Смольный собор воскресения христова санкт петербург: Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Содержание

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Краткое описание

Храм Воскресения Христова стоит у набережной Обводного канала недалеко от Варшавского вокзала. Эта местность в XIX столетии считалась окраиной города, занятой бедными заводскими кварталами с кабаками. Храм известен тем, что его прихожане организовали первое в стране Общество трезвости.

История

Первая деревянная церковь Воскресения Христова появилась в 1894 году по случаю бракосочетания царя. С первых дней своего создания она заняла важное место в жизни местных жителей. Богослужения, духовные беседы, чтения, народное пение быстро превратились в традиции. Открытие воскресной школы, библиотеки с читальным залом в новом трёхэтажном здании привлекло к себе тысячи прихожан.

В 1898 году в храме зародилось новое движение, называемое Обществом трезвости. В период своего расцвета в нем состояло около 70 тысяч человек. В небольшой церкви не всегда хватало места для принятия желающих. Решение о возведении каменного храма поддержал Николай II и утвердил проект архитектора Г. Д. Гримма на строительство трёхпредельного Храма.

Закладка фундамента нового здания проходила в июле 1904 года. Через год храм был построен. Внешние стороны были облицованы декоративным кирпичом, элементы отделки выполнены из песчаника.

Внутреннее помещение было рассчитано на 4 000 прихожан. Отделка в нем ещё не была выполнена, а в соборе уже проходили службы.

В 1918 было ликвидировано Общество трезвости, а в 1930 году закрыта церковь. В здании в разное время размещались склад, кинотеатр, помещения трамвайного парка. На колокольне была обустроена парашютная площадка.

В феврале 1990 года Храм Воскресения Христова вернули верующим. Первое богослужение прошло в апреле этого же года, в пасхальные праздники.

Архитектура

Бесстолпное сооружение, увенчанное круглым куполом, представляет собой образец псевдорусского архитектурного стиля, который использовался в XIX веке при возведении многих соборов. Он представлял собой гармоничное объединение нескольких различных направлений: традиции древнерусского зодчества, элементы византийской архитектуры, стиля модерн.

Внутреннее убранство

В 1908 году были освящены два предела: главный и правый в честь святого Николая. В 1920 году появился придел для проведения зимних служб. Левый предел в честь Александра Невского освещали позже. В нем установили иконостас и престол. Главный иконостас проектировал А. Л. Гун. Образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи.

Особо почитаемые иконы Храма:

  • Воскресения Христова. Её пожертвовал патриарх Иерусалимский Дамиан. В ней находился кусочек Живоносного Гроба. Прихожане верят, что икона помогает исцелиться от алкоголизма.
  • Воскресения Христова, написанная на основании из Мамврийского дуба. Её подарила Духовная миссия Иерусалима.
  • Преподобного Серафима Саровского.
  • «Неупиваемая Чаша», созданная С. Г. Голубевым в 1992 году.
Роспись помещения Храма проводилась с 1914 по 1916 годы под руководством В. Т. Перминова. Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Внешнее убранство

Каменный Храм стал украшением Обводного канала. Фасады, карнизы, окна, шатер отделаны песчаником, декоративным кирпичом.

На высоте 60 метров находится 1 000 пудовый колокол, называемый «Отец Александр», в честь основателя Общества трезвости

Ажурный шатровый элемент дополнен четырьмя декоративными колоколами. В стенах боковых фасадов здания прорезаны большие арочные окна.

Красивую наружную икону западного фасада «Воскресение Христово» написал известный художник С. Т. Шелковый в 1909 году

Расписание богослужений в 2019 году

В действующем Храме каждый понедельник в 18 часов проходят молебны перед иконой «Неупиваемая Чаша», помогающие победить пьянство и другие пагубные привычки.

  • Исповедь по будним дням начинается в 9:30
  • Литургия в 10:00, 17:00 часов
  • В воскресные, праздничные дни исповедь в 7:00, богослужение в 10:00, 17:00

В июле организуется крестный ход трезвости. Перед Небесной Заступницей проходит церковное пение, освящается вода.

Режим работы в 2019 году

Храм Воскресения Христова открыт для посещения с 8 до 20 часов в будние дни и с 6:30 до 20:00 по выходным

  • Приход возродил традиции движения за трезвость. Здесь работает центр по реабилитации «Воскресение».
  • Возобновилась книгоиздательская деятельность. При входе в церковь предлагается местная газета.
  • В Храме работает клуб ACTS для молодых людей, которые изучают Священное писание.

Где находится

Адрес

Набережная Обводного канала, 116

Метро

  • Фрунзенская
  • Балтийская

Как добраться

Проще ехать на метро: выйти на станции Балтийская, и идти в направлении Обводного канала. Повернуть направо и двигаться по пути уменьшения номеров на домах. Храм находится рядом с пересечением Измайловского проспекта и Обводного канала. Ориентиром служат купола церкви.

Интересные факты

Советская власть планировала снести строение в 1930 году. Один из членов комиссии, принимавшей решение о сносе, заметил, что рядом находится Дом культуры, который может пострадать во время взрыва. Этого допустить было невозможно. Храм остался на прежнем месте.

Автор статьи

Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить.

Написано статей

его история и современное время

Полное название храма — Воскресения Христова Смольный собор. Здание находится в Санкт-Петербурге (Смольная набережная на левом берегу Невы) и входит в православную конфессию. Смольный собор представляет собой часть архитектурного комплекса одноименного монастыря. Исторически в качестве основного предназначения храма была выбрана духовно-просветительская деятельность.

История постройки

В 1740-х годах императрица Елизавета Петровна заявила одному из членов Синода о желании видеть монастырь, в котором она проведёт свои последние дни. Строительство должно было совершиться на месте «Смольного дома», в стенах которого Елизавета проживала в детстве. Разработка проекта была поручена известному французскому архитектору Бартоломео Ф. Растрелли, которому царица обещала основательную финансовую поддержку.

В 1748 году торжественно бы заложен первый камень фундамента, но только спустя три года строители приступили к возведению здание собора. Реализация проекта велась с небывалым размахом. Ежедневно на стройке было задействовано более 3000 человек (солдаты, мастера). Строительные материалы и комплектующие поступали с десятков заводов по всей стране.

Строительство шло ускоренными темпами, но в 1756 году началась Семилетняя война с Пруссией, которая помешала проведению работ. Елизавета Петровна при жизни не дождалась чистовой отделки соборной церкви монастыря. После её смерти строительство и вовсе замерло.

В 1762 г. Б. Растрелли вернулся на родину, а руководителем проекта строительства назначили архитектора Ю. М. Фельтена. Из-за резкого сокращения финансирования часть работ не была завершена, и собор остался недостроенным почти на 70 лет, постепенно разрушаясь.

В 1820-х годах император Николай I издал указ о завершении работ по возведению Смольного монастыря. Проект доработки был утвержден лишь 4 года спустя, а в 1835 г. строительство было закончено и храм освятили во имя Воскресения Христова.

Смольный собор в 20-м веке и в наше время

До революции 1917 г. в Смольном регулярно проводились богослужения. По указанию императора он обладал статусом собора всех учебных заведений страны и стоял на обеспечении Государственного Казначейства.

После революции в 1922 г. собор закрыли, предварительно изъяв церковную утварь и другие ценности. Храм использовали под склад, а затем как бункер. Реконструкция постройки началась в 1967 г. После её завершения в стенах собора была размещена выставка Музея истории Ленинграда.

В 1990 г. в Смольном открыли концертно-выставочный зал. В 2004 г. собор включили в состав музея Исаакиевского собора.

Датой возвращения храма в лоно церкви можно считать 2009 г., когда в его стенах был проведен первый после долгого перерыва молебен. В 2015 г. было принято решение об окончательном возвращении собора Русской Православной Церкви.

Архитектура собора

Постройка выполнена в стиле барокко, с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра, и он имеет форму греческого креста, по углам которого расположены 4 церкви. Пятиглавие было построено необычно. Только центральный купол относится к самому храму, остальные 4 принадлежат колокольням. Нижняя часть храма больше напоминает дворец, чем церковь. В память освящения Смольного собора, в 1835 году, в Санкт-Петербурге была выпущена бронзовая памятная медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «

1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны» с одной стороны, и Христа Спасителя в храме, благословляющего детей — с другой стороны.

Смольный собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. История, адрес, как добраться

Уникальность и атмосфера Санкт-Петербурга отчасти обусловлена архитектурой. Храмы, многочисленные дворцовые комплексы, парки и музеи – все это формирует парадный фасад столичного города. Смольный собор — представитель Елизаветинского барокко 18 века, он гармонично вписывается в архитектуру города, тогда такие воздушные и помпезные строения были в моде.

Где расположен Воскресенский Смольный собор в Санкт-Петербурге

Собор расположился в живописном месте, его выбрала сама Елизавета: левобережье Невы, недалеко от родного дворца. Сейчас найти его можно на Площади Растрелли, д. 1.

Дворец получил свое название из-за его местоположения. Раньше там было организовано производство смолы для кораблей. Предание гласит что Елизавета Петровна еще в молодости решила завершить свою жизнь в тихом монастыре, но этому не суждено было свершиться. Для монастыря она выбрала место недалеко от своего родного дворца.

Как добраться до собора на машине

На машине нужно добраться до адреса Площадь Растрелли, 1, комплекс будет видно издалека. Он находится между станцией метро «Чернышевская» и «Площадью восстания». Проезд осуществляется по главной дороге — Смольной набережной или ул. Смольная.

Как доехать на общественном транспорте

Комплекс, спроектированный Растрелли, расположился на приличном расстоянии от метро, хоть и расположен в центре города. Если до собора нужно добраться быстро и идти пешком в течение получаса времени нет, можно сесть на автобус. Маршруты ходят регулярно, ждать долго не придется.

От метро «Чернышевская» до собора идут 22, 46 маршруты и 15 троллейбус. От «Площади восстания» идет 22 автобус и 7, 5 троллейбусы.

История собора Воскресения Христова

Собор возводили по приказу Елизаветы – дочери Петра. В юном возрасте она решилась провести зрелость в стенах монастыря. Елизавета отнеслась к его местоположению со всей ответственностью, так как красота строений и пейзажей в то время были на первом месте. Она выбрала местность на левом берегу Невы, недалеко от родного дворца.

Храм строился с 1748 по 1820-е года, что заняло 87 лет. Это самый длительный период строительства во всем Санкт-Петербурге. Начинал строительство сам Растрелли, а заканчивал уже Стасов.

Долгое строительство обусловлено перечнем факторов:

  • недостаток финансирования, все деньги инвестировали в военное обмундирование, оружие;
  • военное положение;
  • после войны Елизавета не горела желанием уходить в монастырь и не торопила строительство;
  • смерть Растрелли, он так и не увидел законченный собор.

Собор освящают как собор всех учащихся. По сей день, он сохраняет за собой данный статус. В 1765 году организованы учебные группы для девочек высокого происхождения. В 1808 году на учебу поступают первые девушки. Смольный стал первым в мире учебным заведением для леди и на протяжении многих лет сохранял за собой статус престижного учреждения.

Строительство собора

Заказ был передан Б. Растрелли, было сказано создать небывалый по красоте и величию храм с высочайшей колокольней. Для Растрелли строительство собора являлось высшим достижением в жизни обер-архтектора. В своих архитектурных строениях придерживался барочного стиля. Его произведения искусства и сегодня украшают Санкт-Петербург, словно воздушные пирожные.

Смольный Воскресения Христова собор (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Смольный Воскресения Христова собор (Санкт-Петербург)

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:59.94890000000000185309545486234128475189208984375,»lon»:30.395450000000000301270119962282478809356689453125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)\» title=\»\u0421\u043c\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\»\u003E\u0421\u043c\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0421\u043c\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440»’ \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0436\u0435\u043c\u0447\u0443\u0436\u0438\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u0430\u0440\u043e\u043a\u043a\u043e, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 1748 \u0433\u043e\u0434\u0443″,»title»:»\u0421\u043c\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)»,»link»:»»,»lat»:59.94890000000000185309545486234128475189208984375,»lon»:30.395450000000000301270119962282478809356689453125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Смольный Воскресенский собор считается жемчужиной петербургского барокко, основан в 1748 году.

История

Закладка Воскресенского Смольного собора состоялась в 1748 г. изволением императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта собора выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли создал свое творение в стиле елизаветинского барокко, но не успел завершить его.

Интерьер храма в начале ХIХ века создал другой знаменитый архитектор В. П. Стасов.

19 июля 1835 г. митрополит Серафим (Глаголевский) освятил здание собора, вмещавшее до 6000 человек. По утвержденному императором Николаем I «Положению о соборе» храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны.

Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины — 22 июля (4 августа по новому стилю), когда в храм приезжала императорская семья. В этот день здесь собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе возникшего в 1764 г. в монастырских корпусах, окружавших собор, первого высшего женского учебного заведения России – Воспитательного общества благородных девиц.

В храме служили известные священнослужители, среди них ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии протоирей Николай Розанов. Последним настоятелем перед закрытием собора в 20-х годах прошлого века был член Государственной Думы протоиерей Андрей Юрашкевич.

После революции храм перешел в управление церковной двадцатки, в апреле 1922 г. из него были изъяты ценности. 7 октября 1922 г. собор был закрыт. Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены.

Современное состояние

24 мая 2009 г. в день славянской письменности и культуры в Смольном соборе было совершено первое в наши дни богослужение — молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В следующем году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил первую Божественную литургию. С тех пор в приделесвятой равноапостольной Марии Магдалины богослужения стали постоянными.

25 января 2016 года собор был передан Русской Православной Церкви. Продолжая прервавшиеся традиции, храм вновь стал именоваться собором всех учебных заведений. Духовное окормление учащихся стало первостепенным в служении причта и прихожан храма.

Ежегодно в день памяти св. мц. Татианы – день российского студенчества, в соборе в присутствии учащихся, преподавателей и руководителей учебных заведений города, совершается особо торжественное богослужение.

В этот день знаком святой мученицы Татианы награждаются студенты и наставники молодежи, отличившиеся в деле духовно-нравственного просвещения.

29 апреля 2013 г. был освящен колокол Смольного собора. Колокол весит 10 тонн, он был отлит в Воронеже. Иконографические изображения на нем выполнили с участием мастеров из Санкт-Петербурга. В нижней части благовеста отлиты названия основных вузов северной столицы.

Архитектура

Смольный монастырь в плане представляет собой греческий крест, в центре которого расположен пятиглавый собор. Величественный, устремлённый ввысь собор – шедевр русского барокко. Храма такой величины на то время в России не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра).

Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного монастыря, основанного Императрицей Елизаветой Петровной. Только один из куполов собора относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане, по размерам он больше остальных, имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка. Четыре колокольни состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря, у каждой из них один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Святыни

  • частица мощей мц. Татианы

Престольные праздники

Воскресение Христово (Пасха) — Переходящая дата

Контакты

Адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 1

Телефон: +7 (812) 900-70-15, по вопросам экскурсионной деятельности: +7 (961) 808-97-38

Электронная почта: [email protected]

Паломнику

Собор открыт для посещения с 7.00 до 20.00.

Расписание богослужений

Богослужения в Смольном соборе совершаются ежедневно.

7.00 и 9.30 — две Божественные литургии (по воскресеньям)

7.00 — Божественная литургия (ежедневно, по будням и субботам)

14.00 — молебен

15.00 — панихида

18.00 — вечернее богослужение

Примечание: в период Великого поста порядок служб изменяется в соответствии в богослужебным уставом.

В соборе совершаются таинства Крещения (после огласительной беседы, огласительные беседы проводятся по субботам в 17.00), Венчания (по согласованию), Соборования (Великим постом по воскресеньям в 13.00).

Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на сайте собора.

Фото

Видео

Ссылки

Официальный сайт собора

Страница собора в соцсети «Вконтакте»

Страница собора в соцсети «Facebook»

Страница собора в соцсети «Instagram»

Храм Воскресения Христова «Смольный собор». Общие сведения

режим работы 2020 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Фотографии Смольного собора

Возможно вы ищете информацию про: Смольный (колыбель революции / Смольный институт / резиденция губернатора Санкт-Петербурга)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Как добраться

Смольный собор находится на значительном удалении от станций метро. Около получаса идти от станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуется добираться общественным транспортом:

  • от м. «Чернышевская» — автобусы 46, 22, троллейбус 15;
  • от м. «Площадь Восстания» — автобус 22, троллейбусы 5, 7.

Дорога пешком от метро «Чернышевская»

Режим работы Смольного собора в 2020 г.

  • Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00
  • Подъем на звонницу возможен ежедневно с 7:00 до 20:00
  • По четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00, а также по заявкам, проводятся экскурсии

Стоимость билетов в Смольный собор в 2020 г.

Собор является действующим храмом, вход бесплатный.

История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля — это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.

Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым. Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху — маленький луковичный купол, а ниже — во втором ярусе располагается звонница.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутреннее убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Ансамбль монастыря — это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Виртуальные прогулки

Телефон Смольного собора

+7 (812) 900-70-15, +7 (981) 187-00-51

Официальный сайт Смольного собора

смольный-собор.рф

Воскресенский Смольный собор

Смольный собор — один из кравивейших православных храмов Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста. Сейчас действующий храм.

Воскресенский Смольный собор

Недалеко от места, где начали строить монастырский комплекс помещался смоляной двор, где варили смолу для кораблей, поэтому и название свое монастырь получил Смольный. Бело-голубое здание собора по своему убранству не уступал Зимнему дворцу.

Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.

Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться Собором всех учебных заведений.

Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие — традиционное завершение православной церкви.

По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор — одна из вершин мирового зодчества.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://smolnyspb.ru

Поделиться ссылкой

Фотографии места

Отзывы про воскресенский Смольный собор

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про воскресенский Смольный собор. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

достопримечательностей Санкт-Петербурга. Смольный собор.

Спросите у эксперта по путешествиям

* Нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам. Специалисты VisitRussia помогут вам в режиме 24/7.

Смольный собор является частью архитектурного ансамбля Смольного монастыря, расположенного в Санкт-Петербурге, на левом берегу Невы. Смольный собор и Смольный монастырь построены в стиле барокко по указу императрицы Елизаветы, намеревавшейся уйти в монастырь в преклонном возрасте.Ансамбль построил архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, это была последняя работа великого архитектора. Строительство собора началось в 1748 году, а внутреннее убранство завершилось только в 1835 году. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Иисуса Христа. В 1764 году на заповедных территориях монастыря была открыта первая в России школа для девочек знатного происхождения — Институт благородных девиц. Институт основан И.Бецкой — один из самых образованных и активных дворян времен правления императрицы Екатерины II. Со временем Смольный институт стал самым престижным учреждением для женщин. Императрица стала покровительницей института, она лично присутствовала на выпускных экзаменах. В 1806–1808 годах южнее монастыря по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание в стиле классицизма для Смольного института благородных девиц. В композицию Смольного собора пронизана вертикальная динамика.Растрелли обогатил рельеф фасадов трехчетвертными колоннами, ранее не использовавшимися в архитектуре Петербурга. Ансамбль монастыря отличается живописным богатством, близким по духу к древнерусской архитектуре, в сочетании со строгой симметрией и правильностью Петербурга. Внутренним убранством Смольного собора руководил архитектор В. Стасов. Внутреннее убранство собора было простым, но торжественным: огромный церковный зал был отделан мрамором, построены три великолепных иконостаса, перед алтарем установлена ​​граненая хрустальная балюстрада, амвон украшен тончайшей резьбой.После революции 1917 года внутреннее убранство собора было значительно повреждено: иконостас, хрустальная балюстрада и проповедническая кафедра были сломаны и разграблены. Собор превратили в склад. В 1990 году в Смольном соборе был открыт концертно-выставочный комплекс, который находится там и сейчас. Воскресенский Смольный монастырь — ярчайший образец позднего барокко, он считается одним из красивейших построек не только Санкт-Петербурга, но и России.

Экскурсии со Смольным собором

Смольный собор в Санкт-Петербурге Россия

Смольный собор расположен на левом берегу Невы, где раньше производили смолу, используемую в судостроении. Существует легенда, что дочь Петра Великого Елизавета хотела стать монахиней. По этой причине она подобрала самое подходящее место на берегу Невы.

Строительство началось в 1748 году, возглавил Бартоломео Растрелло. Он хотел построить самый высокий пятиъярусный тур в России.К сожалению, после его смерти в 1771 году наследники Растрелли решили, что он будет слишком высоким по сравнению с архитектурным планом этой местности. Всего строительство комплекса длилось 87 лет и в какой-то мере побило несколько рекордов.

Здание имеет высоту почти 94 м и может вместить 6000 человек. Сначала монастырь назывался Воскресенский Новодевичий, позже — Смольный.

С 1765 г. здесь располагалось учебное заведение для барышень знатного происхождения.По распоряжению Екатерины Великой специально для девочек из низших сословий было построено отдельное здание Александровского института. Третье сооружение ансамбля — Смольный институт по проекту Джакомо Кваренги.

Во время Октябрьской революции это здание занимал Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1922 году все было разграблено, а помещения использовались как склады.

У Смольного собора небесно-голубые фасады, которые празднично выглядят круглый год.Здание окружено церквями и жилыми постройками с двухъярусными аркадами. Архитектор Растелли задумал возвести одноглавый собор, как это было в Европе. Однако Елизавета приказала иметь пять куполов. Фактически, только одна из них принадлежит Смольному собору, четыре другие — колокольни.

Внутреннее убранство Собора незамысловато, но при этом выглядит весьма торжественно: мрамор в залах церкви, хрустальная балюстрада, три великолепных иконостаса. Создан под руководством архитектора В.Стасов. В наши дни комплекс считается значимым памятником архитектуры мирового масштаба. Это однозначно обязательное место для посещения в Санкт-Петербурге. К сожалению, не все осталось так, как было изначально, но некоторые значки сохранились. Не забудьте подняться на колокольню, которая является самой высокой официальной смотровой площадкой Северной столицы России.



900hr35 900hr35
Адрес
Площадь Растелли 1
Метро
Чернышевская
Автобусы
Смольный Собор 136
Смольный Собор 136
Смольный собор К-76

Смольный собор входит в мои частные экскурсии:

Также вы можете составить индивидуальный тур или забронировать внутреннюю экскурсию.


Поделиться

Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Храм Воскресения Христова — памятник русской архитектуры в духе романтического национализма конца XIX века. и начало 20 века. Он построен на том месте, где 1 марта 1861 года член партии «Народная воля» Игнаций Гриневецкий смертельно ранил императора Александра II. Из-за этого собор чаще называют Храм Спаса-на-Крови .В начале 1881 года городской совет созвал комиссию по увековечиванию памяти Александра II. Наибольшее признание получил проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Прибрежного Сергиевского монастыря Игнатия Малишева. Его соавторы также удовлетворили основные требования императора Александра III, согласно которым архитектурный стиль собора должен был напоминать ярославскую и московскую церкви XVI или XVII веков, а также строительство сложной святыни в виде кибория на территории храма. место смертельного ранения.Основная и центральная часть 9-купольного собора возвышается на высоту 81 метр (266 футов), с западной стороны к основному корпусу церкви примыкает массивная башня, а с южной и северной сторон. Башню украшают 4 крыльца, которые одновременно служат входами.

Колокольня от шапки до выступа украшена 134 геральдическими изображениями, которые раньше представляли административные области (уезды, районы и т. Д.) Российской Империи. Их жители пожертвовали 580 тыс. Руб.на строительство собора, а царская семья вложила 1 млн руб. Всего 24-летнее строительство обошлось в 4,6 млн руб. 9 куполов собора имеют форму луковиц; пять из них были покрыты стекловидной эмалью общей площадью 5 000 квадратных метров (53 820 квадратных футов). Такое широкое использование эмали было уникальным для русской архитектуры.

Важнейшим и неповторимым элементом декора храма Спаса на Крови является использование мозаичных изображений и композиций.Их общая площадь составляет более 7000 квадратных метров (75 347 квадратных футов), что является одним из крупнейших собраний монументальных мозаик в Европе. Они также первыми привлекают внимание любого, кто входит в Храм Спаса-на-Крови. Поверхности всех стен, пилонов, арок, сводов и светильников украшены мозаикой. Целая группа русских художников конца XIX — начала XX веков создавала свои этюды, а точнее, более 30 художников, большинство из которых — выпускники Императорской Академии художеств.Назову несколько: Нестеров, Васнецов, Рябушкин. Их произведения хранятся и выставляются в Русском музее и Третьяковской галерее.

Мозаика гармонирует с красочно-декоративным каменным декором собора. При входе посетитель ступает на изысканный многоцветный пол, выложенный мозаикой из 45 ковров из итальянского мрамора. Ни разу не повторяется его геометрический узор. Великолепные образцы русского и итальянского искусства резьбы по камню представлены иконостасом церкви, киотами и киборием над местом смертельного ранения царя.Эти резные изделия выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира и родонита.


Круглый год
Понедельник 10.30 — 22.30
Вторник 10.30 — 22.30
Среда выходной день
Четверг 10.30 — 22.30
Пятница 10.30 — 22.30
Суббота 10.30 — 22.30
Воскресенье 10.30 — 22.30
Последний прием 21.15

Адрес
Набережная канала Грибоедова 900
Метро / Метро
Невский проспект, Гостиный двор
Автобусы
Станция метро «Невский проспект» 3, 7, 22, 24, 27, 191
Тележки
Станция метро «Невский проспект» 1, 5, 7, 10, 11, 22

Храм-крепость Крови является частью моих частных туров:

Также вы можете настроить тур или забронировать внутреннюю экскурсию.


Поделиться

Церковь Воскресения Иисуса Христа (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, Россия

Храм Воскресения Иисуса Христа известен петербуржцам как Храм Спаса-на-Крови или даже Храм-на-Крови, поскольку он отмечает место, где 1 марта был смертельно ранен Александр II в результате покушения. , 1881. Спроектированная Альфредом Парландом в стиле 16 русских церквей -го -го и 17 -го -го веков, церковь Воскресения Христова представляет собой резкий (некоторые сказали бы резкий) контраст с окружающей средой барокко, классической и модернистской архитектуры. .

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Иисуса Христа)

Александр II умер от ран, нанесенных террористической группировкой «Воля народа». Сразу же его наследник Александр III заявил о своем намерении построить на этом месте церковь в память о своем отце и, кроме того, построить эту церковь в «традиционном русском» стиле — в отличие от того, что он считал оскверняющим западным влиянием Петербурга. .

В конце концов, после того, как Александр отклонил несколько проектов архитекторов, архимандрит Игнатий передал работу Парланду, но сделал проект сам.Окончательная композиция церкви во многом опиралась на собор Василия Блаженного в Москве и Владимирский собор в Киеве. Строительство началось в 1883 году, и вскоре после этого Игнатий умер, оставив Парланда завершить работы.

Продуманный фасад Храма Спаса на Крови

В Храме на Крови не проводились крещения, панихиды, свадьбы или другие традиционные церковные службы, поскольку это не входило в планы Александра III. Однако еженедельные панихиды (по Александру II) и чтения проповедей привлекали большое количество молящихся.

После революции церковь, несмотря на то, что в 1923 году стала официальным собором, была разграблена. Он был закрыт в 1932 году и фактически превратился в мусорную свалку. Ходили слухи, что церковь снесут. Ущерб от Второй мировой войны и блокады Ленинграда все еще можно увидеть на стенах церкви.

После Второй мировой войны церковь использовалась как склад для Малого оперного театра. Ценная святыня была практически полностью разрушена. Уцелели четыре яшмовых колонны с мозаичными вставками и часть балюстрады.

20 июля 1970 года церковь была преобразована в филиал музея Исаакиевского собора, и восемьдесят процентов внушительной реставрации церкви было профинансировано за счет доходов от Исаакиевского собора. Десятилетия разрушения и последующего восстановления завершились драматическим повторным открытием церкви в августе 1997 года, когда тысячи нетерпеливых посетителей заполнили церковь.

Проект оценили в 3,6 миллиона рублей, но в итоге обошлись в 4,6 миллиона рублей, в основном за счет экстравагантной коллекции мозаик.Более 7500 квадратных метров мозаик связывают убийство Александра II с распятием.

Одним из самых впечатляющих элементов церкви является роскошная святыня, построенная на месте смертельного ранения Александра II, которая занимает особое место в интерьере церкви. Он был построен по проекту Парланда и завершен в июле 1907 года. Четыре колонны из серо-фиолетовой яшмы служат основанием святыни. Возвышающиеся над святыней небольшие прямоугольные колонны объединяют резной каменный навес и декорированные мозаичные иконы с изображениями покровителя семьи Романовых.Колонны поддерживаются фризом и карнизом и резным каменным фронтоном с вазами из яшмы по углам.

В церкви имеется выдающаяся и разнообразная коллекция мозаичных икон. Несколько икон выполнены в традициях академической живописи, стиля модерн и византийской иконописи. Большая икона «Святой Александр Невский» создана по проекту Нестерова. Иконы главного иконостаса Богородицы с Младенцем и Спасителем были написаны по эскизам Васнецова.Мозаичное панно «Пантократор» (Вседержитель), изображающее Христа, благословляющего правой рукой и держащего Евангелия в левой, на платформе центрального купола расписано по эскизу Н. Харламова. Парлан и Андрей Рябушкин завершили оформление иконно-мозаичного орнамента.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2
Метро: Невский проспект / Гостиный двор
Время работы: Ежедневно 10.С 30 до 18 часов. Последний вход в 17.30. Вечерние открытия Собора только летом (1 мая — 30 сентября): с 18:00 до 22:30.
Закрыто: Среда
Телефон: +7 (812) 314-2168
Веб-сайт: http://eng.cat Cathedral.ru/spasa_na_krovi/
Прием : Взрослый: 250 рублей. Детский: 50 руб. Аудиогид (на русском, английском, немецком, французском, итальянском или испанском языках): 100 рублей.00. Вечерние открытия Собора только летом: 400 руб.
Фото и видео: бесплатно / включено
Примечание о доступности: Церковь доступна для инвалидных колясок: у входа и выхода есть пандусы. Тяжелые двери — обратитесь за помощью к администратору или сотрудникам службы безопасности.

ГОСТИНИЦ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ: Выбор редакции

ОБЩЕЖИТИЕ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

г. Заложен храм Воскресения Христова Спасителя (Смольный собор)

г.

30 октября (10 ноября) 1748 г. в г.В Петербурге по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли был заложен Воскресенский (Смольный) собор Новодевичьего монастыря.

Вступив на престол, российская императрица Елизавета (Елизавета Петровна) «… чтобы обеспечить мирный приют для девочек-сирот, которые хотели провести жизнь в уединении и благочестии… выразила желание превратить убежище своей первой юности [ «Смольный дом»] в монастырь ».

Строительство монастырского ансамбля было поручено выдающемуся русскому архитектору итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли.Подготовительные работы были начаты в 1744 году, а четыре года спустя, 30 октября (10 ноября) 1748 года, был заложен первый камень в фундамент собора. «Архиепископ Симон по высшему приказу совершил службу в церкви Конногвардейского полка, крестным ходом обошел Смольный дворец, в присутствии императрицы заложил первый камень в фундамент нового монастыря, которому было присвоено имя Воскресенского после Храма Воскресения Христова Спасителя ». Ансамбль монастыря представляет собой крестообразную площадь, образованную зданиями монастырских келий и вдовьим домом, центральным элементом которого является собор.Построенный на месте Смоляного двора, монастырь назывался Смольный, хотя официально он назывался Воскресенский Новодевичий монастырь.

К 1761 году собор был почти завершен, однако с началом Семилетней войны строительные работы замедлились, а после смерти Елизаветы Русской они сошли на нет.

Во времена правления Екатерины II в монастырских корпусах с кельями размещалось Учебное общество благородных девиц (Смольный институт), которое впоследствии переехало в другое здание.

В конце 1820-х годов по указанию Николая I были смонтированы работы по достройке собора, которые были завершены только в 1832-1835 годах под руководством архитектора Василия Петровича Стасова.

20 июля (1 августа) 1835 г. монастырь был освящен в присутствии императора Николая I, членов его семьи и высших должностных лиц. По приказу императора при освящении собор назывался Собором всех учебных заведений в память о вдове Павла I императрице Марии Федоровне, жертвовавшей крупные суммы на народное образование.

После революции 1917 года было конфисковано самое ценное церковное имущество, а сам собор превращен в склад.

В 1974 г. в соборе размещался филиал Музея истории Ленинграда, а с 1990 г. здесь действует концертно-выставочный зал «Смольный собор».

Сегодня в Смольном соборе можно послушать религиозную, классическую и современную музыку, насладиться выступлениями известных российских и зарубежных музыкантов, а также принять участие в фото- и художественных выставках.Здесь проходят конкурсы и интеллектуальные игры для школьников. Помимо насыщенной концертной, выставочной и просветительской деятельности, летом в соборе постоянно проводятся реставрационные и модернизационные работы.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *