с передачей дворца Русскому музею. Разоренное и обветшавшее здание требовало ремонта и реставрации. Справляться с этими задачами с 1992 года филиалу Русского музея помогает Благотворительный Строгановский фонд, созданный по инициативе баронессы Элен де Людингаузен (Елены Строгановой, внучатой племянницы последнего графа С. А. Строганова).
Во дворце восстановлены две анфилады парадных залов, интерьеры которых были созданы замечательными русскими архитекторами прошлого – А. Н. Воронихиным, Ф. И. Демерцовым, И. Ф. Колодиным, П. С. Садовниковым.
Архитектура здания
Секрет необычайной скорости постройки дворца раскрывается просто: Растрелли возводил его на фундаменте прежних домов с использованием стен и сводов нижних этажей. Главное внимание при строительстве Г-образного трехэтажного корпуса зодчий уделил оформлению нарядных фасадов, выходивших на Невский проспект и набережную реки Мойки, и созданию внутренних интерьеров дворца.
Вид Строгановского дворца со стороны реки Мойки.Внешний облик дворца дошел к нам через столетия без существенных изменений. Выдающийся пример архитектуры позднего барокко щедро украшают элементы декора в итальянском стиле: колонны, скульптура, фигурные наличники окон, ажурные кованые решетки балконов. Более протяженный «Невский фасад» выглядит нарядно и торжественно, фасад со стороны Мойки скромнее, легче, изящнее. Оба фасада имеют три ризалита: выразительный центральный и два подчиненных боковых, — излюбленная композиция Растрелли. Над средней частью возвышается фронтон с гербом Строгановых: два соболя держат щит с изображением медвежьей головы. Эти символы Сибири сообщают о роли предков в освоении региона, напоминают о покорении Сибири Ермаком, ведь среди организаторов его похода были Строгановы.
На втором и третьем этажах располагались парадные и жилые апартаменты хозяев, а нижний этаж использовала прислуга. К моменту празднования новоселья был построен корпус, выходящий на Мойку, и оформлено всего семь залов: танцевали – в Большом зале, по три зала было отведено для игры в карты и угощения, но к окончанию строительства число парадных комнат достигло пятидесяти.
Желая воздать должное архитектору, С. Г. Строганов заказал портрет Растрелли и поместил его в самом нарядном помещении дворца – в Большом бальном зале. Автор портрета – знаменитый итальянский художник Пьетро де Ротари, специально приглашенный в Петербург для создания портретов императрицы и членов правящего семейства.
Благодаря Строганову, употребившему немало энергии и денежных затрат, чтобы живописец, ненадолго посетивший Россию, успел написать портрет архитектора, мы теперь знаем, как выглядел гениальный русский зодчий в эпоху расцвета своего таланта. Но, возможно, и сам Растрелли, оставил для потомков свое изображение на стенах дворца. На высоте 4-х метров от основания здание обрамляет декоративный пояс, состоящий из около полусотни медальонов с благородным мужским профилем внутри. Своеобразное архитектурное украшение до сих пор вызывает споры среди историков: одни считают, что это барельефный портрет хозяина дома, а другие уверены – это профиль самого Растрелли…
Сильный пожар, случившийся в 1790 году, уничтожил практически всю внутреннюю отделку дворца, чудом уцелел только один интерьер, созданный Растрелли, — тот самый танцевальный зал, где находился портрет архитектора работы Ротари.
Интерьеры после пожара перестраивали А. Н. Воронихин, П. С. Садовников и другие архитекторы в стиле классицизма. Были также построены два флигеля, сформировавшие каре с основным зданием. В начале XIX века претерпел некоторые изменения и облик парадных фасадов. Были убраны большие статуи — аллегории четырех частей света (Европа, Азия, Америка, Африка) и фигуры атлантов, поддерживающих балконы.
Экспозиция и достопримечательности
Экспозиция музея позволяет совершить увлекательное путешествие по архитектурной истории Строгановского дворца: от барочного бального зала Растрелли до изысканных интерьеров Воронихина в стиле классицизма. К достопримечательностям, вызывающим неизменный интерес и восхищение посетителей, безусловно, следует отнести:
- Большой (128 кв. м!) бальный зал. Это единственный подлинный, а не воссозданный интерьер парадного зала, выполненный Растрелли в Санкт-Петербурге. Высокие красиво декорированные окна, выходящие на Мойку, расположены в два яруса и занимают практически всю стену, а узкие простенки заполнены зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом. Западная стена буквально пронизана светом – это признанная находка дизайнерской мысли архитектора. Из лепного барочного узора, украшающего три другие стены, словно вырастают фигуры атлантов и кариатид. Они поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру, и балконы, возле которых притаились амуры с гирляндами белых цветов. Убранство зала дополняет паркет из экзотических древесных пород: сандала, самшита, лимона и чинары, а также Живописный плафон «Триумф героя». Полотно площадью 125 кв. метров — уникальная работа выдающегося итальянского художника-декоратора, основоположника русской театральной живописи Джузеппе Валериани, единственное сохранившееся подлинное произведение его кисти.
- Минералогический кабинет — шедевр русской архитектуры XVIII века — завершает Невскую анфиладу. А. Н. Воронихин сделал помещение двухъярусным: внизу поместил библиотеку, а наверху коллекцию минералов графа А. С. Строганова. Первый ярус украшен четырьмя барельефами с изображением стихий огня, воды, земли и воздуха. Второй ярус поддерживают колонны, облицованные искусственным мрамором. Необычный для жилого помещения сферический купол и роспись его сводов создают ощущение пребывания в храме искусства и науки.
- Постоянная экспозиция «Русский ампир». В исторических восстановленных интерьерах дворца, из которых особенно впечатляют Парадная столовая, Арабесковая гостиная, комната в стиле охотничьих кабинетов английских замков, представлено декоративно-прикладное искусство эпохи Александра I (первой четверти XIX века). Изделия, украшенные аллегориями, символами и античным орнаментом, являются продукцией Императорского фарфорового завода.
Сегодня во дворце возрождена традиция музыкальных вечеров. «Музыкальные четверги» проводятся в Большом бальном зале, концерты предваряет небольшая обзорная экскурсия по интерьерам дворца.
В залах первого этажа периодически проходят временные выставки из фондов Русского музея, часть помещений внизу отведена музею восковых фигур и «Музею шоколада».
Где находится и как добраться
Строгановский дворец находится в центре города на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки по адресу:
Санкт-Петербург, Невский проспект, 17/Набережная Мойки, 46.
Ближайшие станции метро «Невский проспект», «Адмиралтейская» или «Гостиный Двор» — в пешей доступности.
Также сюда идут автобусы № 3, 22, 27, 49, К212 и троллейбусы № 5, 22. Остановки наземного транспорта «Большая Конюшенная улица» или «Станция метро Невский проспект».
Строгановский дворец, часы работы, адрес, цена билетов, история и описание
Дворец был построен в 1752-1754-ом годах, автором проекта был Ф. Б. Растрелли, проект этого здания специально разрабатывался для знаменитого рода Строгановых. Дворец в наши дни является частью Государственного Эрмитажа. Дворец изначально задумывался и построен в форме «глаголя», то есть, как имеет форму буквы «г» — обе стороны здания в качестве основного украшения имеют массивный портик. Герб семейства Строгановых украшает этот портик в центре – причём, и на стороне Набережной Мойки, и со стороны Невского проспекта. Здание прекрасно знакомо и узнаваемо туристами, посещающими Петербург, так как является неотъемлемой частью архитектуры центра Петербурга.
Вообще, дворец с момента постройки претерпел огромное количество изменений – менялись его хозяева, достраивались и перестраивались помещения, что уж говорить о внутреннем убранстве. Думается, первые хозяева – Строгановы, благодаря многочисленным переделкам, сейчас бы и вовсе не узнали своё «родовое гнездо». Но, тем не менее, кое-что, всё-таки сохранилось – это оригинальный Большой Танцевальный зал, в котором находится плафон «Триумф Героя» работы Д. Валериани, не тронутый позднейшими переделками. Минералогический кабинет, в котором представлена уникальная коллекция минералов рода Строгановых, также восстановлен и воссоздан в практически оригинальном виде. Если удастся побывать внутри – посетите экспозицию, расположенную здесь же — интерес представляет постоянная выставка «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». В начале 19-ого века завершилась первая глобальная реконструкция дворца, длившаяся несколько лет, А. Воронихин устроил главный вход с Невского проспекта и переделал северо-западный угол дворца. Были пристроены два корпуса – Восточный и Южный. Дух великого Растрелли не покидал этих стен никогда, несмотря на все перестройки, дух неоклассицизма подчиняет себе общую картину. Завершил формирование этого ощущения, чувства, если хотите, П. Садовников доделывая внутренние помещения и фасад Южного корпуса дворца в 1842-году. Дворец называют «золотой шкатулкой архитектуры», имея в виду огромный вклад лучших специалистов своего времени, сделанный в это место. Ф. Демерцов, А. Воронихин, Растрелли, И. Колодин, К. Росси и П. Садовников – это далеко не полный список мастеров. Некоторые из элементов внутреннего убранства, как и говорилось, сохранили лишь отдельные элементы первоначального облика, а многие и вовсе его утратили. Что не удивительно – на протяжении всей истории здания, внутри или снаружи постройки практически всегда велись какие-либо работы. Что, собственно, и делает Строгановский дворец зданием уникальным и по праву носящим титул одной из главных архитектурных жемчужин Петербурга.
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге, Россия
Строгановский дворец, одна из старейших и лучших аристократических резиденций Санкт-Петербурга, занимает видное место на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки, и в настоящее время здесь находится часть собраний Государственного Русского музея.Семья Строгановых была известными купцами с 15 века, но поднялась до аристократии только во времена Петра Великого, когда семья была облагорожена благодарностью за значительную финансовую помощь царским войскам в Великой Северной войне. .Семья стала известной благодаря барону Сергею Григорьевичу Строганову при императрице Елизавете и его сыну графу Александру Сергеевичу Строганову, который был одним из ведущих администраторов Санкт-Петербурга и закончил свою жизнь на посту президента Академии художеств и директора Императорская публичная библиотека. Именно он заказал здание Строгановского дворца Франческо Бартоломео Растрелли в 1752 году. Созданные им экстерьеры были завершены в 1754 году и сохранились до наших дней, являясь одним из самых выдающихся шедевров позднего барокко в Санкт-Петербурге.Петербург.
Однако самые впечатляющие интерьеры дворца созданы Андреем Воронихиным, архитектором Казанского собора, которого граф Александр Сергеевич нанял в 1790-х и 1800-х годах для реконструкции внутреннего убранства в стиле неоклассицизма (недавняя стипендия оспаривается что большая часть этой работы была проделана Федором Демерцовым). Многие из них теперь отреставрированы и открыты для публики в качестве парадных залов в восточной анфиладе здания, среди них замечательно богато украшенный кабинет минералов, в котором размещалась библиотека графа Александра и коллекция драгоценных камней и минералов, а также Картинная галерея. в котором когда-то находилась его впечатляющая коллекция произведений искусства, включая работы Рембрандта и Пуссена.Реставрация продолжается и в других частях дворца.
Строгановский дворец был национализирован в 1918 году и первоначально действовал как Музей аристократической жизни. Но в 1929 году его закрыли, а экспонаты передали в Эрмитаж. Остальные экспонаты из дворца были переданы в другие советские музеи или проданы за границу. С тех пор во дворце размещались различные советские предприятия, в том числе ботанический институт и научно-исследовательский центр судостроения.
Интерьеры Строгановского дворца — дома графов Строгановых
Здание было передано правительством Русскому музею в 1988 году, и с тех пор Строгановский дворец является объектом интенсивных реставрационных работ.Внешняя реставрация была завершена в 2003 году, а результаты работ над интерьером постепенно раскрываются.
Адрес: | Невский проспект, 17 |
---|---|
Метро: | Невский проспект, Адмиралтейская |
ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции
РЕСТОРАНОВ: Выбор редакции
Собрание Строгановского дворца, Русский музей, С. Санкт-Петербург
Приобретенное Русским музеем в 1989 году, это историческое здание на Невском проспекте — один из лучших дворцов Санкт-Петербурга, построенный Бартоломео Растрелли во времена императрицы Елизаветы. Строгановы, одна из самых выдающихся семей России, сыграли важную роль не только в истории Российского государства, но и в формировании русских аристократических и культурных вкусов. Дворец медленно реставрируется Русским музеем, чтобы отразить состояние здания в дни его расцвета в конце 18 и начале 19 -го веков.
Залы Строгановского дворца
Люстра в Большом бальном зале Строгановского дворца
Картинная галерея в Строгановском дворце
Интерьеры Строгановского дворца — филиала Русского музея
Наряду с анфиладой полностью отреставрированных парадных залов Строгановский дворец в настоящее время предлагает посетителям постоянные выставки исторического фарфора с завода Садовников, частного конкурента более известного Императорского фарфорового завода, воссозданного Минерального кабинета графа Александра Строгонова. , и многие другие артефакты и произведения искусства, имеющие историческую связь со зданием.Часть дворца также используется для временных выставок.
Адрес: | , Невский проспект, 17 |
---|---|
Метро: | Невский проспект, Адмиралтейская |
Время работы: | со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. Понедельник с 10 до 17. Последний вход в 16:00. |
Закрыто: | Вторник |
Телефон: | +7 (812) 595-4248, +7 (812) 571-8238 |
Веб-сайт: | http: // en.rusmuseum.ru |
Стоимость билета: | Взрослый: 300 руб. Студенты: 150,00 руб. |
Фото и видео: | 250,00 руб. |
Примечание о доступности: | Доступ для инвалидных колясок в парадные залы 2-го этажа (лифт). Пожалуйста, позвоните заранее, так как может потребоваться помощь персонала. |
ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции
РЕСТОРАНОВ: Выбор редакции
Строгановский дворец (1754 г. ) — жемчужина Невского проспекта
Россия: Санкт-Петербург.Санкт-Петербург
Строгановский дворец, Дом с привидениями
источник: museum.ru |
Жемчужина Невского проспекта — Строгановский дворец. Знаменитый архитектор Бартоломео Растрелли воплотил в своем творении все великолепие стиля барокко. Великий архитектор построил его в 1754 году. Дворец стал настоящим шедевром, очаровывая необъяснимым шармом и элегантной роскошью.Строгановский дворец непостижимым образом сочетает в себе благородство и скромную элегантность аристократического монастыря. Все здание отличается строгостью композиции и соблюдением стиля. Особенно впечатляет главный фасад, выходящий на Невский проспект. Его центральную часть выделяют величественные колонны, стоящие на постаментах и поддерживающие фронтоны с гербом Строганова. Впечатление великолепия усиливает скульптурный декор окон.
Стиль барокко был использован не только для дворцового экстерьера дворца, который остался неизменным. Обилие мрамора и золота говорит о богатстве и вкусе владельца. Кстати, о хозяевах. История дворца сложна, но интересна. В разное время им владели разные известные люди. Его основные владельцы барон С.Г. Строганов и его сын граф А.С. Строгановы были образованными ценителями искусства и коллекционерами.
В 1918 году дворец был национализирован, собрание картин было частично продано, а частично передано в Эрмитаж.В 1918-1925 гг. Во дворце находился Музей народного быта, затем в нем размещались различные офисы и учреждения. В 1988 году дворец был передан Русскому музею.
Русский музей приложил немало усилий, чтобы возродить дворец и восстановить его первозданный вид. Несколько залов открыты для посетителей, которые могут увидеть различные выставки художественных собраний, в том числе из Русского музея.
Достопримечательности
Окрестности
Досуг
Разное
Строгановский дворец, Санкт-Петербург, Россия
Строгановский дворец — дворец в стиле позднего барокко, построенный по проекту Бартоломео Растрелли для барона Сергея Григорьевича Строганова в 1753–1754 годах.Интерьеры реконструировал Андрей Воронихин на рубеже 19 веков. Первый дом Строгановых был построен на этом месте, вероятно, в 1720-х годах. Это было одноэтажное здание. Второй двухэтажный дом архитектор Михаил Земцов возвел в 1740-х годах.
В 1752 году барон Сергей Строганов заказал дизайн дворца итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли, который тогда работал над расширением Екатерининского дворца и строительством Смольного монастыря для императрицы Елизаветы. Поскольку Строгановы были самой богатой семьей в России и были связаны с императрицей узами брака, Растрелли не смог отказаться от заказа и в спешке подготовил проект таунхауса.
Как и Воронцовский дворец (также спроектированный Растрелли для зятя Строганова Михаила Воронцова), Строгановский дворец строился не так быстро. Парадная лестница, украшенная мраморными скульптурами, вела в элегантный Большой зал, в котором была огромная картина венецианского художника Джузеппе Валериани. После смерти Сергея Строганова в 1756 году украшение было завершено его сыном Александром в 1760 году. Через несколько лет новая императрица Екатерина II ввела неоклассический стиль. Этот стиль также поддерживал Александр Строганов, ставший президентом Императорской Академии художеств в 1800 году.
В 1790-1980-х годах архитектору Андрею Воронихину было поручено переоборудовать интерьеры в стиле неоклассицизма. Мать Воронихина была крепостной у Строгановых, и ходили слухи, что его отцом был Александр Строганов. Первыми люксами Воронихина были Минераловедение, Картинная галерея, Библиотека и Физический кабинет Александра Строганова. Еще две анфилады в западном крыле созданы для Павла Строганова, от которых сохранилась Малая гостиная.
После смерти Александра Строганова в 1811 году дворец перешел к его сыну Павлу.У Павла Строганова было четыре дочери, но его единственный сын погиб в битве при Краоне. Затем он установил Строгановское наследство , то есть неделимое имение, которое переходило к самому старшему члену семьи. Эта цепочка собственности сохранялась до 1919 года, когда последний граф Сергей Строганов продал свои права на наследство. Новую квартиру для Аглаиды Павловны Строгановой обставил Карло Росси в 1820 году (позже она почти полностью исчезла). После Октябрьской революции 1917 года оставшиеся Строгановы эмигрировали из России, и дворец был национализирован.Семейная линия сейчас вымерла.
Советский Союз объявил дворец национальным музеем, рассказывающим о жизни русской знати. В 1929 году музей закрыли, а значительную часть его содержимого (в том числе некоторые бесценные картины) перевезли в Эрмитаж. Дворец передан ботаническому институту. Министерство кораблестроения занимало здание полвека, начиная с 1939 года.
В 1988 году дворец был передан Русскому музею и стал филиалом, в котором разместились некоторые его выставки.Обветшалое здание с 1991 г. по настоящее время прошло тщательную и кропотливую реставрацию. В соответствии с оригинальным дизайном Растрелли, его стены теперь выкрашены в светло-розовый цвет (а не в темно-зеленый, как в середине 20 века). Это одно из немногих построек в стиле барокко на Невском проспекте, сохранившее свой первозданный вид.