Новости | Соловецкий музей-заповедник
Чаще всего беглецам не удавалось долго скрываться от погони: без документов, достаточного запаса продовольствия, не умея ориентироваться на местности, они становились скорой добычей пикетов ВОХРа и нарядов милиции. О благополучном исходе побега с архипелага достоверных сведений нет.
Но были и счастливые исключения. Первым известным нам успешным побегом был побег в Финляндию пяти заключённых из Кемского пересыльного пункта в мае 1925 года под руководством Бессонова Юрия Дмитриевича, человека незаурядных способностей, смелого и хладнокровного.
В начале революции Юрий Бессонов был организатором одного из военных союзов, выпускал воззвания и собирал подписи политических и общественных деятелей за продолжение войны с Германией, участвовал в походе генерала Корнилова на Петроград в августе 1917 года, а осенью того же года был назначен помощником коменданта Зимнего дворца, участвовал в его защите от большевиков. После октябрьского переворота его на некоторое время приютили казаки охраны, но в январе 1918 года Бессонову пришлось бежать в г. Сольцы Псковской губернии, где он зарабатывал на хлеб ковкой дров. Вскоре Юрий Дмитриевич был арестован, и это было началом долгого скитания по тюрьмам.
Одной из тюрем стал Соловецкий лагерь особого назначения. Прибыв в Кемский пересыльный пункт в феврале 1925 года, он с первого дня держался независимо, не скрывая своего презрения к чекистам и не подчиняясь приказам персонала.
Соседом по нарам оказался ротмистр Ингушского полка Созерко Мальсагов, которому Бессонов через два дня после знакомства предложил готовиться к побегу вместе. И вот два офицера, соблюдая строжайшую конспирацию, стали разрабатывать план побега, конечной целью которого была Финляндия. К этому рискованному делу привлекли ещё двух поляков – Эдварда Мальбродского и Матвея Сазонова. Мальбродский был особенно нужен, так как ему удалось пронести в лагерь в куске мыла компас, который при отсутствии карты имел решающее значение.
В намеченный день побега, 18 мая 1925 года, Мальсагову, который составлял списки заключённых, назначаемых на работы, удалось оставить группу из участников побега для работы по заготовке метел в лесу. Правда, пятым в группу пришлось вписать кубанского казака Василия Приблудина, который о планах остальных ничего не знал. Как только группа с двумя конвоирами оказалась в лесу, по условному сигналу Бессонова заговорщики набросились на красноармейцев и разоружили их. Ничего не понимающий Приблудин сначала очень испугался, но, поняв, в чём дело, уговорил и его взять с собой. Возник вопрос, что делать с конвоирами. Трое, в том числе и Мальсагов, были за то, чтобы убить их, но Бессонов, взявший на себя лидерство, был категорически против этого. Он считал, что идёт уже против воли Бога, применяя насилие, и хотел, чтобы его было как можно меньше. Красноармейцев взяли с собой и через день отпустили, забрав винтовки.
Первые дни шли без остановок, привалы были лишь минутными остановками на еду. Ощущение свободы двигало вперёд, хотя, остерегаясь дорог, приходилось преодолевать сложные топкие болота и густые заросли леса. Скоро стала сказываться усталость, закончился хлеб. Мальсагов отморозил ноги (через день после побега была сильная метель), и они причиняли ему нестерпимую боль. Встретившиеся карелы сообщили, что вся Карелия оповещена по телефону о побеге пяти человек. Крестьянам под страхом наказания было приказано не давать беглецам продуктов, а за поимку каждого из них обещано десять пудов муки. Дни шли за днями, надежда сменилась отчаянием, иногда беглецы без сил падали на землю от усталости и голода. Но «Бессонов, который сам утвердил себя в ранге безжалостного диктатора, потрясал винтовкой перед носом каждого, кто останавливался хотя бы даже на минуту, и грозил убить на месте. В тот момент он казался нам жестоким, но теперь я понимаю, что беспощадная строгость нашего командира в большей степени определила успех побега» — писал позже С.Мальсагов.
А погоня за беглецами не прекращалась. Как ни осторожничали, на одном из хуторов они нарвались на засаду. И лишь благодаря Бессонову, который был на редкость хладнокровным человеком, они были спасены от неминуемой смерти. Мало того, когда на мушке винтовки оказался красноармеец, не стал убивать его, а только напугал, выстрелив по печке и отбив кусок кирпича. Даже в такой критической ситуации для Юрия Дмитриевича, офицера, прошедшего войну и умеющего убивать, чужая жизнь была превыше всего.
Идти становилось всё труднее. От нервного напряжения обострились отношения. Люди всё чаще просили «передохнуть», но Бессонов хорошо знал, что значит это «передохнуть» — маленький отдых, а потом никого не поднять. «А ведь не граница подойдёт к нам, а мы должны подойти к границе», — убеждал он.
Голодать приходилось по три-четыре дня. Иногда на пути попадалась рыбацкая избушка, и, если в ней оказывалось съестное, забирали его, оставив деньги и записку: «Простите, но нужда заставляет нас заниматься воровством. Вот вам червонец». Большой удачей было, когда набрели на избу косарей с большим запасом крупы, хлеба и соли. Радость беглецов не знала границ, здесь они отдохнули и немного отъелись. И снова на запад, путаясь в озёрах, утопая в болотах.
Наконец, переплыв через бурную реку (уже в Финляндии узнали, что эта река считалась непреодолимой), беглецы поняли, что они достигли цели и находятся на территории Финляндии. Это произошло 22 июня, через 36 дней после начала «одиссеи». Финны приняли хорошо, проявили большое участие и заботу.
Юрий Дмитриевич Бессонов перебрался из Финляндии во Францию, издав свои воспоминания «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков», в которых интересно описаны подробности побега. Это стало возможным благодаря тому, что, готовясь к побегу, Бессонов взял с собой единственную ценную для него в лагере вещь – Евангелие. Он получил его совершенно невероятным образом получил в одной из тюрем ещё до Соловков. Это навсегда изменило его жизнь. Для себя он твёрдо решил: «Если буду жив, то пойду путём, указанным Христом».
Через три дня скитаний он уже начал сбиваться в счёте дней, и поэтому на полях книги стал ежедневно делать короткие дневниковые записи. Эти заметки, действительно прошедшие огонь и воду, дают полную картину всех превратностей этого побега. Книга была замечена и оценена. «Я этому парню верю, так не врут», — сказал Р.Клингер, прочитав её.
Юрий Бессонов остался верен своей клятве. Вся его последующая жизнь была посвящена служению Богу.
Самой большой болью Бессонова было то, что он навсегда лишился Родины. Стоило ли тогда бежать? Этот вопрос он задавал себе до конца жизни.
Скончался Юрий Дмитриевич по одним источникам в конце 1950-х, по другим – в 1970-е годы. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.
По материалам Соловецкого сборника, выпуск 7.
Музейные объекты | Соловецкий музей-заповедник
Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря является одним из наиболее значительных и своеобразных ансамблей Древней Руси. Многие его памятники признаны выдающимися образцами древнерусского зодчества, а некоторые из них уникальны. Соловецкий ансамбль отличает редкая целостность архитектурной композиции и гармоничное сочетание с природным окружением.
Соловецкий монастырь расположился на узком перешейке между гаванью Благополучия и Святым озером и занимает территорию около 3,5 га. Его архитектурный ансамбль формировался на протяжении пяти столетий, начиная с середины XV века. Уже в период строительства деревянных зданий определились главные посвящения храмов и последовательность их расположения. Каменное строительство началось в середине XVI века по инициативе игумена Филиппа Колычева.
Первые каменные постройки монастыря, комплекс Успенской церкви с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557 гг.), являют собой замечательный образец новгородских традиций в древнерусской архитектуре. Одностолпная Трапезная палата, крупнейшая монастырская трапезная в России, и сегодня впечатляет своей монументальностью и гармоничными пропорциями.
Спасо-Преображенский собор (1558-1566 гг.), главный храм обители, также был построен при игумене Филиппе. Монументальное трёхъярусное сооружение стало доминантой центрального комплекса Соловецкого монастыря. Сочетая черты новгородской и московской архитектурных традиций, собор воплотил в себе ведущие архитектурные идеи и формы эпохи: шатер, многопридельность, двухстолпие. Композиция этого памятника не имеет аналогов в архитектуре того времени.
В начале XVII в. была построена каменная галерея, объединившая основные постройки центрального храмового комплекса и обеспечившая единство архитектурно-пространственного решения всего ансамбля.
Построенные в позднейшие века колокольня (1777 г.), Никольская церковь с Ризницей (1831-1834 гг.) и Троицкий собор (1859 г.) были воздвигнуты на месте более древних предшественников и не нарушили единство сложившейся композиции монастырского ансамбля.
Храмовый комплекс является пространственным и символическим центром Соловецкой обители. Остальные постройки расположены концентрично, кельи монахов и хозяйственные корпуса обращены к храмам. Первоначально кельи были деревянными, периметральная каменная застройка появилась в XVI-XVII веках и в последующие столетия существенно изменила свой облик.
Храмы, не вошедшие в состав центрального храмового комплекса, но органично вписанные в периметральную застройку, вносят важные акценты в облик монастырского ансамбля. Это Благовещенская (1596-1601 гг.), Филипповская (1798-1799 гг.) церкви, а также церковь «Утоли моя печали» (1906 г.). Разные по высоте и объему, эти храмы придают архитектурной композиции монастыря особую живописность, усиливая образ многокупольного Града.
С юга и севера к центральному храмовому комплексу примыкают хозяйственные дворики. В Южном дворике сохранился комплекс сооружений, связанных с мельничным делом. Каменная водяная мельница XVII века была поставлена на месте деревянных предшественниц и являет собой замечательный образец древнерусской промышленной архитектуры. Большая насыщенность декором придает зданию нарядность, необычную для аскетичной соловецкой архитектуры. Живописная арочная галерея соединяет мельницу с Сушилом, древнейшей хозяйственной постройкой монастыря, воздвигнутой в XVI в.
Северный дворик первоначально был ремесленным центром обители. Здесь сохранились здания Рухлядной (конец XVI в.), Портной (1642 г.) и Иконописной (1615 г.) палат, а также корпус Кожевенного склада (1619 г.). В последующие столетия эти здания перестраивались и меняли свое назначение.
«Циклопическая» каменная крепость, сложенная в основном из валуна, придает завершенность и неповторимость архитектурному ансамблю Соловецкого монастыря. Строительство крепости началось в конце XVI в., её отдельные участки были пристроены и дополнительно укреплены в начале XVII в. Соловецкая крепость относится к типу регулярных и по праву считается одной из вершин отечественной фортификации эпохи позднего средневековья. Крепость окончательно определила границы монастырского ансамбля, заключив его в форму пятиугольника, подобного грандиозному кораблю.
Экскурсии по музейному комплексу «Соловецкий кремль»: Обзорная экскурсия по Соловецкому монастырю, «История и архитектура Соловецкого монастыря», «История Соловецкого лагеря особого назначения. 1923–1939 гг.», «Посёлок Соловецкий. Прошлое и настоящее», «История Соловецкой школы юнг 1942-1945 гг.», «Соловки в годы Великой Отечественной войны».
Познакомиться подробнее с экскурсиями Соловецкого музея-заповедника
История музея | Соловецкий музей-заповедник
Как Федеральное государственное учреждение культуры Соловецкий музей-заповедник был принят в ведение Министерства культуры РФ по приказу № 543 от 10.11.1998 г. С 2001 г. штат музея был увеличен до 170 человек, созданы новые структурные подразделения (экспозиционный отдел и отдел информационных технологий, образовательный и издательский центры, служба безопасности и др.), учреждено Представительство музея в г. Архангельске, расширена хозяйственная часть, создана производственная база для ремонтных работ на памятниках и объектах, находящихся под управлением музея.
Благодаря стабильному финансированию из Федерального бюджета в музее-заповеднике были созданы единая компьютерная сеть, электронные базы данных фондовых коллекций (КАМИС 2000) и недвижимых памятников (КАИСА). Подготовлены для показа посетителям интерьеры ряда памятников (Ризница и её подклеты, Сушило, Мельница, Колокольня, Галерея, подклеты Спасо-Преображенского собора, южный узел Соловецкой крепости, лагерный барак на ул. Заозерная и др.). Создан ряд новых экспозиций и выставок: «Соловецкая школа юнг», «Монастырская тюрьма», «Соловки подземные археологические», «Соловецкие печи», «Первобытная археология Соловков: опыт полевых и экспериментальных исследований», «Соловецкие лагеря и тюрьма. 1920-1939», «Соловецкая Ризница: историко-культурное наследие Соловецкого монастыря» и др. Совместно с Соловецким монастырём построены выставки «Подвижники благочестия Соловецкого монастыря» и «Соловки: Голгофа и Воскресение. Наследие Соловков в прошлом, настоящем и будущем России», которая с 2010 г. успешно экспонируется в разных городах России. В 2014 году силами сотрудников «Школы ремесел» создана передвижная выставка «Взят от земли яко Адам. Традиции гончарного дела Русского Севера», показанная в Петрозаводске, Архангельске, Череповце, Йошкар-Оле и Ижевске.
В эти годы экспедициями музея открыты и исследованы 35 памятников первобытной культуры, осуществлены широкомасштабные раскопки культурного слоя ряда монастырских поселений Соловецкого архипелага. Совместно с другими научно-исследовательскими организациями музеем проведен ряд экспедиций по изучению флоры и фауны Соловецких островов. С 2001 г. на островах архипелага осуществляются полевые научно-исследовательские работы по истории Соловецких лагерей и тюрьмы 1920-1939 гг. В 2000-2017 гг. опубликованы 45 научных и научно-популярных изданий, в том числе пять монографий и 8 каталогов объектов природы, памятников культуры, музейных коллекций и выставок. Успешно развивались традиционные направления музейной работы (комплектование и изучение фондовых коллекций, пополнение архива и библиотеки, консервация и реставрация музейных предметов, интродукция и акклиматизация растений в Ботаническом саду, экскурсионное обслуживание посетителей и др.). Апробированы и получили признание новые виды музейной работы: фестивали, ярмарки, конкурсы, «чемпионаты», пленэры…
10 января 2017 г. Соловецкому музею-заповеднику исполнилось 50 лет.
Культурно-массовые мероприятия для местного населения | |
---|---|
1 января | Праздничное гуляние «Новогодний фейерверк» |
28 февраля – 1 марта | Фестиваль культуры и спорта «Соловецкие сполохи» |
1 марта | Народное гуляние «Соловецкая Масленица» |
9 мая | Торжественные мероприятия, посвящённые Дню Победы:
|
18 мая | Акция «Ночь музеев» |
1 июня | Спортивный праздник к Международному дню защиты детей |
26 декабря | Новогодний театрализованный праздник для школьников |
26 декабря | Новогодний театрализованный праздник для дошкольников |
в течение года | Занятия по программам творческих мастерских Школы ремёсел |
Летние культурно-массовые мероприятия для местного населения и гостей архипелага | |
июнь-август | Летняя культурно-экологическая школа для детских образовательных групп |
июль-август | Мастер-классы и занятия по программе «Открытая мастерская» Школы ремёсел |
перенесены на конец августа | Дни памяти жертв политических репрессий |
перенесена на 2021 г. | ХХ Соловецкая ярмарка ремёсел |
20-30 июля | Летняя Соловецкая школа юнг |
26 июля | День Военно-морского флота |
10-14 августа | Фестиваль авторской песни «На Соловецких островах» |
19-21 августа | Соловецкий православный форум памяти Святителя Филиппа |
Всероссийские конкурсы | |
январь-март | Конкурс музейно-образовательных проектов Летней культурно-экологической школы и Летнего университета |
январь-апрель | Конкурс художественных работ «Мои Соловки» |
май-октябрь | Фотоконкурс «Светолетопись Соловков» |
Конкурсы и соревнования для местного населения | |
22 февраля | Ежегодный чемпионат Соловков по подлёдной рыбной ловле |
март | Конкурс для мам и бабушек к Международному женскому дню |
26 июля | Ежегодный островной чемпионат по мини-футболу |
июнь-октябрь | Творческий конкурс «Соловецкий сад-огород» |
ноябрь | Конкурс детских творческих работ к Международному дню матери |
ноябрь | Творческий конкурс для женщин, приуроченный к Дню матери |
декабрь | Творческий конкурс в преддверии Нового года |
Научные конференции | |
вторая половина июля | Научная конференция «Учебный отряд Северного флота. История и память» |
перенесена на конец августа | VI международная научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» |
7-11 сентября | Всероссийская научная конференция «Беломорье и прилегающая территория: история и культура с древнейших времен до наших дней» |
Открытие выставок | |
июль | Выставка «Учебный отряд Северного флота» в Соловецком музее-заповеднике |
8 октября | Передвижная выставка «Мальчики с бантиками. Соловецкая школа юнг ВМФ. 1942-1945» в музее-заповеднике «Кижи», г. Петрозаводск |
октябрь | Передвижная выставка «Взят от земли, яко Адам. Традиции гончарного дела Русского Севера» в Вологодском государственном музее-заповеднике |
декабрь | Передвижная выставка «Мальчики с бантиками. Соловецкая школа юнг ВМФ. 1942-1945» в Мурманском краеведческом музее |
Встречи клуба «Соловчане» | |
7 марта | Встреча клуба, посвящённая Международному женскому дню, 8 Марта |
9 мая | Встреча клуба, посвящённая Дню Победы |
1 октября | Встреча клуба, приуроченная к Дню пожилого человека |
28 ноября | Встреча клуба, посвящённая Международному дню матери |
29 декабря | Предновогодняя встреча клуба |
Фотоматериалы | Соловецкий музей-заповедник
Коллекция фотоматериалов музея-заповедника комплектуется с 1968 г. В неё включены как фотографии, негативы и диапозитивы, так и предметы промышленной графики – открытки, почтовые карточки, альбомы фототипий. Всего фотографическая коллекция насчитывает около тридцати тысяч единиц хранения, из которых в основном фонде числится 1859 предметов.
Материалы можно разделить на следующие временные группы:
- коллекции фотографий и открыток конца XIX – начала XX в.
- коллекция фотодокументов по истории Соловецких лагерей и тюрьмы особого назначения 1920–1939 гг.
- коллекция фотографий по истории Учебного отряда Северного флота (1939–1957 гг.) и Соловецкой школы юнг ВМФ (1942–1945 гг.)
- коллекция фотографий, негативов и открыток советского периода и наших дней
Первая группа включает в себя более трёхсот единиц хранения. Наиболее значимыми для исследователей истории Соловецкого монастыря являются снимки известного архангельского фотографа Я.И. Лейцингера. Он несколько раз посещал Соловки и запечатлел архитектурный облик монастыря, его скитов и пустыней, отдельные постройки, интерьеры храмов, гидротехнические сооружения. В музее хранится подарочный, красиво оформленный авторский альбом 1895 г., часть снимков из него опубликована в книгах конца XIX – начала XXв. Многие из этих снимков неоднократно публиковались в фотоальбомах, издавались в форме открыток.
Ценными фотодокументами являются стеклянные негативы Ф.А. Якубовского, посетившего остров в 1912 г. На его снимках запечатлены не только интерьеры храмов и часовен, но и лица паломников, насельников обители, сцены из повседневной жизни монастыря.
Уникальный альбом фотографий с видами Соловецкого монастыря, Кеми и Онеги поступил из личного архива историка – профессора Ю.С. Ушакова. Фотографии аннотированы, датируются 1909–1911 гг. Изображения некоторых памятников не встречается больше нигде.
В 1910 г. преподаватель гимназии Н.Н. Розов вместе с учениками посетил Соловецкий монастырь. В память о поездке ему был подарен альбом, который в 1972 г. поступил в музей.
Фотодокументы времен нахождения на Соловках лагерей особого назначения и тюрьмы дают представление о состоянии монастыря после сильнейшего пожара в 1923 г., о состоянии хозяйственных построек после закрытия монастыря, масштабах вырубки леса на острове, разнообразии использования труда заключённых. Подлинные снимки из коллекции В. Блувштейна неоднократно иллюстрировали книги по истории СЛОН. Замечательные фотографии поступили от племянницы М.И. Некрасова, заведующего Соловецким биосадом, на них запечатлены сотрудники питомника со своими подопечными – лисами, соболями, гагами, ондатрами.
Не менее интересна коллекция фотографий из личного архива дочери капитана парохода «Глеб Бокий», некоторые из них уникальны – начальник лагеря после охоты, дети на спортивной станции, экипаж парохода с капитаном Я.Я. Каулинем.
Многочислен научно-вспомогательный материал по «лагерной» тематике. Копиями личных фотографий делились бывшие заключённые, а также их родственники, каждый год приезжающие на Соловки на Дни Памяти.
Среди фотодокументов периода Великой Отечественной войны – фотографии воспитанников Учебного отряда Северного флота и Соловецкой школы юнг. На снимках – командиры и преподаватели Школ отряда, занятия по подготовке квалифицированных кадров для военных кораблей, принимавших участие в боевых операциях на флотах в 1941-1945 гг.
В фотодокументах советского периода нашли отражение события политической и культурной жизни Соловков, есть фотоснимки, характеризующие природные особенности острова, его растительный и животный мир, процессы реставрации памятников архитектуры монастыря и скитов, разносторонняя деятельность Соловецкого музея-заповедника. Отдельный блок материалов составляют фотографии и негативы, фиксирующие работу этнографических и археологических экспедиций музея-заповедника в 1970-е – 1990-е гг. В фонде хранятся материалы, рассказывающие о пребывании на острове Патриархов Алексия II и Кирилла, известных писателей и поэтов, космонавтов, деятелей науки и культуры.
В целом, коллекция фотоматериалов в фондах Соловецкого музея-заповедника в той или иной степени представляет историю и культуру архипелага на протяжении многих лет, являясь изобразительной летописью Соловецких островов.
Археология | Соловецкий музей-заповедник
Собрание коллекции «Археология» фондов Соловецкого музея-заповедника насчитывает 3709 единиц хранения Основного фонда и 47219 единиц хранения Научно-вспомогательного фонда.
Формирование коллекции осуществляется по двум основным направлениям:
- «Первобытная» археология – силами «Соловецкой первобытной археологической экспедиции» (САЭ) под руководством археолога, к.и.н., заместителя директора по научной работе Соловецкого музея-заповедника Мартынова А.Я.
- «Средневековая» археология – силами «Соловецкой археологической экспедиции» (средневековый отряд) под руководством археолога, к.и.н., ст. н. сотрудника Института археологии РАН и ст. н. сотрудника Отдела археологических исследований Соловецкого музея-заповедника Бурова В.А., археологическими экспедициями и отрядами под руководством археологов Ворожейкиной М.Е., Зарайченко А.Е., Шульгиной М.В.
В состав коллекции «Первобытной» археологии поступают предметы, собранные на островах Соловецкого архипелага и побережье Белого моря (стоянки Соловецкая-13, 23, Муксалма-6, 8, 9, 17, стоянки на островах Анзер, Б. Заяцкий, Кузова, Жижгин и др.) и охватывающие хронологический период V тыс. до н.э. – I тыс. н.э.
Коллекция включает в себя разнообразный археологический материал, который условно можно разделить на группы:
- Керамика – фрагменты лепных сосудов, различные по орнаментации, величине, толщине стенок, цвету глины
- Орудия охоты – наконечники стрел, дротиков, копий и др.
- Бытовой инвентарь – скребки, проколки, свёрла, отбойники из кварца, сланца и песчаника, нуклеусы (пробные, призматические, биполярные, дисковидные и аморфные), резцы, тесла и др.
- Орудия рыболовства – грузила, якорь
- Культовые предметы – оселок, подвески(?), фигурки
- Отходы каменного производства – отщепы, сколы
Коллекция «Средневековой» археологии включает находки, связанные с производственным комплексом XVII – начала XIX вв., предметы, связанные с бронзолитейной мастерской, одной из основных служб Котельной палаты – обломки тиглей; а также предметы, связанные с историей монастырского быта XVI–XX вв. – коллекция поливной керамики местного производства – гончарные изделия, представленные, в основном, в виде посуды (кринка, кружка, плошка и др.).
Керамика | Соловецкий музей-заповедник
Собрание керамики Соловецкого музея-заповедника в настоящее время насчитывает более 2000 предметов. Это разнообразные керамические изделия бытового назначения и декоративного использования, образцы художественной и строительной керамики, датируемые второй половиной XVI – первой третью XX в.
Коллекция строительной керамики интенсивно комплектовалась в ходе реставрации памятников истории и архитектуры Соловецкого монастыря. Существенная часть этнографического материала получена в результате экспедиционной деятельности сотрудников музея, а также приобретения предметов у частных лиц. Основная тематика сборов памятников материальной культуры связана с историей Соловков и Соловецкого монастыря.
Строительная и архитектурная керамика
Основу коллекции составляют разнообразные строительные и отделочные материалы – кирпичи, черепица, изразцы, плиты и прочее.
Кирпич начал производиться в Соловецком монастыре уже с середины XVI в. – при игумене Филиппе (Колычеве). Для его выработки применялись местные материалы. В XVI-XVIII вв. кирпич изготавливался большемерным, формовали его вручную в деревянных формах. На постелистых гранях большей части кирпичей можно увидеть отпечатки пальцев и ладоней, оставшихся от выталкивания кирпича из формы. Собрание включает как простые, так и фасонные большемерные кирпичи различных форм для выкладки конструкций и выполнения декора.
Коллекция кирпичей XVIII – начала XX в. содержит в большинстве своём простые формы печного кирпича средних и малых размеров, а также фигурные тёсаные кирпичи, предназначавшиеся для украшения печей.
Чрезвычайно интересную часть собрания составляют кирпичи с клеймами. Их в коллекции насчитывается более 120 экземпляров.
Из кровельных покрывных материалов в коллекции хранятся образцы лотковой и поливной городчатой (лемеховой) черепицы конца XVII – начала XIX в.
Собрание керамики насчитывает около трёх с половиной сотен полихромных и муравленых изразцов конца XVII – первой трети XVIII в., большей частью фрагментов. В фондах музея имеются образцы стенных, поясовых, карнизных и прочих изразцов печного набора.
На сегодняшний день сравнительно объёмную часть строительной и архитектурной керамики составляют плиты для выстилки полов и подоконников – неполивные плиты и фигурные и прямоугольные плитки, покрытые различными эмалями.
Гончарные изделия
Не менее интересный раздел собрания – так называемая «грубая керамика», включающая предметы, изготовленные мастерами на гончарном круге из простых глин. Коллекция представлена, в основном, в виде разнообразной посуды: горшков, кувшинов, кружек разных размеров, различных чаш, тарелок, аптечных баночек и прочего.
Несомненно, наибольший интерес представляют изделия гончарного завода Соловецкого монастыря. Посуда предназначалась на продажу богомольцам и для нужд монастыря. Двадцать изделий помечены клеймами Соловецкого монастыря.
Значительную часть «грубой керамики» составляют изделия гончаров различных регионов Архангельской губернии. В основном, это хозяйственные сосуды, простые или скромно украшенные орнаментом, предназначавшиеся для повседневного употребления: мелкие и объёмистые миски и кринки, маслёнки, кубы – большие горшки для выпаривания белья в русской печи, роговики – сосуды с носиком для взбивания и вытапливания сливочного масла, латки – овальные сковороды для приготовления рыбы.
Фарфор, фаянс, стекло
Небольшая часть фонда керамики (немногим более двухсот предметов) представлена фарфоровыми и фаянсовыми изделиями, в определённой мере показывающими разнообразие продукции, выпускаемой отечественными и зарубежными промышленными предприятиями во второй половине XIX – первой половине XX в. Половину собрания составляют изделия производства заводов М.С. Кузнецова и И.Е. Кузнецова. В коллекции также имеются образцы продукции заводов Гарднера, Зацепина, Иконникова, Карякина и Рахманова, Куринова, Федяшина и других отечественных производителей. Среди фарфоровой и фаянсовой посуды немало предметов советского периода 1920–1940-х гг. В собрании хранятся образцы продукции Дмитровской фарфоровой фабрики в Вербилках, Дулёвского фарфорового завода, Конаковской фаянсовой фабрики (завода) им. М.И. Калинина, фарфоро-фаянсовой фабрики «Коминтерн», Песоченской фаянсовой фабрики, фарфоро-фаянсовой фабрики «Пролетарий» в Бронницах. Коллекция содержит и небольшое число фаянсовой посуды, выпускавшейся керамическими фабриками стран Западной Европы и Скандинавии – Англии, Франции, Норвегии, Финляндии, Швеции и некоторых других.
В фонд керамики включена сравнительно объёмная коллекция предметов, выполненных из стекла. Большая их часть была обнаружена в ходе археологических работ на территории Соловецкого монастыря. В основном, это изделия отечественных стекольных заводов – типичная медицинская посуда, флаконы для парфюмерно-косметической продукции, пищевая и техническая стеклотара, предметы быта (лампады, керосиновые лампы, чернильницы, чайницы и прочее). Есть в коллекции и несколько бутылочек с рельефным изображением святых Зосимы и Савватия – основателей Соловецкой обители.
Надеемся, что собрание керамики будет пополняться и украшать интересными музейными предметами экспозиции музея, радовать посетителей.
Добро пожаловать на Соловецкие острова в Белом море!
Добро пожаловать на Соловецкие острова
Соловецкие острова (часто называемые Соловками) — это шесть островов, расположенных в водах Белого моря на севере России. Он расположен всего в 165 км от Полярного круга. Основанный в 15 веке, Соловецкий монастырь был одним из самых известных в России. и святых монастырей, и стал основным местом паломничества.
Это также было местом ссылки, а в 20 веке он использовался как жестокий советский лагерь для военнопленных, в котором умерло более миллиона заключенных.Советские лидеры 1920-х годов иначе увидели преимущества изолированности островов и сурового климата и преобразили архипелаг. в один из первых гулагов страны. Его по-прежнему преследуют тени жертв, которые пострадали за свои политические взгляды в как имперские, так и советские времена, но древний монастырь придает этому месту неповторимый дух духовности. Монастырь реабилитирован после распада Советского Союза, и сегодня природная красота, духовное значение и важная история островов привлекают туристов. всех видов к их берегам.
Во время Второй мировой войны Соловецкие острова использовались как военно-морская база. Монастырь вновь открылся в начале 1990-х и снова стал домом. нескольким монахам. Многие церкви и другие монастырские постройки остаются на реконструкции.
Сегодня Соловецкий монастырь — объект всемирного наследия, музей и дом нескольких монахов. Сама настройка по-прежнему одна из
захватывающая дух природная красота — дикие северные заливы и мысы, спокойные озера и густые густые леса. Расположен в холодных водах
Онежский залив на крайнем севере России, Соловецкий район находится в глуши, но те, кто приложит усилия, не забудут свою поездку.
Самым сохранившимся зданием является Благовещенская церковь, построенная в конце 16 века и содержащая захоронения святых основателей.
монастыря. Подъем на вершину величественной Никольской церкви с примыкающей к ней колокольней,
обеспечивает захватывающий вид на остров.
В 1992 году историко-культурный комплекс Соловецких островов получает статус объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Посещение Соловецких островов
Ежедневно из портов Кемь и Беломорск на Соловецкие острова отправляется катер.Чтобы быть уверенным в наличии места на борту, лучше бронировать заранее. Морская прогулка занимает 2,5 часа от Кеми и 4 часа от Беломорска.
Вы можете провести на острове 8 часов или принять участие в одной из множества интересных экскурсий. Чтобы получить максимальную отдачу от посещения Соловецких островов, во вкладках «Экскурсии» вы найдете обзор Возможны экскурсии на Соловецкие острова. В конце концов, вы также можете посетить Соловецкие острова без каких-либо экскурсий.
Предлагаем следующие уникальные экскурсии:
Экскурсия показывает историю пяти тысяч лет освоения людьми Соловецкого архипелага.Главные герои рассказа — древние строители таинственных лабиринтов, саамы и карелы, суровые православные фанатики.Продолжительность: 3 часа . Дополнительная информация Экскурсия проходит по живописной северной части Большого Соловецкого острова, где есть три небольших и уединенных монастыря.
Продолжительность: 4 часа . Дополнительная информация Понаблюдать за белухами (белухами) на мысе Белуга; западная оконечность Большого Соловецкого острова, место, куда тысячи лет приезжали эти загадочные обитатели северных морей.Экскурсия на скоростном глиссере.
Продолжительность: 3 часа . Дополнительная информация Морская экскурсия на Большой Заяцкий остров. Посетите крупнейшее языческое святилище, каменные лабиринты, комплекс культовых и погребальных сооружений, первая каменная гавань, памятники Андреевского монастыря. С острова открывается прекрасный панорамный вид на Соловецкий монастырь.
Продолжительность: 3 часа . Дополнительная информация Морское путешествие по Соловецкому архипелагу для любителей пейзажа, тишины и покоя, а также фотографов!
Продолжительность: 3 часа . Дополнительная информация
Длительное пребывание на Соловецких островах
Если вы хотите задержаться на Соловецких островах подольше, почему бы просто не отдохнуть в уютном Гостевой дом или отель и любите осмотр достопримечательностей и экскурсий? Есть много мест, где можно остановиться, и мы будем рады посоветовать то, что вам больше всего подходит.
.Соловецкий камень
«Соловецкий камень» — один из первых и, пожалуй, самый важный памятник жертвам тоталитарного коммунистического режима в Советском Союзе. Гранитный валун привезен активистами общества «Мемориал» из села Соловки, у причала Тамары и установлен в сквере возле Политехнического музея на Лубянской площади в Москве 30 октября 1990 года.
Все символично, в том числе и место установка мемориального камня.Соловецкий камень противостоял не только дому 2 на Лубянской площади, где в 1918 году находилась ЧК — НКВД — МГБ — КГБ — сердце машинного коммунистического террора в Советском Союзе — но и стоящему посреди площади памятнику Феликсу Дзержинскому, основателю и Первый лидер «машины смерти» в 1990 году. Памятник «Железному Феликсу» был снесен 22 августа 1991 года.
Место, откуда был принесен камень, тоже было символическим. Концентрационный лагерь на Соловецком архипелаге основан в 1919 году.В 1923 году он стал Соловецким особым лагерем для военнопленных (СЛОН по-русски — слон); а в 1937-1939 гг. — Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Каменный памятник был доставлен морем, а затем по железной дороге с Большого Соловецкого острова в Архангельск, а затем в Москву.
Надпись у подножия постамента гласит: «Этот камень доставлен членами общества« Мемориал »из Соловецкого лагеря особого назначения и установлен в память о жертвах тоталитарного режима». И это тоже символично: «Мемориал» в конце 80-х был, пожалуй, самым независимым массовым общественным движением в СССР — возвращение исторического было признано необходимым условием возврата ценностей закона и морали в политику.
Памятник открыт 30 октября 1990 года. 30 октября с 1974 года отмечается День политзаключенных. Это был «профессиональный день», день солидарности и сопротивления, который в лагерях политзаключенных отмечен массовыми беспорядками и голодовками. Советский союз. Тысячи людей собрались на открытии монумента на митинг по случаю этого события. На открытии выступили бывшие политзаключенные: Олег Волков, Анатолий Жигулин и Сергей Ковалев. В настоящее время 30 октября официально отмечается как День памяти жертв политических репрессий.
Накануне 30 октября люди собираются у Соловецкого камня и читают имена казненных в Москве в годы «большого террора» с 2007 года.
Соловецкий камень был одним из традиционных мест протестов в Москве.
Художник-архитектор С.И.Смирнов и дизайнер В.Е. Корси участвовал в создании памятника. Проект финансировался правительством Москвы. В 2008 году памятник получил статус объекта культурного наследия.
.