Музей цветаевой в санкт петербурге: Дом-музей Марины Цветаевой | Дом-музей Марины Цветаевой

Содержание

«Выше крыш – облака» | Дом-музей Марины Цветаевой

Вход по билетам.

В Доме-музее Марины Цветаевой открывается выставка художника-экспрессиониста Олега Чернова. Приглашаем всех желающих на вернисаж 16 апреля 2016 года в 16.00.

Олег Чернов родился 14 марта 1962 года в Красноярском крае. Выпускник Ставропольского краевого художественного училища. С 1991 года активно работает и участвует в творческой жизни России как художник-экспрессионист. Член Санкт-Петербургского творческого союза художников России (IFA). Всегда полон новых замыслов и идей. Отдает предпочтение творческой свободе и экспрессивной, почти спонтанной живописи. Исследует линию живописи-жеста. Является обладателем золотых медалей Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA) за выставку «Люди – ангелы» и за лучшую работу года в номинации «Живопись», а также бронзовой медали Творческого союза художников России за вклад в отечественное изобразительное искусство. Работы художника находятся в Музее современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург), в Сахалинском областном художественном музее, в Мурманском областном художественном музее, в Тульском историко-краеведческом и художественном музее, в эксклюзивной коллекции Galerie Belled (Нидерланды), а также в частных коллекциях Германии, Голландии, Канады, России, США, Украины, Франции, Швейцарии, Японии. 

«Выше крыш – облака» – такое название как нельзя лучше подходит для выставки, которую художник посвящает всем близким ему по духу людям, живущим и ушедшим. Художникам, писателям, поэтам – той цепочке поколений, идущих через все времена, устремляющих свой взор даже сквозь сырость и туман к бескрайним небесам, там, где в ночи светят луна и звезды, а днем плывут облака и солнце озаряет всех надеждой и светом… 

Бывают дни, когда солнца нет, и пусть даже тьма кромешная – ночь, даже дождь, ветер, непогода… а ты охвачен собственной жаждой – вдохновением и паришь, как будто в небесной лазури, высоко, высоко – выше самых высоких башен и крыш, среди облаков. И так легко… И так прекрасен этот мир, и вдруг все в нем подвластно тебе и постижимо. Как будто ты отправился в самое удивительное и увлекательное свое первое путешествие в этот пока еще неведомый тебе земной мир, что полон загадок и тайн и наполнен людьми. А они, дабы тоже не оставаться в долгу, наполняют его уже своими историями и мечтами, устремляясь воплотить их в жизнь в меру своих способностей и сил. 

Олег Чернов выставляет свои работы в Доме-музее Марины Цветаевой впервые. 

Ждем вас на вернисаже 16 апреля 2016 года в 16.00 в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1. 

Справки по тел.: 8-495-695-35-43

Дом-музей Марины Цветаевой

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве был создан благодаря усилиям представителей культуры. Их инициатива была горячо поддержана академиком Дмитрием Лихачевым и поэтом Евгением Евтушенко. Идея о создании музея обсуждалась несколько лет. Воплотить её в жизнь удалось к 100-летию русской поэтессы.

Марина Цветаева

История музея

Дом-музей Цветаевой был основан в 1990 г., но официальное его открытие состоялось только в 1992 г. Место, выбранное для размещения экспозиции, тесно связано с жизнью поэтессы. Адрес музея: Борисоглебский переулок, д.6, строение 1. Этот дом находится в центре Москвы. Он окружён тремя бульварами — Новинским, Никитским и Новым Арбатом. Цветаева снимала квартиру №3 в этом здании на втором этаже в период с 1914 по 1922 год.

Занимаемое музеем здание само по себе представляет историческую ценность. Построено оно было по проекту архитектора Никифирова в 1862 году в стиле московского классицизма. Внутренние помещения имеют нестандартную планировку. На втором этаже размещаются всего 4 квартиры, с небольшими комнатами. Они соединёны между собой узкими коридорами и большим количеством лестниц.

Дом-музей Марины Цветаевой. Источник: echo.msk.ru

Первым владельцем дома была жена полковника в отставке А.Д.Собко. Вскоре после постройки дом был продан однофамильцам поэтессы — семейству Цветаевых. В разные годы им владели: Вильсоны, Родионовы, Балашовы и Дмитриевы.

Снимаемая Мариной Ивановной квартира располагалась на втором этаже. Говоря о ней, Цветаева сравнивала её с колодцем, наполненным любовью и волшебством.

Квартира состояла из нескольких комнат. На входе располагалась гостиная с потолочным окном и камином. Дальше шёл кабинет, за ним светлая детская комната с 3-я окнами на разных уровнях. Кухня и комната мужа Сергея Эфрона располагались в чердачной зоне. Об окне в занятой им мансарде Цветаева писала:

«Высоко мое оконце!

Не достанешь перстеньком!».

В 1922 году квартиры в доме начали уплотнять. Очень быстро они превратились в коммуналки. В 1930 году здание признали ветхим и включили в список подлежащих сносу в Москве строений. Реализации этих планов помешала начавшаяся в 1941 году война. Новая угроза сноса нависла над домом в 1979 году.

Надежда Катаева-Лыткина

На этот раз на его защиту встала его старейшая жительница дома Надежда Ивановна Катаева-Лыткина. Она отказалась выезжать из здания, пытаясь доказать его историческую и мемориальную ценность. Несколько лет она вела отчаянную борьбу с представителями властей. Наконец, благодаря широкой поддержки общественности ей удалось спасти дом от сноса.

Здание не только не снесли, но и провели его реставрацию. В 1991 году на фасаде появилась мемориальная доска с указанием периода жизни Марины Цветаевой. В настоящее время дом-музей выполняет ещё и роль Культурного центра, который был официально зарегистрирован в 1990 году.

Для размещения экспозиции музея предоставлено семь комнат. В центре есть свой концертный зал, научная библиотека, поэтическое кафе и архив Русского Зарубежья. В цокольном этаже разместили гардероб и киоск по продаже книг Марины Цветаевой.

Что посмотреть

К 125-летию Марины Цветаевой дом-музей получил новый облик. Напротив его входа установлен памятник поэтессы, а в вестибюле посетителей встречает её бюст. Занимаемая музеем площадь составляет 1200 кв. м. В его коллекции более 50 тысяч экспонатов. Часть их размещена в постоянно действующих экспозициях.

Одна из них, расположенная в мансардной части квартиры, посвящена Белому движению. В этом чердачном помещении ранее находилась комната Сергея Эфрона. Название экспозиции дала одна из строчек, написанная поэтессой:

«Белый поход, ты нашёл своего летописца».

Эта строка взята из цикла стихотворений Цветаевой «Лебединый стан». На стенах «чердачной» висят гравюры с изображением Суворова, Корнилова, Нахимова. Среди них портрет матери Эфрона — Елизаветы Дурново. Обстановка комнаты скромная. На письменном столе стоит фотография Марины и Сергея. Среди других представленных в чердачной комнате экспонатов: предметы времён военного коммунизма и гражданской войны, личные вещи генералов Белой армии.

Памятник Марине Цветаевой. Источник: dslov.ru

На кухне, расположенной в той же мансардной зоне, размещена экспозиция рассказывающая о династии Дурново-Эфронов. В ней представлено большое количество фотографий и личных вещей Марины Ивановны, небольшие живописные и рукодельные работы Елены Дурнаво, акварели Волошина и первую книгу Сергея Эфрона. Особую ценность в коллекции представляет фамильный герб Цветаевых.

В бывшей комнате поэтессы размещена экспозиция «Поэт и время». Она рассказывает о творчестве и жизни Марины Цветаевой. Здесь можно увидеть портреты А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта и других. Отдельная экспозиция музея, размещенная в бывшей детской комнате, посвящена истории детей Цветаевой — Ариадны и Георгия.

Чердачная. Источник: typical-moscow.ru

Большая часть экспонатов была подарена музею потомками семьи. В квартиру в Борисоглебском переулке Цветаева поселилась в возрасте 21 года. К этому времени она уже успела выпустить три сборника. За восемь прожитых в квартире лет Марина Ивановна добилась признания своего поэтического таланта в московской поэтической среде.

Самым счастливым временем для неё были первые четыре года. Произошедшая в России революция и последовавшая за ней гражданская война, изменили её жизнь и разрушили семейное счастье. Эфрон записался в Добровольческую армию и ушёл воевать. В приюте умерла от голода трехлетняя дочь Марины Ивановны Ирина. Собрав в чемоданы оставшиеся после распродажи вещи, Цветаева отправилась из любимой ею квартиры в эмиграцию.

Подробнее узнать о судьбе поэтессы и лучше узнать её творчество помогают проводимые сотрудниками музея спецпроекты:

  • «Стихи в саду». Включает в себя цикл лекций с чтением стихов Цветаевой, которые проводятся в парках Москвы.
  • «Марина Цветаева – кинозритель». Проект посвящён просмотру любимых Мариной Ивановной фильмов. Просмотр чёрно-белого немого кино проходит под органную музыку.
  • «Поэтическая среда»
    . Проводятся встречи зрителей с современными московскими поэтами.

Особую ценность представляет архив Русского зарубежья. В нём хранятся материалы, связанные с жизнью творческой интеллигенции в эмиграции.

Практическая информация

Адрес музея: Борисоглебский переулок, д.6, строение 1. Официальный сайт: http://www.dommuseum.ru/.

Добраться до дома-музея можно на метро или на автобусе №6, трамвае №2 или 44. Ближайшая к музею станция метро «Арбатская».

Попасть в музей можно:

  • по вторникам, средам, пятницам и воскресеньям: с 12.00 до 19.00
  • по понедельникам и в последнюю пятницу месяца: с 12.00 до 21.00.

Касса музея прекращает продажу билетов за 15 минут до окончания его работы.

Каждое третье воскресение месяца вход в музей бесплатный.

Заключение

Жизнь и творчество Марины Цветаевой вызывает неподдельный интерес у любителей поэзии Серебряного века. Всего в стране открыто восемь музеев, посвященных поэтессе. Дом-музей в Борисоглебском переулке считается один из лучших.

 

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве. Фото: https://www.facebook.com/tsvetaevamuseum/photos/

Дом-музей Марины Цветаевой распахнул свои объятия для поклонников творчества одного из великих поэтов Серебряного века в 100-летие со дня рождения Марины Ивановны в 1992 г. Здание расположено в Москве, а конкретно – в Борисоглебском переулке. Это практически самое сердце города. Музей предлагает посетителям обширную экспозицию. Из нее можно узнать больше о жизни, семье великолепной поэтессы. Первый этаж занимают кассовые будки и помещения для выставок, где организуются временные экспозиции. А раньше в этих комнатах жили цветаевские соседи.

Дом-музей Марины Цветаевой как культурный центр

Весь цокольный этаж занят гардеробом, магазинчиком, в котором продаются характерные для музея поэта сувениры. Конечно же, это книги. Произведения, повествующие о жизни, творческом пути поэтессы. Настоящим украшением второго этажа являются рукописи, фотоснимки Марины Цветаевой, а также снимки с изображением её близких.

Во время экскурсии по остальным залам можно увидеть воспроизведенные интерьеры комнатушек, в которых некогда они жили всей дружной семьей. Третий этаж внесет немного домашнего тепла, такого родного для каждого, ощущения уюта в душу каждого гостя музея. Здесь небольшие комнатки с низкими потолками. Несколько помещений практически фотографические копии тех, в которых жили Эфрон, Марина, их детки. Другие комнаты отведены под экспозицию памятных вещей, фото, писем. Есть также отдельно комната, и вот в ней выставка посвящена исключительно Эфрону тому, как он доблестно служил.

Дом-музей Марины Цветаевой обладает богатейшей коллекцией. Основу составляют мемориальные вещи поэтессы, а также ее родных. Конечно же, это фотоснимки, книги, письма, которые принадлежали самой поэтессе, её мужу – Сергею Эфрону, а также отцу. Дом-музей Марины Цветаевой – это не только музей с коллекцией предметов Цветаевой. Здесь же есть архив Русского Зарубежья с рукописями и снимками Мережковского, Ремизова, неподражаемого Бунина, незабвенной Гиппиус и других мастеров слова.

А еще архив будто перемещает посетителей во времени. Перед взорами предстает Москва двадцатого столетия, а точнее даже – 20-ых – 40-ых гг. Во время экскурсии можно посмотреть афиши, книжки и буклеты, периодические издания. Конечно же, здесь все предусмотрено для исследователей, которые занимаются изучением и ведут научную деятельность в этой области.

Дом-музей Марины Цветаевой и обновленная мемориальная квартира

Сегодня в Москве можно посетить именно обновленную мемориальную квартиру, в которой открыты стационарные экспозиции. Одна из выставок – посвящение Белой армии. Выставка позволяет гостям заглянуть в страшные годы испытаний, когда супруги были в разлуке. Казалось бы, «бездушные» предметы быта, военного коммунизма, фотоснимки – все они буквально оживают, каждый рассказывает свою историю, от которой начинает щемить сердце. На ум приходят строки цикла «Лебединый стан».

Кстати, сама экспозиция и названа строкой одного из стихотворений поэтессы. Экспозиция в бывшей кухне – посвящена семье Дурново-Эфрон. Здесь можно поближе познакомиться с семьей мужа великой поэтессы, больше узнать об их пристрастиях, взглядах и убеждениях. Экспонаты как бы сплетают удивительное кружево истории своей семьи. В просторном зале напротив мемориальной квартиры – еще одна стационарная экспозиция, посвященная поэтессе в контексте того времени, в которое она жила и что творила. Контекст жизни и творчества Марины Цветаевой помогает глубже понять смыслы ее произведений, проникнуться той атмосферой.

В конце экскурсии можно узнать о судьбе Георгия и Ариадны (детей). А еще о том, что наследие поэтессы живо. Поклонники творчества Марины Цветаевой смогут насладиться пребыванием в стенах музея, богатой историей, рассказанной не только экскурсоводом, но и «живыми» экспонатами.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

В фондах московских музеев хранится множество предметов, связанных с Новым годом и Рождеством. О самых интересных экспонатах — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Музей космонавтики. Бутылка из-под особенного шампанского

В 1957 году, когда на орбите Земли появился первый искусственный спутник, далеко не все земляне верили в дальнейшие успехи в освоении космического пространства. Один из скептиков, французский винодел по имени Анри Мэр, даже поспорил с советским консулом, что человечество никогда не увидит обратную сторону Луны. На кон француз поставил тысячу бутылок шампанского. Всего через два года ему пришлось признать свое поражение.

В октябре 1959 года в космос полетела советская автоматическая станция «Луна-3», которая отправила на Землю первые снимки обратной стороны естественного спутника нашей планеты. Узнав об этом, винодел решил выдать заслуженный приз победителям. Он обратился в посольство СССР во Франции и запросил имена тех, кто готовил «Луну-3» к полету. Из-за строгой секретности советской космической программы ему отказали в предоставлении этой информации и посоветовали отправить бутылки на адрес Академии наук СССР.

Посылка от французского винодела прибыла в пункт назначения в целости и сохранности, и вскоре шампанское было передано в Особое конструкторское бюро (ОКБ-1). 31 декабря 1959 года на праздничной встрече с сотрудниками ОКБ Сергей Королев вручил людям, ответственным за запуск «Луны-3», по две бутылки французского напитка. «Привезти вечером домой на семейную встречу Нового года французское шампанское, полученное в подарок за Луну, — согласитесь, это не каждому дано», — вспоминал в своей книге «Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам» советский ученый Борис Черток.

Сегодня одна из бутылок хранится в экспозиции Музея космонавтики. В коллекцию музея ее передала дочь Сергея Королева Наталия в 2019 году. Узнать другие интересные истории об экспонатах можно на онлайн-выставке «Музей космонавтики в деталях. Сторителлинг от лица экспонатов».

Дом-музей Марины Цветаевой. Новогодние письма родным

В семье Цветаевых Рождество и Новый год были одними из самых любимых праздников. Ожидание заветных дней начиналось сразу после первого снега. Анастасия Цветаева вспоминала:

«Незаменимая ничем — елка! В снегом — почти ярче солнца — освещенной зале, сбежав вниз по крутой лестнице, мимо янтарных щелок прикрытых гудящих печей, — мы кружились, повторяя вдруг просверкавшее слово. Как хрустело оно затаенным сиянием разноцветных своих “р”, “ж”, “д”, своим “тв” ветвей. Елка пахла и мандарином, и воском горячим, и давно потухшей, навек, дедушкиной сигарой».

Тем, кого невозможно было поздравить лично, Цветаевы писали письма. В Доме-музее Марины Цветаевой хранится послание, которое 15-летняя Марина Ивановна отправила в декабре 1907 года своим двоюродным дяде и тете, Елене и Ивану Добротворским.

«Как-то Вы там поживаете? Не занесены ли снегом? Сегодня мы с Илюшей покупали елку, немного лысую с одного бока, но все же сносную. Поставили мы ее в нашей комнате, вернее в той, где наш книжный шкаф. Будет ли у Вас елка? Много ли катается Андрей? Не пугаются ли его встречные? Мы тут часто Вас вспоминаем и искренно Вам завидуем… От души желаю Вам веселых праздников и всяких благ к Новому году», — писала Марина Ивановна.

Добротворские жили в Тарусе, где глава семейства служил земским доктором. Кстати, именно по приглашению Елены Александровны и Ивана Зиновьевича Цветаевы впервые побывали в этом городке, сыгравшем большую роль в жизни Марины Ивановны.

Больше узнать о праздновании Нового года и Рождества в семье Цветаевых можнона новогодней выставке «Москва — снег — Рождество», которая открыта на сайте Дома-музея Марины Цветаевой.

Музей-заповедник «Царицыно». Три фарфоровые снегурочки

Один из самых ценных новогодних экспонатов в собрании музея — работа знаменитой художницы Александры Щекатихиной-Потоцкой «Снегурочка», созданная в 1923 году. Александра Васильевна училась в дореволюционном Санкт-Петербурге в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств у Николая Рериха и Ивана Билибина (впоследствии он стал ее мужем). Художница создавала эскизы костюмов к балету Игоря Стравинского «Весна священная», операм «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова и «Рогнеда» Александра Серова, для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. По наброскам Александры Щекатихиной-Потоцкой были выполнены росписи многих изделий на Государственном фарфоровом заводе (бывший Императорский фарфоровый завод) в Петрограде, однако наибольшую известность художнице принес агитационный фарфор.

Скульптурная композиция по мотивам пьесы-сказки Александра Островского «Снегурочка», созданная скульптором Ниной Полынской в начале 1950-х, на фотографии выглядит миниатюрной, но в реальности ее высота — около полуметра. Полынская сотрудничала с несколькими фарфоровыми заводами (Дмитровским, Дулевским, Рижским, Гжельским) и работала как в малой, так и в крупной форме. По мнению искусствоведов, в произведениях Нины Павловны можно обнаружить влияние мейсенской фарфоровой пластики, искусства итальянского Возрождения и русской керамики эпохи модерна.

А вот другое видение образа внучки Деда Мороза, более хрестоматийное, — работа художницы Софьи Велиховой 1956 года. Героиня одета в белое пальто с золотыми снежинками. Именно так выглядели Снегурочки, которых можно было встретить под Новый год в детских садах и школах Советского Союза. Рядом с ней лесные птицы, зайцы и белка — напоминание о том, какая Снегурочка добрая и милая.

Музей истории ГУЛАГа. Елочная игрушка «Редиска»

В январе 1937 года по подозрению в контрреволюционной деятельности был арестован иркутский инженер-механик Лев Эстеркес. В мае его супруга Наталия родила сына. Маленький Валера не успел познакомиться с папой — в октябре того же года Льва Абрамовича приговорили к высшей мере наказания. Вскоре после исполнения приговора арестовали и Наталию Александровну. Вместе с пятимесячным сыном ее поместили в тюрьму, а 10 декабря 1937 года приговорили к восьми годам лагерей. Наказание Наталия Эстеркес сначала отбывала в АЛЖИРе — Акмолинском лагере жен изменников Родине, а в 1938-м ее перевели в Каргопольлаг. В годы заключения Наталия Александровна работала в госпитале.

Валера жил с мамой до семи лет, после чего его определили в детприемник. Забрать сына Наталия Александровна смогла в 1945 году — после освобождения, а в 1955-м она была полностью реабилитирована.

Много лет спустя уже взрослый Валерий Эстеркес рассказывал о подготовке к Новому году в лагере.

«Помню, как игрушки они делали на елку. Изощрялись. Вырезали из рентгеновских пленок самолеты, какие-то из них подвешивали. Мама делала из ваты игрушки: грибки, редиски и раскрашивала их. У меня одна такая редиска лежит в елочных украшениях — я ее всегда надеваю».

Сегодня эта елочная игрушка, сделанная Наталией Эстеркес, хранится в Музее истории ГУЛАГа.

Мемориальный Музей А.Н. Скрябина. Открытка композитора

В начале 1904 года знаменитый композитор Александр Скрябин покинул Российскую империю и поселился в Швейцарии. Музыкант очень скучал по родным и часто писал им письма. В фондах Мемориального музея А.Н. Скрябина хранится открытка, которую композитор отправил близким в канун 1905 года.

В открытке от 30 декабря 1904 года (12 января 1905-го — по новому стилю), на которой изображена одна из главных достопримечательностей Женевы — собор Сен-Пьер, Скрябин написал: «Дорогих бабушек и тетю поздравляю с Новым годом и шлю мои лучшие пожелания. Поздравляю также Петю, Елену и деток. Скоро напишу побольше! Ваш Саша».

К бабушкам Елизавете Ивановне и Марии Ивановне и тете Любови Александровне он испытывал особую привязанность. В 1873 году, когда будущий композитор был совсем маленьким, от чахотки умерла его мама. Отец был дипломатом и дома бывал нечасто, поэтому все заботы, связанные с воспитанием ребенка, взяли на себя его бабушки и тетя. За это композитор был им очень благодарен и никогда о них не забывал.

Когда в 1915 году Александр Скрябин серьезно заболел, Любовь Александровна и Елизавета Ивановна заботились о нем до последнего дня жизни. Кстати, после смерти Александра Николаевича его любимая тетя стала первой хранительницей фондов музея композитора.

Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора

Музей-квартира И.Д. Сытина. Календари печатника

Новый год сложно представить без нового календаря. В коллекции Музея-квартиры И.Д. Сытина хранится коллекция календарей, созданных в товариществе знаменитого издателя в конце XIX — начале XX века.

В феврале 1883 года Иван Сытин учредил товарищество «И.Д. Сытин и К°». Одна из первых задумок молодой фирмы заключалась в создании народного календаря.

«В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, не имевших никакой доли в культурном наследстве человечества… По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали все свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни», — рассказывал Иван Сытин в своей книге «Страницы пережитого».

К выпуску своего первого календаря издательство Сытина готовилось пять лет. Специально для этого из-за границы товарищество заказало несколько ротационных машин, способных осилить многомиллионные тиражи будущего издания. Иван Дмитриевич выдвигал к своей продукции такие требования, как дешевизна, изящность и доступность.

Ставка на массовую аудиторию сделала свое дело: к концу 1880-х годов календари Сытина заняли лидирующие позиции на рынке. В начале XX века издательство Ивана Дмитриевича выпускало 25 наименований календарей, а их совокупный тираж составлял более 12 миллионов экземпляров.

И снова 1 января. Как Иван Сытин перевернул представления о календаре Придумал отрывной календарь и помогал вегетарианцам. За что еще москвичи любили Ивана Сытина

Лекция «Петербург Марины Цветаевой» / Главная / МЦБС им. М.Ю. Лермонтова

Все библиотеки и мероприятияЦентральная им. М.Ю. ЛермонтоваОткрытая Гостинаяимени К.А. Тимирязева«Екатерингофская»«На Стремянной»«Лиговская»«Открытые мастерские»имени А.С. ГрибоедоваБиблиотека Национальных Литератур«Измайловская»Центр Британской КнигиБиблиотека Книжной ГрафикиБиблиотека Комиксов«Старая Коломна»имени Н.А. Некрасоваимени А.И. Герцена«Семёновская»«Бронницкая»Детская

Все событияВыставкиЛекцииЭкскурсииМастер-классыКинолекторииАкцииСпектаклиДля детейКонцертыLanguagesТворческие вечераПрограммыКонференцииФестивалиOnline

Вернуться к списку событий


29.03.2019

29 марта в 18.30 в библиотеке им. К. А. Тимирязева (ул. Шкапина, д. 6) состоится лекция «Петербург Марины Цветаевой».

«Над Петербургом стояла вьюга. Именно — стояла: как кружащийся волчок — или кружащийся ребенок — или пожар. Белая сила – уносила» — так начинается очерк Марины Цветаевой «Нездешний вечер», написанный по ее впечатлениям от поездки в Петербург в январе 1916 года спустя двадцать лет. Марина Цветаева была редкой гостьей нашего города, однако именно этот приезд особенно запомнился ей, оставив яркие воспоминания о людях, встречах и об удивительной атмосфере, которая царила в литературном обществе того времени.

Саперный переулок – настоящий музей под открытым небом, посвященный Марине Цветаевой – именно здесь оказалось сразу три дома, непосредственно связанные с ее именем. Мы сможем погрузиться в атмосферу предреволюционного Петрограда, почувствовать себя гостем литературного салона Каннегисеров, где побывала Марина Цветаева, познакомиться с героями очерка «Нездешний вечер», увидеть Петербург глазами московского поэта.

Лектор — Александра Косоротикова, студентка 2 курса филологического факультета СПБГУ, выпускница Юношеского университета Петербурга, член Всемирного клуба петербуржцев.

Куратор — Наталия Скородумова

Подробности по телефону 252-72-89 или в VK

Вход свободный

0+

Время проведения: 18:30–20:00

Выставка «Валерий Мишин: Мы: Замятин, Цветаева, Маяковский»

Выставка «Валерий Мишин: Мы: Замятин, Цветаева, Маяковский» Выставка художника Валерия Мишина«Валерий Мишин. Мы: Замятин, Цветаева, Маяковский»17 февраля – 7 марта Валерий Мишин как художник занимается живописью, объектом, инсталляцией, станковой и книжной графикой и скульптурой, как литератор – пишет стихи и прозу. Разработал метод «Остаточного реализма», при котором главной компонентой живописного или графического произведения является оттиск на холсте или листе бумаги реального предмета. Блестящий график, создавший графические циклы, посвященные творчеству Пушкина, Карамзина, Цветаевой, Маяковского, Соллогуба, Замятина… Одна из последних работ — иллюстрации к «Песни Песней» царя Соломона. Прекрасное владения всеми графическими техниками, острота художественного решения, большая эрудированность и глубина проникновения в суть и ткань художественного произведения — это отличительные черты, присущие творчеству Валерия Мишина. В живописных работах художник добивается свободы самовыражения через освобождение движения потоков красок по поверхности холста. На выставке «Мы» Валерия Мишина: Маяковский, Цветаева, Замятин» представлены графические работы художника, выполненные для иллюстрированных книг издательства «Вита Нова». Работы Валерия Мишина представлены в собраниях: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; Государственного Эрмитажа; Государственного Русского музея; Всероссийского музея А.С. Пушкина; Музея Ф. М. Достоевского; Музея истории Санкт-Петербурга; Музея городской скульптуры, Санкт-Петербург; Московского музея современного искусства; Музея современного искусства СПБГУ; Калининградской государственной художественной галереи; Museum and Art Gallery, Bristol; Zimmerly Art Museum, New Brunswick, New Jersy; Gutenberg-Museum, Mainz; Museum of the House of Humor and Satire, Gabrovo; Cremona Civic Museum и др., а также в многочисленных частных коллекциях.Контакт: +7 921 977 43 00, [email protected]

© Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Дом-музей Марины Цветаевой представляет выставку «Имя твое – пять букв…»

Дом-музей Мари­ны Цве­та­е­вой пред­став­ля­ет выстав­ку «Имя твое – пять букв…». Выстав­ка при­уро­че­на к 140-летию Алек­сандра Блока.

С 21 авгу­ста 2020 года в Доме-музее Мари­ны Цве­та­е­вой откры­ва­ет­ся выстав­ка к 140-летию А. Бло­ка, вели­чай­ше­го поэта «Сереб­ря­но­го века», «млад­ше­го» сим­во­ли­ста, затмив­ше­го мно­гих сво­их стар­ших совре­мен­ни­ков. Музей Цве­та­е­вой в про­стран­стве Мемо­ри­аль­ной квар­ти­ры рас­ска­зы­ва­ет исто­рию зарож­де­ния цве­та­ев­ско­го мифа о Блоке.

А. Блок – один из самых слож­ных, зага­доч­ных, «закры­тых» поэтов эпо­хи. На выстав­ке с помо­щью пред­ме­тов-сим­во­лов созда­ет­ся «лаби­ринт» души Бло­ка, состо­я­щий из оппо­зи­ций, рас­кры­ва­ю­щих ту или иную лич­ност­ную чер­ту Бло­ка – «вели­кий свет» или «злую тьму».

М. Цве­та­е­ва и А. Блок не были зна­ко­мы лич­но – Цве­та­е­ва виде­ла поэта два раза на его поэ­ти­че­ских вече­рах, слу­ша­ла сти­хи в его автор­ском про­чте­нии. Отно­ше­ние Цве­та­е­вой к Бло­ку труд­но назвать ина­че, чем «обо­жеств­ле­ние». Она посвя­ти­ла поэту цикл «Сти­хи к Бло­ку», издан­ный отдель­ной кни­гой, в кото­ром назы­ва­ет его «все­дер­жи­тель моей души», «неж­ный при­зрак», рыцарь без уко­риз­ны». Сти­хи цик­ла были напи­са­ны Цве­та­е­вой в Доме в Бори­со­глеб­ском пере­ул­ке, и имен­но здесь откро­ет­ся выстав­ка, посвя­щен­ная двум поэтам.

В пери­од рабо­ты выстав­ки в мемо­ри­аль­ной квар­ти­ре мож­но будет уви­деть тет­радь Мари­ны Цве­та­е­вой со сти­ха­ми к Бло­ку, при­жиз­нен­ные изда­ния Бло­ка и Цветаевой.

На выстав­ке будут пред­став­ле­ны пред­ме­ты из фон­дов Дома-музея Мари­ны Цве­та­е­вой, Госу­дар­ствен­но­го музея исто­рии рос­сий­ской лите­ра­ту­ры им. В.И. Даля, Госу­дар­ствен­но­го исто­ри­че­ско­го музея, Рос­сий­ско­го наци­о­наль­но­го музея музы­ки, Рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го архи­ва лите­ра­ту­ры и искусства

Звер­шит рабо­ту выстав­ка 8 нояб­ря 2020 года.

Фото — сайт litfund.ru

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.

Дом-музей Марины Цветаевой

Дом-музей Марины Цветаевой предлагает обновленную Мемориальную квартиру поэта.

В музее открыты постоянные экспозиции.

«Белый крестовый поход, ты нашел своего летописца» — выставка под названием «Строка цикла Цветаевой« Лебединая мельница », посвященная Белой армии. В бывшем «офицерском» чердаке квартиры собраны предметы быта времен Гражданской войны и военного коммунизма.Фотографии Цветаевой и ее мужа Сергея Эфрона, генералов Белой армии и картины из жизни современной Москвы дают представление о годах испытаний, проведенных супругами врозь. Заглянуть во внутренний мир поэта помогут стилизованные рукописи поэта отрывками из записных книжек Цветаева. Подробная аннотация рассказывает о событиях жизни семьи в 1915 — 1922 годах.

В бывшей кухне, переоборудованной в просторный выставочный зал, разместилась экспозиция, посвященная семье Дурново — Ефрон.Новый подарок потомков семьи вместе с материалами из собраний Дома-музея впервые подробно представит посетителям историю многодетного, талантливого семейного мужа Цветаевой. Причастность родителей к народовластию, арестам и депортациям, вынужденной эмиграции — вот очерк жизни этих веселых, щедрых, благородных людей. Дружба с М. Волошиным, творческие и артистические наклонности членов семьи, содержательная и непростая жизнь Э. Я. Ефрона, один из членов семьи прожил долго и практически заменил мать осиротевшей племянницы А.С. Эфрон. На выставке можно увидеть небольшие живописные работы и авторские работы мамы Э. П. Дурново, первую книгу рассказов С. Ю. Ефрона, акварели Волошина, одеяло, сшитое его мамой Е. О. Волошиной. Трагическая редкость — мраморная плита из могилы матери и сына Э. П. Дурново и К. Я. Эфрона, перевезенная из Парижа. Украшением выставки впервые стал живописный портрет Э. Я. Ефрона, тонкие и теплые работы М. Сабашникова.

Выставка «Поэт и время», расположенная в большом зале напротив Мемориала, является логическим дополнением к представленным на ней материалам.Он рассказывает о жизни и творчестве Цветаевой, иллюстрирует литературный и социокультурный контекст конца 19 — первой половины 20 века, раскрывает масштаб личности поэта и ее значение в русской культуре, позволяет лучше и лучше в полной мере присутствует в ее семье и литературном окружении.

Выставка начинается с истории семьи, происхождения рода. Фотографии отца и матери И. В. Цветаевой — М. А. Майн и дедушка А. Д. Майн, брат Андрей и сестры Валерия и Анастасия.Книги Д. В. Цветаева, изображение фамильного герба , семейные вещи. Музей изобразительных искусств — «большой младший брат» сестер Цветаевых — представляет старые открытки с изображениями комнат, копии музейных изданий с автографами И. В. Цветаевой, Мемориальный музей.

Пребывание в Европе с 1902 по 1906 год, поездка в Италию, Швейцарию, Германию, жизнь на Итальянской Ривьере в городке Нерви, учеба во французской школе-интернате в Лозанне, Швейцария и в немецкой школе-интернате во Фрайбурге. достопримечательности этих городов.

Литературная среда юной Цветаевой в московских символистах, крымская среда — представлены портреты А. Белого, Л. Кобылинского (Эллис), В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина и др. Петербургских современников Цветаевой, ее кумиров, получатели и рецензенты — А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Кузьмин, Есенин, Вяч. Иванова отражены редкие издания начала ХХ века с автографами авторов.

Бурная жизнь литературного авангарда проиллюстрирована редким изданием «Никитинских суббот», журналом LEF с автографом Бориса Пастернака, книгами Цветаевой «Миля», «Миля-1», «Царевна» дизайнера Д.Митрохин; портреты друзей того времени.

Берлин — отправная точка эмиграции, 1922 г. О прибытии М. Цветаевой говорится в записке С. Эфрона. Портреты А. Белого, А. Вишняка, Эренбурга, окружающие Цветаеву в Берлине, бок о бок с вышедшими в берлинском издательстве книгами Цветаевой «Стихи Блоку», «Разлука», «Царь-девица» дизайнера Л. Чириковой. В соседнем витрине выложены музейные экспонаты, рассказывающие о жизни в Чехии трех лет, которые она назвала самыми счастливыми в своей жизни.Там у нее родился любимый сын Георгия Цветаева. Фотография статуи Цветаевой Брауншвейг с надписью, копии журналов «Воля России» и «Ковчег», письма А. Ремизова и Цветаевой М. А. Оболенского, конверт писем Цветаевой К. Родзевичу.

1925 — 1939 — годы, проведенные семьей во Франции. «Небесная арка» — тройственный союз в переписке с Борисом Пастернаком и Р. М. Рильке. Памятные вещи — открытки из коллекции Марины Цветаевой, карта Парижа, принадлежащая ее дочери Ариадне Эфрон, янтарные бусы и кожаный пояс М.И. Цвета

Поэт Цветаева, Музей Москвы — Список Johnson’s Russia 1-29-03

# 2 — JRL 7039
ОСОБЕННОСТЬ — Московский музей хранит память поэта
Джанет МакБрайд

МОСКВА, 29 января. / Рейтер / — Обычный фасад выходит на дом россиянина. поэт, который всегда утверждал, что она была простой.

Внутри неожиданный беспорядок лестниц, коридоров и комнат, уставленных книгами. на русском, немецком и итальянском языках намекает на мысли поэтессы Марины Цветаевой чествовали ее дебютом, но презирали ее смерть, обожали в сегодняшней России, но заброшенный снаружи.

«Несомненно, Марина Цветаева была одним из великих поэтов 20-го века. века «, — сказала Элейн Файнштейн, одна из немногих, кто перевел Стихи Цветаевой на английском языке.

Цветаева написала 2000 стихотворений о революции, двух мировых войнах и многом другом. более десяти лет ссылки в Берлине, Париже и Праге. Ее работы завоевали восхищение европейских писателей, таких как российский Борис Пастернак и немецкий Райнер Мария Рильке.

Поэт Осип Мандельштам был среди ее многочисленных любовников.

Но ее стихи, многие из которых были грубыми выражениями любви и желания, не содержали место Иосифа Сталина в суровом Советском Союзе.

Сложные рифмы и ритмы ее произведений и своеобразный словарный запас напугали переводчиков.

На момент самоубийства в 1941 году в заброшенном городке в Татарстане сотни В милях к востоку от Москвы Цветаева была без гроша в кармане, одинока и почти забыта.

Из великих поэтов Серебряного века России, в том числе Мандельштама, Бориса Пастернак и Анна Ахматова — она ​​долгое время находилась в запустении.

«Она умерла до того, как ее работа была признана. В России ее считали эмигрантка и совершенно не пользовалась доверием и на Западе ее не знали. Люди любят сегодня она на Западе, но только если они смогут ее найти », — сказал Файнштейн.

УХОДЯЩАЯ КОМЕТА

Дом Цветаевой 1914-1922 годов, ныне ее музей, стоит на окраине Некогда богемный московский Арбат.

До революции ее дом был заполнен художниками, актерами и писателями. отдавая дань уважения молодой женщине, прославившейся в 18 лет, опубликовав ее первая книга стихов.

«Она была некомпетентной и эгоистичной. Она всегда ставила стихи на первое место. и ее дом был запущен », — сказал Файнштейн.

Однако жизнь Цветаевой была перевернута восстанием 1917 года. Ее муж Сергея воевал с революционерами, Цветаева погрузилась в бедность и в 1920 году ее двухлетняя дочь Ирина умерла от голода.

Цветаева начала длительную ссылку.

РОССИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Спустя годы после анонимной смерти Цветаевой ее последователи приступили к восстановление ее репутации.После десятилетий подавления ее стихи, наконец, были переиздана на родине в 1961 году во время непродолжительной оттепели при Никите Хрущеве.

Дом-музей и библиотека Цветаевой открылись десять лет назад и сейчас рисуют десятки посетителей каждый день.

Стихи Цветаевой даже нашли место в русской массовой культуре благодаря песни поп-дивы Аллы Пугачевой, исполняющей некоторые слова Цветаевой Музыка. «У зеркала» рассказывается о романе с поэтессой Софией. Парнок, «Сколько их (Реквием)» говорит о смертности.

«Сегодня у нее новая аудитория, молодые и старые. Она одна из наших величайших поэтов «, — сказал куратор музея.

«Она самый страстный и музыкальный из поэтов», — сказал пожилой человек посещает дом. «Вы можете почувствовать ее значение».

Теперь любители творчества Цветаевой хотят охватить большую аудиторию на улице. Россия, задача, которая усложняется сложностью ее стихов. Только фрагменты стихов Цветаевой доступны в переводе.

«Самое сложное качество в том, что она придумывает собственные слова, какие именно? можно делать по русски.Она изобретала очень свободно », — сказал Файнштейн, чей тонкий сборник стихов Цветаевой некоторые считают лучшим английским перевод.

«Также сложны строфа и ритм, который течет по странице. запечатлеть, если хочешь сохранить рифму и смысл ».

Для многих из тех, кто действительно находит Цветаеву, говорит Файнштейн, цитируя слова одно из ее стихотворений: «Она кусает, как клещ. Ты должен вырвать ее корни, чтобы избавься от нее ».

Вернуться к началу Следующая статья



Славия кафе Марины Цветаевой, Прага, CZ

Нажмите на фото для увеличения .

Я редко так делаю, но опять жду. Я не делал этих фото. Это сделала моя жена Оксана Мысина, когда она недавно была в Праге на съемках сцен для документального фильма о великой русской поэтессе Марине Цветаевой.
Цветаева (1892-1941) большую часть 1922-1925 годов провела в Чехословакии. По общему мнению, она любила эту страну и ее столицу Прагу и очень скучала по ней, когда ей приходилось уезжать из нее. В то же время жизнь здесь никогда не была легкой. В ее семейной жизни был огромный стресс, и ей было на что жить.Она приехала в Чехословакию, чтобы быть со своим мужем Сергеем Эфроном, бывшим солдатом белой армии, который, как она когда-то думала, погиб во время гражданской войны, и который будет учиться в Карловом университете в Праге. Но денег у них практически не было, и они жили, в лучшем случае, впроголодь.
Цветаева была ищущим сердцем, и, изо всех сил пытаясь остаться в живых с мужем и дочерью Ариадной, она попала в широко разрекламированный роман с бывшим военным Константином Родзевичем. После того, как это закончилось в 1923 году, у нее начался эпистолярный роман с Борисом Пастернаком.Хотя на самом деле они не встречались до 1935 года в Париже, пик их эпистолярных отношений сделал их одну из самых известных любовных похождений русских писателей. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке также ненадолго стал частью этих отношений, поскольку все они обменивались мыслями, стихами и эмоциональными устремлениями в оживленной переписке, которая внезапно закончилась смертью Рильке в 1926 году.
Моя подруга и коллега Александра Смит опубликовала то, что опубликовала Похоже, это текст Анастасии Копршивовой, который так хорошо описывает детали этого периода, что я просто перехожу к нему:
« В самой Праге Цветаева прожила меньше года, с осени 1923 года по весну 1924 года.В столице Эфрон поселился в мансарде в районе Смихов на Шведской (Švédská) улице в доме № 51, на стене которого в 1989 году открыли мемориальную доску, посвященную поэтессе. Вспоминая эту квартиру, Цветаева писала: «В Праге I. прекрасные большие окна, через которые виден весь город и все небо, улицы с их лестницами, расстояния, поезда и туман ».
Марина Цветаева ежедневно посещала места, кишащие русскими эмигрантами, центром которых была церковь Св.Николая на Староместской площади и в отеле «Беранек» (Bělehradská 110, Tylovo nám.). В просторных холлах отеля культурные вечера организовывала Чешско-российская ассоциация во главе с Анной Тесковой, которая впоследствии стала самым близким и верным другом Цветаевой. В письмах к Тесковой из Франции в Чехословакию Цветаева подробно писала о своем увлечении Прагой. Их переписка длилась почти десять лет, с 1925 по 1939 год, и была окончательно прервана после возвращения семьи Эфронов в СССР.
Марина Цветаева любила долгие прогулки, она меряла Прагу своими шагами. В письмах к Тесковой она часто вспоминает Олений желоб возле Пражского Града, называя его Медвежьим желобом в честь обитавших там сибирских медведей. Ей нравилось бродить по тропинкам Петржинского холма, который напоминал ей «грудь новобранца, низвергнутого снарядом». Она часами любовалась участками городских парков, поседевшим морем, изношенными крышами и наблюдала излучины реки Влтавы с ее островами.
Ей нравились черно-белые булыжники тротуаров, напоминающие шахматную доску, по которой невидимая рука судьбы переставляла людей, как пешки — «как кто-то играет в нас». Ей нравились огни после захода солнца, которые погружали город в море. атмосфера загадок и загадок. Она любила Карлов мост. Там, на берегу Влтавы, ее всегда ждал памятник Брунзвику, рыцарю с золотым мечом и такой же прической. В 30-х годах Цветаева в письме к Анне Тесковой просила ее прислать в Париж фотографии «моего рыцаря», общий вид города и «море крыш с пражскими мостами».’
Пражский период остается одним из самых ярких в творчестве Цветаевой. Все последующие годы поэт бережно хранила в памяти любимый город ».

Помимо вышеперечисленных мест, еще одним любимым местом Цветаевой в Праге было кафе «Славия». У нее часто были причины бывать в этом районе, потому что рядом располагалась редакция русско-эмигрантского журнала Воля России . Цветаева часто публиковала свои стихи в этом издании, которое редактировал известный эмигрантский литературный деятель Марк Слоним (часто пишется по-английски как Марк).Цветаева, у которой не было лишних мелочей, чтобы потратить ее на предметы роскоши в популярном кафе, как сообщается, часто брала стакан воды и часами сидела здесь, сочиняя стихи. Само здание датируется 14 веком. С 1881 года в нем находится знаменитое кафе «Славия». Даже сегодня можно легко увидеть романтику и очарование старины этого места. Можно предположить, что здесь мало что изменилось с тех пор, как Цветаева была завсегдатаем. Одна вещь, которую изменила как , — это знаменитая картина, висящая на задней стене кафе.Сегодня мы видим копию картины Виктора Оливы «Любительница абсента» , тогда как во времена Цветаевой на картине в том месте была изображена Славия, мать славян. (Эта картина, несмотря на протесты жителей Праги, была перенесена в Пражскую художественную галерею в 1997 году.)
Славия почти с самого начала была местом притяжения художников и ремесленников. Он расположен на набережной Сметаны, прямо напротив Национального театра и прямо на берегу Влтавы. Легенда гласит, что великий чешский композитор Бедржих Сметана был завсегдатаем кафе в первые годы, а в последующие десятилетия его также часто посещали писатель, ставший президентом Вацлав Гавел, поэты Йиржи Коларж и Ярослав Зайферт, а также художник-символист Ян Зрзавы.Несомненно, Цветаева была не единственной русской эмигранткой, которая побывала здесь в 1920-х годах, хотя мне еще предстоит найти записи о других.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Музей искусства и литературы в Марине и Анастасии Цветаевых

Если вы когда-нибудь захотите выйти из современной городской квартиры и погрузиться в неспешную атмосферу провинциального дома начала 20 века, то наиболее подходящий маршрут ведет к город Александров в Литературном музее Марины и Анастасии Цветаевых.

Здесь с 1915 по 1917 год часто останавливалась Марина Цветаева со своей младшей сестрой Анастасией. Экспозиции музея расположены в двух стоящих в квартале деревянного дома. Это дома Лебедева и Цветаевой и посвященные творчеству известных русских поэтов и писателей в изгнании с советских времен. В селе Лизуново у музея есть небольшой филиал, посвященный творчеству писателя А. Инфант Мусатова.

Выставка в Доме Цветаева пропитана поэтической атмосферой Серебряного века, основана на метафоре, поэтому теперь считается музеем-метафорой.

История Страницы

По прибытии на «Александровское лето», где Цветаева написала вторую книгу прозы «Дым, дым, дым». В этот период поэт часто бывал в гостях у других писателей: Осипа Мандельштама, С. Парнок.

В 1982 году запрет на цензуру советских писателей пошел на убыль, и в Александрове был устроен праздник Цветаевой поэзии. На этой волне свободы слова в июне 1991 года Фонд Морского сообщества Цветаева инициировал открытие первого музея, посвященного ему, а затем он был передан городу.

Выставки и мероприятия

Постоянная экспозиция, расположенная примерно в 6 залах, представляет собой увлекательный выбор материалов и дизайнов. Стилизованный взгляд на настенные росписи, исторические фотографии, антикварная мебель и окна с красноречивыми костюмами передают ощущение дореволюционной русской эпохи.

Средства предоставили более 35 тысяч человек. Произведения были собраны всего за 2 года за счет благотворительных пожертвований, поступающих от марафонов, концертов и шоу.

Вы можете совершить индивидуальную экскурсию, каждый посетитель — важная личность в этом месте, узнать и увидеть величие его выставок стоит того, потому что, как и в любом музее в России, вы живете частью истории, фрагментами прошлого, которые можно увидеть в более современном настоящем и, таким образом, иметь представление о том, как каждое событие, достигнутое в прошлом, приводит к тому, что существует сегодня.

За границей и не только | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ВИД ПОЕЗДКИ

— Поездка по городу

— Тематическая поездка

— Путешествие в одиночку

август — сентябрь 2016

Просветиться

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Я очень близок с Санкт-Петербургом: моя туристическая карьера началась здесь около 21 года назад.Несмотря на то, что мои воспоминания о тех временах могут быть не совсем надежными, фотографии доказывают, что я действительно получил взрыв — посмотрите сами выше. Либо для непосредственной связи с этим городом, либо для того, чтобы провести следующий год в Швеции, с тех пор у меня была сильная склонность к северным широтам. И если он не только темный и холодный, но еще и культурно богат, эстетически приятен и окружен водой, я продаю и бронирую билет в один конец.

Для меня Санкт-Петербург — это все это и не только.Я мог бродить по его улицам в течение нескольких дней, без конца впитывая богемный дух, которым так известен этот город. Добавьте к этому всплеск литературных ссылок, которые делают эти пейзажи интуитивно знакомыми, благодаря красноречивым высказываниям Достоевского в «Преступлении и наказании» и поэтическим описаниям Ахматовой, и этот город станет самостоятельным литературным произведением. Куда бы вы ни пошли в Санкт-Петербурге, есть история. Итак, пока большинство туристов посещают Эрмитаж — удачи вам пройти эти 24 км галерей и увидеть 3 миллиона экспонатов — и Петергоф, я решил пойти по стопам русских писателей и исследовать город таким, каким они его когда-то знали.К счастью, многие из их домов и квартир были превращены в музеи, открытые для широкой публики круглый год. Помимо мест, где они жили и работали, в городе есть множество мест, которые вы узнаете из рассказов и романов.

Но сначала расскажу несколько мелочей. Санкт-Петербург был основан в 1703 году, так что в мировом масштабе он еще только младенец. Его день рождения, или день города, отмечается 27 мая — в день закладки камня в фундамент Петропавловской крепости.Основатель, царь Петр I (император Петр Великий с 1721 г.), мечтал построить большую столицу с прямым выходом к Балтийскому морю, тем самым утвердив власть в Европе. Но он назвал его не в честь себя, а в честь апостола Петра. Как ни странно, он также дал это имя трем своим сыновьям (все они умерли в младенчестве, как и три сына по имени Павел). С течением времени первоначальное название города было изменено на Петроград (1914–1924), затем на Ленинград (1924–1991) и обратно на Санкт-Петербург (русский язык: Санкт-Петербург).Прибыв в аэропорт Пулково или на один из вокзалов, вы также можете заметить название «Город-герой» (Город-Герой), ознаменованное героизмом жителей, защищавших Ленинград во время 872-дневной блокады Великой Отечественной войны. Эта осада считается одной из самых смертоносных в истории человечества: число погибших оценивается в 1 500 000 гражданских лиц и солдат.

Среди россиян принято называть Санкт-Петербург «Северной столицей» (указывая на многовековое соперничество с Москвой) или «Культурной столицей», отдавая дань уважения яркой художественной и литературной жизни города.Действительно, многие россияне воспринимают его как изысканное и просвещенное место, и эта репутация также достается уроженцам города: вежливым, интеллигентным, начитанным. Хотя эти представления в определенной степени романтизированы и преувеличены, общее впечатление довольно точное. Так что, если вам случится пройти мимо круглосуточного книжного магазина или наткнуться на публичное чтение стихов, не вините в этом еще одну модную тенденцию — здесь всегда было так. Даже некоторые виды уличного искусства здесь социально ориентированы, например, граффити, которые я наткнулся на случайно спрятанный двор, гласило: «Мы точно знаем, что Иоганн [Себастьян] Бах никогда не жил в этих зданиях.Но и вы ничего не знаете о тех, кто живет здесь сейчас ». (См. Выше). Что касается моей интерпретации, автор подразумевает, что в наши дни люди не утруждают себя знакомством со своими соседями — большинство россиян все еще живут в жилые дома по 2-3 квартиры на этаже. Но кто знает, может быть (а) он просто философствовал.

Тем не менее, мне даже удалось найти кафе, где они приносят ваш счет внутри книги (см. Картинку выше). Идея достаточно хипстерская, но это не их главная привлекательность: лаборатория Solaris в первую очередь известна великолепными видами на живописные красные крыши и Исаакиевский собор на заднем плане.Попробуйте их фиолетовый чай и не забудьте немного наличных — они не принимают карты.

Моя литературная экскурсия должна была начаться в Доме-музее Иосифа Бродского (не путать с Исааком Бродским и его домом-музеем). В свои русские дни Бродский жил со своими родителями на Литейном проспекте в небольшой коммуналке, которую делили между собой несколько семей и которую он описал в эссе «В полутора комнатах» и «Меньше одной».Даже если поэт покинул это место в 1972 году и так и не смог вернуться, оно полностью сохранилось, как было при его жизни, и включает его личные вещи, книги, картины и письма. К сожалению, музей закрыт и не откроется в ближайшее время из-за множества проблем.

Сразу по улице от Бродского находится музей-квартира Некрасова. Поэт провел в этой квартире последние 20 лет своей жизни, но значение этого места не только в ее бывшем обитателе, но и в постоянных посетителях, которых любил посещать Некрасов: среди них были Толстой, Тургенев, Достоевский.С одной стороны, мы видим медведей и другие трофеи животных (Некрасов был заядлым охотником), а также сотни книг, подлинные рукописи и другие личные вещи. С другой стороны, здесь располагались редакции двух лучших русских литературных журналов второй половины XIX века: «Современник» и «Отечественные записки». В экспозиции представлены портреты Некрасова Крамского и Маковского, оригинальные фотографии писателя, а также портреты и фотографии его знаменитых современников.Другими словами, это место олицетворяет целую эпоху, но сначала прочтите Некрасова, так как большая часть информации на русском языке.

Следующим по дороге (и на той же улице) был музей Ахматовой в Фонтанном доме, доме самого известного петербургского поэта ХХ века. Пытаясь найти дорогу к входу, я прошел мимо скопления людей, которые почтили память Марины Цветаевой, читая ее стихи в 75-ю годовщину ее смерти. Цветаева и Ахматова находились под сильным влиянием творчества друг друга.Что касается местоположения, то Анна Ахматова жила здесь со своим партнером Николаем Пуниным с 1924 по 1952 год. Выставка состоит из изданий работ Ахматовой с автографами, фотографий и рукописей Ахматовой и ее современников, а нынешний интерьер имитирует интерьер оригинала. плоский. В этом музее вы также можете найти Американский кабинет Бродского, подлинное воссоздание кабинета в его доме в Массачусетсе, размещенного здесь из-за отсутствия лучшего места. Все представленные материалы переведены на английский или английский язык.

Конечно, я не мог пропустить музей Достоевского (если вы не читали мой блог о том, почему русские не улыбаются, я его самый большой поклонник). Его мемориальный музей — одна из двадцати квартир, где останавливался писатель, выходец из Москвы: сначала ненадолго в 1846 году, затем с 1878 года до своей смерти 3 года спустя. Нынешнее мемориальное пространство — это 4 небольшие комнаты, воссозданные по воспоминаниям, и экспонат, который в хронологическом порядке проводит посетителя по жизни Достоевского с помощью картин, рукописей и артефактов.Но это не единственное место, которое оценят любители литературы: вы также можете заглянуть в «Преступление и наказание» в доме Раскольникова и в квартире ломбарда, а также в других домах Достоевского (например, Владимирский проспект, 19). Для получения подробных идей маршрутов и самостоятельных туров с адресами я настоятельно рекомендую изучить эту и эту ссылки. В противном случае вы можете легко найти подходящую пешеходную или морскую экскурсию через туристическое агентство.

ССЫЛКИ

— «Это город полусумасшедших людей…. мало где можно найти столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Санкт-Петербурге »(Преступление и наказание)

— «Редко встретишь места, оказывающие на душу человека столько мрачных, резких и странных влияний, как в Санкт-Петербурге. Само влияние климата так много значит. И это административный центр всей России, так что его характер должен отражаться на всей стране ». (Преступление и наказание)

— «Мне говорят, что петербургский климат для меня плохой, и что с моими небольшими средствами очень дорого жить в Петербурге.Я знаю все это лучше, чем все эти мудрые и опытные советники и наставники … Но я остаюсь в Петербурге; Я не уезжаю из Петербурга! Я не уйду, потому что … эх! Да ведь совершенно неважно, уезжаю я или не ухожу ». (Записки из подполья)

Одно из моих любимых мест в Санкт-Петербурге — Музей Набокова. В этот раз я не посещал его, но впечатление, которое он оставил у меня 4 года назад, было настолько сильным, что я даже использовал его в качестве примера для курса «Музеи, наследие и память», который я прошел в бакалавриате (я мало изучал антропологию; заинтересует ли вас эта статья, я с удовольствием пришлю вам копию).Музейное пространство состоит из бывшей столовой, гостиной и библиотечной комнаты на первом этаже дома Набокова, где он родился в 1899 году и рос до эмиграции в 1917 году. Для Набокова это был «единственный дом в мире». поскольку после их отъезда у него не было ни одного дома. В то время как первый этаж сохранил большую часть своего первоначального вида, остальная часть здания мало похожа на набоковские времена. После национализации собственности Набоковых в 1917 году большая часть вещей в доме была отобрана большевиками и распределена между музеями и библиотеками или продана коллекционерам.Сегодняшняя коллекция была начата с нуля: памятные вещи Набокова (от очков до эскизов и книг) и некоторая часть его знаменитой обширной коллекции бабочек. Музей поддерживает наследие Набокова посредством выставок, связанных с жизнью Набокова, а также множества мероприятий и мероприятий, таких как чтения, лекции, конференции и ежегодная летняя школа.

Музеи Санкт-Петербурга — это не только знаменитые писатели города. На самом деле, похоже, что он гордится тем, что в нем есть музей практически всего: водки (в конце концов, мы все еще в России), хлеба, Арктики и Антарктики (ну, почему бы и нет) и Мечты Зигмунда Фрейда.Бьюсь об заклад, вы этого не заметили! Плата за вход довольно низкая — в среднем 250 рублей, но иностранцы платят примерно на 100 рублей больше (студентам предоставляются скидки).

Хотя у меня было искушение пойти и увидеть их всех, мое главное занятие в этом городе определенно — просто прогулки. Для населения около 5 миллионов человек Санкт-Петербург кажется довольно компактным, но не очень многолюдным. Гулять по каналам — одно удовольствие, и, если позволяет погода, я предлагаю отправиться в круиз на лодке — это расслабляющее, познавательное занятие, которое дает возможность увидеть все под другим углом.В частности, вы сможете увидеть знаменитые петербургские мосты: 342 моста через каналы и реки через весь город и еще 133 в близлежащих городах. Совершите ночной круиз с апреля по ноябрь и посмотрите, как некоторые из этих мостов разводятся, пропуская корабли в Балтийское море и выходя из него — захватывающее зрелище!

В случае дождя совершите прогулку в Новую Голландию. Этот мини-остров и парк, только что прошедшие трехлетнюю реконструкцию и реконструкцию, призваны стать новым культурным центром как для жителей, так и для гостей города.За почти 300 лет существования остров использовался как военно-морская тюрьма, военно-морская лаборатория, радиостанция и, наконец, как сейчас: социальное пространство, заполненное кафе, временными инсталляциями и выставками, рынками, сценами и т. Д. и так далее. Звучит многообещающе, но посмотрим, как этот план будет реализован.

Говоря о прогулке, поделюсь наблюдением. Когда я пытался найти свое жилье, я не мог не заметить множество номеров, наклеенных по всему тротуару (см. Рисунок выше).Эти числа, сопровождаемые женским именем или такими словами, как «девушки», «жена на час», «красавицы», покрывают улицы по всему городу. Сначала я искренне не мог поверить, что это просто новая среда для проституции, но снова моя надежда на лучшее рухнула. Проститутки (и их сутенеры?) В Санкт-Петербурге настолько вежливы, что просто красят свой телефон на земле. Как там настоящая жизнь ???

И поэтому я решил вернуться в музеи, чтобы избежать дальнейших разочарований.Не каждый день мне выпадает шанс увидеть что-то исключительно красивое, поэтому Музей Фаберже был очевидным выбором. Из 65 известных яиц Фаберже 57 выдержали испытание временем, а 9 из них находятся в постоянной экспозиции в Санкт-Петербурге, родном городе Петера Карла Фаберже. Девять яиц были сделаны для последних царей Российской империи — Александра III и Николая II. Помимо этих шедевров, коллекция насчитывает более 4000 изысканных предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, посуды, картин, фарфора и бронзы.20/10, рекомендую.

В мой последний день мой местный друг рассказал мне о двух музеях, о которых я никогда раньше не слышал, и поэтому они были тем более захватывающими: Исторический музей в масштабе «Акватория Петра Великого» и Национальный музей-выставка » Гранд Макет Россия ». Первый представляет собой серию интерактивных миниатюрных моделей Санкт-Петербурга от веков до наших дней; Если бы мне было 10 лет, я бы именно так я хотел изучать историю. Последний проект чуть более амбициозный: это миниатюрная экспозиция ВСЕЙ России.Речь идет о территории всего в 17 миллионов квадратных километров. Плутон меньше. Так или иначе, эта интерактивная модель в масштабе 1:87 представляет городские и сельские пейзажи со всей России, создавая собирательный образ страны. День переходит в ночь за 13 минут, машины и автобусы останавливаются на смену огней, корабли плывут — все это выглядит так круто, что я от волнения отскакивал от стен. Создатели явно обладают отличным чувством юмора, поскольку они воссоздали некоторые типичные сцены повседневной жизни России (см. Рисунки для справки).Макет настолько продуман, что делает его отличным занятием, одинаково интересным для людей любого возраста и происхождения.

Захватить укус

— Булочные Буше (несколько мест): для сытного обеда и вкусной выпечки

— Пицца Каморра: скрытая жемчужина

— Sky Bar: ужин и коктейли с видом

В Санкт-Петербурге, священное и мирское

Хотя трудно себе представить, что такие экспонаты разрешены в наших собственных, более политкорректных учреждениях, интересно узнать о надеждах Петра Великого на то, что публичная демонстрация этих аномалий может каким-то образом искоренить народные суеверия. что они были делом рук дьявола — и заменить эти народные верования более «научным» представлением о том, что деформации плода являются результатом ужасов и «психоза» беременных женщин.

Еще одно возвышенное старомодное учреждение — это Музей декоративно-прикладного искусства, расположенный в здании, столь сложном и необычном, что трудно сосредоточить внимание на его богато разнообразном, но сравнительно скромном содержании. Построенное по заказу финансиста и промышленника Александра Штиглица и открытое в 1896 году как часть Колледжа технического рисования (ныне Санкт-Петербургская Академия художеств и дизайна), здание было смоделировано по образцу Сан-Марко в Венеции, но, кажется, также включает маловероятные элементы русского православного собора и Альгамбры.Огромный Большой выставочный зал, построенный по образцу огромного итальянского палаццо, увенчан гигантским стеклянным куполом и окружен арочными лоджиями; в день моего визита зал был сдан в аренду для собрания русских книготорговцев, продвигающих все, от детских алфавитных книг до спиритических трактатов мадам Блаватской.

В великолепной обстановке музея находится коллекция, которая удивительно и довольно очаровательно случайна и небрежно: венецианское стекло, византийские орнаменты, тарелки эпохи Возрождения, чеканные и волшебно обработанные столярные инструменты, а также драгоценные китайские вазы, расположенные, как ни странно, в пыльных витринах.Антикварные куклы и образцы тканей и вышивки лежат в ящиках, прикрытых занавесками из слегка изъеденного молью бархата. Сундуки с замысловатой резьбой и инкрустацией, шкафы и шкафы из Франции, Испании и Италии, находящиеся в разной степени ветхости, украшают темные коридоры.

Экскурсия по музею напоминает частную охоту за сокровищами, которая в конечном итоге приводит к необычной коллекции русских изразцовых печей, архитектурных и декоративных чудес, простирающихся от пола до потолка — совершенно утилитарных и в то же время великолепных, спасибо за продуманность их дизайна и головокружительно богатый узор яркой глазурованной керамической плитки.

Пожалуй, самым впечатляющим из маленьких музеев Санкт-Петербурга является квартира у набережной Фонтанки, в которой поэт Анна Ахматова жила с 1924 по 1952 год. Музей Ахматовой — не самое простое место для поиска; нужно пройти через дверной проем на оживленном, невзрачном участке Литейного проспекта, а затем через заросший двор в служебные помещения Шереметьевского дворца. Брошюра, которую можно получить за незначительную плату в билетной кассе музея, менее чем информативна, а отсутствие подписей на английском языке означает, что нужно приходить подготовленными с определенными знаниями о творчестве Ахматовой и ее трагической жизни.Но результат того стоит. Больно, но захватывающе перемещаться между этими комнатами, одна из которых оформлена так, чтобы воссоздать то, как она, должно быть, выглядела с 1938 по 1941 год, когда писательница жила здесь со своим возлюбленным, искусствоведом Николаем Пуниным, его бывшей женой и ребенком. ; над столом — репродукция портрета поэта, сделанного в Париже в 1911 году Модильяни, с которым у нее был короткий роман. (Эта комната с тех пор закрыта на ремонт до января.)

Стены других комнат украшены рисунками и картинами Ахматовой, а также яркими фотографиями царственной и очень фотогеничной поэтессы, ее друзей и коллег. : Блок, Владимир Маяковский, Марина Цветаева и особенно Осип Мандельштам, за которым можно наблюдать (в последовательных портретах) преждевременное и резкое старение под давлением заключения и ссылки.На многих фотографиях изображены ее первый муж, поэт Николай Гумилев, и ее сын Лев, оба из которых были арестованы в этой квартире. В витринах хранятся книги писательницы — издания Шекспира, Софокла и Оскара Уайльда, а также издания ее книг, опубликованные до того, как для нее стало слишком опасно даже записывать свои стихи, так что она и ее друзья были вынуждены запоминать и сжечь их.

Другие тревожные воспоминания напоминают об изгнании поэта в Ташкент и о годах, которые она потратила, пытаясь обеспечить выживание своего сына, который был арестован и заключен в тюрьму в 1935 году, а четыре года спустя отправлен в ГУЛАГ.Этот довольно скромный музей, одновременно пугающий и невероятно трогательный, красноречиво рассказывает о богатом и ужасном прошлом этого прекрасного и меланхоличного города на Неве.

Элегия Марины Цветаевой Фотопоэтика на JSTOR

Abstract

Марину Цветаеву часто называют поэтессой с острой слуховой чувствительностью, в то время как визуальный мир считается для нее второстепенным. Это исследование влияния фотографии на поэтическое письмо Цветаевой дает новые доказательства роли визуальной культуры в ее творческом мире.Подробно описывая опыт Цветаевой с материальными и метафизическими свойствами фотографических образов, Молли Томаси Близинг утверждает, что фотография сыграла значительную роль в формировании элегических произведений поэта о смерти, утрате и разлуке. В статье представлен ряд ранее не публиковавшихся архивных фотографий Цветаевой, которые напрямую связаны с ее циклом стихов, посвященных Николаю Гронскому «Надгробие». Блейсинг контекстуализирует это открытие в сети других фотопоэтических встреч в жизни и творчестве Цветаевой, показывая, в какой степени мысли поэта о фотографии связаны с целями ее поэтической практики.

Информация о журнале

Slavic Review — международный междисциплинарный журнал, посвященный изучению прошлого и настоящего в Восточной Европе, России, Кавказе и Центральной Азии.

Информация для издателей

Cambridge University Press (www.cambridge.org) — издательское подразделение Кембриджского университета, одного из ведущих исследовательских институтов мира и лауреата 81 Нобелевской премии. В соответствии со своим уставом издательство Cambridge University Press стремится максимально широко распространять знания по всему миру.Он издает более 2500 книг в год для распространения в более чем 200 странах. Cambridge Journals издает более 250 рецензируемых научных журналов по широкому спектру предметных областей в печатных и онлайн-версиях. Многие из этих журналов являются ведущими научными публикациями в своих областях, и вместе они составляют одну из наиболее ценных и всеобъемлющих областей исследований, доступных сегодня. Для получения дополнительной информации посетите http://journals.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *