Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-СофияOlgatravel.com
Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Стамбула. Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София долгое время работала как музей и находилась под охраной ЮНЕСКО. Но… Но с 24 июля 2020 года это больше не музей, а действующая мечеть Стамбула 🙁
Работает в нормальном режиме несмотря на коронавирус!
— Стамбул во время коронавируса. Стоит ли лететь в Стамбул сейчас?
История
Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.
Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.
Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.
Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.
В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.
В 1935 году при Ататюрке Айя-София была преобразована в музей.
С 24 июля 2020 вновь стала действующей мечетью.
Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться
Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом 🙂
Рядом с входом в музей Айя-София всегда многолюдноАйя-София Стамбул режим работы
После того, как музей Айя-София снова стал мечетью, режим работы с самого утра до позднего вечера.
Туристов пускают когда нет молитвы. Расписание молитв можно смотреть тут.
Стоимость
Бесплатно.
Собор Святой Софии: наш отзыв про музей
Сперва надо выстоять довольно большую очередь за билетами, а потом еще такую же очередь на вход в сам собор. Мы были внутри Святой Софии несколько раз: под новый год 31 декабря в районе обеда и в мае в будний день после обеда. Каждый раз пришлось стоять в очереди около получаса.
Очередь в Айя-Софию зимой …… и веснойСтоим за билетами в музейРядом продают вкусную кукурузу, можно подкрепиться пока стоишь в очереди. Очень удобно 🙂
Кукуруза — тоже символ Стамбула 🙂Вкусная горячая кукуруза 🙂При входе в Собор тщательно проверяют сумки и пропускают через металлоискатель, как в аэропорту.
На территории Святой СофииСвятая София поражает своими размерами. Длина собора 81м, ширина 72 м. Свет внутрь поступает через 40 окон, из-за большого количества света кажется, что купол парит в воздухе.
Можно подняться на второй уровень, на галереи и осмотреть Айя-Софию сверху.
Фрески и мозаика Айя-Софии представляют большой интерес, многие из них сохранились до наших дней.
Одна из достопримечательностей Святой Софии – плачущая колона. В отверстие надо засунуть палец, загадать желание и прокрутить палец на 360 градусов. Желание должно сбыться!
Плачущая колона, здесь загадываем желание:)Собор такой огромный, что по нему можно гулять долго. Нам очень понравился Собор Святой Софии в Стамбуле: он поражает размерами и в нем чувствуется очень сильная энергетика.
Если есть желание, можно взять индивидуальную экскурсию с гидом по Айя-Софии и другим достопримечательностям города.
А мы под впечатление выходим на улицу, на площадь между двумя святынями: Святой Софией и действующей Голубой мечетью. Здесь всегда многолюдно. Даже зимой на площади высажены цветы и зеленые деревья, включен фонтан.
Вот такой он — декабрь в Стамбуле!Зеленый Стамбул в декабреА летом еще лучше: можно лежать на траве и наблюдать за суматохой вокруг 🙂
Очень радует то, что в Стамбуле на газонах разрешают сидеть и лежать. Не то, что в России 🙁А вечером Святая София красиво освещается. На площади включают свето-музыкальный фонтан.
Если вы планируете посетить Стамбул, советую забронировать отель заранее. Лучше всего жить в районе Султанахмет, в пешей доступности от Айя-Софии.
Отели Султанахмет на карте
Booking.com
Полезные статьи по Стамбулу
— Что посмотреть в Стамбуле за три дня: варианты маршрутов по городу
— Новый аэропорт Стамбула
— Как из аэропорта Стамбула Сабиха Гекчен добраться в город
— Где остановиться в Стамбуле: районы Стамбула, выбор оптимального района исходя из целей посещения города
— Отели в Стамбуле: особенности бронирования отелей в Стамбуле. Цены на отели в Стамбуле. Рекомендую отели в Стамбуле разной ценовой категории
Приятного отдыха в Стамбуле!
Айя-София на карте
В РПЦ считают, что Турция не выполняет обещания о свободном доступе в собор Святой Софии — Общество
МОСКВА, 21 августа. /ТАСС/. Обещания турецких властей по сохранению доступа к христианским мозаикам в соборе Святой Софии в Стамбуле на практике не исполняются, заявил в пятницу на своей странице в Facebook заместитель председателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
«Мы видим, что обещания турецкого лидера [президента Тайипа Эрдогана] сохранить возможность свободного доступа к христианским шедеврам собора Святой Софии на практике не исполняются. Бесценные мозаики остаются закрытыми для обзора в течение всего дня. Женщины имеют ограниченный доступ в помещение храма, обращенного в мечеть, и из доступных им мест увидеть главные культурные достопримечательности древнего собора просто невозможно. Хоры с ценнейшими мозаичными изображениями закрыты для прохода», — написал он, комментируя предоставление статуса мечети памятнику всемирного наследия ЮНЕСКО — монастырю Хора в Стамбуле с византийской церковью Христа Спасителя в Полях.
По мнению Балашова, это негативно скажется на межрелигиозных и межнациональных отношениях. «По-видимому, турецкое руководство готово и далее последовательно игнорировать чуждую его пониманию мировую ценность наследия покоренной Византии, демонстрировать человечеству презрительное равнодушие к христианским культурным ценностям. Все это отнюдь не способствует пониманию, сотрудничеству и дружбе между нашими народами, миру и взаимоуважению между последователями различных религий», — считает протоиерей.
Монастырь Хора был построен в 534 году и является одним из старейших исторических памятников Стамбула, известным своими уникальными фресками и мозаиками византийского периода. Здание было преобразовано в мечеть, как и собор Святой Софии, после завоевания Константинополя — столицы Византийской империи — турками-османами в 1453 году. Монастырь Хора использовался как мечеть в течение 434 лет и был преобразован в музей Карие в 1945 году. Государственный совет Турции решил преобразовать его в мечеть в 2019 году, посчитав, что решение властей 1945 года было незаконным. Данное решение до сих пор не выполнялось.
Эксперты ООН: Собор Святой Софии в Стамбуле должен быть площадкой для взаимодействия культур
«В столь сложный момент истории было бы ошибочным принимать решения, которые вызывают религиозный и культурный раскол внутри Турции и за ее пределами, — говорится в заявлении спецдокладчиков по культурным правам и свободе религий Каримы Бенун и Ахмеда Шахида. – Как сказал кто-то однажды: “купол Собора Святой Софии может вместить всех”».
Как сказал кто-то однажды: “купол Собора Святой Софии может вместить всех”
Собор Святой Софии VI века был местом проживания греческого православного патриарха, но после падения Константинополя в 1453 году он был преобразован в мечеть. В тридцатые годы XX столетия собор, известный своими уникальными фресками и мозаиками византийского периода, стал музеем. 10 июля власти Турции решили снова сделать собор действующей мечетью – теперь там проходят пятничные молитвы.
Собор Святой Софии является частью объекта «Исторические районы Стамбула», включенного в 1985 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как обладающий исключительной универсальной ценностью».
Фото ООН/Д. Жанг
власти Турции решили снова сделать Собор Святой Софии в Стамбелу действующей мечетью.
Эксперты предполагают, что решение турецкого правительства и его немедленная реализация могут рассматриваться как нарушение обязательств Турции, предусмотренных в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Согласно этому документу, государство должно гарантировать, что никакие изменения не повлияют на выдающуюся универсальную ценность объекта, находящегося на его территории.
Читайте также
В ЮНЕСКО глубоко сожалеют в связи с изменением статуса Собора Святой Софии – памятника Всемирного наследия
Кроме того, государство обязано уведомлять ЮНЕСКО о любых потенциальных изменениях, а затем, при необходимости, подобные планы могут быть рассмотрены Комитетом Всемирного наследия.
«Мы разделяем озабоченность ЮНЕСКО и считаем, что перед тем, как изменить статус объекта культурного наследия, представляющего уникальную ценность, необходимо оповестить все заинтересованные стороны и обеспечить соблюдение прав каждой из них», — говорится в заявлении спецдокладчиков.
Мы разделяем озабоченность ЮНЕСКО и считаем, что перед тем, как изменить статус объекта культурного наследия, представляющего уникальную ценность, необходимо оповестить все заинтересованные стороны и обеспечить соблюдение прав каждой из них
Эксперты также потребовали создать условия для сохранения памятника, отметив, что поступающие сегодня из Турции сообщения «неоднозначны» и не дают уверенности в том, что это будут сделано. «Мы призываем правительство Турции уточнить, [какие были приняты меры] и сохранить полномочия по охране памятника за экспертами в области культурного наследия. При этом необходимо соблюдать все международные и технические стандарты», — заявили Бенун и Шахид.
Экспертов особенно беспокоит тот факт, что в контексте обсуждения статуса Собора Святой Софии звучит тема «завоеваний», а во время первой молитвы в соборе в прошлую пятницу глава Государственного агентства Турции по делам религий держал в руках меч – символ военных побед. Первую молитву также посетил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.
В свете этих событий эксперты ООН беспокоятся, что за изменением статуса Собора Святой Софии может стоять шовинистический подход к осмыслению истории и культуры, который подрывает идею межкультурного диалога.
Эксперты ООН призывают обеспечить равный доступ в собор представителей религиозных меньшинств, включая христиан, а также сохранить этот древний памятник, ставший символом мирного сосуществования всех религий.
Вместе с тем они выразили надежду на то, что критика, связанная с изменением статуса Собора и звучащая по всему миру, отражает приверженность людей универсальным идеалам мультикультурализма и не направлена против мусульман в целом.
Специальные докладчики – это независимые эксперты по разным аспектам прав человека. Их назначает Совет ООН по правам человека, но они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу.
«Завоевание Константинополя 2.0»: Айя-София стала мечетью | Статьи
Один из главных символов христианского мира — собор Святой Софии, который ежегодно посещают несколько миллионов человек, вновь превратили в мечеть. Соответствующее решение было принято Госсоветом Турции, высшим судом страны, в пятницу, 10 июля. Спустя несколько часов соответствующий указ был подписан президентом Эрдоганом. За свою полуторатысячелетнюю историю этот выдающийся памятник несколько раз менял свой статус. Во времена Византии он был христианским храмом, в Османской империи мечетью, а в современной Турции с 1935 года и до сегодняшнего дня являлся музеем, признанным вдобавок памятником ЮНЕСКО. Что стоит за инициативой турецких властей и как на это реагируют в других странах — в материале «Известий».
В другом статусе
«Турецкие журналисты со ссылкой на источники в правительстве заявляют, что государственный совет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора-музея Святой Софии (Айя-София) на мечеть, отменяя таким образом решение кабинета министров от 1934 года» — такую новость в четверг сообщил турецкий журналист Рагып Сойлу в своем Twitter. Официально о смене статуса собора объявили на следующий день. А спустя всего несколько часов соответствующий указ был подписан президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
«Решено: передать управление Айя-Софией диянету (управлению по делам религии Турции. — Ред.) и открыть ее для богослужений», — говорится в указе. Фотография документа опубликована в Twitter турецкого лидера.
Журналисты телеканала A Haber с самого утра 10 июля передавали новости с площади с видом на Святую Софию. Главная интрига была в том — сообщат ли власти о своем решении относительно статуса храма-музея до пятничной молитвы, во время или же после нее. Ходили слухи, что заявление сделают и вовсе через пять дней — 15 июля состоится четвертая годовщина попытки госпереворота.
Само заседание государственного совета Турции — высшего административного суда страны, куда граждане могут подать апелляцию, проходило 2 июля. Однако о чем там в итоге договорились, тщательно скрывали последующие восемь дней. Вопрос о превращении Айя-Софии в мечеть поднимался с 1934 года неоднократно — после того как совет министров Турецкой Республики решил превратить Святую Софию в музей, граждане страны неоднократно направляли петиции. Но государственный совет последовательно их отклонял. «Мы были уверены, что суд и на этот раз будет против», — рассказал «Известиям» стамбульский врач по имени Кюршат.
Собор Святой Софии, гравюра 1888 года
Фото: Internet Archive Book Images
О том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган задумал сделать из музея мечеть, стало известно еще в конце марта прошлого года. Предложение турецкий лидер сделал под благовидным предлогом — «дать возможность верующим разных конфессий посещать святыню бесплатно». Ведь сейчас вход в этот музей стоит порядка $10. Однако оппоненты сразу разглядели в этом очередной шаг в сторону исламизации светской республики.
Правительство ссылается на опросы общественного мнения, согласно которым 73,3% респондентов одобряют решение превратить музей в мечеть. Впрочем, французская газета La Croix поясняет, что именно столько турок «поддерживают открытие древнего византийского храма для молитвы, но они выступают против превращения его в мечеть».
Без учета мнения других стран
То, что глава государства покусился на некогда самый большой храм в христианском мире, вызвало гневные отклики за пределами Турции. В частности, власти Греции — фактической наследницы павшей Византийской империи — решение о возможном превращении Святой Софии в мечеть встретили в штыки.
В парламентской партии «Греческое решение» призвали Афины «дать жесткий ответ». Это аналогично превращению дома Кемаля Ататюрка в Салониках, где родился первый президент Турецкой Республики, «в памятник понтийского эллинизма, в музей памяти геноцида понтийцев», заявил представитель партии Танасис Милонас. Отношения Афин и Анкары и так находятся на пределе из-за спора о добыче нефти и газа у берегов Кипра. Министр обороны Никос Панайотопулос и вовсе заявил, что Греция «готова к военному конфликту с Турцией».
Президент Турции Эрдоган в соборе Святой Софии в Стамбуле
Фото: REUTERS/ Kayhan Ozer/Turkish Presidential Press Office
Глава РПЦ патриарх Кирилл считает, что возвращение собору Святой Софии статуса мечети создает угрозу для всей «христианской цивилизации» и «отзовется глубокой болью в русском народе». Он отметил, что русский народ по-прежнему считает собор Святой Софии великой христианской святыней. Госдума составила обращение к Великому национальному собранию Турции по вопросу Софийского собора. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что для многих туристов, включая россиян, собор не только имеет значение как шедевр мировой архитектуры, но и несет «сакральную, духовную ценность». «Рассчитываем, что всё это будет учитываться нашими турецкими партнерами», — добавил чиновник.
В США призвали турецкие власти сохранить за собором статус музея «как пример приверженности уважению религиозных традиций и исторического многообразия» и оставить его доступным для всех. По словам госсекретаря Майка Помпео, статус музея позволяет людям со всего мира получать доступ к этому «великолепному достижению». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на это ответил довольно резко, заявив, что его страна «вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнения других стран».
Дальновидный Ататюрк
Собор Святой Софии освятили 27 декабря 537 года. Для христиан по всему миру, в том числе для российских, этот храм имеет большое значение. Согласно легенде, именно здесь послы князя Владимира впечатлились красотой богослужения, что повлияло на решение будущего равноапостольного святого сделать Русь христианской. А в 1054 году кардинал папы римского Гумберт вручил патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию документ о его отлучении от церкви: это привело к разделению христианской церкви на православную и католическую.
На протяжении веков собор оставался самым большим православным храмом в мире — символом могущества Византийской империи. Но после завоевания Константинополя турками в 1453 году храм превратился в главную мечеть Османской империи, для этого к нему пристроили четыре минарета. В 1934 году Ататюрк решил сделать из Святой Софии музей, сохранив и христианские, и мусульманские элементы убранства. Официально храм открыл двери как музей 1 февраля 1935 года. В 1985 году Айя-Софию признали памятником мирового наследия ЮНЕСКО.
«Деисус». Мозаика в южной галерее храма Святой Софии. Третья четверть XIII века
Фото: Global Look Press/Jochen Tack
«Ататюрк был очень дальновидным политиком. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. В 2019 году собор Святой Софии стал самой популярной достопримечательностью, его посетили 3 млн туристов, в основном это иностранцы. Превращение музея в мечеть негативно скажется как на имидже Турции, так и на туристической отрасли, которая сейчас из-за пандемии и так сильно пострадала», — рассказал «Известиям» турецкий политолог Серкан Демирташ.
Эрдоган поручил своей Партии справедливости и развития изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть, призвав их не торопиться и «быть внимательными». Глава государства также подчеркнул необходимость того, что Святая София должна быть открыта для туристов, как находящаяся напротив нее Голубая мечеть.
Французский эксперт Жан Марку считает, что самым оптимальным в данном случае был бы «определенный гибридный статус»: мечеть по пятницам, музей — всё остальное время. «Это позволило бы не лишать страну таких необходимых доходов от туристов», — уверен специалист.
Отец новой современной Турции
Придя к власти в 2002 году, Партия справедливости и развития (ПСР) заручилась поддержкой религиозных групп. Лидер ПСР Эрдоган всегда подчеркивал, что он истинный мусульманин: соблюдает пост, не употребляет алкоголь и посещает мечеть. В результате консервативный электорат стал регулярно поставлять Эрдогану и его партии голоса на выборах.
Глава государства также примеряет на себя роль мусульманского лидера. Для мобилизации масс он активно прибегает к риторике в стиле неоосманизма — возрождения турецкого, «османского» могущества. «Возвращение храму статуса мечети позволило бы несколько стереть наследие Ататюрка. Его превращение Айя-Софии в музей в 1934 году вместе с запретом фески, сменой алфавита и установлением равенства мужчин и женщин было частью реформ по секуляризации общества и формированию светского государства Мустафы Кемаля», — полагает Жан Марку.
Из находящихся на территории Турции зданий Айя-Софии стали вновь делать мечети в 2010-е, отмечает The American Conservative. В начале 2013 года церковь Святой Софии в Трабзоне открылась как мечеть. На протяжении полувека это был музей с восстановленными там византийскими фресками. За два года до этого здание собора Святой Софии, находящегося в турецком городе Изник, также превратили в мечеть. Похожая ситуация произошла и с храмом святой Софии в Никосии — на территории Турецкой Республики Северного Кипра. Теперь этот самый значительный памятник готики в северной части Кипра — мечеть Селимие.
Храм Святой Софии в Трабзоне
Фото: commons.wikimedia.org
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков уверен, что сегодня Эрдоган пересматривает наследие Ататюрка, становится новым Ататюрком, отцом новой современной Турции. С точки зрения цивилизационного наследия это не очень дружественный шаг, полагает эксперт: «Это завоевание Константинополя 2.0 на современном этапе. Турция пытается позиционировать себя как одного из ключевых игроков в трех мирах, в так называемом тюркском мире, новоосманском мире и в исламском мире. И в этой связи Турецкой Республике важно делать символичные шаги, направленные на то, чтобы показать свое величие в этих трех мирах. Один из таких шагов — это превращение собора Святой Софии в мечеть».
Тюрколог отмечает, что Турция стремится показать себя в качестве независимого игрока в мусульманском мире, а также консолидировать консервативный электорат вокруг правящей элиты, поскольку в настоящее время есть большая угроза его раскола. «На последующих выборах это может привести к существенному расколу внутри парламента и внутри общества», — считает политолог.
Аватков отмечает, что для России превращение собора Святой Софии в мечеть может иметь несколько последствий. «С одной стороны, это демонстрирует, что Турция стала более консервативной и ориентированной на национальные интересы и, что важнее, ценности. С другой — этот факт демонстрирует нам усиление консерватизма, направленного вовне, что неизбежно будет сказываться на политике Турции на постсоветском пространстве, не говоря уже о пространстве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. А это теоретически может увеличить конфликтную базу Анкары с разными странами, в том числе с Москвой», — рассказал тюрколог «Известиям».
Собор Святой Софии готовят к повторному завоеванию – Мир – Коммерсантъ
Государственный совет Турции назначил на 2 июля заседание, на котором будет обсуждаться статус собора Святой Софии (Айя-София). За свою историю один из главных архитектурных памятников Стамбула был и христианским храмом, и мечетью, а с 1934 года является музеем. Однако накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил правящей Партии справедливости и развития изучить возможность возвращения Святой Софии статуса мечети. Такой шаг может еще больше ухудшить отношения Турции с Грецией и уже вызвал недовольство Русской православной церкви.
Статус одного из символов Стамбула, собора Святой Софии, может быть пересмотрен. Этот вопрос, по данным турецких СМИ, будет поднят на заседании Государственного совета Турции 2 июля. Отметим, что Государственным советом называется высший административный суд Турции. Это последняя инстанция, куда граждане страны могут подать апелляцию.
Ранее Государственный совет раз за разом отклонял все заявления с просьбой вернуть зданию статус мечети. Такие петиции граждане Турции подавали с 1934 года. Именно тогда совет министров страны принял решение о превращении памятника архитектуры в музей.
Юстинианова базилика, которая стала основой собора Святой Софии, была построена в 537 году на месте еще более древних христианских храмов. Пожары и землетрясения заставляли неоднократно восстанавливать здание, изменяя его первоначальный облик. Тем не менее собор Святой Софии считался символом могущества Византийской империи. Именно в нем в 1054 году кардинал папы римского Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию грамоту о его отлучении от церкви. Это событие привело к разделению единой христианской церкви на православную и католическую. Затем, после захвата Константинополя турками в 1453 году и гибели Византийской империи, православный храм был превращен в мечеть, для чего к нему пристроили четыре минарета. А вскоре после того, как пала еще одна империя, владевшая храмом,— Османская, власти созданной на ее месте Турецкой Республики в 1934 году решили превратить здание в музей с сохранением и христианских, и мусульманских элементов убранства. Поэтому в соборе туристы могут увидеть и мозаики с изображением Богородицы, и суры из Корана. Это стало важным символом межрелигиозного примирения внутри страны.
Сейчас власти Турции подают все более явные сигналы, что готовы пересмотреть решение 1930-х годов. Тогда страна двигалась в сторону все большей светскости, а нынешнюю правящую Партию справедливости и развития Турции (ПСР) называют яркими представителями «политического ислама». Пересмотр статуса уже горячо поддержал ближайший союзник Реджепа Тайипа Эрдогана — глава Партии националистического движения Девлет Бахчели. «Если Аллах позволит, то из Айя-Софии будет доноситься не звук колоколов, а азан (призыв на молитву у мусульман.— “Ъ”)»,— сказал он.
Например, 29 мая, когда в Турции отмечалась 567-я годовщина взятия турецкими войсками Константинополя, СМИ обратили внимание на то, что в соборе Святой Софии прочитали суру Корана — «Аль-Фатиха».
При этом суры из Корана в Святой Софии неоднократно читали и ранее, и практический каждый раз это вызывало недовольство МИД Греции — по сути, наследника павшей Византийской империи.
Выступили греческие дипломаты и в этом году при том, что отношения двух стран и так серьезно напряжены из-за спора о добычи нефти у берегов Кипра. А 5 июня министр обороны Греции Никос Панайотопулос заявил, что его страна готова к военному конфликту с Турцией.
В тот же день турецкая газета Hurriyet сообщила, что Реджеп Тайип Эрдоган поручил своей партии изучить возможность изменения статуса собора Святой Софии на заседании центрального исполнительного комитета.
Тем не менее, как указывает издание, президент Турции призвал своих соратников «быть внимательными и не торопиться», а также настоял на том, что даже в виде мечети Святая София должна быть открыта для туристов — по примеру находящейся напротив нее Голубой мечети.
На эти слова уже успели отреагировать в Русской православной церкви (РПЦ). «Любые попытки сейчас изменить статус храма Святой Софии, который на сегодняшний день является музеем, приведут к изменению и нарушению тех хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов, которые сложились»,— заявил 6 июня в эфире телеканала «Россия-24» глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.
По мнению живущего в Анкаре эксперта Российского совета по международным делам Тимура Ахметова, столь чувствительный вопрос Реджеп Тайип Эрдоган мог затронуть для того, чтобы поднять рейтинг перед возможными досрочными парламентскими выборами.
«Формально никаких досрочных выборов не планируется, но в политических кругах о них много говорят, а партии ведут подготовку,— заявил “Ъ” господин Ахметов.— Превращение Святой Софии обратно в мечеть может стать частью предвыборной программы Эрдогана. Вполне вероятно, что он ждет, когда его инициативу раскритикуют оппозиционеры, а он в ответ обвинит их в предательстве национальных ценностей. Ко всему прочему, такая комбинация может помешать оппозиции объединиться, расколов ее на светскую и консервативную».
Другой политолог, профессор университета Сютчу Имам в городе Кахраманмараш Тогрул Исмаил также считает, что пересмотр статуса собора Святой Софии имеет политические причины, но другие. «Думаю, этот вопрос и не был бы поднят, если бы не столь жесткая конфронтация с Грецией. Анкара стремится подчеркнуть свою твердую позицию,— сказал “Ъ” господин Исмаил.— Кроме того власть может стремиться отвлечь внимание населения от многочисленных неудобств, вызванных коронавирусом. В некоторых муниципалитетах, где на выборах победила оппозиция, были приняты более эффективные меры, и этот проигрыш нужно загладить».
При этом господин Исмаил не считает, что вопрос можно считать решенным или что в случае превращения Святой Софии в мечеть последуют какие-то серьезные изменения.
«Если что-то и будет сделано, власти найдут способ сохранить христианское убранство и оставить памятник доступным для всех»,— сказал Тогрул Исмаил.
Кирилл Кривошеев
Собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью
Госсовет Турции принял решение превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Новый статус памятника ЮНЕСКО своей подписью закрепил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган. Многие страны и международные организации выражали обеспокоенность решением турецких властей. Но в МИД Турции отметили, что Анкара вправе самостоятельно определять статус собора.
Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, согласно которому собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле стал мечетью. Фотографию документа глава Турции опубликовал на своей странице в Twitter.
«Передать управление Айя-Софией Диянету [управлению по делам религии Турции] и открыть ее для богослужений», — говорится в указе.
Ранее Эрдоган говорил, что ждет решения госсовета страны о статусе собора. В итоге высший административный суд Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Айя-Софии в музей, сообщает телеканал CNN Turk. Таким образом госсовет дал разрешение на использование собора как мечети.
Изменение статуса собора вызвало большой резонанс в мире. Так, обеспокоенность выразили в ЮНЕСКО, в чей список Всемирного наследия включен исторический памятник. Кроме того, недовольство проявляли в Греции, России и других государствах и международных организациях. Но глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу отмечал, что турецкие власти вправе действовать без учета мнения других стран.
Собор Святой Софии основал христианский император Юстиниан, богослужения в нем начались 27 декабря 537 года.
Более тысячи лет этот собор был самым большим храмом в христианском мире.
В 1453 году, после того, как османы захватили Константинополь, а Византийская империя пала, собор был переделан в мечеть. Но в 1934 году здание стало музеем — так постановил основатель современного турецкого государства Кемаль Ататюрк.
Нынешние власти страны заверяют, что в собор смогут заходить все желающие, а в самом здании сохранятся христианские иконы. Как отметил пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын, все главные мечети страны открыты как для верующих, так и для туристов, и Айя-София не станет исключением. По данным турецкого минтуризма, за 2019 год этот собор посетили более 3,7 млн человек.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Новикова, изменение статуса собора будет болезненно воспринято православным миром.
«Это, я думаю, не только для православного мира болезненно, это и на внутренней турецкой жизни, общественно-политической, культурной, скажется не лучшим образом.
Все-таки еще раз вспомним Ататюрка — его наследие связано с формированием светского государства», — сказал он в комментарии РИА «Новости».
Новиков напомнил, что ислам в Турции является ведущей религией, но в этой большой стране живут представители разных конфессий и национальностей. «И с точки зрения позиционирования Турции в современном мире, конечно, решение о сохранении Софии, если бы оно состоялось, отвечало бы интересам всего мира, интересам представителей разных народов и конфессий, и я думаю, что, конечно, интересам самой Турции», — считает депутат.
В РПЦ уже прокомментировали решение Турции. Представители церкви выразили сожаление в связи с тем, что слова патриарха Кирилла не были услышаны турками.
«В своем заявлении от 6 июля святейший патриарх Кирилл сказал, что «долг всякого цивилизованного государства — сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их, способствовать объединению людей, а не разделению». Очень жаль, что эти слова не были услышаны», — отметил глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в беседе с РИА «Новости». Он добавил, что
«межрелигиозный мир и согласие» являются «чрезвычайно тонкими и глубинными вопросами». По его мнению, они не терпят «непродуманных и сугубо политических решений».
Сожаление ввиду изменения статуса собора также выразил и глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.
«Вопрос изменения статуса храма-музея Святой Софии только формально может показаться, что является внутренним делом Турции, на самом деле это не совсем так. Айя-София включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, имеет статус музея, что влечет за собой ряд юридических обязательств со стороны турецких властей по сохранению универсальной ценности этого памятника», — отметил он в комментарии агентству.
Он обратил внимание на уникальность собора с точки зрения исторической ценности. Слуцкий заключил, что «в Анкаре далеки от этого понимания».
почему Турция меняет статус Святой Софии наперекор позиции христианского мира — РТ на русском
Позиция иностранных государств по поводу превращения собора Святой Софии из музея в мечеть не повлияет на решение Турции, заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. В Анкаре расценивают претензии других стран по этому вопросу как вмешательство во внутренние дела республики. По мнению экспертов, такой шаг продиктован не столько религиозными, сколько политическими мотивами. За ним стоит желание властей отвлечь внимание населения от непростой экономической ситуации, а также стремление продемонстрировать самостоятельность Анкары на мировой арене, уверены аналитики.
Позиция иностранных государств по возвращению собору Святой Софии статуса мечети не может повлиять на решение Анкары, об этом заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в видеообращении во время открытия моста в провинции Сиирт.
«Турция приняла решение о смене статуса Айя-Софии с музея на мечеть, основываясь на желании и воле народа. Мнение других стран не может повлиять на наше решение», — подчеркнул турецкий лидер.
- Реджеп Тайип Эрдоган
- Reuters
- © Turkish Presidential Press Office
Политик добавил, что страна продолжит двигаться верным путём к «строительству великой и сильной Турции».
Храм Святой Софии, вокруг статуса которого в последние дни развернулась международная дискуссия, был построен при византийском императоре Юстиниане I Великом между 532 и 537 годами. В качестве христианского собора здание просуществовало свыше 11 веков. После того как турки-османы завоевали Константинополь, храм был превращён в мечеть и пробыл в этом статусе ещё порядка пяти веков. В 1934 году по решению основателя современной Турецкой Республики Кемаля Ататюрка храм стал музеем.
«Символ цивилизации»10 июля 2020 года Государственный совет Турции отменил постановление почти вековой давности, подчеркнув при этом, что в государственном реестре Айя-София до сих пор числилась как мечеть. Объект принадлежит Фонду имени султана Мехмет-хана, в документации которого указывалось, что уже бывший музей может использоваться только в качестве мечети.
В тот же день президент республики Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, позволяющий открыть собор для отправления исламских религиозных обрядов.
При этом турецкий президент подчеркнул, что двери мечети будут открыты для всех, включая иностранцев и представителей других религий. Плату за вход, существовавшую ранее, отменят. Действовать в качестве мечети собор начнёт 24 июля, после проведения подготовительных мероприятий.
- Собор Святой Софии
- Reuters
- © Murad Sezer
«Айя-София находится в юрисдикции Турции. Любые возражения касательно решения наших судебных органов будут рассматриваться как нарушение нашего суверенитета», — заявил Эрдоган.
Политик также сравнил Айя-Софию с одной из ключевых исламских святынь — мечетью Аль-Акса, которая находится в ведении властей Израиля.
«Возрождение Айя-Софии — это предвестник освобождения мечети Аль-Акса», — добавил Эрдоган.
Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш уже поприветствовал решение властей страны. Комментируя это событие, лидер турецких мусульман отметил особую роль собора.
«Айя-София — это не простой храм с точки зрения его значения. Это символ великой веры, цивилизации, морали и справедливости для мусульман», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте управления.
Также по теме
Обращение в мечеть: Эрдоган подписал указ об открытии собора Святой Софии для богослуженийГоссовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. После…
Шаг властей Турции вызвал одобрение значительной части политических кругов республики. Даже кемалистская оппозиционная Республиканская народная партия воздержалась от резкой критики этого решения. В партии лишь напомнили о том, что Айя-София является частью исторического наследия всего человечества, поэтому превращение из музея в мечеть должно пройти без ущерба для архитектурного облика собора.
По мнению директора Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева, турецкие политики поддержали решение правящей партии в первую очередь из-за критики, которая звучит сейчас со стороны иностранных государств в адрес Анкары.
«Турки восприняли иностранную критику решения по Святой Софии как вмешательство в суверенные дела республики, поэтому и поддержали власти. Но изначально у населения не было единого мнения по этому вопросу. Идею превращения Софии в мечеть обычно поддерживают малообразованные слои населения, в то время как городские жители всегда оценивали такие планы скептически», — отметил эксперт в беседе с RT.
Говоря о причинах, заставивших власти страны пойти на этот шаг, эксперт напомнил об экономическом кризисе, настигшем Турцию. В мае курс национальной валюты обвалился до беспрецедентных значений, а пандемия коронавируса больно ударила по туристической отрасли.
«Президент Турции хочет акцентировать внимание турецкого народа на возвращении Святой Софии статуса мечети, показать, что это более значимо, чем пошатнувшийся рейтинг правящей Партии справедливости и развития и проблемы с курсом лиры. Ему нужен политический и моральный подъём», — добавил эксперт.
- Мусульмане молятся перед собором Святой Софии
- Reuters
- © Murad Sezer
Кроме того, решение по Святой Софии должно послужить идее Эрдогана войти в историю Турции в качестве крупного политического деятеля.
«Речь идёт о концепции «Новой Турции» (тур. Yeni Türkiye) — так Реджеп Тайип Эрдоган и его сторонники называют нынешний республиканский период. В строгом смысле неоосманским назвать этот курс можно со многими оговорками. Я бы сказал, что это скорее использование некоторых исторических воспоминаний, игра имперскими страстями», — отметил Юрий Мавашев.
Похожей точки зрения придерживается и доцент Института общественных наук РАНХиГС востоковед Сергей Демиденко.
«Решение турецкого руководства тесно связано с экономическим кризисом, обвалом лиры. Турецкая экономика вошла в достаточно крутое пике, поскольку серьёзно зависит от внешнего капитала, который, в свою очередь, к 2012—2013 годам стал уменьшаться. Сегодня у Эрдогана есть внешнеполитические успехи, но внутренних практически нет. Поэтому экономические потери власть пытается компенсировать некими внешнеполитическими завоеваниями и подобными инициативами», — отметил эксперт в комментарии RT.
«Пощёчина мировому христианству»Решение Анкары вызвало в мире неоднозначную реакцию. В Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) заявили, что изменение статуса собора Святой Софии неправомерно без согласования с Комитетом всемирного наследия.
Сожаление решение Анкары вызвало и в Москве, об этом заявил замглавы МИД РФ Александр Грушко. Дипломат добавил, что в Москве рассчитывают на полное выполнение Анкарой своих обязательств по сохранности и доступности этого объекта.
- Reuters
- © Philippe Wojazer
В гораздо более резких формулировках шаг турецких властей прокомментировали в Русской православной церкви. Председатель синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) назвал этот шаг Анкары «пощёчиной всему мировому христианству».
«Жаль, что политическая конъюнктура берёт верх над уважением к иным религиозным традициям», — заявил он.
Решение турецкого руководства вызвало весьма прохладную реакцию и со стороны Вашингтона — ранее глава Госдепа Майк Помпео призвал турецкую сторону сохранить за собором статус музея.
Похожей точки зрения придерживается и официальный Брюссель.
«Вызывает сожаление постановление Государственного совета Турции об отмене одного из знаковых решений современной Турции и решение президента Эрдогана о передаче исторического памятника в распоряжение Управления по религиозным делам», — говорится в заявлении Жозепа Борреля, главы европейской дипломатии.
Наиболее резкая реакция последовала со стороны Афин. Как пояснил глава греческого МИД Никос Дендиас в интервью телеканалу Skai, Реджеп Тайип Эрдоган своим решением «отворачивается от международного сообщества и его правил».
При этом в исламском мире решение Анкары вызвало некоторые разночтения, считает Юрий Мавашев.
Также по теме
Папа Римский опечален решением Турции по статусу собора Святой СофииПапа Римский Франциск во время традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра заявил, что опечален изменением статуса…
«Наиболее явно Турцию поддержали Пакистан и Катар. В то же время Эрдоган поставил в неудобное положение своих оппонентов в лице руководства ряда арабских стран — Саудовской Аравии, ОАЭ, Иордании, Омана и некоторых других. Из политических соображений они не хотят поддерживать Анкару, но при этом многие их граждане восприняли шаг Турции как реванш исламского мира над коллективным Западом», — отметил эксперт.
Говоря о том, почему Анкара не стала прислушиваться к мнению таких крупных мировых игроков, как США, ЕС и Россия, а также к позиции ЮНЕСКО, Сергей Демиденко напомнил, что турецкий лидер давно отстаивает идею абсолютно самодостаточной Турции.
«Для него Турция — государство, которое самостоятельно действует в отношении России и Ирана, не подстраивается под НАТО и США. Эрдоган разыгрывает карту жёсткого политического лидера, позиционирует себя в качестве отца турецкой нации. И хотя это не решит внутренних проблем Турции, на внешней арене такой шаг представит Анкару в качестве независимого игрока, с мнением которого надо считаться всем», — подытожил эксперт.
Собор Святой Софии (Айя-София) — античность
Собор Святой Софии (от греч. Ἁγία Σοφία, «Святая Мудрость»; лат.: Sancta Sophia или Sancta Sapientia; турецкий: Ayasofya) — бывшая христианская патриархальная базилика (церковь), позже императорская мечеть, а теперь музей (Ayasofya Müzesi ) в Стамбуле, Турция. С момента постройки в 537–1453 годах он служил греческим православным собором и резиденцией Константинопольского патриарха, за исключением периода между 1204 и 1261 годами, когда он был преобразован в римско-католический собор в рамках Латинской империи.С 29 мая 1453 года по 1931 год здание было мечетью. Затем оно было секуляризовано и открылось как музей 1 февраля 1935 года.
Известный, в частности, своим массивным куполом, он считается воплощением византийской архитектуры и, как говорят, «изменил историю архитектуры». Он оставался самым большим собором в мире почти тысячу лет, пока в 1520 году не был завершен Севильский собор. Нынешнее здание изначально было построено как церковь между 532 и 537 годами по приказу византийского императора Юстиниана I и было третьей церковью Св. Мудрость занять это место, так как два предыдущих были уничтожены бунтовщиками.Его спроектировали греческие геометры Исидор Милетский и Анфемий Траллский.
Церковь была посвящена Премудрости Божией, Логосу, второму лицу Святой Троицы, ее престольный праздник состоится 25 декабря, в ознаменование рождения воплощения Логоса во Христе. Хотя иногда ее называют Sancta Sophia (как если бы она была названа в честь Святой Софии), софия — это фонетическое написание на латыни греческого слова, означающего мудрость, ее полное имя на греческом языке — Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας, «Святыня святого». Премудрость Бога ».
В церкви хранилась большая коллекция святых реликвий и среди прочего был 15-метровый серебряный иконостас. Это здание было центром Восточной Православной Церкви в течение почти тысячи лет, и это было свидетельством отлучения Патриарха Михаила I Керулария от церкви Гумбертом из Сильвы Кандида, папским посланником Папы Льва IX в 1054 году. начало Великого раскола.
В 1453 году Константинополь был завоеван турками-османами при султане Мехмеде II, который приказал превратить эту главную церковь православия в мечеть.К этому моменту церковь пришла в упадок. Тем не менее, христианский собор произвел сильное впечатление на новых османских правителей, и они решили превратить его в мечеть. Были сняты колокола, алтарь, иконостас, жертвенные сосуды и другие реликвии, а мозаики с изображением Иисуса, его Матери Марии, христианской святые и ангелы также были удалены или замазаны. Были добавлены исламские элементы, такие как михраб, минбар и четыре минарета. Она оставалась мечетью до 1931 года, когда была закрыта для посещения на четыре года.Он был вновь открыт в 1935 году Турецкой Республикой как музей. Собор Святой Софии в настоящее время (2014 г.) является вторым по посещаемости музеем в Турции, ежегодно привлекающим почти 3,3 миллиона посетителей.
С момента первоначального преобразования и до строительства близлежащей мечети Султана Ахмеда (Голубой мечети Стамбула) в 1616 году она была главной мечетью Стамбула. Византийская архитектура собора Святой Софии послужила источником вдохновения для многих других османских мечетей, таких как Голубая мечеть, мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание, мечеть Рустем-паша и мечеть Кылыч Али-Паша.
2009
1978
Фото A710 IS Июнь 2009 г., 1978 г. Praktika XL Agfa Slide
Собор Святой Софии | Фонд всемирных памятников
Юстиниан I, один из первых византийских правителей, приказал архитекторам Антемию из Тралл и Исидору из Милета спроектировать собор Святой Софии в самом сердце тогдашнего Константинополя. Юстиниан был плодовитым строителем и за время своего долгого правления с 527 по 565 год нашей эры построил несколько сотен религиозных пространств и общественных сооружений по всей Европе.Собор Святой Софии, что по-гречески означает «Божественная мудрость», заменил более раннюю базилику с тем же названием; Вторая церковь, построенная в 532–537 годах нашей эры, была самым амбициозным архитектурным проектом императора. Центральный купол собора имеет диаметр 107 футов и возвышается на 180 футов над полом, окруженный 40 арочными окнами. Сам Юстиниан выступал в качестве реставратора купола, когда он восстановил его в 563 году нашей эры после того, как пожар и землетрясения повредили здание. В своем первоначальном виде собор Святой Софии не имел фигурных мозаик, возможно, из-за преобладающих в то время представлений о иконоборчестве.Однако с IX-XIV веков сменяющие друг друга поколения византийских монархов заполняли изогнутые стены имперскими портретами и религиозной иконографией. В течение почти тысячелетия церковь функционировала как центр восточного христианства и местонахождение православного патриарха, аналога Папы в Риме. Собор Святой Софии был преобразован в мечеть после падения города османскими захватчиками в 1453 году. Собор Святой Софии стал светским музеем после образования Турецкой Республики в начале 20 века.
Часы с мировыми памятниками 1996 и 1998 годов
Всемирный фонд памятников поместил собор Святой Софии в свою первую стражу в 1996 году, а затем снова включил в нее в 1998 году в ответ на ряд угроз, с которыми сталкивается эта византийская жемчужина. Медная крыша собора треснула, из-за чего вода стекала по хрупким фрескам и мозаике. Влага проникала и снизу: подъем грунтовых вод поднял уровень влажности в пределах памятника, создавая нестабильную среду для камня и краски.В период с 1997 по 2002 год WMF получил ряд грантов на восстановление знаменитого купола Святой Софии, при этом средства были выделены правительством Турции. Первый этап работ включал структурную стабилизацию и ремонт треснувшей крыши, который проводился при участии Министерства культуры Турции и Лаборатории консервации в Стамбуле. Второй этап — сохранение внутренней части купола — дал возможность нанять и обучить молодых турецких реставраторов уходу за мозаикой.К 2006 году проект WMF был завершен, хотя другие районы Святой Софии по-прежнему нуждаются в охране.
Собор Святой Софии, лучший архитектурный продукт правления императора Юстиниана, был чудом инженерной мысли на момент его завершения в 537 году нашей эры. Лишь в 15 веке было возведено другое здание, способное вместить столько же площади под одной крышей. В дополнение к своим структурным достижениям собор также был эффектно украшен серебром, красным порфиром, зеленым мрамором и миллионами золотых мозаик, которые были тщательно инкрустированы под углом, чтобы отражать свет.Византийские фигурные мозаики и фрески заказывались правителями Константинополя в течение четырех столетий; эти изображения визуально документируют развитие искусства и религиозной жизни в Восточной Римской империи. Сегодня собор Святой Софии по-прежнему свидетельствует о запутанной и взаимосвязанной истории Рима, Византии, средневекового христианства и османов. Как музей, памятник остается неотъемлемой частью современного города, городской достопримечательностью, расположенной в историческом Стамбуле, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Битва за то, будет ли собор Святой Софии в Турции мечетью или музеем, передается в суд.
Место проведения Собора Святой Софии в Стамбуле стояло, когда вокруг него росли и падали империи, когда правители и государственные деятели приходили и уходили, а вероисповедания процветали и увядали.
Сейчас 1500-летний собор, а затем мечеть находится в центре современной борьбы между светскими корнями Турции и исламистскими устремлениями ее президента. Битва за то, кто может молиться на объекте всемирного наследия ЮНЕСКО, отражает более крупную битву, разыгрывающуюся в обществе, раскалывающемся между секуляризмом и религиозным консерватизмом.
В четверг Государственный совет Турции заслушал аргументы юристов Ассоциации защиты исторических памятников и окружающей среды, группы, которая просила превратить собор Святой Софии из музея в мечеть.
Ассоциация настаивает на отмене решения 1935 года, превратившего культовое сооружение в музей, где не будут проводиться религиозные службы или групповые молитвы. Решение ожидается в течение двух недель.
Если суд вынесет решение в пользу НПО, это станет последним событием в длинной череде поворотов для собора Святой Софии, который долгое время возвышался над горизонтом Стамбула, символизируя статус города как моста между Востоком и Западом. , мусульманский и христианский миры.
Построенный как церковь после завершения строительства в 537 году, собор Святой Софии сразу стал центром раннего христианства, а его огромный купол собора был провозглашен чудом. В 1453 году, когда османы захватили город, ранее известный как Константинополь, он стал мечетью. Перенесемся примерно на 500 лет вперед, и вскоре после основания современной светской Турции он был преобразован в музей.
Построенный как византийский собор Работа над собором Святой Софии была завершена в 537 году. Murad Sezer / ReutersСегодня это одна из самых популярных достопримечательностей страны, которую ежегодно посещают миллионы людей.
Но твердо придерживающийся исламистской позиции президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган нацелился на это здание. В своей предвыборной речи перед местными выборами в прошлом году он сказал, что было «очень большой ошибкой» превратить его в музей.
Зия Мерал, член христианской общины Турции, насчитывающей около 100 000 человек, говорит, что превращение ее в мечеть и разрешение молиться только мусульманам было бы исключительным.
Для Мерала сочетание христианских корней и арабских писаний в здании имеет огромное значение для всех турок.
«Всякий раз, когда я входил в собор Святой Софии, я всегда чувствовал себя так, будто вступаю в историю или наследие этой страны, с которой я связан», — сказал Мерал, старший научный сотрудник Лондонского Королевского института объединенных служб. во время телефонного интервью. «Но я также вступаю в синтетизм культуры, который я ношу в своем теле, в своих жизненных привычках, в моем мировоззрении, что каким-то образом это священное пространство объединяет все воедино».
Смешение религий и обществ в соборе Святой Софии сделало его таким символическим для Турции, страны, которая боролась за то, чтобы одновременно быть преимущественно мусульманской, но была основана в начале 20 века на светских убеждениях об отделении религии от государства.
Этот шаг привлек внимание многих за рубежом, в том числе в США.
«Мы настоятельно призываем правительство Турции и впредь сохранять собор Святой Софии как музей, как образец его приверженности уважению различных религиозных традиций и истории Турции и обеспечению его доступности для всех», — заявил госсекретарь Майк Помпео. сказал недавно.
Несмотря на давление давних союзников, таких как США, Эрдоган и его Партия справедливости и развития или Партия АК, настойчиво смещали баланс в пользу религии в Турции.
Он работал над тем, чтобы мечети стали еще более важной частью общественной жизни, чем то, что уже было предусмотрено турецкой историей.
Одна из самых спорных улиц все еще строится на центральной площади города, которая была центром антиправительственных протестов в 2013 году.
У Эрдогана и турецкой ассоциации, участвующей в судебном процессе, безусловно, есть сторонники.
Онур Эрим, турок-мусульманин, возглавляющий консалтинговую фирму в Стамбуле, выступает за возвращение мусульманских молитв в собор Святой Софии и сказал, что сам поедет туда помолиться.
Он считал, что, несмотря на то, что здание является музеем, это все еще мечеть — только та, в которой нет мусульманских молитв.
Одна из главных туристических достопримечательностей Стамбула в историческом районе Султанахмет, собор Святой Софии посещают миллионы людей каждый год. Emrah Gurel / APТаким образом, он не думал, что нужно будет много сделать, если решение суда разрешит возвращение мусульманских молитв, но некоторые аналитики предположили, что шторы могут быть использованы для прикрытия драгоценной византийской христианской мозаики и другого искусства.
По телефону он сказал, что, насколько он понимает, Коран не позволяет зданию одновременно служить церковью и мечетью.
«Когда ты завоевываешь какое-то место… вот и все, ты получаешь все права на это», — сказал Эрим, который работал на бывшего мэра ПСР в столице Анкаре.
«Для меня открытие мечети Святой Софии — большая проблема. Это выходит за рамки партии АК, за пределы Эрдогана, за рамки любой партии в Турции или любой политической точки зрения.
В ответ Мерал сказал, что Стамбул был завоеван и «туркам нечего доказывать относительно силы своей страны, силы своей обороны, своих вооруженных сил и своего положения в регионе».
Однако, возможно, за перестройкой мечети стоит не только религиозная преданность, — говорит Берк Эсен, доцент кафедры международных отношений в Билькентском университете в столице Анкаре.
Во-первых, дебаты отвлекают внимание от более насущных проблем для многих турок, таких как рост безработицы на фоне пандемии в стране с одной из крупнейших вспышек в ее регионе.
Идти против воли западных лидеров, таких как Помпео, и выдвигать такой культурный клин может также позволить Эрдогану укрепить свой популистский и консервативный имидж, но это не принесет ему большого числа избирателей, считает Эсен.
Эрдоган «все больше производит впечатление лидера, который оторвался от современности, от современных проблем», — сказал Эсен во время телефонного интервью.
Для Мерала простая политизация Святой Софии — это то, что он сказал, огорчает его.
«В нем запечатлена уникальная история, зачем использовать это в политике?» он сказал.»Это действительно что-то добавляет?»
После Святой Софии историческая церковь Хора в Турции также была преобразована в мечеть
Президент Турции Тайип Эрдоган преобразовал историческую церковь Хора, одно из самых знаменитых византийских зданий Стамбула, в мечеть в пятницу, через месяц после открытия знаменитого собора Святой Софии для мусульман поклонение. Средневековая церковь Святого Спасителя в Хоре, построенная недалеко от древних городских стен Константинополя, содержит византийские мозаики и фрески XIV века, изображающие сцены из библейских историй.
Они были заштукатурены после того, как город был завоеван османами-мусульманами в 1453 году, но вновь обнаружены, когда — как и собор Святой Софии — здание было преобразовано в музей светской республикой Турции более 70 лет назад. Уходит корнями в политический ислам, позиционирует себя как поборник набожных мусульман Турции и в прошлом месяце присоединился к десяткам тысяч верующих в первых молитвах в Святой Софии за 86 лет.
Opinon | Тень Святой Софии
Этот шаг подвергся резкой критике со стороны церковных лидеров и некоторых западных стран, которые заявили, что преобразование Собора Святой Софии исключительно для поклонения мусульманам чревато углублением религиозных разногласий.В прошлом году турецкий суд отменил постановление правительства 1945 года о преобразовании Хоры, известной как Карие по-турецки, в музей, находящийся в ведении Министерства образования.
В пятницу указ, подписанный Эрдоганом и опубликованный в официальной газете Турции, провозгласил, что «управление мечетью Карие должно быть передано Управлению по делам религии, и (мечеть) открыта для богослужений.
Объяснение: Почему возвращение Святой Софии в качестве мечети свидетельствует о светских полномочиях Турции на молитве
«Церковь была впервые построена на этом месте в 4 веке, но большая часть существующего здания относится к церкви 11 века, которая была частично перестроена 200 лет спустя после землетрясения.
В пятничном указе Эрдогана не говорилось, когда в Хоре будут проводиться первые мусульманские молитвы и какие там будут размещены христианские произведения искусства. В соборе Святой Софии занавески задернуты перед изображением, обращенным к поклоняющимся Марии и младенцу Иисусу.
Почему существуют разногласия по поводу объявления Турцией Святой Софии мечетью?
Президент Турции недавно официально превратил собор Святой Софии в Стамбуле, построенный в шестом веке, обратно в мечеть и объявил ее открытой для мусульманского богослужения, и многие мусульмане отметили это решение.
Но почему это решение вызвало столько споров среди международных лидеров?
В чем историческое значение Собора Святой Софии и почему это решение вызывает разногласия между религиозными группами?
Вот разбивка действующих факторов.
История и значение Собора Святой Софии
Собор Святой Софии был построен в шестом веке византийским императором Юстинианом и был христианским местом поклонения почти 1000 лет до того, как то, что тогда называлось Константинополем, было завоевано турками-османами. Кровавая осада 1453 г.
Когда-то самый большой собор в мире, на протяжении сотен лет он был местом коронации византийских императоров, получив благословение Греческой православной церкви среди изысканных мраморных и мозаичных украшений.
После падения Константинополя, который турки переименовали в Стамбул, гигантский собор стал мечетью, а турецкие строители добавили минареты, которые теперь возвышаются над горизонтом в древнем сердце Стамбула.
Однако после распада Османской империи после Первой мировой войны новое светское правительство Турции решило превратить здание в музей, не относящийся к какой-либо конфессии, и открыть его для туристов.
Пространство для воспроизведения или паузы, M для отключения звука, стрелки влево и вправо для поиска, стрелки вверх и вниз для увеличения громкости. Президент Турции открывает собор Святой Софии для поклоненияЗдание открыло свои двери как музей в 1935 году.
Мозаики с изображением Иисуса, Мария и христианские святые, которые были замазаны в соответствии с исламскими правилами, были обнаружены в результате кропотливой реставрации музея.
В настоящее время собор Святой Софии является одним из самых популярных музеев Турции, который в прошлом году посетило более 3,7 миллиона человек, причем многие считают это место местом, где объединяются религии.
Итак, что означает объявление его мечетью?
Через несколько часов после того, как высший административный суд Турции отменил решение кабинета министров 1934 года о превращении этого места в музей, президент Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о передаче собора Святой Софии Президентству Турции по делам религий.
Г-н Эрдоган сказал, что первые молитвы в соборе Святой Софии состоятся 24 июля, и призвал уважать это решение.
Он сказал, что это суверенное право Турции решать, для каких целей будет использоваться Собор Святой Софии, и отверг идею о том, что это решение положит конец статусу Святой Софии как структуры, объединяющей религии.
Консервативные группы давно мечтают проводить молитвы в соборе Святой Софии, который они считают частью мусульманского османского наследия. (AP: Emrah Gurel
)Объявление этого места, которое в основном считается местом всеобщего поклонения как для мусульман, так и для православных христиан, мечетью, рассматривается некоторыми как указание на то, что оно предназначено только для мусульман.
Эрдоган отклонил эти претензии.
«Как и все другие наши мечети, двери Святой Софии будут открыты для всех, местных жителей или иностранцев, мусульман и немусульман», — сказал он.
Г-на Эрдогана, набожного мусульманина, часто обвиняли в использовании вопроса Святой Софии для мобилизации поддержки своей исламистской партии.
В последние годы в музее проходят несколько исламских молитв.
Сделав важный символический ход, г-н Эрдоган прочитал там первый стих Корана в 2018 году.
Какую международную критику вызывает это решение?
Потеря Святой Софии, бывшей резиденции Греческой Православной Церкви, все еще вызывает недовольство у некоторых греков, и решение превратить ее в мечеть снова грозит обострением напряженности между Грецией и Турцией.
Споры о том, считается ли это место мечетью или музеем, уже давно назревают.
Декларация Эрдогана о мечети получила широкую международную критику, в том числе со стороны лидеров США и православных христиан, которые призвали Турцию сохранить свой статус музея, символизирующего солидарность между религиями и культурами.
Папа Франциск сказал, что он «глубоко огорчен» решением Турции, в то время как Всемирный совет церквей описал его «горе и тревогу», отметив, что собор Святой Софии был «местом открытости, встреч и вдохновения для людей из всех народов. «.
Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис осудил это решение как оскорбление экуменического характера Святой Софии.
Он назвал это решение оскорбительным для тех, кто считает это место «частью мирового культурного наследия».
«Это решение явно влияет не только на отношения Турции с Грецией, но и на ее отношения с Европейским союзом, ЮНЕСКО и мировым сообществом в целом», — сказал он.
Высший административный суд Турции рассмотрел судьбу объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. (AP: Emrah Gurel
)Во втором по величине городе Греции, Салониках, протестующие собрались у церкви, построенной по образцу Святой Софии и носящей то же имя. Они скандировали: «Мы зажжем свечи в Святой Софии» и держали в руках греческие флаги и византийские знамена.
Кипр также осудил решение Эрдогана, заявил министр иностранных дел Никос Христодулидес.
Владимир Джабаров, заместитель главы комитета по иностранным делам в верхней палате российского парламента, назвал акцию «ошибкой».
В Париже организация ООН по культуре ЮНЕСКО сообщила, что собор Святой Софии входит в историческую часть Стамбула и внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как музей.
Госсекретарь США Майк Помпео заявил в прошлом месяце, что достопримечательность должна оставаться музеем и служить мостом между религиями и культурами. Его комментарии вызвали упрек в министерстве иностранных дел Турции, которое заявило, что собор Святой Софии является внутренним вопросом национального суверенитета Турции.
Светское разделение Турции
Собор Святой Софии на протяжении веков был главной резиденцией Восточной православной церкви, где короновались императоры среди богато украшенного мрамора и мозаики. (AP: Lefteris Pitarakis
)Превращение этого места в мечеть нанесло серьезный удар по религиозно-светскому разделению Турции. Националистические и консервативные группы в Турции давно стремились проводить молитвы в соборе Святой Софии, который они считают частью мусульманского османского наследия.
Другие считают, что он должен оставаться музеем как символ христианской и мусульманской солидарности.
Обсуждения в социальных сетях выявили деликатность дебатов: многие с обеих сторон критикуют этот шаг как политическую тактику Эрдогана, направленную на продвижение его правых идеологий.
Другие считают этот шаг исламской победой Турции.
ABC / провода
Турецкий суд отменил статус собора Святой Софии как музея, поскольку президент страны пытается вернуть его в действующую мечеть
Турецкий суд отменил статус знаменитого Собора Святой Софии как музея, открыв путь для превращения архитектурного чуда VI века, известного своими сверкающими византийскими мозаиками и фресками, в мечеть.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган, который был активным сторонником изменений, не теряя времени, воспользовался решением суда.Через несколько минут он подписал указ об открытии здания для мусульманских молитв и передаче управления зданием от Министерства культуры Государственному управлению по делам религий.
«Открытие собора Святой Софии для богослужений не мешает местным или иностранным туристам посещать это место», — заявил официальный представитель президента государственному агентству Anadolu. Другие популярные исторические места, такие как собор Нотр-Дам в Париже и Парфенон в Риме, все еще активно используются в качестве католических церквей.
Собор Святой Софии был самой популярной достопримечательностью Турции в 2019 году, собрав более 3,7 миллиона посетителей. С 2005 года возникли юридические проблемы с его работой в качестве музея, и консерваторы добивались возвращения его в статус действующего религиозного объекта. (Эрдоган уже превратил три других византийских церковных музея в мечети.)
Интерьер собора Святой Софии. Фото Сударсана Нараянана, через Flickr.
Внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года, собор Святой Софии был построен как греческая православная церковь в 537 году нашей эры, крупнейшая в мире в то время и резиденция православного патриарха Константинополя.
Более чем 900 лет спустя, после того как город пал в 1453 году под властью Османов и был переименован в Стамбул, собор был преобразован в мечеть.
В сегодняшнем постановлении суд установил, что при завоевании Стамбула османский правитель султан Мехмет II по существу основал фонд, который и по сей день владеет собором Святой Софии. Согласно решению суда, этот правовой статус не может быть изменен, а использование здания в качестве мечети не может быть изменено.
После образования современной Турецкой Республики президент-основатель Мустафа Кемаль Ататюрк объявил собор Святой Софии музеем в 1935 году.Согласно его указу, историческое место будет «открыто для посещения всеми народами и религиями».
Стамбульская НПО добивалась отмены этого решения при поддержке Эрдогана.
Внутренний вид собора Святой Софии в Стамбуле в 1930-е годы. Фото Себа и Жоайе, исследование SALT, архив Али Саима Юльгена
Дело выявило историческую напряженность между Грецией и Турцией, христианами и мусульманами. В преддверии сегодняшнего решения госсекретарь США Майк Помпео вместе с Грецией и Россией призвал оставить здание, которое считается символом мирного религиозного сосуществования, в качестве музея.
Когда 1500-летний собор Святой Софии был мечетью, некоторые из ее средневековых мозаик и фресок были оштукатурены в знак уважения к исламским запретам на фигуру в искусстве. Критики опасаются, что эти произведения искусства теперь снова будут удалены из поля зрения. Как изменится здание, и будет ли правительство продолжать взимать плату за вход, еще неизвестно.
ЮНЕСКО выразила озабоченность по поводу изменения статуса объекта всемирного наследия.
«Собор Святой Софии — это архитектурный шедевр и уникальное свидетельство взаимодействия между Европой и Азией на протяжении веков.Его статус музея отражает универсальный характер его наследия и делает его мощным символом диалога », — заявила генеральный директор Одри Азуле.
Организация подчеркнула, что правительство обязано не модифицировать здание без его согласия, и призвала турецкие власти «вступить в диалог, прежде чем принимать какое-либо решение, которое может повлиять на универсальную ценность объекта».
Следите за новостями Artnet в Facebook:
Хотите опередить мир искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, откровенные интервью и острые критические моменты, которые продвигают разговор.
православных церквей подали петиции в ООН по поводу собора Святой Софии в Стамбуле
АНКАРА, Турция (AP) — Греческая православная церковь США заявила во вторник, что обращается с петицией к экспертам ООН с просьбой принудить Турцию к защите культурного наследия православного христианства после того, как турецкое правительство преобразовало Стамбул. ориентир Святой Софии из музея в мечеть.
Греческая православная архиепископия Америки заявила, что оказывает давление на специальных докладчиков ООН по вопросам культурных прав, прав меньшинств, свободы религии и убеждений, чтобы они заставили Турцию ответить «за ее целенаправленную политику по уничтожению культурного наследия православных христиан».
В июле президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган издал указ, который снова превратил собор Святой Софии в мусульманский молитвенный дом. Это сооружение, внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО, на протяжении веков служило одним из самых важных соборов христианского мира и мечетью, а также музеем на протяжении 86 лет.
Эрдоган объявил в прошлом месяце о решении превратить церковь Святого Спасителя в Хоре, еще одну церковь византийской эпохи в Стамбуле, в мечеть.
«Изменяя в одностороннем порядке статус, структуру и название этих объектов ЮНЕСКО, имеющих особое значение для православных христиан, Турция нарушает свои обязательства по международному праву по сохранению культурного наследия и уважению политических, культурных и религиозных свобод православных. Христиане в Турции и за рубежом », — сказала Associated Press советник Архиепископии Америки Кристина Хиуреас.
Греческая православная епархия «надеется, что международное давление со стороны Организации Объединенных Наций, ее органов, включая ЮНЕСКО, и ее государств-членов, побудит Турцию отменить свое решение преобразовать (объекты всемирного наследия) в мечети.
Не было немедленных комментариев от турецкого правительства, которое поклялось защищать собор Святой Софии и держать его открытым для посетителей вне часов молитв.
Построенный византийским императором Юстинианом в 537 году, собор Святой Софии превратился в мечеть после османского завоевания Стамбула в 1453 году. Мустафа Кемаль Ататюрк, лидер-основатель светской Турецкой республики преобразовал здание в музей в 1934 году.
Эрдоган, набожный мусульманин, правящая партия которого имеет корни в исламском движении Турции, переделал здание в мечеть, несмотря на призывы к этому. будет сохранен как музей в знак признания многоконфессионального наследия Стамбула.