Село новый порт ямальский район янао: Село Новый Порт

Содержание

Новый Порт во всей красе — ZAVODFOTO.RU

А меня опять потянуло на север. Тут куда ни глянь — везде романтика. Различные сюрреалистические пейзажи, запущенность, бараки, а с другой стороны яркость красок и совсем не похожий на наш мирок, короче говоря, всё то, что в последнее время очень полюбил. В этот раз я оказался за Полярным кругом на побережье Обской губы на поуострове Ямал в селе Новый Порт.


К 1920 году перед Советской властью стал вопрос об обустройстве морских портов, для торговли с Западной Европой. Была разработана программа строительства новых портов на побережье Северного Ледовитого океана, в устьях рек Печеры, Оби и Енисея. Для работ в Обской губе была создана Отдельная Обская гидрографическая партия Экспедиции Северного Ледовитого Океана, ее исследования должны были обеспечить работу и безопасность Товарообменной экспедиции, следовавшей из Архангельска. Следуя от мыса Сетного на юг, Обская партия 8 августа 1920 года открыла новую бухту, образованную длинной косой, тянувшейся с севера на юг. Эта бухта получила название Новый Порт. В 1921 году Обская гидрографическая партия закончила обследование бухты Новый Порт и построила радиостанцию и баню на берегу этой бухты. А также сделала обстановку бухты Новый Порт для приема и остановки судов Карской товарообменной экспедиции. В 1927 году на берегу бухты Новый Порт начала работать фактория.

2.

3. Старейшая постройка Нового Порта — местный пирс.

Кстати, история сохранила имена первых новопортовцев, это: Николай Дождиков, начальник первой радиостанции Нового Порта, Дмитрий Мартемьянович Чубынин, метеоролог, Михайлова Варвара Филипповна, учительница.

4.

5.

В 1931 году здесь построили рыбзавод, вокруг которого образовался уже полноценный посёлок. Первыми его жителями были спецпереселенцы из Астраханской области. За рыбозаводом в 1932 году числилось 86 ссыльных. В 1940-х Новый Порт пополнился депортантами из Немецкого Поволжья, Западной Украины и Молдавии, а кульминацией стал переезд сюда конторы БайдарЛАГа, курировавшего забытую ныне «Стройку №502» железной дороги от Воркутинской магистрали до Мыса Каменного, где планировалось создать военный порт для защиты северных рубежей от американских ядерных бомбардировщиков. Однако из-за спешки немного просчитались, оказалось, что Обская губа мелкая и илистая, поэтому для военных кораблей не очень годится. В результате начавшуюся стройку было принято решение остановить.

6.

7.

Кстати, в Новом Порту был построен один из самых больших в мире естественных мерзлотных холодильников, который способен хранить 2 000 тонн рыбы. Он представляет собой капитальное сооружение, не имеющее аналогов по своей ёмкости и оригинальности. Строительство продолжалось в течение 10 лет и было закончено в 1960 году. О нём более подробно я уже рассказал в прошлый раз: http://zavodfoto.livejournal.com/5887119.html

8.

9. А вот это уже не совсем корабль, а местный ГУМ. Два этажа товаров на любой вкус, от теликов до бичпакетов.

10.

11.

12.

13. Не зарастёт машинная тропа к этому порту, это нефтяники для себя любимых груз заказали

14.

15. Тут же на берегу небольшая часовня. Она символизирует память от потомков всем погибшим новопортовцам в годы сталинских репрессий и в годы Великой Отечественной войны.

16. Лишняя деталь, катер — кому?

17. Бывшая контора рыбзавода, здесь же ранее располагался штаб БайдарЛАГа.

18. Отдушины мерзлотника, именно через них в него естественным путём зимой нагнетается морозный воздух. Всего в посёлке шесть таких.

19. А вот, собственно, и сам рыбзавод

20.

21. районы, кварталы…

22. Сегодня здесь проживает порядка 1 700 человек.

23.

24. Местные жители как могут, так и украшают своё село

25.

26. Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя.

27. Такая вся гламурная девчушка с собачкой 🙂

28. Здание местной администрации

29.

30. Почтамт

31.

32.

33.

34. Здесь на улицах нет асфальта, поэтому особо не разгонишься, хотя если вы владелец вот такого коня, то и флаг вам сразу в руки.

Ямал, как известно, имеет неофициальный статус центра мирового оленеводства. Здесь насчитывается порядка 600 тысяч голов — это самое большое стадо в мире и 50% общероссийского поголовья. И знаете, оленей тут ещё и готовить потрясно умеют, на этом специализируется производственный комплекс МП «Ямальские олени». Между прочим, их продукция идёт не только здесь на ура, но и в Европе, например.

35.

36.

37.

Новый Порт на берегу Ямала: varandej — LiveJournal

Нет, речь не про Сабетту — строящийся порт для вывоза сжиженного газа. А Новый Порт — «новый» уже без пяти лет как век, старейшее постоянное поселение Ямальского полуострова, успевшее побыть чем угодно, но только не крупным портом. Сюда по низовьям Оби и Обской губе мы добрались в прошлой части на теплоходе «Механик Калашников», который стоит в Новом Порту несколько часов, и этого с излишком хватит, чтобы погулять по посёлку, впечатлиться грубой экзотикой Крайнего Севера и побывать в Мерзлотнике — вырытой под Новым Портом ледяной пещере.

Длинный пирс с одиноким краном — лишь увидев такие своими глазами, я вспомнил, что это неотъемлемая деталь морских и речных посёлков Крайнего Севера: ведь завозить сюда надо буквально всё, завозить только таким путём, поэтому без крана на причале — никуда. «Калашникову» же сюда подойти не позволяет осадка, он пришвартовался к плавучему причалу за полкилометра от берега, а пассажиров с него в два захода доставляет сюда катер «Яр».

2.

Прибытие теплохода в этих посёлках на Краю Земли — всегда событие, хотя «Калашников» балгодаря дотациями богатого ЯНАО ходит по северным меркам часто, появляясь тут каждые 2-3 дня по пути в Антипаюту и обратно. Но каждый раз ненадолго пристань охватывает движение, делающее её похожей на базар.

3.

Впрочем, продлится оно недолго — уже через полчаса после первых рейсов катера на причале становится тихо и сонно:

4.

В небе над причалом — вертолёт. Вертолёты тут носятся буквально один за другим, ну по крайней мере за неполных 3 часа в Новом Порту их пролетело штук десять. Дело в том, что практически напротив за Обской губой (но здесь одно из самых широких её мест) стоит Ямбург — закрытый для посторонних вахтовый город, столица «Газпрома», где сидит немалая часть начальства, общежития достойным хороших отелей, давно и крепко отлажена инфраструктура и досуг вплоть до гастролей звёзд с мировыми именами. С молодых и потому неустроенных месторождений на Ямальском полуострове народ туда мотается кто по делам, кто отдохнуть. А Новый Порт к «Газпрому» отношения почти не имеет, и вертолёты газовиков лишь снуют над головой:

5.

Вот ещё одна деталь Крайнего Севера — обилие металлолома. Просто вывозить его куда-то выйдет дороже, чем там продавать, поэтому металлолом в северных посёлках копится поколение за поколением.

6.

Всё это выглядит донельзя сююреалистически с элементом постапокалипсиса:

7.

Новый Порт возник в 1921 году как радиостанция и пункт остановки судов на Севморпути. В 1931 году здесь построили рыбзавод, вокруг которого образовался уже полноценный посёлок с первой на полуострове школой; первыми его жителями были спецпереселенцы из Астраханской области — как уже говорилось, они массово переезжали в устье Оби, так как слыли лучшими рыбаками. В 1940-х Новый Порт пополнился депортантами из Немецкого Поволжья, Западной Украины и Молдавии, а кульминацией стал переезд сюда конторы БайдарЛАГа, курировавшего забытую ныне «Стройку №502» железной дороги от Воркутинской магистрали до Мыса Каменного, где планировалось создать военный порт для защиты северных рубежей от американских ядерных бомбардировщиков. Делалось всё это, однако, второпях, и когда сюда уже начали класть насыпь от станции Обская, выяснилось, что мелкая илистая Обская губа для военный кораблей не годится. Стройку-502 свернули, линию потянули к Енисею — но о Стройке-501 известно гораздо больше и я рассказывал о ней в Салехарде.
Старейшая постройка Нового Порта — гнилой пирс, параллельный нынешнему причалу: в одних местах пишут, что его построил БайдарЛАГ, в других — что он ровесник посёлка (вернее, села — статус ПГТ Новый Порт носил в 1942-2006 годах):

8.

Но никуда не делось главное предприятие посёлка — Новопортовский рыбзавод, и те же заключённые выкопали ему мерзлотник — естественную морозильную камеру в вечной мерзлоте. Впрочем, строили его, по разным данным, начав в 1950-м, до 1956 или даже 1960 года, так что либо здесь оставалась обычная уголовная зона, либо заканчивали стройку и доводили её до ума уже свободные рабочие. Как бы то ни было, Новопортовский мерзлотник получился крупнейшим в мире, и зная, что в Новом Порту нам всё равно стоять несколько часов, я задался целью на него посмотреть.

9.

Это оказалось совсем не сложно, единственное условие — договориться обо всём заранее. Я позвонил сначала в администрацию посёлка, там мне дали мобильный телефон директора рыбзавода (городской не отвечал) Сергея Степановича, а тот сразу пошёл на контакт: второй раз я позвонил ему из Салехарда, садясь на теплоход, и днём на причале нас уже ждали. Мерзлотник — гордость Нового Порта, заезжих путешественников сюда водят частенько, а поддерживает всё это старый инженер Александр Николаевич Неляпин, заведующим мерзлотным цехом с 1978 года, то есть больше половины всей его истории. Штатного экскурсовода тут не держат, поэтому туристов водит он сам. Вход в неприметном бревенчатом домике под склоном, куда уходит длинный ленточный транспортёр:

10.

Масштабы того, что там ждёт, совершенно не очевидны. Ленточный транспортёр проходит домик насквозь, под табличкой памятника архитектуры на русском и ненецком языках:

11.

А внутри — самая настоящая ледяная пещера! И если 7-10 градусов на поверхности кому-то кажется холодно, то здесь постоянно около -12.

12.

О популярности места напоминает угол главного коридора у входа — здесь каждый гость вмораживает монетку, которые со временем должны сложиться в осмысленный текст:

13.

Сами подобные сооружения на Севере не редкость — вечная мерзлота (по-научному «многолетнемёрзлые породы» и «криолитозона») потому и вечная, что летом оттаивают лишь её верхние метры. Но мерзлотник Нового Порта считается то ли крупнейшим в мире, то ли вторым по величине после ещё одного мерзлотника «где-то в Канаде». Общая протяжённость его ходов — 1300 метров, максимальное расстояние от входа — около 200, и в нём может поместиться до 2500 тонн рыбы.

14.

Работает он по сути всего несколько месяцев в году, во время весенней путины с апреля по июнь, после чего за рыбой приходит рефрежиратор и увозит её в Салехард — о том, где и в каком виде её там продают, я уже писал. То есть, в августе он пуст, но в коридорах стоит ощутимый рыбный запах, а на стенах тут и там попадаются таблички: «Ряпушка», «Сырок»,

Новый Порт — это… Что такое Новый Порт?

Село

Новый Порт

Новый Порт — село в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации, на побережье Обской губы, административный центр и единственный населённый пункт муниципального образования село Новый Порт, наделённого статусом сельского поселения[1].

Посёлок Новый Порт (с 2006 года — село) основан в 1920 году отрядом гидрографов как пункт товарообмена экспедиций моряков и сибирских речников. В 1931 году здесь был образован Новопортовский рыбный промысел Обьгосрыбтреста, тогда же построен рыбоконсервный завод и сезонная плавучая фабрика. В середине XX века в посёлке Новый Порт было создано уникальное по своей протяженности вечномерзлотное рыбохранилище, рассчитанное на хранение 1700 тонн рыбы.

Население — 1645 жителей (2005 год), из них ненцев — 1431, хантов — 5. Чуть севернее на противоположном берегу губы расположен посёлок Ямбург (5—6 тыс. человек).

Посёлок Новый Порт основан в 1942 году[2]. До 2005 года населённый пункт имел статус посёлка[3]. В Законе об образовании муниципальных образований Ямальского района упоминается уже как село Новый Порт[1].

В 1948 году в районе Нового Порта располагался Байдарлаг ГУЛАГА[4].

На сегодняшний день, самой большой организацией в селе является «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Примечания

Ссылки

Новый Порт, Климат

Флаг Новый Порт

СтранаРоссия
Субъект федерацииЯмало-Ненецкий автономный округ
Муниципальный районЯмальский район
Сельское поселениесело Новый Порт
Село с2005
Автомобильный код89
Население1,7 тыс. человек
КоординатыКоординаты: 67°41′31″ с. ш. 72°53′47″ в. д. / 67.691944° с. ш. 72.896389° в. д. (G) (O) (Я)67°41′31″ с. ш. 72°53′47″ в. д. / 67.691944° с. ш. 72.896389° в. д. (G) (O) (Я)
ГлаваЯмкин Сергей Миронович
Основан1942
Код ОКАТО71 168 914 001
Телефонный код+7 34993
Часовой поясUTC+6
Почтовый индекс629620

Новый Порт — село в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации, на побережье Обской губы, административный центр и единственный населённый пункт муниципального образования село Новый Порт, наделённого статусом сельского поселения.

Население — 1645 жителей (2005 год), из них ненцев — 1431, хантов — 5. Чуть севернее на противоположном берегу губы расположен посёлок Ямбург (5—6 тыс. человек).

Посёлок Новый Порт основан в 1942 году. До 2005 года населённый пункт имел статус посёлка. В Законе об образовании муниципальных образований Ямальского района упоминается уже как село Новый Порт.

В 1948 году в районе Нового Порта располагался Байдарлаг ГУЛАГА.

Климат

Климат села Новый Порт
ПоказательЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктНояДекГод
Абсолютный максимум, °C1,71,17,27,217,823,931,131,120,018,96,12,831,1
Средняя температура, °C23,923,918,312,84,44,412,210,65,06,115,619,47,8
Абсолютный минимум, °C46,147,843,938,924,48,951,76,728,939,447,847,8
Средний максимум, °C21,120,615,69,41,76,715,012,86,73,912,817,25
Средний минимум, °C27,827,822,817,26,71,78,97,82,88,318,323,911,1

 

 


Ямальский район Википедия

Яма́льский район (нен. Я’мал район) — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в составе Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации, соответствующий полуострову Ямал.

Административный центр — село Яр-Сале.

География

Ямальский район расположен в северо-западной части Ямало-Ненецкого автономного округа. На востоке он граничит с Тазовским районом, на юге — с Надымским районом, на юго-западе — с Приуральским районом, на западе и севере граница проходит по смежеству с акваторией Байдарацкой губы и Карского моря.

В границах Ямальского района вместе с прилегающей акваторией Карского моря, Байдарацкой и Обской губ, рек Надымская Обь и Хаманельская Обь его территорию составляют полуостров Ямал, земли на правобережье р. Надымская Обь в окрестностях с. Салемал и к югу от него, крупнейший по площади в автономном округе о. Белый и многочисленные мелкие острова.

История

10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК образован Ямало-Ненецкий национальный округ и в его составе Ямальский район. Название полуострова Ямал, давшего имя всему автономному округу и составляющего территорию одноимённого муниципального образования, в переводе с ненецкого означает — «край земли».

Передан 14 августа 1944 г. в составе Ямало-Ненецкого округа из Омской области в Тюменскую область.

  • 4 июня 1946 г. Нейтинский и Тамбейский сельсоветы вновь вошли в состав Ямальского района.
  • 27 ноября 1947 г. упразднены Тамбейский и Тиутейский сельсоветы, как фактически не существующие.
  • 8 января 1959 г. Юрибейский сельсовет упразднён как фактически не существующий.
  • 5 ноября 1965 г. Пуйковский сельсовет переименован в Салемальский.
  • 11 февраля 1971 г. Яптиксалинский сельсовет переименован в Мыскаменский.
  • 12 октября 1976 г. образован Панаевский сельсовет. Нейтинский сельсовет переименован в Сеяхинский, Южно-Ямальский — в Новопортовский.
  • 27 октября 1989 г. образован Яптик-Салинский сельсовет.
  • 4 октября 1994 г. Яптик-Салинский сельсовет упразднён. Территория передана Мыскаменскому сельсовету.
  • 28 декабря 1998 г. утвержден герб Ямальского района.

Население

Численность населения
1989[6]2002[7]2009[8]2010[9]2011[10]2012[11]2013[12]
15 029↘14 918↗16 343↘16 310↗16 365↘16 352↗16 461
2014[13]2015
[14]
2016[15]2017[16]2018[17]2019[18]2020[5]
↘16 412↗16 464↗16 564↗16 692↗16 779↗16 945↗16 990

Население района — 15,6 тысяч человек, более 10 тысяч — представители коренных малочисленных народов Севера. Около 40 % жителей муниципального образования заняты в оленеводстве и ведут традиционный кочевой образ жизни. Демографическая ситуация в районе характеризуется увеличением населения за счёт естественного прироста (около 10 человек на 1000 населения), продолжающимся ростом рождаемости, в том числе и среди коренных малочисленных народов Севера. Данное явление свидетельствует о создании в районе необходимых условий для сохранения традиционных отраслей хозяйствования, а также успешно решаются социальные проблемы коренных малочисленных народов.

Часть населения являются кочевниками и живут вне населённых пунктов.

Муниципально-территориальное устройство

В муниципальный район входят 6 муниципальных образований со статусом сельского поселения, а также 1 межселенная территория без статуса поселений[19]:

Населённые пункты

В район входит 10 населённых пунктов.

На территории района расположен также ряд вахтовых посёлков (Бованенково, Сабетта, Харасавэй и др.).

Упразднённые населённые пункты

Ранее в связи с прекращением существования были упразднены населённые пункты пос. Дровяной (

72°24′50″ с. ш. 72°46′15″ в. д.HGЯOL), сёла Мордыяха (70°23′35″ с. ш. 67°17′57″ в. д.HGЯOL), Моррасале (69°43′00″ с. ш. 66°49′15″ в. д.HGЯOL) и Таркосале (68°55′04″ с. ш. 69°09′00″ в. д.HGЯOL), деревни Сабетта и Усть-Юрибей (68°54′34″ с. ш. 69°27′12″ в. д.HGЯOL)[20].

Природа полуострова Ямал

Географическое положение полуострова Ямал[21] в северо-западной части Азиатского материка севернее полярного круга, омывание его с запада и севера холодными водами Байдарацкой губы и Карского моря, равнинность территории определяют главные особенности его климата. Значительная протяжённость полуострова с севера на юг (750 км) и с запада на восток (до 240 км) — причина существенных различий в климатических условиях его отдельных частей. Основными климатообразующими факторами являются неравномерность поступления солнечной радиации в течение года, неоднородность подстилающей поверхности в холодное и теплое время года, характер атмосферной циркуляции.

Ландшафт

Рельеф. Территория Ямальского района в целом представляет собой пологоволнистую равнину несколько приподнятую в центральной части.

Рельеф северной части территории района имеет низменный характер. Его центральная часть, где берут начало все наиболее крупные реки, имеет абсолютные высоты не более 50 м над уровнем моря. К югу абсолютные высоты увеличиваются, но не достигают 70 м. Плоская равнина прорезана сетью речных долин и ложбинами стока, что придаёт рельефу общий «овражный» характер. Водоразделы, как правило, представляют собой сильно заболоченные полигональные плато, изрезанные сетью узких глубоких оврагов часто с практически отвесными стенками. Характерной чертой рельефа является полигональность. Побережья в северной части района низменны, имеют огромные полукилометровые приливно-отливные зоны. Практически повсеместно распространены песчаные отмели и тампы. На севере полуострова отмели занимают гигантские площади. Побережье Карского моря несколько выше, здесь довольно часто встречаются береговые обрывы до 20 м высотой. Берега Обской губы сильно заболочены, здесь характерны мысы, образованные речными наносами.

Рельеф центральной части полуострова едва ли не самый расчленённый по сравнению с остальной территорией. Наибольшие абсолютные высоты здесь не превышают 70 м, самые высокие участки расположены на водоразделе бассейна Карского моря и Обской губы в центральной части полуострова. Основные формы рельефа связаны с довольно значительными речными долинами и осложнены мерзлотными буграми до 5 м высотой и полигональными структурами. В центральной части района рельеф носит общий «овражный» характер — с глубокими и узкими долинами рек, небольших ручьев и временных водотоков. Долины и ложбины стока глубоко врезаны, даже русла ручьев заглублены.

Западная и восточная стороны центральной части полуострова значительно более плоские, здесь доминируют широкие речные долины. На побережье Карского моря характерны широкие песчаные отмели, косы.

В низменной, восточной части полуострова, прилегающей к Обской губе, преобладают высоты до 25 м. Здесь преобладает плоский рельеф, возвышаются над общей поверхностью только отдельные гидролакколиты — бугры с ледяным ядром. Характерны полигональные структуры.

Территория района на широте посёлка Мыс Каменный имеет уклон к западу. В восточной части расположена возвышенность Хой с высотами до 86 м и пересечённым рельефом. Возвышенность ограничивает с востока бассейн Юрибея — обширную низменность, наклонённую к Байдарацкой губе.

Южная часть района — самая низкая на полуострове, высоты не превышают 50 м, ниже только территории островов. Территория наклонена к югу, к реке Обь.

Для дельтовой части Оби характерен наиболее выположенный, низменный рельеф поймы реки.

Остров Белый представляет собой почти плоский заболоченный, заозеренный лагунно-лайдовый участок с небольшими абсолютными отметками (до 24 м). Западная, северная и северо-восточная части побережья острова на протяжении 110 км имеют постоянную береговую линию. Остальная часть побережья протяженностью свыше 60 км, омываемая водами пролива Малыгина, имеет приливно-отливную полосу.

Реки. Все реки полуострова Ямал принадлежат бассейну Карского моря и относятся к двум водосборам. На полуострове, где главный водораздел проходит с севера на юг примерно по его середине, реки западной половины полуострова несут свои воды в Байдарацкую губу, реки восточной части полуострова впадают в Обскую губу.

Реки типично равнинные, характеризуются средней извилистостью, меандрируя, медленно текут в широких заболоченных долинах.

Дождевое питание рек значительно уступает снежному, но превышает подземное. Доля снежного питания в годовом стоке рек, текущих в северной части полуострова, составляет около 80 % и уменьшается к югу до 60 %.

Наиболее продолжительный и самый маловодный гидрологический сезон — зимняя межень, длится от 8,5 месяцев в северной части до 7—8 месяцев в южной. Наиболее вероятные сроки появления льда на большинстве рек приходится на вторую декаду октября, а на самых северных — на конец сентября — начало октября. Процессы льдообразования и формирования ледяного покрова развиваются очень интенсивно и практически по всей длине рек, что обусловлено малыми скоростями течения, небольшими глубинами и незначительными запасами тепла водной массы.

После продолжительного холодного периода с полным или почти полным прекращением стока на реках наступает весеннее половодье с резким и интенсивным подъёмом уровня воды. Во время половодья наблюдаются большие разливы рек. Объём стока весеннего половодья достигает 70—78 % от годового.

После спада наступает летне-осенний период, продолжающийся до конца сентября на малых реках и до середины октября — на средних и больших реках. В этот период возможны небольшие паводки при выпадении дождей и дружном таянии сохранившегося в оврагах снега.

Юрибей — самая большая река на полуострове, протекает в его южной половине, образуется слиянием рек Правого и Левого Юрибеев, вытекающих из озёр Ярато 1-е и Ярато 2-е, впадает в Байдарацкую губу. Длина реки от истока реки Левый Юрибей — 340 км, площадь водосбора — 974 тыс. га. В бассейне реки более 560 водотоков; продолжительность ледостава восемь месяцев, замерзает в первой половине октября, вскрывается в июне, половодье в июне-июле.

В устьевой части Обь образует дельту площадью более 4 тысяч км², в пределах которой река делится на два больших рукава: широкий судоходный правый (южный) — Надымская Обь, ограниченный справа высоким песчано-глинистым берегом, и левый (северный) — Хаманельская Обь. Оба рукава соединяются между собой многочисленными протоками, пересекающими большой низменный остров, разделяющий основные рукава. При выходе этих двух рукавов в Обскую губу находятся обширные мелководные бары (подводные валы, гряды) — Ямсальский и Надымский, препятствующие судоходству.

Озёра. На полуострове Ямал насчитывается более 50 тыс. озёр, но только 92 из них имеют площадь свыше 500 га, в том числе шесть озёр с площадью более 10 000 га, крупнейшие из которых Яррото 1-е (24 700 га — крупнейшее во всей Тюменской области), Нейто 1-е (21 500 га) и Ямбуто 1-е (16 900 га). «В некоторых частях полуострова озёра так многочисленны, что, стоя на каком-нибудь возвышении, видишь едва ли не больше воды, чем земли» (Житков Б. М., 1913 г.).

Озёра низких морских террас небольшие по размеру, и, хотя их много, они занимают относительно меньшую площадь, нежели озёра высоких террасных поверхностей. Озёрные котловины имеют крутые невысокие берега. Вдоль берегов простирается широкая плоская подводная терраса дна озера (занимая до половины площади), обрывающаяся довольно круто к центральной глубоководной части. Самые высокие уровни воды наблюдаются в период освобождения озёр от ледяного покрова, затем происходит медленное понижение уровня, прерываемое незначительными повышениями, вызываемыми выпадением дождей. Колебания уровня бессточных озёр не превышает 10 см, на сточных озёрах — до 50 см.

Основные черты ледового режима озёр полуострова: быстрое осеннее охлаждение и замерзание, большая продолжительность ледостава (8—9 месяцев), мощный ледяной покров, незначительная степень летнего нагревания.

Море. Обская губа является заливом Карского моря, между п-овами Ямал и Гыданский. Фактически Обская губа — затопленная долина нижнего течения Оби, самый протяжённый в мире эстуарий. Длина — 800 км, ширина — 30—90 км, глубина — 10—12 м. Западный берег низменный, восточный — возвышенный и обрывистый. Приливы полусуточные, до 0,7 м; сгонно-нагонные колебания уровня достигают 2 м.

Времена года

Зима. Время начала устойчивых морозов на Ямале совпадает со средней датой перехода суточной температуры воздуха ниже значения −5, −6 °C, а окончания — с переходом средней суточной температуры выше уровня −6, −7 °C. Зима — наиболее суровый и длительный сезон года, причём продолжительность существенно различна в разных частях полуострова. В подзоне арктических тундр (д. Тамбей) она начинается в конце первой, начале второй декады октября, а заканчивается в середине третьей декады мая, то есть длится здесь около 230 дней. В южной части полуострова, в пределах зоны лесотундры (Салехард), зима короче примерно на 40 дней: в основном за счёт более раннего срока её окончания. Погодный режим зимнего периода обусловлен активной циклонической деятельностью, особенно в его первую половину. Происходит интенсивное выхолаживание приземного слоя воздуха из-за наличия полярной ночи и высокой отражательной способности снежного покрова. В результате частых циклонов велика межсуточная изменчивость температуры воздуха и других климатических показателей.

Зима холодная и ветреная, средние месячные температуры воздуха колеблются от −16 до −25 °C, средние месячные скорости ветра от 7 до 9 м/с. Радиационные и циркуляционные условия зимы на полуострове определяют наличие почти всех классов морозной погоды. Преобладают значительно и сильно морозные погоды с ветром (60—70 %). Велика доля жестоко морозной погоды (13—16 %). Эквивалентно-эффективная температура, которая характеризует тепловое ощущение человека, возникающее при совместном воздействии температуры, влажности и скорости ветра, очень низка (ниже 45 °C).

Весна. В южной половине Ямала средние даты прекращения заморозков (конец весны) практически совпадают с датами перехода средней суточной температуры воздуха через отметку 5 °C, а в северной половине заморозки прекращаются при более низкой положительной температуре (2—3 °С). На юге полуострова весна заканчивается в конце первой декады июня, а на севере — в конце июня. Длительность весеннего периода уменьшается от 45 дней на юге и до 35 дней на севере. Весной направление воздушных потоков резко изменяется по сравнению с зимним периодом. Господствуют северо-восточные и северные ветры. Радиационный баланс становится положительным благодаря притоку большого количества солнечной радиации в мае и июне. Преобладает слабо и умеренно морозная погода и погода с переходом температуры воздуха через отметку 0 °С. В этот период наблюдается наиболее интенсивный подъём температуры воздуха (от отрицательных значений к положительным). В результате таяния и схода снежного покрова подстилающая поверхность становится неоднородной, а альбедо резко снижается.

Лето. Продолжительность летнего периода на юге полуострова составляет около 90 дней, а на севере — около 50 дней. Столь большая разница обусловлена в основном более поздним началом лета на севере полуострова. Средние даты первых заморозков наступают на 10-12 дней раньше, чем даты перехода средней суточной температуры воздуха через отметку 5 °C. Лишь в зоне лесотундры эти даты практически совпадают. Вегетационный период, который близок к датам перехода температуры воздуха через отметки 5 °C, в тундровой зоне начинается на 10—20 дней позднее даты начала летнего периода и заканчивается на 10—12 дней позднее даты его окончания. В зоне лесотундры даты начала и окончания летнего периода и даты перехода температуры воздуха через отметку 5 °С совпадают. Летом на полуострове преобладают северо-восточные и северные ветры. Июль на юге и август на севере полуострова — самые тёплые месяцы в году. Однако в целом лето холодное, особенно в северной половине полуострова. Средняя температура воздуха здесь не превышает 7—8 °C, число облачных дней и дней с туманами велико. Бывают дни и периоды, когда устанавливается тёплая и безветренная погода. Абсолютный максимум температуры воздуха достигает 26—27 °C в тундровой зоне и 30 °C — в зоне лесотундры. В течение летнего периода на территории полуострова Ямал отмечается большое разнообразие погоды.

Осень. На севере полуострова осень начинается в последней декаде августа, а на юге — в первой декаде сентября и заканчивается в первой — второй декаде октября. Продолжительность осеннего периода в противоположность весеннему увеличивается при движении с юга на север от 35 до 50 дней. Окончание осени по всей территории полуострова наступает примерно в одни и те же сроки (разница меньше 10 дней), в то время как начинается она на юге Ямала более чем на 20 дней позднее, чем в северных районах. В сентябре-октябре резко возрастает циклоническая деятельность, господствующими ветрами становятся юго-западные. В связи с этим увеличивается облачность и скорость ветра, резко снижается температура воздуха. Преобладает слабо и умеренно морозная с ветром погода (30—40 %), велика повторяемость облачной погоды с переходам температуры воздуха через отметку 0 °C.

Растительность

Большая протяжённость полуострова с севера на юг обусловила хорошо выраженную зональность в распределении растительного покрова. В пределах тундровой зоны Ямала выделяются подзоны арктических и субарктических тундр, вторая делится, в свою очередь, на полосу типичных (северных) и кустарниковых (южных) тундр. К арктической подзоне относится северная оконечность полуострова, примерно до 71° с. ш. К югу от 67° с. ш. располагается зона лесотундры.

Растительный покров тундровой зоны представляет собой сложное сочетание разных типов тундр, болот и фрагментов лугоподобной растительности. Растительность тундр формируется в очень суровых условиях. Вегетационный период короток. Растения низкорослы, часто имеют стелющуюся или подушковидную форму, растут куртинками, пятнами. Значительна роль мхов и лишайников в сложении фитоценозов. Разнообразие форм микрорельефа обусловливает комплексность растительного покрова. Даже незначительные различия в толщине снежного покрова влекут за собой разницу в сроках прогревания почвы, глубине залегания мерзлоты, влажности. Чем больше амплитуда изменения этих факторов, тем сложнее структура растительного покрова.

Основной диагностический признак арктических тундр — отсутствие кустарников, в первую очередь ёрника. В виде исключения на заболоченных участках на юге подзоны отмечены отдельные угнетённые экземпляры кустарниковой ивы шерстистой. В тундровых же фитоценозах распространены кустарничковые формы ив. В подзоне арктических тундр для плакорных местообитаний характерен мозаичный покров из травяно-лишайниково-моховых, кустарничко-моховых и кустарничково-лишайниковых фитоценозов. Ряд заболачивания начинается с травяно-моховых полигональных заболоченных тундр. Преобладают болота травяно-моховые. В речных долинах и на дне спущенных озёр формируются луговины. Широко распространены склоны с выраженной солифлюкцией.

В субарктических тундрах наряду с зональным тундровым типом встречаются заросли кустарников, болота и пойменные сообщества. Основные ландшафтные типы субарктических тундр — бугорковатые, пятнисто-бугорковатые, полигональные.

Типичные субарктические тундры отличаются от южных субарктических тундр сближенностью ярусов и менее высоким кустарниковым. В типичной тундре кустарники встречаются преимущественно в отрицательных формах рельефа или на склонах, в южных — в составе плакорных и других сообществ. В типичной тундре большие площади заняты ивняками, в южных наряду с ними распространены ёрники, обычно с моховым напочвенным покровом. В типичной и южных тундрах встречаются плоскобугристые болота, в южной — ещё и крупнобугристые. Господство кустарничков и участие ёрника — одна из важнейших особенностей болотных ценозов южной тундры.

Травянистые сообщества речных пойм принимают облик луговой растительности в типичных тундрах, а при переходе к южной тундре обогащается их флористический состав, увеличивается высота растений, возрастает продуктивность. В типичных тундрах травянистая растительность представлена луговинным типом с заметным участием в покрове осок и пушиц. В южной тундре наряду с луговинами получают широкое распространение высокотравные злаковые луга.

Животный мир

Дикий северный олень. В соответствии с постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.11.2001 № 668 (ред. от 14.09.2006) «О Красной книге Ямало-Ненецкого автономного округа» рекомендован к включению в Красную книгу автономного округа тундровый северный олень (Rangifer tarandus tarandus) Ямало-Белоостровской популяции. (В Красную книгу России включены лесной и новоземельский подвиды северного оленя.)

В начале XX века олень обитал в северной части полуострова Ямал, граница его распространения проходила по рекам Мордыяха и Вэ-Нуйяха. На протяжении последующих десятилетий его ареал неуклонно сдвигается к северу. К началу 1980-х годов олень встречался только на северо-западной оконечности полуострова Ямал, в бассейнах рек Яходыяха, Пайндтеяха, Сядоръяха и о. Белый.

При обследовании в 2004 г. территории острова Белый выявлено, что популяция дикого северного оленя находится в благоприятном состоянии и исчисляется в 2000—2200 особей (В. Г Кривенко и др. Научный центр — Охрана биоразнообразия).

Олени, обитающие на севере, не совершают сколько-нибудь протяжённых миграций и круглый год живут в арктической тундре. Белоостровские олени на зиму откочевывают на полуостров.

Волк (подвид Canis lupus albus). На полуострове волк был распространен повсеместно, отмечены заходы волка на острове Белом.

Волку как виду свойственно «возрождаться из пепла». В период с 1948 по 1958 гг. на полуострове ежегодно в среднем добывали по 41 волку, что составляло более трети всей добычи в национальном округе. Численность волка восстановилась к середине 70-х годов.

Численности волка способствуют в основном три фактора: открытый ландшафт тундры, большая плотность снежного покрова, большая численность домашнего оленя.

Из крупных животных в районе водятся также белый и бурый медведи, росомаха.

Традиционная хозяйственная деятельность

На территории полуострова Ямал выпасается более двухсот тысяч голов домашних оленей, осуществляют свою деятельность около 1000 оленеводческих хозяйств различных форм собственности. В 2002 году в районном центре — селе Яр-Сале — введен в действие убойно-перерабатывающий комплекс, сертифицированный по нормам Евросоюза, оснащённый современным высокотехнологичным оборудованием. Цель его создания — содействие вхождению традиционной отрасли северного хозяйствования в рыночную экономику, повышение качества оленеводческой продукции до уровня европейских стандартов. Производственная мощность объекта позволяет обслуживать большинство действующих на территории полуострова оленеводческих хозяйств. Предприятие выпускает более 60 наименований деликатесной продукции из мяса оленины, которое обладает высокими диетическими качествами. Продукция «Ямальских оленей» — копчености, колбасные изделия, тушёнка — уже неоднократно представлялась на российских и международных конкурсах и выставках-ярмарках, где удостаивалась почетных наград.

Развито озёрное и речное рыболовство, а также сезонный лов вдоль побережий Карского моря и Обской губы

Транспорт

Полуостров Ямал отличается достаточно низкой развитостью транспортной инфраструктуры. Масштабное промышленное освоение региона невозможно без соответствующего развития авиационного и железнодорожного сообщения. В настоящее время доставка значительного объёма грузов на Ямал осуществляется морским транспортом в период летней навигации через порт Харасавэй (71°05′33″ с. ш. 66°48′16″ в. д.HGЯOL).

Для обеспечения возможности круглогодичных грузопассажирских перевозок на полуостров Ямал ведется строительство новой железнодорожной линии «Обская — Бованенково» протяженностью 525 км. Проектом освоения Бованенковского месторождения предусматривалось строительство аэропорта «Бованенково» к 2012 году.

Культура и образование

В районе имеется 8 дошкольных образовательных учреждений, 8 общеобразовательных школ. Также имеется краеведческий музей, 8 культурно-досуговых учреждений, 9 библиотек.

Примечания

  1. ↑ в рамках административно-территориального устройства Ямало-Ненецкого автономного округа
  2. ↑ в рамках муниципального устройства Ямало-Ненецкого автономного округа
  3. ↑ Евгений Кривякин, по материалам ИА Север-Пресс «В Ямальском районе прошла инаугурация главы администрации Андрея Кугаевского» 19.03.2012
  4. 1 2 3 4 5 6 7 (Тюменская область. Общая площадь земель муниципального образования
  5. 1 2 3 Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения 24 апреля 2020. Архивировано 24 апреля 2020 года.
  6. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность населения СССР, РСФСР и ее территориальных единиц по полу (неопр.). Архивировано 23 августа 2011 года.
  7. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  8. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения и его размещение в Тюменской области (неопр.). Дата обращения 10 мая 2014. Архивировано 10 мая 2014 года.
  10. ↑ Оценка численности населения на начало 2011 года по муниципальным образованиям Ямало-Ненецкого автономного округа (неопр.). Дата обращения 30 января 2015. Архивировано 30 января 2015 года.
  11. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  13. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  16. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  17. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  18. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года (рус.). Дата обращения 31 июля 2019.
  19. ↑ Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2004 года N 40-ЗАО О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Ямальского района.
  20. ↑ Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2006 № 43-ЗАО (ред. от 02.06.2010 № 65-ЗАО) «Об упразднении некоторых населённых пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа.»
  21. ↑ Природа Ямала /отв. ред. Л.H. Добринский. Екатеринбург: Наука, 1995. 436 с.

Литература

  • Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). Тюмень, 2003. 304 с. — ISBN 5-87591-025-9

Ссылки

Ямал Нефть и Газ

icon

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ:

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТИ И ГАЗА ЯМАЛА НА 2020-2025 ГОДЫ

icon

ВАЖНО! СОСТОЯНИЕ КРУПНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ ЯМАЛА:

Арктик СПГ-2, Ямал СПГ, разработка месторождений в Обской губе в Карском море, Обский СПГ, Печорский СПГ, разработка Северо-Русского газоконденсатного месторождения, Мессояхские проекты и многие другие важные проекты

icon

Круглый стол по освоению арктического шельфа:

какие существуют стратегии оптимизации контроля над нефтегазовым комплексом при разведке углеводородов на арктическом шельфе? Какие инженерные решения наиболее востребованы операторами проектов?

icon

ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ЯМАЛЕ И ПРИМЕРЕНИЯХ.

Северный широтный путь и Северный морской путь. Инвестиции, формирование грузопотока, развитие морских портов и железнодорожных подходов

icon

Круглый стол по геологоразведке на Ямале:

освоение новых и действующих месторождений. Каковы перспективы геологоразведочных работ на Севере?

icon

Специализированная выставка современных технологий и оборудования

поставлено российскими и международными лидерами

icon

Важно! БЕЗОПАСНОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

— стратегии сохранения окружающей среды.Планы операторов и их требования по обеспечению экологической безопасности

icon

Приветственный коктейль и Гала-ужин для всех участников Форума.

Не упустите беспрецедентные сетевые возможности!

.

Ямал

На полуострове Ямал активно развивается новый центр газодобычи. В конечном итоге центр станет одним из основных факторов развития газовой промышленности России. Ямал будет добывать до 360 миллиардов кубометров газа в год.

Количество полей: 32.

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений полуострова Ямал: 26,5 трлн кубометров газа, 1,6 млрд тонн газового конденсата, 300 млн тонн нефти.

Добыча на Ямале: 2019: 96.3 миллиарда кубометров газа.

Перспективы: до 360 млрд куб. М газа в год.

Объем проекта

Бованенковская производственная зона

Бованенковская производственная зона обладает наибольшим потенциалом добычи и включает три месторождения: Бованенковское, Харасавэйское и Крузенштернское (лицензии принадлежат Группе Газпром). Его общая добыча прогнозируется на уровне 217 миллиардов кубометров газа и 4 миллионов тонн стабилизированного конденсата в год.

Тамбейская производственная зона

Тамбейская производственная зона включает четыре месторождения: Тамбейское, Малыгинское (лицензии принадлежат Группе Газпром), Южно-Тамбейское и Сядорское.

Южная производственная зона

Южная производственная зона включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе Газпром), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское и Каменномысское.Зона считается приоритетным нефтедобывающим активом с максимальной годовой добычей 7 млн ​​тонн.

Система транспортировки углеводородов

Создан газотранспортный коридор нового поколения, связывающий Бованенковское месторождение с Ухтой, для поставки газа с полуострова Ямал в Единой системе газоснабжения России. Круглогодичные отгрузки нефти осуществляются с нефтеналивного терминала Arctic Gate.

Инфраструктура

Действует комплексная система поддержки для промышленных и жилых помещений.В систему входят автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, производственные объекты, железная дорога Обская — Бованенково — Карская протяженностью 572 км, аэропорт.

Реализация проекта

Самое крупное месторождение Ямала по разведанным запасам газа — Бованенковское. Сеноман-аптские отложения Бованенковского месторождения являются приоритетным объектом разработки. В 2012 году введен в эксплуатацию первый на месторождении газодобывающий комплекс (ГП-2). Второй (ГП-1) и третий (ГП-3) газодобывающие объекты введены в эксплуатацию в 2014 и 2018 годах соответственно.Суммарная проектная мощность трех объектов составляет 115 млрд куб. М газа в год. Планируемая добыча на Бованенковском месторождении достигнет 140 млрд кубометров газа в год, как только Компания приступит к разработке неокомско-юрских отложений.

Магистральный газопровод Бованенково — Ухта введен в эксплуатацию в 2012 году, а газопровод Бованенково — Ухта 2 — в начале 2017 года.

В 2016 году введены в промышленную эксплуатацию Новопортовское нефтяное месторождение и морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Передовые технологии

Преодолевая суровые климатические и экологические условия полуострова Ямал, «Газпром» сделал Ямал своей стартовой площадкой для эффективных, безопасных и инновационных технологий и технических решений.

Мегапроект «Ямал» не имеет себе равных по сложности, поскольку его запасы углеводородов сосредоточены в труднодоступной местности с исключительно сложными климатическими условиями. Для региона характерны вечная мерзлота, продолжительные зимы и низкие средние температуры (до минус 50 градусов Цельсия).Летом 80% территории Ямала занимают озера, болота и реки, что значительно ограничивает возможности промышленного строительства. «Газпром» применяет на Ямале эффективные, безопасные и инновационные технологии и технические решения. Многие из этих инноваций были разработаны по заказу Компании ведущими российскими исследовательскими институтами и компаниями.

Технологии производства

Впервые в России используется единая инфраструктура для добычи газа из сеноманских (на глубине 520–700 метров) и апт-альбских (1,200–2000 метров) залежей Бованенковского месторождения.Такой подход помогает сэкономить значительные средства на предварительных разработках, ускорить процессы строительства и повысить эффективность разработки месторождения.

Разработка месторождения началась с нижних газовых залежей, имеющих более высокое пластовое давление. По мере выравнивания давления верхние отложения вводятся в разработку. В последнюю очередь разрабатываются сеноманские отложения более низкого давления, чтобы компенсировать естественное снижение добычи газа из аптских отложений. Соответственно, на отдельные залежи бурятся отдельные группы эксплуатационных скважин и поэтапно подключаются к единой газосборной сети.

Из-за сложных условий местности необходимо обновить нормативную базу проектирования скважин. Новый регламент позволил Компании сократить расстояние между устьями в кустах с 40 метров до 15–20 метров, а также сократить до минимума площадь и подготовительные работы кустов скважин, подъездных путей и других коммуникаций при обеспечении промышленной безопасности.

Рабочие процессы на Бованенковском в высокой степени автоматизированы благодаря использованию технологий с малым количеством персонала.Впервые в истории «Газпрома» при разработке месторождений используются автоматизированные модули подключения скважин (МОС-2). Модули используются для контроля и управления новогодними елками, а также для обеспечения надежной работы скважины в случае гидратообразования.

Для подготовки газа к транспортировке Компания использует самый современный и экологически чистый метод низкотемпературной сепарации с помощью турбодетандеров отечественного производства.

Транспортные технологии

Газ с Ямала закачивается в Единую систему газоснабжения России по газопроводам нового поколения, работающим под давлением 11.8 МПа (120 атм). «Газпрому» удалось достичь рекордно высокого давления в морских трубопроводах, прежде всего за счет использования труб нестандартного изготовления. Трубы диаметром 1420 мм с внутренним проточным покрытием изготовлены российскими производителями из стали марки К65 (Х80).

Затопленный переход под Байдаратской губой оказался самой большой проблемой при строительстве газотранспортной системы. Байдаратинский залив отличается уникальными природными условиями: несмотря на небольшую глубину, в нем часто бывают штормы, сложные донные отложения и промерзание до дна зимой.На этом участке Компания использовала бетонные трубы диаметром 1219 мм, рассчитанные на рабочее давление 11,8 МПа. В результате «Газпром» создал прецедент для отечественной и мировой газовой промышленности, прокладывая трубы с такими характеристиками в столь сложных условиях.

Морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», расположенный в Обской губе, также уникален. Он предназначен для работы в экстремальных условиях, поскольку температура в этом регионе может опускаться ниже минус 50 градусов по Цельсию, а толщина льда может достигать двух метров.Терминал имеет двухуровневую систему защиты и соответствует самым строгим требованиям промышленной безопасности и защиты окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет быстро расстыковать без разгерметизации отключаемых агрегатов. Технология нулевого сброса предотвращает попадание посторонних веществ в Обскую губу, что имеет первостепенное значение для сохранения окружающей среды Арктики.Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с береговой батареей резервуаров, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Технологии строительства инфраструктуры

Построенная «Газпромом» железная дорога Обская — Бованенково — Карская протяженностью 572 км обеспечивает надежное всепогодное сообщение между полуостровом Ямал и материковой частью России, а также круглогодичные грузовые и пассажирские перевозки. Это единственная железная дорога в мире, которая может работать в столь суровом климате.

В целях сохранения несущей способности вечной мерзлоты все строительные работы на основных объектах велись при отрицательных температурах. Насыпь железной дороги сложена из влажного илистого песка, затвердевающего при низких температурах. Для обеспечения устойчивости дорожного полотна летом была разработана и применена уникальная многослойная система теплоизоляции: поверх мерзлого песка уложен пенополистирол и выполнено армирование геотекстилем.

Наибольшие трудности для железнодорожников представлял мост через пойму реки Юрибей.Он не имеет прецедентов в мостостроительной практике с точки зрения конструкции, климатических и геокриологических условий строительства и эксплуатации. Его длина составляет 3,9 км, и это самый длинный мост в мире за Полярным кругом.

Строителям удалось установить мост на практически непригодной для строительства поверхности, так как она состоит из вечной мерзлоты с вкраплениями криопэгов (линзы соленой воды в телах вечной мерзлоты, которые не замерзают даже при температуре от минус 10 до 30 градусов Цельсия).Балки и фермы моста смонтированы на металлических трубах шириной 1,2–2,4 метра, заполненных железобетоном. Опоры моста уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. Благодаря современным технологиям и особому способу замораживания (термостабилизации) опоры практически вморожены в лед (вечная мерзлота), дополнительно укрепляя конструкцию.

Экологическая деятельность

При строительстве различных объектов «Газпром» в первую очередь заботится о сохранении уникальной природной среды Ямала.Компания сокращает площадь своих объектов до минимума. Применение парожидкостных термостабилизаторов и теплоизолированных труб в скважинах позволяет значительно снизить воздействие на вечную мерзлоту. Системы рециркуляции на предприятии используются для предотвращения загрязнения водоемов и почвы. За экологической ситуацией ведется постоянный мониторинг.

При строительстве газовых скважин отходы бурения перерабатываются путем затвердевания, а полученные материалы используются в строительстве. В основе технологии лежит метод капсулирования шлама на специализированных смесительных установках.Капсулированные строительные материалы используются при подготовительных работах на Бованенковском месторождении, а именно для земляных работ по кустовым земляным полотнам, а также для устройства и обслуживания насыпей для откосов дорог.

Поскольку месторождения Ямала расположены на территориях проживания кочевых оленеводов, «Газпром» учитывает интересы тундровиков. Компания уделяет особое внимание организации и проведению мероприятий, способствующих социально-экономическому развитию региона, сохранению традиций и культуры коренных малочисленных народов Севера.Для этого «Газпром» определил стоянки оленеводческих отрядов и пути миграции оленей, а также построил специальные переходы для оленей, чтобы они могли проходить через коммуникации.

Компания также реализует программу по увеличению популяции промысловой северной рыбы.

«Ни одна другая страна мира не создавала ничего подобного в Арктике. Этот проект не имеет прецедентов в истории мировой газовой отрасли. Создав новый центр добычи газа за Полярным кругом, Россия доказала свое лидерство в Арктике », — сказал Алексей Миллер.

Репортажи и фотографии на месте

События

Все новости

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *